Земля – не олигархам, земля – украинцам: Поправки к законопроекту № 2178-10

Земля – не олигархам, земля – украинцам: Поправки к законопроекту № 2178-10
Фото из открытых источников

Роман Головин

Инженер-механик, экономист-финансист

Пока имеем два предательских законопроекта относительно регулирования оборота прав на землю, которые уже прошли первое чтение и готовятся ко второму:

- № 2178-10 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения” (принят 13 ноября 2019 года);

№ 2194 “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений” (принят 14 ноября 2019 года).

Оба законопроекта принадлежат “Слугам народа”. Они являются альтернативными друг другу. Принятие № 2178-10, или № 2194 приведет к одинаковому результату – открытие так называемого “рынка земель” вообще не в интересах украинцев. 

Поскольку оба законопроекта уже прошли первое чтение, исправить негативную ситуацию, которую может создать их принятие, возможно уже только через внесение предложений и поправок к ним. 

Включившись в процесс формирования предложений и поправок к законопроектам относительно регулирования земельных отношений, мной было предложено политическим партиям, фракциям и депутатам мое видение национально ориентированных предложений и поправок. Надеюсь, мои предложения будут учтены полностью или частично.

Сейчас стоит сосредоточиться на проекте закона № 2178-10. Напомню, именно он получил серьезное уличное сопровождение при принятии в первом чтении: пылкие выступления народных депутатов, брюзжание тракторов на Грушевского и “похороны свиньи” возле Верховной Рады. Хотя, забегая вперед, отмечу, что не меньшей славы заслуживает и № 2194. Анализ и поправки к этому законопроекту – следующим материалом.

Концентрация земель, как следствие монополизация (олигархизация) аграрной отрасли со всеми вытекающими негативными последствиями – это главная угроза законопроекта № 2178-10. Все условия для такой ситуации созданы: бедные крестьяне, трудовая миграция, которая “забрала” миллионы трудолюбивых украинцев, преференции для арендаторов и потенциальных покупателей земли и попрание прав нынешних собственников земли – украинских крестьян.

Главной идеей предложений и поправок должно стать формирование возможностей для восстановления развития аграрной отрасли с участием исключительно украинцев. 

Целью снятия запрета на отчуждение земли должен стать эффективный обмен прав собственности на землю, когда земля от гражданина, который желает ее продать, переходит к гражданину, который хочет быть собственником земли и самостоятельно хозяйствовать на ней.

Под самостоятельным хозяйствованием следует понимать единоличное (семейное) хозяйствование или через участие владельца земли в хозяйственном обществе, в которое передается земля на правах пользования.

Запрос на покупку земли среди украинцев есть. Он комплексный,  сформирован экономическими и мировоззренческими, патриотическими и культурными факторами, – этот запрос будет положительно влиять на рост ценности украинской земли. В то время, когда экономическое формирование цены на землю, по логике транснационального капитала, латифундистов-арендаторов и просто иностранцев-фермеров будет определяться непосредственно доходностью земли, что будет означать отсутствие роста цены на землю, которое так рекламируют, только бы открыть так называемый рынок земель.

Поэтому формирование конкурентных предложений от украинцев украинцу является рациональным, национально ориентированным, и именно такому обмену прав на землю нужно отдать предпочтение, а не ставить в приоритет латифундистов-арендаторов, предоставляя им законодательные преференции и ограничивая в правах крестьян-собственников земли и безземельных украинцев. Именно по такому ценностному принципу сформировались заоблачные для крестьянина цены на земли в той же Голландии или Дании, где земля может принадлежать только гражданам страны.

Формирование национально ориентированной аграрной политики через механизмы государственного управления повлечет рост прибыли от земли, что будет иметь влияние на формирование ценности земли и повлечет падение склонности продавать землю у нынешних собственников земли, а эффективный обмен землей будет сводиться к переходу земли в собственность по семейным связям, от старшего поколения к младшему, которое более активно в желаниях к самостоятельному возделыванию собственной земли.

Кроме норм относительно права распоряжаться землей, должны быть определены нормы для приобретения земли, которые бы делали невозможным любую ее концентрацию, обеспечивали обобществление прибыли от земли, что соответствовало бы современным мировым тенденциям экономически развитых стран с социально ориентированной экономикой.

Концентрация земель – это монополизация и главная преграда для развития аграрной отрасли, общественно-экономического развития страны. Против концентрации и монополий или олигополий борются и делают все экономически и социально развитые страны мира. Не должно быть концентраций ни внутри общины, ни в рамках государства.

Поэтому правило простое: гражданин Украины имеет право приобретать один земельный участок с ограничением по площади, который максимально соответствует сложившемуся размеру земельного участка сельскохозяйственного назначения. Это соответствует конституционным принципам прав и свобод граждан.

Такой же принцип был применен при распаевании коллективных сельскохозяйственных предприятий – стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей (паев) всех членов  предприятия были равными.

Предлагаемое мной представление для внесения предложений и поправок:

Председателю Комитета

Верховной Рады Украины

по вопросам

аграрной и земельной политики

Сольскому Н. Т.

Относительно проекта Закона № 2178-10 от 10.10.2019 г.

Уважаемый Николай Тарасович!

Нами был проведен детальный анализ проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" № 2178-10 от 10.10.2019 г., который был принят в первом чтении 13.11.2019 г. с сокращенной процедурой рассмотрения.

Следует отметить, что принятый вышеуказанный Проект Закона не соответствует нормам Конституции Украины, в частности статьям 13 и 14. Проект Закона не соответствует возрастному запросу украинцев самостоятельно хозяйствовать на собственной земле. Не для того была земля Украинского народа распределена между крестьянами, чтобы в условиях кризиса, нищеты и беспомощности со стороны государства крестьянин был вынужден ее отдать для концентрации в руки монополий. Государственный земли нужны стране не для того, чтобы быть проданными в сделку и обогащению невежд, которые решили, что земля это товар. Украинская земля требует эффективного собственника из числа Украинских граждан, Украина нуждается в новом качестве государственном как в управлении землями Украинского народа, так и в организации эффективных национально-ориентированных земельных отношений.

Руководствуясь вышеизложенным, предоставляем предложения и поправки для учета во втором чтении проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" № 2178-10 от 10.10.2019 года.

1. Предлагается изменить существующее название проекта Закона на новое "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота прав на земли сельскохозяйственного назначения".

2. Внести поправки к пункту 1 части 1 раздела и проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" № 2178-10 от 10.10.2019 г., изложив в следующей редакции:

"1) статью 130 изложить в следующей редакции:

"Статья 130. Приобретатели права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения

1. Приобретателями права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть:

а) граждане Украины;

б) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника от имени Украинского народа в пределах, определенных Конституцией Украины

2. Граждане Украины имеют право быть приобретателем только одного земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью не более 10 гектар, что соответствует предельному объему права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности одного лица.

Граждане Украины не имеют права быть приобретателями земель более предельных объемы права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

В случае отсутствия в собственности гражданина Украины земельного участка сельскохозяйственного назначения вследствие его отчуждения, гражданин Украины имеет право снова быть приобретателем одного земельного участка сельскохозяйственного назначения.

3. Преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующей территориальной общины, в административных границах которой отчуждается земельный участок, а также соответствующие органы местного самоуправления.

4. Территориальные общины имеют право приобретать земельные участки только на территории соответствующих территориальных общин."

3. Внести поправки в пункт 2 части 1 раздела и проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" № 2178-10 от 10.10.2019 г. изложить в следующей редакции:

"2) статью 131 изложить в следующей редакции:

"Статья 131. Приобретение права собственности на земельные участки

Приобретение земельных участков происходит на основании договоров купли-продажи, мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых сделок, а также на основании решений суда, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих права собственника от имени Украинского народа в пределах, определенных Конституцией Украины и на других основаниях, предусмотренных законом".

4. Пункт 3 части 1 раздела и проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения" № 2178-10 от 10.10.2019 г. исключить.

Таблица предложений и поправок к законопроекту № 2178-10, на основании которой сформировано представление о внесении предложений и поправок

Содержание положения (нормы) действующего законодательства

Содержание положения (нормы) с учетом предлагаемых изменений

Предложения и поправки Головина

 

Название

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения

Название

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота прав на земли  сельскохозяйственного назначения

   

 

Земельный кодекс Украины

Статья 130. Покупка земель сельскохозяйственного назначения

1. Покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть:

а) граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства;

б) юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства.

2. Преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, а также соответствующие органы местного самоуправления.

Отсутствует

Статья 130. Приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения

1. Приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут:

а) граждане Украины;

б) юридические лица Украины, созданные по законодательству Украины;

в) территориальные общины;

г) государство.

Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону, но обязаны осуществить их отчуждение в течение одного года со дня приобретения права собственности.

2. Совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина, юридического лица, с учетом связанных лиц или юридических лиц, созданных по законодательству Украины, которые имеют общего конечного бенефициарного собственника (контроллера):

в пределах одной объединенной территориальной общины не должна превышать 35 процентов земель сельскохозяйственного назначения такой общины;

в пределах одной области или Автономной Республики Крым, не должна превышать 8 процентов земель сельскохозяйственного назначения такой области или Автономной Республики Крым;

не должна превышать 0,5 процентов земель сельскохозяйственного назначения Украины.

Термин "связанные лица" используется в значении, определенном Налоговым кодексом Украины.

Термин "бенефициарный владелец (контроллер) употребляется в этом Кодексе в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Нарушения требований этой части являются основанием для признания сделки, по которым приобретается право собственности на земельный участок недействительным, а также для принудительного отчуждения земельного участка.

Порядок осуществления проверки соответствия приобретателя или владельца земельного участка требованиям, определенным этим Кодексом для приобретения в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, утверждается Кабинетом Министров Украины.

3. Арендатор, который согласно закону может иметь в собственности арендованный земельный участок, если иное не предусмотрено законом, имеет преимущественное право на приобретение ее в собственность в случае продажи этого земельного участка, при условии, что он уплачивает цену, по которой она продается, а в случае продажи на аукционе - если его предложение является равным с предложением, которое является наибольшим из предложенных участниками аукциона.

Статья 130. Приобретатели права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения

 

1. Приобретателями права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть:

а) граждане Украины;

б) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника от имени Украинского народа в пределах, определенных Конституцией Украины

2. Граждане Украины имеют право быть приобретателем только одного земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью не более 10 гектар, что соответствует  предельному объему права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности одного лица.

 

Граждане Украины не имеют права быть  приобретателями земель более предельных объемов права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

 

В случае отсутствия в собственности гражданина Украины земельного  участки сельскохозяйственного назначения вследствие его   отчуждение, гражданин Украины имеет право снова быть приобретателем одного земельного участка сельскохозяйственного назначения.

 

3. Территориальные общины имеют право приобретать земельные участки только на территории соответствующих территориальных общин.

 

Или п.1 1.  В редакции

 

Приобретателями права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть:

а) граждане Украины;

б) территориальные общины, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, - на земли коммунальной собственности;

в) государство, которое реализует это право через соответствующие органы государственной власти, - на земли государственной собственности.

 

 

 

 

Статья 131. Приобретение права собственности на земельные участки на основании других гражданско-правовых сделок

1.  Граждане и юридические лица Украины, а также территориальные общины и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых сделок.

2.  Заключение таких соглашений осуществляется согласно Гражданского кодекса Украины с учетом требований настоящего Кодекса.

Статья 131. Приобретение права собственности на земельные участки на основании других гражданско-правовых сделок

1.   Граждане и юридические лица, созданные по законодательству Украины, а также территориальные общины и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых сделок.

2.   Заключение таких соглашений осуществляется согласно Гражданского кодекса Украины с учетом требований настоящего Кодекса.

Статья 131. Приобретение права собственности на земельные участки

1.       Приобретение земельных участков происходит на основании договоров купли-продажи, мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых сделок, а также на основании решений суда, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих права собственника от имени Украинского народа в пределах, определенных Конституцией Украины и на других основаниях, предусмотренных законом.

 

Исключить

Глава X

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

отсутствует

 

 

 

14. До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2020 года, запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2020 года, не допускается:

а) покупка-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земель, перешедших к коммунальной собственности согласно пункта 21 настоящего раздела или переданных в коммунальную собственность согласно статье 14-1 Закона Украины "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев), кроме изъятия (выкупа) их для общественных потребностей;

б) покупка-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена (мены) согласно части второй статьи 37-1 настоящего Кодекса земельного участка на другой земельный участок с одинаковой нормативной денежной оценкой или разница между нормативными денежными оценками которых составляет не более 10 процентов и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам - участникам соглашений о распределении продукции для осуществления деятельности по таким соглашениям.

Купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, вводится при условии вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2020 года, в порядке, определенном настоящим Законом.

Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или другим способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, в части их покупки-продажи и иным способом отчуждения, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее являются недействительными с момента их заключения (удостоверения).

 

Глава X

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

….

6-1. Граждане, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также арендаторы земельных участков, которые приобрели право аренды земли путем переоформления права постоянного пользования в отношении указанных земельных участков, имеют право на выкуп таких земельных участков в собственность с рассрочкой платежа до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков без проведения земельных торгов."

14. До 1 января 2024 года не допускается приобретение юридическими лицами, бенефициарным владельцем (контроллером) которых являются иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, созданные по законодательству иному, чем законодательство Украины, иностранные государства, права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности,

земельные участки, находящиеся в частной собственности и предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельные доли (паи).

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями в собственность земельных участков, которые используют такие земельные участки на правах аренды, эмфитевзиса, при условии, если:

с момента государственной регистрации юридического лица - приобретателя права собственности прошло не меньше 3 лет,

право аренды, эмфитевзиса возникло до вступления в силу этим пунктом.

Нарушение требований этого пункта является основанием для признания сделки, на основании которого приобретается право собственности на земельный участок, а также основанием для принудительного отчуждения земельного участка.

Термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" используется в этом пункте в значении, приведенном в пункте 14.1.235 статьи 14 Налогового кодекса Украины.

 

Исключить

 

Глава X

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Исключить