banner banner banner banner

Знание – сила: источник проблем вузов - в школе

Акаш Бхат, историк, путешественник

Знание – сила: источник проблем вузов - в школе
112.ua

Акаш Бхат

историк, путешественник

Акаш Бхат, историк, путешественник

Совсем недавно в Украине стартовала вступительная кампания. Тысячи вчерашних школьников в скором времени станут студентами в десятках вузов. Согласно последним нововведениям в сфере образования отечественные университеты встретят новых абитуриентов по-новому. Почти по-европейски. Хочется верить, что после бурных событий, связанных с Евромайданом, и в сфере образования тоже подул ветер перемен.

         Впрочем, ничего сразу сделать не получается. И высшее образование, увы - не исключение.

Новости по теме

         Последние сессии ЗНО, проведенные в Украине, показали весьма неоднозначные результаты. В целом, несмотря на локальные успехи, не так уж высок уровень сегодняшних абитуриентов. А ведь именно они – будущее страны, за которую, не побоюсь так сказать, сейчас кто-то отдает свою жизнь. А суть одна - ЗНО - явление модерное, в то время как школьное образование у нас - времен первой половины ХХ века.

         Корень проблемы пролегает на уровне довузовской подготовки молодых украинцев – школы, лицеи, гимназии. Приступая к практическому реформированию образовательных процессов в Украине, всем соответствующим институциям необходимо уделить по максимуму ресурсов именно на реорганизацию школьного уровня подготовки молодежи. Возьмем, к примеру, опыт такой многообразной страны, как Индия. Да, несмотря на многие шаги, сделанные последней вперед, все еще значительная часть ее населения остается безграмотной. Учитывая масштабы естественного прироста населения ввиду высокой фертильности, понимаешь, что это скорее закономерность, чем неправильная политика властей. Потому что, посмотрев, например, на школьную систему в городах центрального региона, я осознал, что индийские учебные заведения на школьном уровне по своей организации опережают наши по уровню подготовки и реализации образовательных программ. В том числе - и благодаря международным программам бывшей метрополии - Великобритании.  

Новости по теме

         Разумеется, концепция бесплатного общедоступного образования (как школьного, так и высшего) - это прекрасно, но на практике не всегда картина столь радужна. Есть в школьной практике отечественных подростков и такое понятие, как "прогул", и знают они 1001 занятие, которое окажется гораздо более интересным, чем учеба. Бесплатное в нашем случае  - синоним слова безответственность.

         Другое дело в семьях горожан среднего достатка в Индии. Здесь бесплатный сыр только в мышеловке. Родители, желающие, чтобы их чадо (или чада) учились в школе (государственной или частной), обязаны обеспечить школьника специальной формой (дизайн каждая школа разрабатывает сама), оплачивать транспортные и столовые расходы (детей возят в школу на спецавтобусах и централизованно кормят дважды в день), нанимать репетиторов почти по каждому предмету (обычно в школах Индии крайне мало работы в коллективе, и очень много материала выносится на внеклассное время). Вплоть до старшей школы – 11-12 классов – за индийскими подростками установлен весьма жесткий контроль в школьных стенах и о "пойти покурить за угол" они и не мечтают. Перерывов также куда меньше. А благодаря оплате - в каждом классе не один классный руководитель или куратор, как в украинских школах, а несколько. Я уже молчу о том, что наполняемость каждого класса -  в среднем также ниже отечественных школ.

         Конечно же, школы каждого района почти любого крупного города в Индии соревнуются между собой на олимпиадах и различного типа соревнованиях. Однако без выигрыша не остается никто. В Индии нет такого понятия, как школы-аутсайдера, с отстающими учениками. Городские власти совместно с общинами районов зорко следят за обеспечением школ как необходимым количеством материальных ресурсов, так и квалифицированным персоналом.

В то же время, индийские учителя хоть не миллионеры, но даже в глубинке, в довольно средненьких по уровню экономического развития регионах нищенскими их зарплаты не назовешь. За пару лет они могут скопить на приличный автомобиль, кроме того, власти часто обеспечивают преподавателей жильем за счет местного бюджета.

Новости по теме

Поэтому, если Украина хочет гордиться завтра своими студентами и дипломированными выпускниками, то она должна позаботиться прежде всего не о переформатировании работы вузов, а об уровне подготовки школьников, и, главное, учителей. А учиться -  есть у кого.

Источник: 112.ua

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>