banner banner banner banner

"Золотые" звонки между разными сетями: Почему потребители платят по завышенным тарифам, получая низкое качество связи?

Основными проблемами для пользователей мобильных услуг является высокая стоимость звонков на номера других операторов, низкое качество связи и недостаточное покрытие, постоянное и немотивированное повышение цен на мобильные пакеты и т. д. Существуют ли механизмы для решения этих проблем? ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг" начала кампанию за удешевление мобильных тарифов и для защиты прав клиентов подвижной связи. Реализуя этот проект, мы также узнали, что думают по этому поводу потребители.

"Золотые" звонки между разными сетями: Почему потребители платят по завышенным тарифам, получая низкое качество связи?
Из открытых источников

Олег Титамир

Президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг"

Основными проблемами для пользователей мобильных услуг является высокая стоимость звонков на номера других операторов, низкое качество связи и недостаточное покрытие, постоянное и немотивированное повышение цен на мобильные пакеты и т. д. Существуют ли механизмы для решения этих проблем? ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг" начала кампанию за удешевление мобильных тарифов и для защиты прав клиентов подвижной связи. Реализуя этот проект, мы также узнали, что думают по этому поводу потребители.

          "Игрища" мобильных операторов

Предлагаю рассмотреть основные "реперные точки" во взаимоотношениях мобильных операторов и потребителей.

Стоимость звонков между различными сетями мобильных операторов – неоправданно высокая, сейчас она составляет 1-1,50 грн.

Согласно статистике, 88% звонков происходит внутри одной мобильной сети. Есть еще один "нюанс". Так, по данным национального телеком-регулятора, в Украине около 54,8 миллиона активных SIM-карт отечественных провайдеров при численности населения 37 млн человек. Это означает, что огромное количество украинцев вынуждены иметь дополнительные мобильные телефоны с карточками других операторов, чтобы удешевить звонки родным, знакомым и коллегам.

Почему так происходит? Дело в том, что за каждую минуту звонка из одной сети на другую существует дополнительный тариф, который операторы оплачивают друг другу, - "Оптовая ставка", или "Интерконнект" (MTR). Этот тариф регулируемый – его устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Сейчас этот тариф составляет 0,12 грн за 1 минуту интерконнекта. Реальная же себестоимость минуты межсетевого звонка – 0,03-0,04 грн, то есть 3-4 копейки.

Чувствуете разницу? "Маржа" каждого оператора на одной минуте звонка – 9 копеек, при этом все расходы интерконнекта все равно покрывают потребители мобильных услуг. Больше всего "сливок" снимают два крупнейших мобильных провайдера, которые и являются главными лоббистами заоблачной оптовой ставки. Однако это, так сказать, – межсетевая прибыль. С потребителя же взимают на розничных ставках в 20-30 раз больше! И хоть НКРСИ приняла решение с 1 января 2021 года снизить интерконнект до 0,08 грн, по моему мнению, проблему это кардинально не решит.

Новости по теме

Во-первых, даже эта "пониженная" ставка является почти в 3 раза завышенной. Во-вторых, на рынке до сих пор не существует прямой зависимости между оптовыми и розничными ценами (уменьшение цены интерконнекта автоматически не приводит к снижению тарифа на звонок между разными операторами). Ведь, согласно закону, НКРСИ не имеет никакого влияния (кроме установления оптовой ставки) на "свободное" ценообразование на мобильном рынке, который государство в лице АМКУ не признает монопольным, не видя никаких "картельных сговоров". Поэтому даже в случае снижения ставки нет никакой гарантии, что операторы автоматически снизят розничные цены для потребителей на звонки между различными сетями, хотя дополнительные основания для этого появятся.

ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг" постоянно анализирует рынок мобильных операторов. Мы периодически получаем жалобы от потребителей по поводу немотивированно завышенных тарифов на звонки между различными операторами, а также относительно высоких тарифов на мобильные пакеты. В этом контексте также следует принять во внимание результаты нынешнего исследования, проведенного Factum Group, согласно результатам которого 79% респондентов хотят, чтобы на законодательном уровне было закреплено, что цена минуты звонка на сети других операторов такая же, как стоимость звонка внутри сети. Поэтому, на наш взгляд, необходимы дополнительные регуляторные "мотивации" для установления экономически обоснованных и справедливых тарифов как на межсетевые звонки, так и на пакеты мобильных услуг.

Именно поэтому наша ассоциация начала реализацию общественной инициативи с привлечением неравнодушных потребителей, которая заключается в требованиях к НКРСИ снизить оптовую ставку до уровня себестоимости, то есть до 0,03 грн.

Кроме реакции сотен потребителей на нашей странице в Фейсбук, на данный момент мы имеем более тысячи инициированных нами и подписанных клиентами мобильной связи писем в НКРСИ и АМКУ. Основные посылы таковы. Во-первых, существующие цены на звонки на другие сети, особенно по истечении пакетных минут, завышенные, необоснованные и ведут к дополнительным необоснованным расходам потребителей. Во-вторых, практика операторов по разделению звонков и их стоимости на два разных типа (внутрисетевые и на другие сети) является антиконкурентной, что приводит к экономической дискриминации клиентов подвижной связи и ограничивает возможность смены оператора. В-третьих, размер таксы терминации трафика, установленный НКРСИ выше себестоимости этой услуги, искусственно способствует применению мобильными операторами недобросовестных практик. Потребители обращаются в регуляторные органы с просьбой в пределах их компетенции устранить антиконкурентную бизнес-деятельность, которая нарушает права потребителей, и внедрить решение по снижению ставки интерконнекта в себестоимость услуги.

Еще существует крайне сомнительная практика, когда потребитель рассчитывается за ежемесячный пакет т. н. предоплаченной Нсвязи, однако услуга ему предоставляется не в течение 30-31 дня, а только на срок 28 суток.

Возникает логичный вопрос: почему у мобильных операторов каждый месяц на календаре – февраль? Почему потребитель оплачивает в течение года мобильную связь за еще один дополнительный, 13-й месяц? И почему подвергаются ценовой дискриминации потребители, выбравшие предоплату, а не контракт? Этот вопрос я поднимал еще в апреле 2019 года. Именно полтора года назад мобильные операторы ответили на запросы нашей Ассоциации примерно одинаково: мол, в этом контексте они действуют в рамках действующего законодательства, и "оплата за пакет каждые 4 недели является условием актуальных тарифных планов предоплатной формы обслуживания".

Другими словами, операторы установили срок пакета 28 дней, потому что так захотели, ведь это делает возможным дополнительные прибыли! "Пусть вернут тарифный план ежемесячный, а не 4-недельный. И за те деньги, которые операторы берут с клиентов, можно было бы добавить к пакету с десяток гигабайт интернета", - написал нашей Ассоциации потребитель Олег Алоха.

Полтора года назад Антимонопольный комитет начал рассмотрение соответствующего дела по признакам нарушения антиконкурентного законодательства и монопольного сговора, ведь количество жалоб потребителей просто "зашкаливало". Но прошло полтора года, а воз и ныне там. Потребители платят, а операторы и дальше безосновательно обогащаются. Так может власти нужно просто изменить законодательство, чтобы раз и навсегда покончить с этим мобильным волюнтаризмом?

В сязи с тем, что цены на мобильные услуги регулирует "невидимая рука свободного и конкуретного рынка", крупнейшие мобильные операторы с радостью пользуются этой опцией, повышая тарифы на различные пакеты по 2-3 раза в год!

Потребители жалуются нашей Ассоциации на крайне сомнительную практику: так, одному из них в течение года повысили стоимость "контрактного пакет" на 30 грн, другому – в течение года подняли цену двумя "траншами" на 20 грн - со 140 грн до 180 грн. Валерий Кошевой на странице в Фейсбук нашей Ассоциации написал: "Вместо снижения тарифов, наоборот, подняли: еще пару лет назад платил за мобильный пакет 65 грн, сейчас же цену подняли до 120 грн – и как всегда на 28 дней, поэтому в году получается 13 месяцев".

Что побудило мобильных операторов к "спурту цен на их услуги? Может, сногсшибательная инфляция? Стремительная девальвация гривны? Может, существенный рост индекса потребительских цен? Тем не менее инфляция в течение 2020 году была как никогда стабильной: ее показатель за 11 месяцев нынешнего года составляет 3,8%. Гривна закрепилась на уровне 28 грн за американский доллар. Индекс потребительских цен за период январь - ноябрь 2020 года составил 104,1%, то есть цены в среднем выросли в годовом измерении минимально на 4,1 %. Почему же тогда мобильные операторы повышали в текущем году тарифы на 30-40 %?

Особенно учитывая то, что в конце марта нынешнего года в связи с пандемией коронавируса Антимонопольный комитет предостерегал телеком-компании от "предоставления участниками рынка услуг подвижной (мобильной) связи с целью получения сверхприбылей, согласованных/похожих действий, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции путем одновременного или согласованного повышения стоимости тарифных планов, закрытия дешевых, минимальных тарифных планов, автоматического (принудительного перевода абонентов на более дорогой тарифный план, ухудшения качества предоставления услуг". Думаете, мобильные операторы прислушались к этим предостережениям и усилили защиту потребителей в условиях экономического кризиса и падения доходов  граждан и малых предпринимателей? Нет, они сделали с точностью до наоборот, продемонстрировав образец социальной безответственности!

Тем не менее, может, мы уж слишком грешим против основных игроков мобильного рынка? Возможно, они львиную долю сверхприбылей переводят в мощные инвестиции для улучшения качества мобильной связи, а особенно – динамично расширяя покрытие мобильной связью всей территории Украины? На самом деле ситуация противоположная: наша Ассоциация получает огромное количество жалоб на то, что очень часто связь исчезает даже во многих районах Киева! Кое-где при звонках между столичными абонентами из-за шумов в трубке и частого прерывания разговора складывается впечатление, что собеседник находится где-то в джунглях Папуа-Новой Гвинеи! А что уж говорить об отдаленных регионах Украины? "Качество мобильной связи значительно ухудшилось, а тарифы выросли. Я уже пользуюсь ее услугами с 2007 года, когда она была лучшей в Украине. Мои обращения к оператору не помогают", - пишет нам Орест Вовк. Или: "Лицензия оплачена, оборудование стоит. Связь – г * но" (Алексей Цока). И таких нареканий на странице нашей Ассоциации в Фейсбуке – десятки.

К сожалению, уже давно воспринимается как должное то, что по качеству покрытия территории мобильной связью Украина на много лет отстает от стран Европейского Союза. Еще в августе прошлого года благодаря перераспределению частот между мобильными "гигантами" их спикеры в один голос с представителями власти анонсировали, что за несколько лет покроют связью 4G почти всю Украину: до 1 июля 2022 года – в населенных пунктах с населением более 2 тысяч человек; до 1 июля 2024 года – на национальных автомобильных дорогах. Фактически же, сегодня связь 4G работает в 16 205 населенных пунктах – это лишь 57% от их общего количества в Украине.

К сожалению, очень часто разнообразные амбициозные планы в нашей стране остаются на бумаге. Сейчас же имеем то, что имеем: в 7 тысячах населенных пунктов (преимущественно сел) отсутствует покрытие не то 4 G, а и 3G. Поэтому о дистанционном образовании сельских детей во время жесткого карантина и о щедро разрекламированной властями телемедицине можно надолго забыть. Как сообщил нашей Ассоциации Олег Краснопольский: "В Киевской области связи нет в 25 км от Киева". Что же говорить о других, особенно отдаленных от столицы городах и селах? И кто проверит, сверхприбыли мобильные операторы кладут в свой карман или масштабно вкладывают в развитие башен и прочей телеком-инфраструктуры?

Так, может, действительно нужно запустить в Украину европейских операторов, как некоторые рекомендуют, – и сеть покрытия динамично расширят, и более дешевые тарифы предложат? "Почему бы и нет, - считает Виталий, наш корреспондент в посте в Фейсбуке. - Кроме украинской связи, параллельно пользуюсь польской, в которой имею полный безлимит на всех польских операторов. Кроме того, вволю интернета и большой пакет роуминга по ЕС за 220 грн/мес. Украинский "пакет" предлагает мизер от этого за 150 грн и дороже".

 Что необходимо для защиты прав потребителей мобильных услуг?

Прежде всего, свои непосредственные функции должно выполнять государство - через НКРСИ, АМКУ и Госпродпотребслужбу. На сегодня же складывается такое впечатление, будто госорганы устранились от защиты прав потребителей мобильных услуг, на самом деле – они скрыто лоббируют интересы телеком-"гигантов". Следовательно, наша Ассоциация надеется, что на многочисленные обращения потребителей (в рамках нашего проекта) отреагируют как регуляторные органы, так и мобильные операторы. В то же время уже сегодня нужно задействовать следующие алгоритмы:

Новости по теме

НКРСИ должна снизить стоимость интерконнекта до уровня себестоимости – то есть до 0,03 грн. Так как оптовую ставку в любом случае покрывает потребитель, платя за мобильные услуги, вменяемая цена интерконнекта дает шансы на снижение стоимости мобильных пакетов, увеличение бесплатных пакетных минут для звонков на другие сети, создание равных условий для всех мобильных операторов на рынке, когда исчезнет фактор т. зв. доминантных сетей. Более того, это сделает возможным движение к европейской модели по стандарту anynet-тарифов, когда звонки на все сети тарифицируются унифицировано, они включены в пакеты без каких-либо ограничений и нет ценовых "качелей". Проще, когда звонок на оператора другой сети имеет идентичную стоимость в сравнении с звонком внутри сети;

Регулятор должен отслеживать и анализировать ценообразование и все тарифы мобильных операторов, предоставляя им рекомендации по ценовой политике. Если телеком-компания откровенно злоупотребляет своим положением, немотивированно повышая цены по несколько раз в год, то регулятор должен направить обоснованное предупреждение оператору. В случае его игнорирования НКРСИ должна подать жалобу в АМКУ, который должен вынести справедливое решение в течение 6 месяцев, а не 1-2 лет;

Профильные государственные органы должны максимально упростить для потребителей портацию (MNP) – переход от одного оператора к другому с сохранением мобильного номера, поскольку сегодня эта процедура все еще связана с излишними бюрократическими преградами. Элементарная возможность портации, в том числе, может стать действенным предохранителем от сногсшибательного повышения цен на пакеты телеком-операторов.

АМКУ должен после почти 1,5 года рассмотрения дела наконец вынести мотивированное решение о необоснованной тарификации предоплаченных мобильных пакетов в течение 4 недель, а не 30-31 дня. В конце концов, НКРСИ может легко разрешить эту "коллизию", рекомендовав Кабмину внести соответствующие изменения в постановление о "Правилах предоставления и получения телекоммуникационных услуг". Тогда у операторов, что взимают с потребителей плату за неполный пакет мобильных услуг, не будет основания утверждать, что, мол, они действуют в рамках действующего законодательства.

НКРСИ должна жестко контролировать выполнение мобильными операторами инвестиционных программ по покрытию территории Украины сетью 4G. С другой стороны, нужно снизить "асимметричную" налоговую нагрузку в 35% (из-за неравномерности налогообложения радиочастотного спектра) на мобильных операторов – до 21%, как в ЕС. Этого можно достичь благодаря снижению на 50% платы за пользование радиочастотами или введению единого налога для разных радиочастот. Тогда будут все основания требовать от мобильных операторов вменяемых цен на их услуги.

Олег Титамир

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>