Фото из открытых источников
Завершение весеннего сезона Украина встретила классически - в контексте экономической и политической турбулентности, смеси побед и рождения новых ожиданий в связи с появлением новой политической фигуры во Франции, президента Макрона, и продолжения санкционной риторики против РФ.

Очевидно, что при популярной в медиа-среде идее-фикс критики властных институтов, в том числе правительства, рационализм и прагматизм все-таки имеют место в деятельности украинской власти и ее внешней политике. Цель последней с учетом российского фактора и осторожности экономик ЕС к Украине искать и договариваться с миром о взаимных экономических и правовых партнерских контактах. В частности, совсем недавно отечественный МИД акцентировал внимание на подписании экономического соглашения о партнерстве и правовой поддержке с королевством Таиланд, товарный объем с которым в прошлом 2016 году составил примерно 600 млн долл., из которых на долю Украины приходится 250 млн долл. Не стоит забывать и о подписании перспективного для нашей экономики соглашения о ЗСТ между Канадой и Украиной.

Цена канадско-украинской дружбы после подписания ЗСТ между странами

Начиная с марта, украинско-канадское партнерство набирает обороты не только политические, но и экономические, что является взаимовыгодным для обоих государств. Напомню, что по данным Министерства экономического развития и торговли Украины, Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой заработает уже этим летом. Вместе с тем, этому официальному заявлению предшествовали такие события, как ратификация в начале марта этого соглашения Сенатом Канады, а дальше за несколько дней аналогичный шаг был осуществлен со стороны украинского парламента. Со своей стороны, наше государство обязалось осуществить полную либерализацию для 72% товаров из Канады, дальше отменить (с использованием переходных периодов в 3,5 и 7 лет) для 27% товаров из Канады, провести частичную либерализацию для сельскохозяйственных товаров из этой страны. Партнеры из Канады же гарантируют украинским экспортерам такие условия, как открытие 99% рынка товаров, асимметричные тарифные обязательства, техническая помощь.

Новости по теме: В МЭРТ назвали соглашения о ЗСТ с Турцией и Израилем приоритетными в работе ведомства

В то же время основными взаимными положениями соглашения становятся льготный доступ к участию в государственных закупках, охрана и защита интеллектуальной собственности, упрощение процедур торговли с применением нетарифных мер. Безусловно, эти приоритеты в соглашении являются выгодными акцентами для нашего государства в свете возможного люфта для осуществления коррупционных злоупотреблений на самом высоком уровне. Как результат можно констатировать, что только от политической и экономической ответственности украинской власти вполне возможно, что ЗСТ с Канадой для нашего государства будет больше победой, чем предательством перед миром и своей репутацией.

Чего достигла Украина после подписания соглашения об ассоциации с ЕС?

Начиная с 1 января прошлого года (1 января 2016 года), экономические отношения между ЕС и Украиной происходят по "правилам игры", известной всем под названием глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗВТ), которая была внедрена в контексте подписанного Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Весьма интересно, что Украина уже имеет соглашения о зоне свободной торговли со странами Содружества независимых государств и ведет переговоры о сделке с Израилем. Успешным, как выше уже было сказано, оказался переговорный процесс с Канадой, а с Турцией частичный прогресс в этом смысле уже есть, начиная с лета 2017 года украинцы могут путешествовать в эту страну по украинским ID-картам. Перспективным, но туманным, учитывая реакцию украинской власти на сегодня, является процесс переговоров о ЗСТ между Украиной и КНР. Как видно, в высших эшелонах власти, возможно, не в полной мере оценивают потенциал китайского рынка, но одновременно, возможно, не готовы предложить механизмы, которые будут сдерживать поток из Китая не качественных для потребителей товаров и услуг.

Фото из открытых источников

Новости по теме: Гройсман и Нетаньяху договорились ускорить переговоры по созданию ЗСТ между Украиной и Израилем

Нет смысла пересказывать, как мантру, существующие до этого дня мифы и предрассудки о непроукраинскости этого соглашения для Украины, о том, что ГВЗВТ с ЕС - это заблуждение для украинского бизнеса. Вместе с тем последнее вполне реально, если не придерживаться рыночных правил игры при ведении бизнеса, не заботиться о цивилизованном диалоге между бизнесом и властью, игнорировать европейские нормы и стандарты при осуществлении операции по импорту или экспорту товаров\услуг. Так, в частности, условием установления зоны свободной торговли (между ЕС и Украиной) будет то, что таможенные тарифы, которые платятся при продаже товаров между Украиной и ЕС, в большинстве случаев постепенно снизятся до нуля. Впрочем, если вернуться к реальности, мы имеем весьма интересные показатели, которые сохраняют неоднозначные выводы для темы экономического развития Украины. Для примера, впервые с 2013 года начал расти украинский экспорт в ЕС. Темпы роста пока не очень большие – 3,7%. Впрочем, регион ЕС оказался единственным, где украинский экспорт показывает положительную динамику. Кроме того, в 2016 году доля ЕС в структуре украинского экспорта снова выросла.

Если говорить, больше основываясь на реальных показателях, то, соответственно, есть полная статистика за 9 месяцев и пока не детализированная - в отношении товаров за 11 месяцев. Впрочем, даже за 11 месяцев (март 2016 - январь 2017 г.) экспорт товаров в страны ЕС увеличился на 3,1% (или на 372,3 млн долл.) и в общем составляет 12,201 млрд долл., а товарооборот вырос на 6,3%.

Фото из открытых источников

По предварительным данным, за 9 месяцев 2016 года ЕС является главным торговым партнером Украины. В цифрах это можно увидеть так: 1) 39,8% - доля ЕС в торговле товарами и услугами; 2) 84% продукции легкой промышленности поставляется в ЕС; 3) более 50% продукции переработки древесины поставляется в ЕС; 4) почти 50% продукции машиностроения поставляется в ЕС

В результате можем говорить, что государственная политика в сфере торговли все же должна быть более справедливой, не только способствовать выходу украинских компаний с Востока и Юга на рынки ЕС, но и поддерживать частный бизнес с западного, северного и центрального регионов страны. Далее, возможно, стоит начать с выхода из "польской экономической зоны комфорта". Безусловно, нужно расширять географию продаж и анализ возможностей других рынков. Этим нужно начать заниматься, как говорят, – "еще вчера". Ведь для большинства компаний из Украины выход на западные европейские рынки сбыта товаров и услуг является проблематичным. Где искать выход? Для начала - в активизации адекватной внешней политики Украины. Политические критики отмечают, что все 25 лет украинские правительства занимались торговлей векторами и динамиками внешней политики. Впрочем, я соглашусь с тезисами, что сегодня время заниматься стратегическим планированием целостного, а не фрагментарного видения мира, места Украины в нем.

Вполне реальными являются предложения о партнерской взаимосвязи с НАТО и осторожная дипломатия и некапитуляционная торговля с Россией. Соответственно, нужно готовиться довольно жестко реагировать на любое экономическое давление России на Украину. А все дискуссионные вопросы переводить в рамки ВТО и, условно говоря, Стокгольмского арбитража. И, в конце концов, наша страна должна определиться со своими приоритетными векторами внешней политики и условиями, при которых не пойдет на уступки, через ликвидность для собственного национального интереса.

Лаконичное послесловие о нашей внешней политике и "мечтательности" о больших доходах от ЗСТ с миром

Для отечественной экономической системы ЗВТ не была, не является и не будет полноценным "спасательным кругом". От полного коллапса ее сохранит лишь, во-первых, системная государственная антикоррупционная политика; во-вторых, отказ от логики и практики власти симпатизировать отдельным, "своим"\"партнерским" олигархам и возможности обогащения своих бизнесов, к которым имеют отношение; в-третьих, всеобъемлющее гарантирование зарубежных инвестиций в государство при условии включения бюрократического фактора для ведения бизнеса, но, в то же время, при довольно требовательной законодательной базе к зарубежному бизнесу, получающему временный доступ к ресурсам государства, в том числе человеческому.

Новости по теме: Китай заинтересован в ЗСТ и безвизе с Украиной, - Ирина Луценко

Украина, по моему мнению, должно стать авторитетным примером в Восточной Европе, как страна, которая имеет достаточно взвешенную экономическую политику и стабильный политический курс. В то же время украинским властям уже сегодня нужно учиться коммуникации с мелким и средним бизнесом не только в контексте избирательных компаний и протестных возмущений, но и после выборов. В то же время, если мы допустим советскую риторику и противозаконную практику "экспроприации собственности буржуев и кулаков", такой алгоритм будет иметь последствия переноса мощностей не только отечественных, но и зарубежных корпораций за пределы Украины и увеличения количества безработных высококвалифицированных граждан.

Соответственно, имею надежду, что во внешней политике государства, особенно в ее экономическом сегменте и деятельности правительства и власти в целом возобладает здравый смысл и приоритет национального интереса. Впрочем, украинскому бизнесу и власти нужно научиться, с одной стороны, функционировать и зарабатывать в условиях жесткой конкуренции и, с другой стороны, обеспечивать оптимальные условия для притока внутренних и внешних инвестиций.

Тимур Чмерук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.