Из открытых источников

Повышение тарифов на грузовые перевозки на 15% с 31 октября подразумевает ряд договоренностей, достигнутых между бизнесом и Кабинетом Министров. Такой вывод следует из проекта меморандума между Федерацией работодателей Украины, УЗ, Министерством инфраструктуры и Государственной регуляторной службой Украины, текст которого имеется в распоряжении МинПрома.

Напомним, ранее, комментируя вступление в силу приказа Мининфраструктуры от 20 октября №357 "О внесении изменений в коэффициенты, применяемые к сборнику тарифов на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ним услуги", и.о. главы УЗ Евгений Кравцов отметил, что нынешний размер индексации тарифов на перевозку грузов – это компромиссное решение. 

Однако реальный компромисс подразумевает под собой целый комплекс договоренностей между бизнесом и государством, и УЗ точно не является здесь одной из решающих сторон: тарифы госмонополии являются лишь объектом для обсуждения среди ряда прочих условий.

В частности, в меморандуме, который на данный момент дорабатывается сторонами, оговаривается, что в 2018 году повышение тарифов УЗ на грузоперевозки должно составить 0%. Однако руководство железнодорожной госмонополии в лице Кравцова и директора УЗ по финансам и экономике Андрея Резанцева почему-то забыло упомянуть об этом в момент объявления о повышении тарифов. Хотя они получили текст документа на подпись и, конечно же, ознакомились с его содержанием. 

В частности, Кравцов заверил, что все деньги, полученные от нынешнего повышения грузовых тарифов на 15%, будут аккумулироваться УЗ на специальном счету исключительно для инвестиций, о которых железнодорожники будут отчитываться. Этот важный пункт также содержится в проекте меморандума и является частью договоренностей. Но не менее важно, что п 2.1. данного документа предусматривает следующее: "Стороны соглашаются, что в течение всего 2018 года не будет осуществлено никаких повышений тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины, а также не будет совершено никаких других, аналогичных или альтернативных действий, которые могут привести к повышению платы за перевозку грузов железнодорожным транспортом (в частности, но не исключительно, таких как индексация, изменение коэффициентов, изменение непосредственно ставок или отдельных составляющих тарифа, сборов)".

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький в комментарии МинПрому подчеркнул, что говоря о "компромиссном решении", представители железнодорожной госмонополии пытаются выдать желаемое за действительное.

"Повышение грузовых тарифов на 15% не поддержали ни Федерация работодателей Украины, ни Европейская бизнес-ассоциация, ни Американская торговая палата", - подчеркнул он.

В ходе диалога с УЗ представители бизнеса предлагали другое решение: повысить тарифы с 1 ноября на 11,3% и, возможно, еще на 4,5% - в следующем году. То есть общее повышение должно было составить 15,8%. Но так как тарифы уже единоразово были подняты на 15%, в следующем году их предлагается оставить без повышения. 

"Именно это является компромиссной позицией, вокруг которой государство и бизнес нашли точки соприкосновения и сейчас пытаются оформить ее путем подписания меморандума. Нам необходимы гарантии прозрачной тарифной политики на ближайшие несколько лет и целевого использования средств Укрзализныцей. Мы не поддерживаем просто повышение, которое заставляет абсолютное большинство промышленных предприятий затянуть пояса, чтобы создать тепличные условия для монополиста", - отметил глава Федерации металлургов Украины.

Глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник в свою очередь подтвердил, что бизнес предлагал руководству УЗ повысить тарифы на грузоперевозки на 11,3%, а в следующем году – рассмотреть возможность индексации в зависимости от экономической ситуации в стране – уровня инфляции и других показателей.

"Тем не менее, по решению правительства тарифы были повышены на 15%. Мы уважаем это решение, но предлагаем считать, что это разовое повышение за 2017-2018 гг. и таким образом в 2018 г. воздержаться от повышения грузовых железнодорожных тарифов – не только путем индексации, но и косвенно, за счет изменений расчетных коэффициентов, индексов и отдельных составляющих тарифа", - пояснил глава совета ФРУ.

Ожидается, что окончательное решение о содержании меморандума и времени его подписания должен принять Кабинет министров Украины.