Митинг под Верховной Радой
Фото: Денис Казанский/Facebook

Не знаю, как в других населенных пунктах Украины (кроме пограничных, конечно), но в Киеве за последние несколько месяцев количество авто на иностранной регистрации стало чрезвычайно заметным. Их много. Обычно, это недорогие, еще в довольно приличном состоянии автомобили. Хотя изредка попадаются и авто представительского класса. Но это были автомобили личного пользования. Каким же было мое удивление, когда такие авто стали частью бизнеса.

Новости по теме: Владельцы авто на еврономерах требуют доступной растаможки, Южанина отвечает: Вопрос не социальный, они просто не хотят платить

Например, водители Uber начали их активно использовать. Последние 3 мои поездки были на автомобилях литовской, польской и белорусской регистрации. И я понимаю этих водителей – дешевое иностранное авто, которое по своим характеристикам превосходит новые машины отечественного производства, оно приносит прибыль, а значит это рентабельно, хотя и на грани с нарушением закона. В то же время я не понимаю как пассажир свои права, если вдруг в одной из таких поездок попаду в ДТП и случайно окажется, что официально меня подвозил гражданин, скажем, Польши. О мыслях водителя по поводу этого я не спрашивал.

Но я вижу, что украинцы вынуждены платить литовцам, полякам или еще кому-либо, чтобы обойти закон собственного государства. Так и возникло меткое название для этого явления "евробляхи" - по-европейски, но кое-как по отношению к отечественному закону. Происходит ли это сознательно – да. Понимает ли большинство владельцев таких авто последствия – говорят, что да. И главный аргумент – зачем платить больше (если больше и нет, по большому счету) – берет верх.

Новости по теме: "Кто там сегодня под Радой митингует?": Соцсети ответили на акцию водителей авто на еврономерах

Здесь удивляет позиция власти. Ведь проблема нерастаможенных автомобилей не новая. Украинцы давно с завистью смотрят на европейские авторынки подержанных авто. Просто раньше, когда доллар был по 8 гривен, хоть и с большими пошлинами и налогами, преобладало все же желание не нарушать закон. Однако цены на авто в 10 тысяч долларов или евро в 2012 году и в 2017 – для украинцев абсолютно две разных цены.

Следовательно, что мы имеем: некоторое количество граждан, которые пошли на сознательное нарушение закона, требуют правовой амнистии и предлагают, по их мнению, компромисс – разовый налог и легализацию. Парламент такие условия не принимает. Да и пока не будет принимать, очевидно, потому что на повестке дня вопрос более высокого уровня – реформы. Если так, то, видимо, все эти митинги владельцев "евроблях" из кулуаров Верховной Рады, комитетских кабинетов или правительственных окон пока не имеют угрожающего вида. Вспомните, какой была реакция на митинги вкладчиков банка "Михайловский". Но пока, видимо, во властных кабинетах считают, что данная ситуация некритична.

Новости по теме: Авто на еврономерах: Кто, как и почему штрафует украинцев

Имеют ли власти решение этой проблемы – думаю, что нет. Но индивидуальными мерами – такими как легализация уже ввезенных авто – лишь отсрочит решение данной проблемы. Потому что, если один человек завез "Фольксваген" на литовских номерах, нарушив закон, а потом государство ему это "простило", то почему его сосед не может теперь этого сделать? Каким будет ответ власти тогда?

Вадим Колодийчук

Редакция может не разделять мнение автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.