Космический аппарат Cassini
NASA

Космическая миссия Cassini по исследованию Сатурна пришла к зрелищному концу. Специалисты NASA приказали зонду самоуничтожиться, окунувшись в атмосферу планеты. Об этом говорится в сообщении на сайте управления.

Как отмечается, космический аппарат "прожил" около минуты, прежде чем его разорвало на куски. Сигнал с Cassini был потерян, как предполагали специалисты Лаборатории реактивного движения в Пасадене - в 5:55 по тихоокеанскому времени (14:55 по Киеву).

Ликвидация космического аппарата Cassini
NASA

"Это заключительная глава удивительной миссии, а также начало новой", - заметил помощник администратора Дирекции научных миссий NASA Томас Зубучен в штаб-квартире управления в Вашингтоне.

Потеря сигнала с Cassini (об этом свидетельствует отсутствие зеленого пика справа)
NASA

В помещении раздались сдержанные аплодисменты и начались объятия.

Сотрудника NASA после самоликвидации космического аппарата Cassini

Долгий путь к Сатурну

Саѕѕіпі запустили в космос 15 октября 1997 года. К Сатурну он добирался семь лет по очень сложной орбите.

Траектория полета "Кассини - Гюйгенс" к Сатурну
The Guardian

Весь проект имел название "Кассини - Гюйгенс" и состоял из двух аппаратов общим весом около 2,5 тонн. Саѕѕіпі был предназначен для изучения Сатурна и его спутников, а Huygens - для приземления на Титане, одном из крупнейших спутников газового гиганта.

Чтобы доставить оба аппарата до самой отдаленной планеты Солнечной системы, которую видно невооруженным глазом, пришлось сэкономить на топливе. Для этого ученые использовали гравиметрическое ускорение от других планет.

Космический аппарат Cassini
NASA

Аппараты дважды пролетели мимо Венеры, один раз мимо Земли и еще раз - мимо Юпитера. Их будто раскручивали и запускали дальше, как камень в пращу.

В общем Cassini пролетел не менее 8 млрд км в космосе.

Потрясающие исследования

За 13 лет изучения Сатурна Cassini изменил наше понимание о шестой планете Солнечной системы.

Аппарат следил, как планету окружают бури-монстры; был свидетелем щекотливой взаимодействие частиц льда, которые движутся сквозь сложную систему колец планеты; он открыл новую поразительную информацию о потенциальной возможности жизни на спутниках Сатурна.

Одно из фото, сделанных Cassini. Шторм на Сатурне.
NASA

Выдающимися вехами этого исследования стали Титан и Энцелад.

Первый спутник - это причудливое место, где жидкие метановые дожди идут с оранжевого неба и впадают в огромные озера.

Одно из фото, сделанных Cassini. Сатурн и его спутники
NASA

В 2005 году Cassini доставил на поверхность Титана небольшой европейский робот, как уже отмечалось, аппарат Huygens. Он сделал превосходный снимок округлых камней, сглаженных течению жидкого метана.

Исследования Энцелада были не менее потрясающими.

Cassini зафиксировал, как этот спутник извергал из трещин на южном полюсе водяной пар в космос. Эта вода происходила из океана под ледяной оболочкой Энцелада.

Последний взгляд Cassini на Энцелад, который проплывает возле северной части Сатурна
NASA

Когда Cassini пролетел через водяной пар, это показало, что в подземном океане, вероятно, есть условия для жизни.

Сейчас ученые уже обдумывают, как вернуться туда с другим, более совершенным зондом, чтобы полнее исследовать эту теорию.

Кроме этого, Cassini сфотографировал некоторые из 62 спутников Сатурна:

Спутники Сатурна, сфотографированные Cassini
NASA

1. Двухцветный Япет с высоким горным хребтом, который опоясывает Япет по экватору;
  2. Мимас, у которого есть гигантский кратер, похожий на "Звезду смерти" из фильмов "Звездные войны";
  3. Гиперион, на котором видно скопление причудливых отверстий, похожих на губку или гнездо осы;
  4. Атлас, напоминающий летающую тарелку;
  5. "Картофельный" Прометей;
  6. и Пан, который имеет форму пельменя.

Совместный проект

Заметим, миссия "Кассини-Гюйгенс" - это совместный проект NASA, а также Европейского и Итальянского космических агентств.

Один из последних снимков Cassini
NASA

В целом его стоимость составила около 4 млрд долл. Из них чуть более 3 млрд долл. выделило NASA, еще 500 млн долл. - ЕКА. Также к проекту присоединилось Космическое агентство Италии, их вклад составил 160 млн долл. NASA построило аппарат Cassini , ЕКА - зонд Huygens, а итальянцы предоставили антенны дальней связи и радарный высотомер.

Назван проект в честь двух выдающихся астрономов 17-го века - голландца Христиана Гюйгенса и итальянца Джованни Доменико Кассини. Первый открыл спутник Сатурна Титан и кольца вокруг планеты. Второй - еще четыре спутника.