В условиях конкурентной борьбы живут не только страны, но и регионы децентрализованных европейских государств, - эксперт

"В условиях децентрализации власти проблема экономического роста объективно должна была перестать быть проблемой только центра. Часть этой «головной боли», вместе с полномочиями и государственными финансовыми потоками, передалась на места", - считает эксперт

В условиях конкурентной борьбы живут не только страны, но и регионы децентрализованных европейских государств. Об этом в Facebook пишет исполнительный директор в Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

Исследователь выделяет топ-5 наиболее перспективных регионов страны. И в этой пятерке лидирующие позиции занимает Одесса. По мнению Устенко, именно лидерство Одессы на фоне «серости центра» и является главным источником давления на город и его мэра.

По его мнению, Украина продолжает катастрофически отставать в своем экономическом развитии.

«Необходимость обеспечения таких высоких темпов роста объективно требуется для всех, но прежде всего для наиболее бедных стран. Борьба с бедностью возможна только при условии обеспечения темпов экономического роста, превышающих порог в 5% годовых. К сожалению, украинские реалии таковы, что прогнозный рост в 3%, на который ориентируется власть, абсолютно недостаточен. Как минимум, в условиях движущейся системы координат, он означает, что это даже не топтание на месте, а откат назад. Ситуация усугубляется еще и тем, что таргетируемый 3%-рост вряд ли может быть достигнут при условии, что существуют риски ухудшения мировой конъюнктуры, а второе подряд с начала года увеличение учетной ставки Национального Банка непременно «съест» часть прогнозируемого роста», - считает Устенко.

В условиях децентрализации власти проблема экономического роста объективно должна была перестать быть проблемой только центра. Часть этой «головной боли», вместе с полномочиями и государственными финансовыми потоками, передалась на места. И вот здесь региональные власти столкнулась с тем, что – в отличие от центральной власти – на местах, инструментов для стимулирования роста гораздо меньше, чем в Киеве, отмечает эксперт.

Как это не парадоксально, но по инвестиционному направлению местная власть должна вступить в конкуренцию с центральной властью, считает Устенко. С одной стороны, центральная власть – несмотря на свою непричастность к политике на местном уровне, получает дополнительные преимущества от увеличивающихся инвестиций в регион.

«С другой стороны, в регионах начинают все более отчетливо понимать, что их успех – это возможно не продукт совместных действий центра и региона, а достижения «вопреки». Вопреки тому, что любой регион закован в «страновые рамки». Нельзя быть более успешным, чем вся страна в целом. Нельзя получить инвестиционный рейтинг выше, чем рейтинг страны. Нельзя одолжить на финансовом рынке дешевле, чем одалживает центральная власть. Ну и совсем уж опасно оказаться в ситуации, когда регион может стать более эффективным, чем центральная власть. Для региональных властей это опасно политически. С одной стороны, «возвышение» над центром может быть автоматически воспринято им – центром - как угроза. С другой стороны, быть совсем уж неуспешным также опасно для региональных властей. В этом случае они попадут под шквал критики и возможно лишатся своего политического будущего, но уже по совсем иным причинам», - говорит Устенко.

«Не последней из них будет желание центра «перевести стрелки» народного недовольства в регионе с действий центральных властей на региональные. Таким образом, в условиях отсутствия четких ориентиров и реальной полной децентрализации, местные политические элиты объективно должны оказаться в условиях, когда быть середняком гораздо более выгодно, чем находиться на полюсных позициях (либо очень успешных, либо очень неуспешных). Таким образом, используемая в стране модель взаимоотношений с регионами стимулирует посредственность. Драма еще и в том, что «региональная посредственность» неизбежно будет вырываться и на центральный уровень «опуская» центр», - пишет эксперт.

«Данная теория легко может быть протестирована на результатах недавнего исследования «Прозрачные, финансово здоровые и конкурентоспособные муниципалитеты в Украине», которое было инициировано посольством США в Украине и реализовано Институтом экономических и социальных реформ Словакии (INEKO) в партнерстве с Международным центром перспективных исследований (МЦПД). Интересным представляется, как ТОП-5, так и 5-ка аутсайдеров. Если теория, описанная выше верна, то и под шквалом критики должны находиться как одни, так и другие. Знаково, что в пятерке лидеров активно критикуются как минимум два руководителя муниципалитетов, которые занимают первые позиции в рейтинге. Дело одесского мера бурно обсуждается в стране уже не первую неделю. Не удивительно, что именно Одесса определяется этим исследованием, как наиболее продвинутый регион страны практически по всем экономическим показателям данного рейтинга. Аналогично, атакуется и мэр Днепра. По известным причинам, руководство Винницы, находящейся в Топ-5 – скорее исключение из правил. А вот, похоже, что руководство Ровно и Полтавы находятся в зоне риска. Точно также как и руководство аутсайдеров из Луцка, Черкасс и Херсона», - пишет Устенко.

«В условиях конкурентной борьбы живут не только страны, но и регионы децентрализованных европейских государств. Но конкуренция регионов в условиях развитой демократии и относительно высокого качества бизнес климата не терпит посредственности. В украинских реалиях – к огромному сожалению - она ее стимулирует», - отмечает исследователь.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>