Иллюстративное фото
Из открытых источников

Представители комитета ВР по здравоохранению подали на рассмотрение парламента проект альтернативной медреформы - в противовес принятой в первом чтении правительственной. Документ предусматривает нормы о годах заключения за покушение на медика; новое министерство, которое будет распределять государственные деньги на медицину и допускать платные услуги для населения.

Речь идет о законопроекте № 7065.

Авторы инициативы - половина состава комитета ВР по здравоохранению: Ольга Богомолец (БПП), Олег Мусий (внефракционный), Татьяна Бахтеева ("Оппоблок"), Александр Беловол, Сергей Мельничук (внефракционный), Андрей Шипко ("Возрождение", Игорь Шурма ("Оппоблок"); а также представители других комитетов - Валерий Дубиль ("Батькивщина"), Валерий Карпунцов (БПП).

Бесплатная медицина с платными услугами

Согласно законопроекту, медицинское обслуживание оплачивает государство, так что для граждан оно бесплатное.

Так, правительство утверждает гарантированный объем первичной, экстренной, специализированной, высокоспециализированной, паллиативной помощи, медицинской реабилитации и стоматологической помощи. Перечень формируют, выходя из статистических данных - кто чем болеет и будет болеть в ближайшее время, и от каких болезней важнее всего уберечь жителей Украины.

Объемы госгарантий предлагают определять исходя из расчета на одного пациента.

Отметим, правительственный законопроект гарантирует только бесплатную экстренную медицинскую помощь. Список того, что еще готово оплатить государство, должен составить новый орган. Кроме того, предполагается, что часть услуг будут оказывать на условиях софинансирования государства и пациента.

Новости по теме: Медреформа. Просто о сложном и наболевшем

Авторы альтернативного проекта предлагают "забронировать" в госбюджете минимум 6% ВВП Украины на медицину.

Предоставить право распоряжаться этими средствами хотят новому министерству, создание которого предусматривает данный законопроект - Центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере закупок услуг медицинского обслуживания.

Граждане, как и в случае с правительственным проектом, могут сами выбирать себе врача; процедуру должно определить Министерство здравоохранения.

Система медицинских учреждений

Кабмин должен организовать медобслуживание, в частности - Министерство здравоохранения, а также местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Минздрав должен координировать предоставление третичной (или высокоспециализированной) медицинской помощи, а за первичную, вторичную, паллиативную, стоматологическую помощь и медицинскую реабилитацию "отвечают" местные органы исполнительной власти.

В законопроекте отдельно прописали норму о прекращении деятельности учреждений здравоохранения. Так, ликвидировать медучреждения нельзя, прекращение деятельности допускается только если в больнице не могут предоставлять качественные услуги, или есть альтернатива больнице, или некого лечить.

Новости по теме: Реформа сельской медицины от Гайдар: ФАП на дому в маленьких селах и высокая зарплата для медика

Документ предполагает определенную классификацию медучреждений.

В частности, по направлениям деятельности учреждения здравоохранения - лечебно-профилактические, фармацевтические (аптечные), санитарно-профилактические и т. п.

В свою очередь, лечебно-профилактические делятся на такие, где можно получить консультацию специалиста, а также те, где возможно стационарное лечение (среди них тоже есть варианты).

Между прочим, прописано создание учреждений сестринского ухода - для хронически больных пациентов, которым не требуется активное лечение.

Согласно документу, работу “скорых” должен урегулировать отдельный законопроект, а вот так называемые "хосписы" должны оказывать паллиативную помощь неизлечимо больным и психологически поддерживать их родственников.

Законопроект охватывает деятельность стоматологических клиник и центров. В пояснительной записке авторы подчеркивают, что на данный момент законодательно не определено место стоматологической медпомощи, что влечет ряд проблем с ее организацией и финансированием.

Руководитель медучреждения и общественный контроль

Руководителя медучреждения должны назначать на 3-5 лет по результатам конкурса. При этом независимо от формы собственности медучреждения победитель конкурса должен отвечать единым квалификационным требованиям.

В документе детально прописаны полномочия руководителя учреждения.

Также предусмотрено создание наблюдательного совета с привлечением представителей общественности - соответствующее решение принимают владельцы медучреждений вторичного и третичного уровней помощи.

Новости по теме: Гройсман: Украинские граждане должны жить на 7 лет дольше, чем они живут сегодня

Наблюдательный совет рассматривает вопросы по соблюдению прав пациента, а также финансово-хозяйственной деятельности медучреждения. Он может обратиться к собственнику учреждения касательно досрочного прекращения контракта руководителя.

В проекте отметили, кто может быть членом наблюдательного совета, все остальное должно определить правительство.

Новое министерство, которое будет распоряжаться госсредствами на медицину

Авторы инициативы предлагают создать Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере закупок услуг медицинского обслуживания.

Такое министерство имеет право:

  • заключать договора о медобслуживании населения с соответствующими учреждениями независимо от формы собственности по программе госгарантий;
  • следить, на что тратятся государственные средства, предусмотренные на охрану здоровья;
  • откладывать заключение с заведением следующего договора, если не выполнено предыдущее.

Новости по теме: Бойко: Суть медреформы – создание агентства по ручному распределению средств на медицину

Данный орган несет ответственность за своевременную оплату по заключенным договорам, своевременное и обоснованное решение о выделении дополнительных средств на финансирование таких договоров, мониторинг их выполнения.

Качество & Учет

Законопроект предусматривает создание медицинских информационных систем, которые позволят вести, хранить и передавать медицинские записи, обмениваться данными, а также информацию относительно планирования работы. Требования к информационной системе должен определить Минздрав.

Учет и отчетность в проекте закона предусмотрены, однако подробности должно прописать Министерство здравоохранения, утвердив с Госстатом. При этом соответствующие данные являются базой для формирования индикаторов качества медицинского обслуживания. Их должно разработать, утвердить и пересматривать Министерство здравоохранения. В частности, министр несет ответственность за соблюдение этих критериев (на местном уровне - руководитель органа госадминистрации по вопросам здравоохранения, в самом заведении - руководитель).

Уголовные статьи за угрозу или покушение на медработника

В Уголовный кодекс предлагают добавить статью "Угроза или насилие относительно медицинского или фармацевтического работника". Она предусматривает за угрозу убийства, причинения тяжких телесных повреждений в отношении медработника с целью прекращения его служебной деятельности арест сроком до 6 месяцев или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы сроком до 2 лет.

За умышленные побои или нанесение легкого или средней тяжести повреждения медицинскому или фармацевтическому работнику - ограничение или лишение свободы на срок 3-5 лет.

Тем временем умышленное причинение тяжкого телесного повреждения медицинскому или фармацевтическому работнику влечет лишение свободы на срок 5-12 лет.

Убийство или покушение на убийство медработника вынесли в отдельную статью УК с ответственностью в виде лишения свободы на срок 9-15 лет или пожизненное.

Захват медработника как заложника согласно документу предусматривает лишение свободы на 8-15 лет.