banner banner banner banner

Мамка: Увеличение штрафов за поджоги ничего не изменит в катастрофической ситуации

Григорий Мамка Пресс-служба "Оппозиционной платформы - За жизнь"

Несколько дней назад СМИ сообщили, что президент Украины Владимир Зеленский подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью сохранения окружающей среды (относительно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира)" № 556-ІХ. Верховная Рада приняла его на внеочередном пленарном заседании 13 апреля 2020 года, напомнил народный депутат от партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Григорий Мамка.

"Сидит теперь власть и ждет, когда же эти масштабные пожары утихнут. Ведь штрафы за поджог травы и леса увеличили. Только эта мера – как ведро воды для лесного пожара. Объясню почему", –цитирует Мамку пресс-служба партии.

Он напомнил, что Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают штрафные санкции за загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности. Это ст. 241 и 245 УК Украины и ст.77 и 77-1 КУоАП.

"Действительно, предусмотренные санкции в области охраны природы не соответствуют требованиям современности и не могут выполнять уголовную функцию административной ответственности из-за слишком малого размера. Но! Даже в учебниках по теории государства и права для студентов говорится, что эффективность юридической ответственности зависит не только от вида или размера наказания, но и от соблюдения принципа неотвратимости такого наказания. Иными словами: чтобы закон выполнялся, нужен действенный механизм контроля за его реализацией. А теперь давайте посмотрим, кто же, как и ранее, остается уполномоченным за наложение санкций, которые так решительно и громко повысил парламент", – отметил Мамка.

Депутат напомнил, что согласно ст. 241 КУоАП, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области лесного хозяйства и рассматривающим дела об административных правонарушениях, в том числе по ст. 77 и 77-1 Кодекса, является Гослесагентство (которое координируется через Министерство энергетики и защиты окружающей среды). Уполномоченными на составление протоколов являются:

- общественный лесной инспектор (ст.77);

- общественный инспектор по охране окружающей среды (ст. 77, 77-1).

Кроме того, полномочия составлять админпротоколы по этим статьям имеют инспекторы Государственной экологической инспекции.

Но на практике часто эти уполномоченные государственные органы перекладывают ответственность друг на друга. Как следствие – бездействие, подчеркнул Мамка. По данным Государственной службы статистики, за год по ст. 77-1 КУоАП было наложено аж... 792 взыскания. Учитывая, что это правонарушение характерно для сельской местности, а количество этих населенных пунктов составляет 25 543, очевидно, что в большинстве из них процесс самовольного выжигания растительности и ее остатков вообще не контролируется.

"Риторическим здесь остается вопрос: где роль громад, которые должны вести информационную и превентивную работу? Они если это и делают, то только для "галочки". Или вообще ссылаются на то, что не хватает бюджета на эти цели. По сути – это тотальная преступная халатность руководителей громад.

Фиксация и доказательство вины человека, совершившего поджог, а также определение размера нанесенного ущерба – это пока самая большая юридическая проблема.

И в этом контексте отдельно стоит вопрос о роли полиции, в том числе по уголовному производству в части ст.241 (Загрязнение атмосферного воздуха) и ст.245 (Уничтожение или повреждение объектов растительного мира) УК Украины", – добавил Мамка.

По его словам, на практике полицейские не занимаются этой категорией дел, если нет погибших или уничтожения сооружений. Но и здесь дел, доведенных до суда, крайне мало. С 2012 года только четыре приговора, из которых только один с реальным сроком за тяжкие телесные повреждения в результате пожара.

Доказать размер причиненного вреда для окружающей среды в рамках такого уголовного производства практически невозможно – нет адекватной методологии таких экспертиз.

Другая сторона "медали", которая также касается роли Нацполиции, – это работа "офицеров громад" (до "реформы" это обычная служба участковых инспекторов). В сельской местности участковые были едва ли не единственным реальным превентивным механизмом. Инспекторы, которые работали добросовестно, могли контролировать, кто из селян поджигает траву, оперативно реагировать на это. Теперь, кроме красивых слайдов на сайте Нацполиции, от службы на местах практически ничего не осталось. Не доведена до конца "реформа", которая уничтожила институт участковых, так и не заменив его на другой действенный механизм. Ответственности за эти неудачные эксперименты так никто и не несет.

"Итак, в виде новопринятого закона имеем очередной "мыльный пузырь" от власти. Закон НИЧЕГО не изменит в катастрофической ситуации, сложившейся для экологии, окружающей среды и безопасности граждан. Увеличенные админштрафы ничего не дадут, ведь накладывать их фактически не на кого. Уголовные дела возбуждаться не будут, превенций также не ждите – из-за некомпетентности Нацполиции и неудачных "экспериментов" и "реформ" над ее структурой и компетентностью личного состава. И самое страшное – власть никоим образом не демонстрирует понимания, что нужен ГЛОБАЛЬНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ и ЕДИНЫЙ подход к проблеме. Как в законодательном аспекте, так и в аспекте реформы государственной структуры управления. Поэтому Украина будет гореть и дальше. Но надолго ли нас хватит?" – резюмировал парламентарий.

Источник: 112.ua

видео по теме

Loading...


Новости по теме

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>