banner banner banner banner

Спецконфискация: Что собираются отбирать у украинских экс-чиновников

Законопроект о спецконфискации предусматривает обращение в доход государства средств, полученных преступным путем

Спецконфискация: Что собираются отбирать у украинских экс-чиновников
Фото из открытых источников

Законопроект о спецконфискации предусматривает обращение в доход государства средств, полученных преступным путем

Верховная Рада Украины сегодня в первом чтении приняла за основу скандальный законопроект о спецконфискации. Сначала данный законопроект никак не могли включить в повестку дня парламента.

Кроме того, принятию законопроекта № 4057 "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов и/или камней, иных ценностей и доходов от них до вынесения приговора суда" предшествовали блокирование трибуны Рады, потасовка депутатов и драка с участием народного депутата Татьяны Черновол. Черновол, которая является соавтором законопроекта, в ходе заседания буквально напала на внефракционного парламентария Якова Безбаха из-за его отказа голосовать за включение в повестку дня законопроекта о спецконфискации.

Доработанный законопроект о спецконфискации, как ожидается, должен предоставить возможность возврата государству средств Януковича и его соратников.

Авторы документа отмечают, что в течение последних 4 лет путем злоупотреблений властью были выведены около 70 млрд долл., часть из которых заблокирована в банках других государств. В частности, на счетах бывших украинских чиновников Швейцарией заблокировано 2 млрд долл., в Великобритании – активы Януковича на сумму 17 млн евро, на Кипре – активы должностных лиц на сумму 1,5 млн евро и 3 млн долл., властью Австрии заморожены счета 18 украинских чиновников, Лихтенштейна – 20 чиновников.

Кроме того, арестовано состояние Януковича, которое осталось в Украине, на сумму около 127 млн долл. Также заблокированы средства 19 компаний-нерезидентов, которые были связаны с окружением бывшего президента, на сумму 1,34 млрд долл., в том числе на депозитных и текущих счетах – 378,42 млн грн и 159,85 млн долл. и на счетах, открытых в ценных бумагах, – 1,49 млрд грн и 1,02 млрд долл. 

При этом ключевым здесь является возможность конфискации/возврата государству до приговора суда в том случае, когда коррупционер скрывается от следствия, умер или при других условиях. 

Предполагается, что УПК Украины должен быть дополнен новой главой, в которой предусматривается обращение в доход государства средств, облигаций и других ценностей в уголовных производства по трем статьям Уголовного кодекса Украины: частями второй-пятой статьи 191 ("Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением"), статьями 255 ("Создание преступной организации"), 368 ("Принятие предложения, обещания или получением неправомерной выгоды служебным лицом"). Изначально предлагалось шесть статей Уголовного кодекса.

Что же подлежит конфискации? 
1) Денежные средства, валютные ценности, государственные облигации Украины, казначейские обязательства Украины, драгоценные металлы, камни и иные ценности, в том числе находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях;
2) доходы от денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов, камней и других ценностей. 

Конфискация в ходе досудебного расследования преступлений, если: 

1) владелец указанных денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов, камней и доходов от них не установлен;

2) собственником денежных средств, валютных ценностей, государственных облигаций Украины, казначейских обязательств Украины, драгоценных металлов, камней и иных ценностей и доходов от них есть подозреваемый или третьи лица, которым эти денежные средства и другие ценности и доходы были переданы подозреваемым до возбуждения уголовного производства или во время его проведения, однако ни он, ни указанные лица не могут доказать законность их происхождения, а их размер не соответствует задекларированным (официальным) доходам этих лиц. 

Конфискация средств и ценностей до вынесения приговора суда в случае:

1) сокрытия подозреваемого от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявления его в розыск (государственный, межгосударственный или международный) и пребывания в нем сроком свыше шести месяцев;

2) закрытия уголовного производства в случае, если подозреваемый, обвиняемый умер, или в отношении уголовного правонарушения, по которому не получено согласия государства, которое выдало лицо (пункты 5 и 8 части первой статьи 284 настоящего Кодекса). 

Законопроектом предоставляется право на протяжении одного года обратиться в суд с иском об возврате средств или ценностей, которые были конфискованы, однако при условии доведения законности их приобретения.  

Законопроект был принят с поправкой, озвученной нардепом от "Самопомочи" Еленой Сотник, согласно которой при рассмотрении производства о направлении в доход государства ценностей, денег, ценных бумаг должно быть доказано обстоятельство, что средства были переданы третьим лицам от подозреваемого незаконным путем. Таким образом, по словам Сотник, будет четко очерчен круг третьих лиц, у которых могут изъять средства. Также из закона была исключена формулировка "другие ценности". 

Новости по теме

Несмотря на то что законопроект прошел первое чтение, мнения депутатов разделились. В частности, заявлялось о том, что такой механизм может предусматривать конфискацию средств любого человека и вводит презумпцию виновности. 

Нардеп от БПП Сергей Лещенко отметил, что законопроект требует очень серьезной доработки ко второму чтению.

"Нормы закона не должны касаться предпринимателей, рядовых граждан, а только коррупционеров, тех, кто ворует деньги, тех, кто злоупотребляет властью", - отметил он.

Спикер Рады Владимир Гройсман пообещал, что после принятия законопроекта за основу будет создана рабочая группа, которая основательно доработает документ перед вторым чтением.

Новости по теме

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко считает, что закон вызвал горячие дискуссии из-за того, что нардепы побаиваются сами попасть под его действие.

"Часть депутатов не поддерживает этот закон, потому что они понимают, что этот закон может касаться и их. Так, этот закон касается не только окружения Януковича и самого Януковича, этот закон касается каждого, кто, злоупотребляя властью, ворует народные деньги, присваивает их, выводит в офшорные компании, кто обогащается на власти. Этот закон будет действовать в отношении государственных чиновников, которые обворовывают народ и государственный бюджет",  - заявил он.

В "Народном фронте" подчеркивают, что отчужденные деньги должны быть направлены на обороноспособность страны.

"Мы предлагаем такой вариант: списать эти деньги по отдельному закону в бюджет Украины, укрепить на них обороноспособность страны, купить больше танков, пушек, лучше снарядить наших солдат и офицеров на востоке, а дальше, если господа Янукович и компания докажут, что они получили деньги законным путем, пусть доказывают это в судах", - считает нардеп.

Данный закон в случае принятия в целом будет действовать в течение двух лет со дня вступления его в силу. 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>