Из открытых источников

Верховной Раде предлагают поручить СБУ блокировать доступ к информресурсам, чтобы противодействовать угрозам нацбезопасности в информационной сфере.

Об этом говорится в документе № 6688 по противодействию угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Инициировали подачу законопроекта представитель БПП, секретарь комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник вместе с нардепами от фракции "Народный фронт" Дмитрием Тимчуком и Татьяной Чорновол.

Авторы законопроекта предлагают поручить СБУ применять новый вид санкций - блокировать доступ к информационным ресурсам.

Предусматривается создание Единого реестра исполнения судебных решений и применения санкций в сфере телекоммуникаций, чтобы блокировать доступ к ресурсам, содержащим запрещенную в Украине информацию. Вести реестр хотят поручить НКРСИ (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации).

Основание для включения ресурса в реестр - поступление в комиссию решения следственного судьи, суда, прокурора, следователя, согласованного с прокурором, о применении временного блокирования к сервису.

Новости по теме: Порошенко ввел в действие решение СНБО о запрете "Яндекса", "ВКонтакте" и "Одноклассников"

Следователь или прокурор при этом должны предупредить распорядителя или администратора ресурса о возможности его блокировки. Но если в официальных контактах сервиса нет достоверного электронного адреса, блокировать будут без предупреждения.

Со своей стороны, операторы должны блокировать на определенное время доступ к ресурсу (порядок определит Кабмин). Для этого они за собственные средства должны установить специальное оборудование, технические требования к которому также будут определены. Если операторы не установят такое оборудование, им придется договариваться о пропуске трафика с конкурентами, у которых есть необходимая техника.

Согласно документу, за нарушения законодательства в сфере телекоммуникации, которые привели или могли бы привести к причинению вреда субъектам рынка телекоммуникации или интересам государства, устанавливается штраф - 1% от дохода, полученного за предыдущий календарный год; за повторное нарушение - 5%. Деньги должны пойти в Госбюджет.

Новости по теме: Раде предлагают ввести проверки Нацсоветом на прозрачность структуры собственности телерадиокомпаний

Предлагают внести изменения в Уголовный кодекс Украины. В частности, прописать нормы по блокированию информационного ресурса, основания для таких мер (в случае распространения через этот ресурс (сервис) информации, с использованием которой совершаются тяжкие или особо тяжкие преступления).

Штрафы за нарушение правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций, хотят увеличить с 1700-3400 грн до 5100-10200 грн. Повторное нарушение может привести к взысканию 10200-15300 грн (сейчас эта норма предусматривает штрафы до 5100 грн).

За нарушение порядка и условий предоставления услуг связи в сетях общего пользования также предлагают увеличить ответственность. Если сейчас действуют штрафы 850-1700 грн, то предложенные достигают 5100-10200 грн.

Невыполнение требований НКРСИ, в частности непредоставления комиссии документов и информации, необходимых для осуществления госнадзора, влечет штраф от 1700 до 5100 грн. Сумы намерены увеличить втрое - до 5100-10200 грн.

Новости по теме: Интернет-ассоциация Украины просит президента, СНБО и СБУ пояснить, как выполнить указ о санкциях против сайтов РФ

В законе "О борьбе с терроризмом" предлагают в определение "террористический акт" включить понятие "кибератака" и несколько расширить понятие "технологический терроризм"; в законе "О телекоммуникациях" - определить понятие информационный ресурс, информационный сервис, блокирование доступа к информационному ресурсу, сайт, страница сайта в сети Интернет, доменное имя, сетевой адрес и тому подобное.

С помощью таких мероприятий планируют сформировать эффективную систему кибербезопасности. Ожидается, что внедрение норм документа позволит воплотить правовой механизм указа президента о применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер/санкций в отношении субъектов государства-агрессора, которые функционируют в телекоммуникационной сфере Украины.