banner banner banner banner

Алло, инспектор! Почему в Украине некуда пожаловаться на холодные батареи и переполненные мусорные баки

Алло, инспектор! Почему в Украине некуда пожаловаться на холодные батареи и переполненные мусорные баки
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Власти решают, как наладить контроль за сферой ЖКХ – централизованно или оставив полномочия на местах. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о возобновлении деятельности Государственной жилищно-коммунальной инспекции, которая будет контролировать размеры коммунальных тарифов и качество услуг ЖКХ по всей стране. Появление этой инициативы еще раз подняло важную проблему – эффективного контроля в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в Украине нет. Пожаловаться на "холодные батареи" или на холодную воду из кранов на фоне высоких цен в платежках украинцам некуда. Поможет ли ЖКХ-инспекция повысить качество коммунальных услуг?

Зачем депутаты возвращают ЖКХ-инспекцию

Депутатским законопроектом № 4403 предусмотрено создание Государственной жилищно-коммунальной инспекции, которая должна стать центральным органом исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере ЖКХ. Сейчас этот вопрос на законодательном уровне никак не урегулирован. Ответственность за качество предоставления потребителям ЖКХ-услуг предусмотрена законопроектом "О жилищно-коммунальных услугах", который принят Радой, но не может вступить в силу в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов, с помощью которых предусмотренные им механизмы должны заработать. 

"У вас есть понимание, куда вам жаловаться на непонятные платежки, на снятые данные учета, с которыми вы не согласны, качество услуг? Если большинство граждан ответят на этот вопрос положительно и скажут, что у них есть понимание, куда им обращаться с подобными жалобами, я отзову законопроект", - заявил соавтор инициативы о создании инспекции, член комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.

Сейчас жалобы на предприятия, предоставляющие услуги ЖКХ, если и принимаются, то, как правило, лишь сервисами самих предприятий, предоставляющих услуги. И кого они станут наказывать – сами себя? – задается вопросом Кучеренко. По его словам, и городские власти в большинстве случаев выступают на стороне коммунальщиков. Жаловаться на работу управляющих компаний (бывшие ЖЭКи) вообще некуда и некому.

Новости по теме

До 2011 года в Украине ситуацию в сфере ЖКХ контролировала Госжилкоммунинспекция. "Она была создана постановлением Кабмина в 2008 году по моей инициативе, как министра ЖКХ. На своей должности я постоянно сталкивался с тысячами обращений граждан, которые обвиняли предприятия ЖКХ в предоставлении некачественных услуг и завышенных тарифах. Я понял – я либо сойду с ума, либо создам государственную инспекцию, которая будет осуществлять контроль в сфере предоставления ЖКХ", - рассказал 112.ua Кучеренко.

После смены власти президент Янукович своим указом № 439/2011 передал полномочия контроля в сфере ЖКХ Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ). Уже через месяц Кабмин издал постановление о ликвидации Госжилкоммунинспекции. Позже Верховная Рада приняла закон, согласно которому лишила ГАСИ полномочий в сфере ЖКХ. Более того, сейчас сама ГАСИ ликвидируется. "Сегодня органы местного самоуправления по факту должны осуществлять контроль за выполнением собственных полномочий. Центральный орган исполнительной власти, который осуществлял бы государственный контроль в сфере ЖКХ, отсутствует", - говорится в пояснительной записке законопроекта №4403.

По факту торпедировали Госжилкоммунинспекцию органы местного самоуправления, которым она была как кость в горле, вспоминает Кучеренко. "Ее наибольшими противниками были мэры, которые считали, что вверенные им предприятия сферы ЖКХ могут иметь бесконтрольные отношения с гражданами", - сказал 112.ua нардеп.

В 2010 году благодаря усилиям Госжилкоммунинспекции предприятия ЖКХ осуществили перерасчет потребителям за непредоставленные или предоставленные не в полном объеме услуги (проблема холодных батарей в отопительном сезоне) на 22,2 млн грн.

Чем должна заниматься новая инспекция ЖКХ

Новая инспекция в сфере ЖКХ будет контролировать справедливость тарифов на коммунальные услуги. "Ответственность за экономическое обоснование тарифов возложено на органы местного самоуправления. Как показывает практика, отсутствие контроля за ценообразованием в сфере ЖКХ приводит к злоупотреблениям в сфере, установлению тарифов вопреки требованиям законодательства, что порождает массовое недовольство в обществе", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Отмечается, что большинство предприятий, которые предоставляют услуги в сфере ЖКХ, являются коммунальными. Тарифы для них также устанавливают органы местного самоуправления. "То есть механизм контроля неэффективен, поскольку фактически органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за собственными действиями и предприятиями, которые ими же созданы", - считают инициаторы создания новой инспекции.

Отмечается, что это особенно актуально в контексте правительственной инициативы делегировать больше прав по формированию тарифов в сфере ЖКХ на места.

Инспекция также будет следить за соблюдением стандартов, норм и правил в сфере ЖКХ. В частности, возьмет под контроль сферу управления и содержания жилого фонда, которую нынче также никто не контролирует.

"Новая инспекция будет разбираться с такими случаями, как незаконное навешивание дополнительных батарей или самовольное заграждение части лестничной клети. В ее компетенции разбираться с теми, кто, например, сматывает показания своего счетчика (тепла) с помощью магнита, в связи с чем недостающие суммы оплачивают все остальные жильцы дома", - сообщил 112.ua Алексей Кучеренко.

В Киеве уже есть своя инспекция

Эксперты настороженно отнеслись к идее создания еще одного контролирующего органа, который к тому же будет дублировать полномочия локальных инспекций. 

Советница заместителя главы КМДА Петра Пантелеева Юлия Грамотная подчеркнула, что в Киеве з 2015 года работает муниципальная жилищно-коммунальная инспекция – специальное подразделение в структуре муниципалитета.

Также по всем вопросам начислений и их корректировки можно обратиться в Центр коммунального сервиса (ЦКС – сеть сервисов, которые специализируются на предоставлении профессиональных консультаций в сфере ЖКХ). Контроль за деятельностью ЦКС осуществляют Департамент жилищно- коммунальной инфраструктуры КГГА и постоянная комиссия Киевсовета по вопросам ЖКХ.

В городе функционирует Центральная диспетчерская служба 1557, куда можно обратиться как по телефону, так и через сайт. Этот сервис специализируется на информировании в отношении плановых или аварийных отключений коммунальных услуг – холодного или горячего водоснабжения, электроэнергии, центрального отопления. На сайте 1557 можно получить информацию об обслуживающей компании, наличие домового счетчика тепла (записаться в инициативную группу, контролирующую его показания). В отдельной рубрике сайт предоставляет информацию в отношении "Киевводоканала" - тут, указав номер личного счета, можно сверить и обновить показания квартирного счетчика, оплатить услугу.

Жилищно-коммунальная инспекция специализируется на вопросах контроля за соблюдением законодательства компаниями, которые предоставляют услуги в сфере ЖКХ. "Киевляне обращаются в инспекцию по всем вопросам, в том числе и с жалобами на качество предоставляемых услуг, что связано с необходимостью осуществить перерасчет", - сообщила 112.ua Грамотная.

По словам главы инспекции Станислава Москалевского, в 2020 году инспекция осуществила почти 2000 проверок на основании обращений граждан.

"Перерасчет проводится в случаях некачественной уборки придомовой территории, лестничных клеток, технического обслуживания лифтов и систем диспетчеризации, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, полива клумб и газонов, энергоснабжения лифтов. Но наша задача не только достичь пересчета для людей, но и исправить ситуацию с качеством услуг. По большей части нам это удается", - заверил Москалевский.

За первое полугодие 2020 года инспекцией осуществлена корректировка начислений в пользу потребителей за услугу централизованного отопления и горячего водоснабжения исполнителями услуги "Киевтеплоэнерго" и ООО "Еврореконструкция" на сумму около 2 млн грн. В ноябре, по итогам инспекционных мероприятий, было возобновлено отопление в 240 домах.

Киевский городской совет

Стоит отметить, что нередко проблемы с начислениями в платежках, в частности за тепло, происходят и по вине самих киевлян, которые забывают передать показания своих счетчиков. Они получают суммы, рассчитанные по нормативам. Решить этот вопрос и получить перерасчет можно и в сервисном центре "Киевтеплоэнерго", предоставив данные счетчика.  

Если послушать реальные истории жителей города, радужная картинка несколько меркнет. Киевлянка Анастасия рассказывает, что у нее ушло три недели на то, чтобы решить элементарную проблему – заменить счетчики холодной и горячей воды. В ее квартире вышли из строя вентили, с помощью которых на это время можно перекрыть воду. Женщина пыталась подать заявку на отключение воды в коммунальную компанию "Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда Соломенского района". Услугу она была готова оплатить. "Но несмотря на то, что трижды подавала заявку, никто даже не перезвонил. Пришлось договориться с сантехником компании по сходной цене: он перекрыл на полчаса воду в доме, а в это время заменили счетчики", - рассказала она, добавив, что неофициально делавший халтуру мужчина рассказал ей, что практически все представители мастеровых профессий занимаются различными подработками, получая в КП стабильный оклад. Мастера, которые должны контролировать их работу, закрывают глаза на это в обмен на согласие сотрудников бесплатно или по бросовым ценам предоставлять услуги им или их знакомым. Киевлянка уточнила, что обращалась со своей проблемой в ЦТС и в службу 1557, но бесполезно.

Остались без ответа и многочисленные обращения автора заметки, которая пыталась решить проблему горячего водоснабжения в доме на улице Карпинского, 10.

По остальным городам однородной ситуации нет, сообщили 112.ua в Ассоциации городов. Есть позитивные примеры. В целом, тренд такой: там, где мэр сознательный и думает о громаде, о своем рейтинге, создаются инспекции, аналогичные киевской, ведется работа, а если мэр разгильдяй – ничего не делается. В Ассоциации отметили, что в целом проблема контроля качества услуг ЖКХ касается населенных пунктов от 200 тыс. жителей, где есть многоквартирный жилой фонд.

Почему инспекция не решит проблемы

Создание еще одной инспекции существующих проблем в сфере ЖКХ не решит. Необходимо создавать действенные механизмы наказания и ощутимых санкций на законодательном уровне, говорят 112.ua эксперты. По их мнению, львиная доля проблем была бы решена, если бы начал действовать замороженный нынче закон о ЖКХ. Местные власти боятся его как огня, в связи с полной неготовностью к реализации предусмотренных норм. С момента принятия закона они неоднократно пугали власти коллапсом. Создав на этом фоне еще одну инспекцию, Украина рискует получить дополнительную институцию с потенциально коррупционным механизмом, сказала 112.ua координатор энергетических программ Гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко.

Новости по теме

"Во многих странах существует институт энергетического/коммунального омбудсмена, но то, что предлагается (законопроектом № 4403), на это не похоже. Часть полномочий есть у НКРЭКУ. Институция, создание которой предлагается, может стать органом, который попросту охотится за ведьмами", - предупреждает Бойко.

Проблема низкого качества услуг в сфере ЖКХ системная, подчеркивают эксперты. "Потребитель не защищен перед монополистами. А ведь он должен по идее "голосовать ногами", переходя от одного поставщика к другому, если что-то не устраивает", - сказала Бойко, отметив, что для демонополизации сферы необходимо усиливать роль НКРЭКУ.

Большинство предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги, – монополисты. Это те же теплосети, водоканалы – жители городов не имеют альтернативных поставщиков услуг, соглашается и президент "Фонда развития и инноваций ЖКХ" Евгения Дубинская. По ее словам, тарифы монополистов зачастую устанавливаются на высоком уровне, а качество услуг далеко не всегда соответствует требованиям. При этом выбрать другого поставщика возможности нет.

Есть риск, что деятельность инспекции, на создание которой необходимо будет выделить из госбюджета 43,2 млн грн, будет парализована, говорят собеседники 112.ua. У властей есть огромный опыт мораториев, запретов и прочих пут, которыми надежно стреножат контроллеров. Например, деятельность Государственной экологической инспекции, которая контролирует вырубки леса, выбросы вредных веществ, сферу медицинских отходов и многие другие аспекты экологии, была заморожена в связи с Covid – ей запретили проведение плановых проверок. Ранее были ограничены проверки в сфере продовольственной безопасности, но, правда, под предлогом якобы защиты честных предпринимателей от террора контролирующих органов.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>