Apple, подвигайся! Сможет ли Nokia снова стать производителем смартфонов № 1?

Apple, подвигайся! Сможет ли Nokia снова стать производителем смартфонов № 1?
Из открытых источников

Нина Глущенко

Журналист

Представители бренда заявляют о хороших продажах на протяжении последних двух лет и больших планах на следующий год. 112.ua анализирует, почему это пока маловероятно.

С момента, когда на рынок мобильных телефонов вернулся бренд Nokia, прошло около двух лет. Недавно руководство компании в интервью немецкому изданию Winfuture похвасталось, что за этот период бренду удалось продать 70 млн мобильных устройств (русскоязычная версия новости доступна на gagadget), войти в топ-10 мировых производителей, и теперь он имеет большие планы на 2019 год.

112.ua проанализировал отчеты независимых аналитических компаний о продажах и отгрузках устройств Nokia и рассказывает, почему пока перспективы бренда выглядят не радужно.

Дежа вю

Почти год назад представители Nokia уже похвастались своим первым достижением. По итогам IV квартала 2017 года компания заняла 1% рынка смартфонов (4,4 млн проданных устройств) и вошла в топ-11 производителей смартфонов в мире. Тем самым она смогла обогнать других аутсайдеров рынка - HTC, Sony, Lenovo, Google и т. д.

Новости по теме

Буквально это означает, что восходящая на волне ностальгии Nokia с маркетинговыми бюджетами и осторожным интересом рынка к бренду смогла потеснить нескольких вендоров в точке уверенного падения. У той же Lenovo, в принципе, за отчетный период не было новых моделей, компания поставила все на бренд Motorola. LG, HTC и Sony давно выбыли из конкуренции с китайскими производителями, так как не могут впечатлять ценой и с А-брендами вроде Samsung, Apple и Huawei не способны тягаться из-за отсутствия интересных идей. Google выпускает смартфоны в довесок к основному мобильному бизнесу - ОС Android и всему тому, что компания имеет на этом в виде рекламы и других доходов, для нее это больше имиджевая история, чем продажи.

Хороший год

Кстати, в то же время на рынке “звонилок” дела у компании шли лучше. За квартал было продано 20,7 млн устройств, что составило примерно 15% доли рынка. Общими усилиями смартфонов и фичерфонов по итогам IV квартала 2017-го бренд Nokia вошел в топ-6 мировых производителей мобильных телефонов.

В отчете IDC за 2017 год говорится, что по итогам года компания отгрузила партнерам (напомним, что IDC показывает не фактические продажи, а именно отгрузки техники партнерам, то есть в большей степени настроения рынка, чем фактические продажи) 59,2 млн фичерфонов, на 70% больше, чем годом ранее, когда на “звонилки” Nokia пришлось 35 млн устройств. Бренд стал номером 1 в фичерфонах в Европе и номером 2 - в мире. В других публикациях шла речь о том, что “звонилки” Nokia пользуются популярностью на бурно растущем индийском рынке, где и Nokia, и местный оператор успешно продают бюджетные телефоны на Kai OS. В них есть предустановленные мессенджеры, социальные сети, ряд других популярных приложений и есть поддержка 4G.

Новости по теме

Также за год компания отгрузила 8,7 млн смартфонов (для сравнения игрок №3 в прошлом году, Huawei, отгрузил 153 млн). Вместе получается чуть менее 70 млн устройств, то есть та цифра, которая была названа в интервью. Либо представитель компании озвучил данные 2017 года, либо фактические продажи сильно уступили ожиданиям рынка, и мобильные устройства Nokia пылятся на складах партнеров.

Ностальгия как двигатель продаж

В озвученных данных есть еще два любопытных факта. Первый: 56 млн проданных устройств приходятся на мужчин старше 35 лет. Очевидно, что по большей части это та самая “ностальгическая” аудитория, которая некогда имела или очень хотела иметь, но не могла себе позволить, тот телефон Nokia и теперь голосует кошельком за свои сентиментальные воспоминания.

Опыт той же Motorola в игре в ностальгию показал, что какое-то время этот мотив работает, но если компания не показывает рынку ничего интересного, то даже “верная” аудитория отпадает. В течение последних двух лет на родном американском рынке бренд попадал в топ-5, но в целом его позиция на мировом рынке очень слаба, и в Lenovo видят, что у их собственного бренда в смартфонах больше шансов выжить. По всей видимости, ностальгия покупателей Nokia не позволяет им тратить большие деньги на воспоминания, раз лучше всего аудитория покупает именно “звонилки”.

Второй любопытный факт - это самые ходовые модели компании. Безусловным лидером является низкий сегмент (кнопочные телефоны), где и маржа, а значит, и возможности инвестировать в разработку минимальны. Среди смартфонов самой большой популярностью пользуется модель среднего уровня Nokia 6.1, за ней идут Nokia 7 Plus и Nokia 3.1. То есть череда недорогих устройств.

Представленные ранее флагманы Nokia 8 и Nokia 8 Sirocco провальны не только с точки зрения спроса, но и с точки зрения характеристик, которые не соответствуют уровню флагманов в 2018 году. В дальнейшем компания планирует целиться в сегмент 300-400 евро. Судя по прошлогодним отчетам о самых популярных устройствах, именно этот ценовой сегмент сейчас наиболее популярен среди покупателей, так что формально все выглядит так, будто в Nokia (точнее, HMD Global, которой принадлежит бренд) хорошо понимают рынок.

Однако и здесь есть один небольшой, но очень важный нюанс с восприятием бренда. У всех производителей из топ-5 есть сильные с точки зрения цены, характеристик и маркетинга топовые модели. И хотя лучше всего продаются не флагманы, а недорогие смартфоны, именно эти, образцовые с точки зрения доступных для компании технологий устройства, помогают продавать устройства из более дешевого сегмента. Это ровно тому, что формирует восприятие бренда и лояльность к нему, а в среднем сегменте, где сейчас предложений пруд пруди, такие вещи уже играют не меньшую роль, чем сбалансированное с точки зрения цены и характеристик предложение. И его у Nokia пока нет. Возможно, на грядущих выставках компания сможет удивить интересными анонсами.

Последние несколько месяцев рынок греется слухами о грядущем смартфоне Nokia 9 с пятью камерами, в сеть утекли живые снимки модели.

Вопрос в том, насколько он будет реально хорош с фотографической точки зрения (количество модулей камеры не равно качеству) и неординарен с точки зрения остальных характеристик. Особенно в 2019 году, когда как минимум несколько производителей выпустят на рынок смартфоны со складными экранами.

Нина Глущенко

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>