banner banner banner banner

Автофиксация нарушений ПДД в мире и в Украине: Специфика систем и лайфхаки для водителей

Автофиксация нарушений ПДД в мире и в Украине: Специфика систем и лайфхаки для водителей
112.ua

Ксения Цивирко

Журналист

Среди всех европейских стран Украина — единственная, где до сих пор не работает система фото- и видеофиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме. Ее запуск вновь отложили с запланированного 1 мая: по официальным причинам, всему виной карантин. Или не совсем карантин.

Отечественный производитель комплекса КАСКАД сообщает, что на этот раз и с законодательной, и с технической стороны были предусмотрены все возможные недочеты, и во многих аспектах система будет превосходить импортные аналоги.

Новости по теме

Однако мир тоже не стоит на месте: некоторые юрисдикции отказались от практики применения такой системы из-за коррупционной составляющей и "неэффективности"; а разработчики в целях достижения "неотвратимости наказания" изучают возможность применения спутниковых навигационных технологий и расширяют "боевой арсенал" существующих камер фото- и видеофиксации.

Камерой фиксации превышения скорости или проезда на красный свет не удивишь ни одного иностранца: государства начали внедрять фотофиксацию нарушений ПДД еще в 70-е годы прошлого века, запечатлевая лихачей на пленку. В начале 21 века аналоговые камеры заменили цифровые, и теперь почти в любой стране дорожно-транспортная инфраструктура насчитывает тысячи таких экземпляров для контроля безопасности движения.

Масштабы украинской системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД пока что не внушают особого трепета: в тестовом режиме в столице работает 20 камер, и еще 30 заканчивают монтировать на дорогах государственного значения в области.

Адреса камер фотовидеофиксации в Киеве МВД

Изначально чиновники амбициозно заявляли о том, что система в рамках общегосударственной программы будет состоять из более двух тысяч специальных комплексов фото- и видеофиксации, однако, когда дело дошло до практической реализации проекта, "ставки" резко упали: теперь в МВД обещают, что до конца года украинские дороги обзаведутся в общей сложности 270 такими "камерами".

По силам ли будет воплотить эти более скромные планы, сказать сложно, поскольку анонсированный на 1 мая запуск системы уже отложили на неопределенный срок: по словам чиновников, на сей раз "палки в колеса" дорожного правосудия вставляет карантин.

Тем не менее, к дате "икс " готовятся все: памятуя о провале прошлой инициативы системы контроля "Рубеж", адвокаты со спортивным интересом изучают юридические перспективы обжалования штрафов в суде; водители интересуются точным местом установки камер, чтобы по возможности подготовиться к образцово-показательной езде, и планом действий в случае получения "письма счастья"; а чиновники надеются поскорее насытить государственный бюджет доходами от административных взысканий за превышение скорости.

К слову, штрафовать собираются только за такой вид нарушений, хотя КАСКАДы (комплексная автоматизированная система контроля автомобильных дорог) являются многофункциональными комплексами и способны выявлять гораздо больше: проезд на красный и нарушение правил проезда через перекресток, движение на полосе для общественного транспорта, выезд на встречную полосу…

Отечественный производитель комплексов (ООО "Украинская системные инновации") сообщает, что такой "боевой арсенал" на начальном этапе будет ограничиваться только функцией фиксации нарушителей скоростного режима: шаткое поле украинского законодательства все еще требует доработки.

"Юристы и программисты несколько лет занимались выстраиванием, так сказать, более мощной линии обороны, чтобы минимизировать возможность оспаривания в судах автоматически сформированных административных постановлений.

В 2010 КСУ признал такие штрафы незаконными из-за нарушения презумпции невиновности и принципа индивидуальной ответственности, однако теперь процедуру привлечения к ответственности разных категорий водителей законодатель прописал очень детально, так что повторения той истории, я думаю, не будет.

Кроме того, в 2018 наконец-то приняли специальный стандарт ГОСТ, который описывает требования к приборам контроля за соблюдением правил дорожного движения с функциями фото- и видеофиксации. Наши КАСКАДы разрабатывались с учетом всех этих норм, которые, кстати, в некоторых случаях гораздо жестче европейских.

Например, стандарты учли "национальные особенности" работы сетей электропитания: в случае отключения от сети, комплекс должен в автономном режиме работать минимум 20 минут, при этом еще с подогревом в суровых погодных условиях. От вандалов он защищен не только специальными материалами, но и сигнализацией с датчиком движения и нарушения целостности.

Новости по теме

Предусмотрели также жгучее желание адвокатов оспорить постановления: факт превышения скорости КАСКАД фиксирует сразу двумя каналами, при помощи радара и при помощи попиксельного расчета движения транспортного средства в кадре видеокамеры. В Европе иметь сразу два канала измерения скорости не обязательно.

Кроме того, комплекс оборудован инфракрасным прожектором: такая лампа "черного света" не ослепляет водителя вспышкой в ночное время суток, хотя в некоторых странах все еще можно столкнуться с таким неприятным явлением", - с гордостью рассказывает операционный директор ООО "Украинская системные инновации" Андрей Ярмоленко.

Но такие внушительные характеристики комплекс получил не только благодаря суровым реалиям, в которых ему предстоит функционировать. Среди всех стран Европы Украина остается единственной, где еще не внедрена система видеофиксации нарушений ПДД, однако такие запоздалые меры в то же время дали разработчикам возможность поучиться на ошибках иностранных коллег и использовать свежие технологии.   

На вкус и цвет

Первым видом нарушений правил дорожного движения, который начали фиксировать в автоматическом режиме, стал переезд на запрещающий свет светофора.

Сперва это делалось при помощи пленочных фотоаппаратов, но черно-белые снимки не всегда позволяли достоверно определить, какой свет горел в момент предположительного нарушения. Сейчас для этой цели в дорожное полотно по обе стороны от стоп-линии параллельно монтируют пару датчиков электромагнитной индукции или пьезоэлектрических полос, сигнал от которых поступает на камеру, которая сможет запечатлеть авто, если водитель пересечет запретительную линию на красный свет.

Кроме того, камеры могут подключать к контроллеру светофора: программное обеспечение распознает "подозрительное движение" в обозначенной зоне и фиксирует госномер. За более чем три десятка лет применение таких методов на практике показало противоречивые результаты.

Согласно данным многочисленных исследований, с одной стороны, количество боковых столкновений на перекрестках сократилось, снизив число ДТП со смертельным исходом и серьезными травмами. Однако, с другой стороны, из-за резкого торможения водителей перед светофором увеличилось количество наездов сзади.

Кроме того, в некоторых регионах местные власти смекнули, как на таком методе контроля можно подзаработать: десятки расследований выявили, как для этого специально сокращали время действия желтой фазы светофора, что позволило резко увеличить объем дополнительных доходов от штрафов в бюджет. Таким образом прославились на весь мир власти итальянского муниципалитета Сеграте, который стал центром скандала в 2010 году.

Фазы работы светофоров на двух смежных перекрестках были отрегулированы так, что водители вынуждены были либо проезжать на красный, либо превышать скорость. В итоге эта циничная ловушка системы фиксации нарушений ПДД позволила заработать 2,5 млн евро.

Борьба с таким выкачиванием денег из кошелька рядовых автовладельцев и противоречивая эффективность "камер красного света" в повышении безопасности на дорогах, в конце концов, стали основной темой для предвыборных кампаний во многих городах США, в 13 штатах (по состоянию на декабрь 2016 года).

От системы видеофиксации нарушений ПДД отказались вовсе.
В то же время контроль за соблюдением скоростного режима остается в приоритете. Как показывают результаты всемирных исследований, такие меры позволили сократить количество аварий с серьезными травмами и смертельным исходом от 11% до 44%.

Методы контроля существуют самые разнообразные: при помощи радаров и лидаров (их еще называют "лазерными радарами"), а также встроенного в видеокамеры программного обеспечения (с вычислением скорости в кадре попиксельно) измеряют скорость транспортного средства в движении; установленные вдоль дорог метки или камеры автоматического распознавания номеров позволяют вычислять среднюю скорость авто на определенном участке, а в некоторых странах для этого используют данные пунктов контроля при проезде по платным дорогам (RFID-система).

Как правило, зафиксированные в автоматическом режиме доказательства затем обрабатываются полицейскими для проверки достоверности: точно так же планируют делать и у нас. Однако есть некоторые отличия. Например, европейский "принцип солидарной ответственности" предполагает, что камеры фиксируют лицо водителя, и получивший уведомление о нарушении владелец авто должен подтвердить полицейским, что на фотографии за рулем находится действительно он, или "сдать" органам правосудия настоящего виновника.

В некоторых штатах Америки уведомления о нарушении ПДД формируются сразу при сопоставлении лица, захваченного объективом видеокамеры, с базой данных водительских удостоверений. По словам разработчиков КАСКАДов, в Украине это пока не осуществимо: во-первых, комплексы устанавливаются на 6-метровой высоте, и этот угол обзора не позволяет правильно захватить лицо, учитывая большое разнообразие конструкции самих автомобилей; во-вторых, несмотря на установленные законодательством нормы о тонировке лобового стекла, эти требования часто игнорируются, поэтому компьютеры не смогут точно распознать личность водителя.

Помимо технических нюансов, есть и другие особенности использования систем автофиксации нарушений ПДД. Например, в Испании и Португалии для превысивших скорость водителей загорается красный свет: здесь ориентированы не только на наказание в виде штрафов, но и на "воспитание" культуры вождения. В Шотландии полученных от измерительного прибора скорости доказательств недостаточно, и для оформления постановления требуется участие еще двух свидетелей.

Несмотря на законодательный запрет использования радар-детекторов, дорожные службы Германии все же учитывают практику их применения со стороны водителей, для которых специально устанавливают имитирующие сигнал измерителя скорости "ложные радары": хотя, в отличие от камер автоматической фиксации, штрафы они формировать не могут, но соблюдать порядок на дороге помогают.

Как правило, водителей уведомляют о размещенной вблизи камере при помощи соответствующих предупреждающих знаков, однако эффект неожиданности и ощущение постоянного невидимого контроля помогают достигать лучших результатов с точки зрения безопасного вождения.

Например, во Франции такие знаки сигнализируют о камере в двухкилометровой зоне, поэтому водителю приходится соблюдать правила скоростного движения по всему участку. В Германии предупреждающих знаков нет вообще, однако основные радиостанции регулярно сообщают о расположении таких "скоростных ловушек", используя данные о местоположении шоссе (такой же способ применяют еще в Бельгии и Нидерландах).

В конце прошлого года появилась возможность фиксировать в автоматическом режиме ещё один вид нарушений ПДД - использование мобильных гаджетов во время езды: как показывают исследования, те водители, которые за рулем держат телефон в руках, попадают в аварии в четыре раза чаще.

Австралийский штат Новый Южный Уэльс стал первым в мире, где испробовали видеосистему Mobile Phone Detection Camera.

За полгода работы в пилотном режиме ее искусственный интеллект обработал 8,5 млн снимков и выявил более 100 тыс. нарушителей, и теперь власти намереваются перейти к полноценной практике оформления взысканий. 

"Ответочка" от водителей

Желая избавиться от гнетущего страха попасться врасплох перед зорким оком видеокамеры, водители нашли свои методы противодействия. Например, портативные радар-детекторы бдительно следят за окружающей радиочастотной средой и оповещают об "угрозе" на пути, а антирадар (второе название - "джаммер") способен еще и посылать сигнал в ответ и работать как "глушилка" полицейского прибора.

Почти во всех странах мира на законодательном уровне запрещено даже иметь антирадары, а использование детекторов кое-где разрешено. В Украине такое устройство можно купить за 500 — 20 000 грн, однако следует подготовиться к тому, что, выезжая в Европу, на границе его могут изъять: на радар-детектор у правоохранителя нашелся свой детектор — специальная система VG-2.

Использование радар-детекторов официально разрешено в Украине, странах СНГ, США (кроме штата Вирджиния и в Вашингтоне, округ Колумбия), Великобритании, Исландии, Болгарии, Румынии, Словении, Албании, Израиле, Японии, Индии, Пакистане, Тайване, Новой Зеландии.

Чтобы обойти запрет, программисты выдвинули свою альтернативу портативным устройствам — мобильные приложения Njection, Trapster и Waze, в которых водители предоставляют информацию о местонахождении "скоростных ловушек".

Несмотря на юридические разночтения, использование этих приложений в Европе причисляют к незаконным радар-детекторам, поэтому использовать гаджеты с такой целью следует осторожно, иначе можно нарваться на штраф. Интересная ситуация сложилась в Израиле: там услугу обнаружения радара на основе GPS официально предлагает оператор сотовой связи Pelephone.

Однако практика противодействия системе контроля за безопасностью дорожного движения предполагает не только охоту за "скоростными ловушками", но даже и борьбу с системой распознавания номерных знаков. Например, в Великобритании символы на табличках печатают без использования светоотражающего покрытия и таким шрифтом и цветом, как в континентальной Европе, так что система считает такие номерные знаки иностранными.

В Китае за 100 долларов можно купить механизм, который закрывает табличку шторкой или другим фальшивым госномером. В США распространен другой механизм: водитель нажимает на кнопку, и специальная рамка вокруг регистрационного номера подсвечивает его так, чтобы система фотофиксации не смогла его распознать. 

Нечто похожее практикуют и в Германии: там за 500 евро можно нелегально приобрести устройство, которое посылает ответный луч света и засвечивает фотографию. В целом "фокусов" с номерами существует целое множество: их оборудуют специальными поляризующими накладками, которые искажают изображение для камеры, подкрашивают символы, покрывают толстым слоем лака.

Многие системы распознавания знаков уже устарели и не могут правильно считывать гербовые знаки, дефисы и пробелы между цифрами.

Однако в Украине такие трюки не пройдут: по словам разработчиков КАСКАДов, комплексы оснащены очень мощным компьютером, который способен распознать настолько грязные номера, что даже люди не смогли с первого раза правильно распознать изображенные на фотографии символы.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>