"112 Украина"

6 сентября под стенами Верховной Рады Украины прошла акция владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. Требование – уменьшить стоимость растаможки и разработать новые законопроекты по урегулированию ситуации с машинами на еврономерах.

112.ua

"Люди устали верить чиновникам, которые пришли на свои рабочие места и ничего не делают для того, чтобы сделать для народа нормальный закон или нормальные условия пребывания", - отмечает Олег Ярошевич, один из организаторов акции.

112.ua

В ответ на акцию протеста в комитете ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики заявили, что разработают законопроект, который будет предусматривать закрытие границы для новых автомобилей, которые незаконно используют режим временного ввоза или режим транзита, а также предоставит возможность растаможить авто на еврономерах, но не позднее 2000 года выпуска.

112.ua

"Когда мы посчитали, это совершенно небольшие суммы уплаты таможенных платежей. Категория до 2200 см кубических, 2-я категория автомобилей, это в районе 1 тыс. евро. Следующая категория - 1,2-1,4 тыс. евро", - заявила Нина Южанина.

Однако, решит ли такой шаг проблему по сути и снизит градус конфликта между государством и владельцами авто с еврономерами – остается риторическим вопросом, поскольку в будущем въезд таких автомобилей будет невозможен.

В этом году в мае во время визита в Луцк президент Украины Петр Порошенко заявил, что 70% очередей на западной границе сегодня – это транзитные автомобили, и призвал разобраться с нарушителями и "челноками".

112.ua

"Сейчас, когда мы были в Ягодине, машина с литовскими номерами, за рулем сидит украинец. Я говорю: Это вы на 5 дней въезжаете?" Он говорит: "Господин президент, ну какие 5 дней, все же все знают"...  - "А что будешь делать?" - "И там этого подмажу, этого подмажу, ну что-то будем делать". Нет, друзья мои, не будем делать. Почему одни должны платить налоги, акцизы, пошлины, а другие будут подмазывать?" - подытожил Петр Порошенко.

Новости по теме: О "еврономерах" и не только: Экономические последствия непродуманных решений

После этой встречи обнародовали указ президента №146/2017 относительно усовершенствования законодательства Украины, которое регулирует вопросы временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины". Начались массовые гонения со стороны патрульной службы по отношению к водителям на иностранной регистрации.

Раньше транспорт на еврономерах ввозили в Украину в нескольких таможенных режимах на законных основаниях, однако пребывание его на территории страны, по словам юристов, было нелегальным.

112.ua

"Фактически они ввозятся в двух таможенных режимах. Это или режим транзита, который позволяет находиться от 5 до 10 дней на территории Украины, или в режиме временного ввоза, когда автомобиль может находиться на территории Украины до одного года, когда ввозится автомобиль, то он декларируется правильно. Если иностранец ввез автомобиль в Украину и передал кому-то третьему его в пользование - это фактически уже есть нарушение таможенных правил, и за это уже наступает ответственность", - утверждает юрист Богдан Глядик.

Председатель организации "Авто-Евро-Сила" Олег Ярошевич убежден, что такие нормы законодательства являются дискриминационными по отношению к водителям с европейскими номерами.

"Украинец имеет право заехать, бессмыслица абсолютная, на территорию Украины в форме только транзита. То есть я украинец, я к себе домой еду транзитом? Ну что за бред. Ну как так может быть? А иностранец, который ничем не рискует, не имеет никакой ответственности, в Украину может заехать на один год", - подчеркивает он.

Моторно-транспортное страховое бюро Украины (далее МТСБУ) в ответе на наш запрос сообщило, что по состоянию на 31 августа в течение 2017 года водители, которые управляли автомобилями с иностранной регистрацией, и имели полисы внутреннего страхования, стали виновниками ДТП 1081 раз. Также к страховому бюро поступили 1072 обращения, связанные с ДТП, которые произошли с участием транспортных средств с иностранной регистрацией, имевших полисы иностранных страховщиков или не имевших страхового обеспечения совсем. То есть 2153 - это общее количество ДТП по всей Украине при участии автомобилей на еврономерах. Тогда как в Национальной полиции говорят, что только в Киеве количество всех дорожно-транспортных происшествий за семь месяцев 2017 года составляет 36037. Однако отдельную статистику участия в ДТП автомобилей на еврономерах Нацполиция не ведет.

Новости по теме: Кейс "евробляхеров": Как государство наказывает своих граждан за честность

Получить компенсацию в случае ДТП довольно сложно, даже если виновник аварии не исчезнет с места происшествия. В ответе от МТСБУ указано: если транспортное средство исчезло из города происшествия и не было установлено, то за возмещением ущерба жизни и здоровью, нанесенного таким авто, можно обратиться в МТСБУ. За поврежденный автомобиль компенсация из фондов МТСБУ в таких случаях не предусмотрена.

Из ответа Киевской таможни Государственной фискальной службы Украины мы узнали, что за нарушение транзитных сроков и таможенных правил предусмотрено наложение штрафов в размерах от 10 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, а также 300 процентов неуплаченной суммы таможенных платежей, или от 100 до 200 процентов стоимости товаров-непосредственных предметов нарушения таможенных правил или их конфискацию. Однако не все водители на иностранной регистрации готовы платить такие умеренные штрафы, даже наоборот, они убеждены, что оплатив 8500 гривен за нарушение срока транзита, их не будут более привлекать к ответственности.

112.ua

"Я не вижу сейчас смысла покупать украинский автомобиль. Когда я буду иметь 5 тысяч долларов, я пойду на наш рынок, я куплю что? Ну я куплю какую-то жестянку, скажем так. Я выеду на рынок в Европе, ну грубо говоря, просто для сравнения, за 6 тысяч долларов там можно купить "Фольксваген Туарег" 2005 года, это внедорожник. Ведь есть разница", - делится Андрей.

Сегодня Андрей ездит на BMW 525d 2002 года выпуска. Свой автомобиль он приобрел за 3 тысячи долларов в Польше, в то время как в Украине его средняя стоимость достигает 8000-9000 долларов. Растаможка такого авто обошлось бы ему в 9121 доллар. То есть, чтобы растаможить авто стоимостью 3 тысячи долларов, нужно подарить государству еще три таких автомобиля. При том, что за 3 тысячи в Украине он смог бы себе позволить только старую иномарку или более-менее свежий DAEWOO Lanos.

"Таможенная стоимость, акцизный сбор и ввозная пошлина, и на это еще дополнительно начисляется 20% налога на добавленную стоимость. Уже после того, как все это оплачено, растаможено, когда водитель едет регистрировать в сервисный центр транспортное средство, он еще дополнительно должен уплатить 5% в Пенсионный фонд", - объясняет юрист Богдан Глядик.

До проведения акции под Верховной Радой автовладельцы требовали рассмотрения и принятия законопроекта №5567, который предусматривал уплату ежегодных пошлин за использование транспорта на иностранной регистрации плюс удешевление растаможки.

"Законопроект 5567 не решал в целом эту проблему. Это была переходная модель, которую и так не выпустили из комитета, но мы имеем теперь возможность отозвать его, чтобы это не было опять, как и с "финмайданом", что это не закон, нерешенные вопросы, и чтобы люди не были обмануты, чтобы не тыкали пальцем, что кого-то купили", - уверяет организатор акции Олег Ярошевич.

Странно, что такие изменения в ориентирах состоялись в день проведения акции. Отзывая этот законопроект, это фактически загоняет водителей на еврономерах снова в "нелегалы". Ведь даже при внедрении удешевления пошлины, растаможить можно будет только автомобили не ниже стандарта Евро 5 и не старше 2010 года выпуска, но большинство автомобилей участников акции не соответствуют этим нормам. Причем законодательной инициативы с этим требованием тоже нет.

В свою очередь, законопроект 5567 смог бы разрешить транспорта с иностранной регистрацией легально находиться на территории Украины, заплатив раз в год определенный налог. Таким образом, транспорт на еврономерах был бы легализован. Также альтернативой могли быть уже зарегистрированные в Верховной Раде в прошлом году законопроекты №5561 и №5562, они могли бы помочь решить проблему путем уменьшения стоимости растаможки. Инициировала их общественная организация "ЗАВТРА".

112.ua

"Они были зарегистрированы еще в декабре 16 года, но как это часто бывает с законами, которые выгодны гражданам, но не выгодны власть имущим, они пылятся в комитете, сейчас, можно сказать, это комитет налоговой и таможенной политики Нины Южаниной", - рассказывает Михаил Катрук, активист ОО "ЗАВТРА".

Остается открытым вопрос – что делать с теми автомобилями, которые уже находятся на территории Украины? По словам юриста Богдана Глядика, урегулировать эту ситуацию сегодня можно только путем жестких мер:

"Как я понимаю, его нужно решать сразу, и, возможно, будет больно для кого-то, то есть привлечь к ответственности, предоставить полномочия патрульным полицейским и работникам таможенных органов совместно работать, выявлять этих правонарушителей, привлекать к ответственности. Вопрос будет обостряться, и этим будут пользоваться, использовать в меркантильных интересах другие лица, в том числе и преступники", - убежден Богдан Глядик.

Новости по теме: С таким государственным подходом скоро каждый второй будет на "евробляхах" или станет пешеходом

После заявления Нины Южаниной – председателя комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики - относительно "компромисса", который заключался в предоставлении возможности растаможить свои авто владельцам автомобилей с иностранной регистрацией, Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, сделал следующую запись на своей странице в Фейсбуке:

112.ua

В студии телеканала "112 Украина" эксперт в области транспорта Александр Кава заявил, что все граждане Украины должны иметь справедливую систему растаможки, однако эксплуатировать в стране авто с номерами европейских стран считает недопустимым. Он убежден, что таким образом большее количество граждан Украины сможет позволить себе покупку автомобиля:

"Я думаю, что все-таки необходимо опуститься до европейского уровня растаможки, то есть эта сумма должна быть от двухсот до четырехсот евро, не больше. Потому что автомобиль в европейских условиях - это не роскошь, это средство передвижения", - резюмировал Александр Кава.

То, что делают сейчас представители власти, – лишь выглядит как компромисс, на самом деле они загоняют активистов в тупик, заставляя платить по полторы тысячи евро, тогда как в целом уменьшать стоимость растаможки авто не собираются. Государство должно признать эту проблему и сделать все для того, чтобы урегулировать конфликт. Потому что в случае удешевления растаможки выиграют все – и водители, которые уже приобрели автомобили с еврономерами, и обычные граждане, которые только собираются приобрести транспорт.

Подписывайтесь на YouTube страницу программы "Народная прокуратура"

Также мы есть в социальной сети facebook.com/narodprokuratura