Белоруссия приостановила поставки нефтепродуктов в Украину: Насколько вырастут цены на АЗС

Не успел рынок автомобильного топлива переварить заявление России, которое подвесило дамоклов меч над значительной частью импорта в Украину дизтоплива и автогаза, как в минувший понедельник реально остановились отгрузки топлива из Белоруссии. Рынки моментально отреагировали ростом цен, который, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться в ближайшие 9-10 дней. Острее всего реагируют цены на дизтопливо в связи с повышенным спросом из-за посевной.

Белоруссия приостановила поставки нефтепродуктов в Украину: Насколько вырастут цены на АЗС
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Не успел рынок автомобильного топлива переварить заявление России, которое подвесило дамоклов меч над значительной частью импорта в Украину дизтоплива и автогаза, как в минувший понедельник реально остановились отгрузки топлива из Белоруссии. Рынки моментально отреагировали ростом цен, который, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться в ближайшие 9-10 дней. Острее всего реагируют цены на дизтопливо в связи с повышенным спросом из-за посевной.

Что произошло в Белоруссии?

В начале нынешней недели в Украину прекратились поставки автотоплива из Белоруссии, страны, которая является вторым по величине поставщиком дизтоплива, крупнейшим поставщиком бензина в Украину, а также поставляет значительные объемы автогаза. "На текущий момент экспортные поставки из Белоруссии полностью остановлены, некоторые крупные трейдеры 22 апреля 2019 года официально уведомили своих контрагентов об обнулении майских номинаций по белорусским ресурсам", - сообщили 112.ua в пресс-службе Нефтегазовой Ассоциации Украины. 19 апреля в 18:00 "Белорусская нефтяная компания" (крупнейший импортер в Украину автотоплива с белорусских заводов, в частности крупнейших "Мозырского НПЗ" и "Нафтан") уведомила своих клиентов о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по поставке нефтепродуктов. Компания приостановила экспорт автобензинов всех марок, дизельного топлива и реактивного топлива, говорится в сообщении для контрагентов, копию которого опубликовал профильный сайт enkorr.

Новости по теме

Ограничения на поставку автотоплива из страны были введены, чтобы не спровоцировать его дефицит на внутреннем рынке, в связи со снижением до минимума объемов переработки на крупнейших белорусских НПЗ. Причиной стало резкое ухудшение качества российской экспортной нефтяной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Это стало причиной повреждения дорогостоящего оборудования на Мозырском НПЗ, о чем предприятие официально сообщило на своем сайте. Наблюдалось превышение допустимых показателей доли органических хлоридов в сырой нефти, поступающей из России по нефтепроводу "Дружба", в 10–25 раз. В частности, об этом заявляли в концерне "Белнефтехим". В эфире телеканала СТВ председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков сообщил, что "отдельные пробы показывали превышение в 100 раз".

22 апреля некачественное российское сырье достигло и европейских НПЗ, сообщил Enkorr со ссылкой на представителя международного трейдера. Нефть с повышенным содержанием хлоридов достигла НПЗ в Германии, находящегося на северной ветке нефтепровода "Дружба". Украинская "Укртранснафта", осуществляющая транзит, приняла решение не накапливать некачественную российскую нефть в своих резервуарах, опасаясь коррозийных процессов. При этом Минэнерго РФ заявило, что проблемы имеют "технический характер". Вчера, 23 апреля, в Россию выехала делегация "Белнефтехима", в состав которой включены руководители нефтеперерабатывающих предприятий для переговоров с представителями "Транснефти". 

Как отреагировал рынок в Украине?

В пресс-службе "Нефтегазовой ассоциации" прогнозируют, что отгрузки автотоплива из Белоруссии не возобновятся еще минимум 8-10 дней. 23 апреля БНК сообщила, что "пока говорить, что есть какие-то улучшения по потоку нефти, преждевременно": "Украинскому топливному рынку уже необходимо искать дополнительные объемы поставок на май, чтобы заместить выпавшие объемы белорусских НПЗ".

На происходящее уже остро отреагировал рынок дизеля, говорят 112.ua эксперты. Ситуация осложняется высоким спросом на этот вид топлива в связи с проведением весенне-полевых работ, которые в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий. В 2019 году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тыс. т белорусского ДТ, его доля по итогам I квартала 2019 года составила 34,5% рынка. По оптимистическому сценарию, нам предстоит найти 80–100 тыс. т топлива, по пессимистическому — 150–180 тыс. т, заявил директор А-95 Сергей Куюн.

На фоне неопределенности с поставками топлива из Белоруссии и скачка мировых цен на нефть количество предложений дизельного топлива в мелко- и крупнооптовом сегменте сократилось, сообщили в А-95. За последние два дня средняя цена бензовозных партий ДТ выросла на 2,25 грн/л, на железнодорожной станции "Коростень" белорусское топливо и вовсе отсутствует. Вчера в течение дня операторы по нескольку раз пересматривали заявленные цены. "Анвитрейд" выставлял цену 23,60 грн/л (+60 коп./л к 19 апреля), "Альянс Энерго Трейд" — 23,60 грн/л (+60 коп./л), "Мартин Трейд" — 23,45 грн/л (+40 коп./л). Сегодня цены перевалили за 25,50 грн/л.

На 2250 грн/т уже повысила цены в своем прейскуранте отечественная "Укртатнафта": цена на кременчугское ДТ выросла с 27 500 до 29 750 грн/т. По данным системы PsycheaFUEL, вслед за оптом на ситуацию реагирует и розница: индикативная цена дизтоплива евро ДСТУ 7688:2015 на АЗС Украины c 16 апреля по 23 апреля 2019 г. выросла на 0,6%, или 16,6 коп/л – до 28,76 грн/л.

По словам экспертов, вслед за дизелем вверх подтянулись и цены на бензин и автогаз. Рост цен на АЗС за неделю для разных видов топлива составил 12-22 коп./л. В опте ситуация значительно хуже: рост составил от 60 коп. до 1 грн 63 коп./л, сообщает НТЦ "Психея". По результатам мониторинга рынка нефтепродуктов на украинских АЗС по состоянию на вчера, 23 апреля, цена бензина А-92 евро выросла на 0,24% (7 коп./л) - до 27,75 грн/л, бензина А-95 евро - на 0,19% (6 коп./л) - до 29,32 грн/л. Сжиженный газ подорожал на 0,27% (4 коп./л) до 13,4 грн/л.

Несмотря на рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, главным фактором роста цен директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин считает спекулятивное поднятие цены операторами, поскольку расчеты говорят о достаточной розничной марже. Экономических предпосылок для такого подорожания нет, отметил Сапегин. Он прогнозирует, что до будущего вторника (30 апреля) бензин А-95 евро в рознице может вырасти до 30,95 грн/л, а дизель достигнет отметки 30 грн/л.

При этом мировая цена на нефть на днях преодолела отметку 74 долл./барр и ожидается ее дальнейший рост. В связи с этим сейчас есть потенциал роста цен на автотопливо на 1 грн/л, сказал Сергей Куюн. 

Чего ожидать дальше?

Прогнозировать ситуацию с ценами на автотопливо в Украине в долгосрочной перспективе эксперты пока не решаются, так как это, по словам Куюна, "уравнение с несколькими неизвестными". "Беда не приходит одна: кроме того, что произошла с отгрузками из Белоруссии, пошли в рост и котировки нефти. Поэтому в нынешнем уравнении несколько неизвестных и сказать точно, какой будет цена, пока сложно. Однозначно только то, что она будет расти. А вот какой вклад будет от каждого из факторов, можно будет видеть только по факту", - сказал 112.ua директор А-95 Сергей Куюн. 

По словам экспертов, на ситуацию на рынке влияет и ажиотаж, который уже наблюдается в связи с принятием РФ 18 апреля постановления № 460-25, согласно которому запрещается ввоз в Украину сырой нефти, битума и битумных смесей, а с 1 июня экспорт угля, бензина и дизельного топлива допускается исключительно с особого разрешения российского правительства.

Трейдеры пока не понимают, будет ли это означать полное или частичное эмбарго либо же разрешения будут выдаваться беспрепятственно всем желающим, говорят эксперты. Нервозности ситуации добавляет и неопределенность в отношении будущего белорусских поставок. Компании-импортеры светлых нефтепродуктов могут нарастить поставки из Польши и Литвы, также за счет морских поставок дизельного топлива танкерами из Греции, Италии, Израиля. Индии, Болгарии и Турции, считают в НАУ. В этом случае, по словам экспертов, сдерживающим фактором могла бы служить только портовая и железнодорожная инфраструктура, которые не позволит нарастить объемы значительно за короткий промежуток времени.

Но пока трейдеры не торопятся переориентироваться на альтернативные направления. "Трейдеры пока не торопятся с поставками из альтернативных направлений, ожидая новостей из Белоруссии. К сожалению, слова белорусских экспортеров часто расходятся с делом, и никто до сих пор не знает, насколько серьезны проблемы сегодня. Многие не исключают, что ситуация может также быстро разрядиться, как и возникла. Морские поставки, как основная замена белорусским, дороже, велики риски получить убытки. Пока уверенности в спросе не будет, большие партии завезены не будут", - сказал 112.ua Сергей Куюн. По его словам, фактор переориентации на новые поставки, если проявится в мае, приведет к повышению себестоимости топлива на 1 грн/л.

С тем, что трейдеры пока займут выжидательную позицию, соглашается и Сапегин. По его словам, если они сейчас начнут в авральном порядке закупать партии на альтернативных направлениях, они будут стоить дороже из-за повышенного спроса и логистики. Однако ситуация для рынка может оказаться более драматической, чем это видят коммерсанты. "Я считаю, что сейчас разыгрывается сценарий так называемой гибридной войны, в соответствии с которым ожидается реакция Украины в закупке значительных объемов дорогого топлива. Однако ограничивать поставки Россия с 1 июня не будет. На рынок пойдет дешевый российский ресурс. Это нанесет серьезный экономический ущерб украинским компаниям, у которых дорогой ресурс будет храниться на нефтебазах, поскольку они не смогут конкурировать с российским импортом. Это приведет к уходу ряда компаний из топливного рынка, по крайней мере, из импортных поставок ресурса", - говорит Сапегин. По мнению эксперта, с учетом такого сценария уже летом следует ожидать избытка предложения нефтепродуктов и существенного снижения цен на них.

Эксперты считают, что частично ситуация с повышением цен на автотопливо в апреле-мае может нивелироваться за счет наращивания переработки на отечественных НПЗ "Укртатнафты" и "Шебелинском" ГПЗ. Кроме того, по оперативным данным, в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу "ПрикарпатЗападтранс" — около 280 тыс. т, сообщили в пресс-службе "Нефтегазовой ассоциации".

Что можно сделать, чтобы сгладить колебания?

На фоне стратегических угроз для украинской экономики, которые обнажила нынешняя ситуация, показав, чем может обернуться для Украины импортозависимость по автотопливу от России и Белоруссии, власть демонстрирует беспомощность. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство внедряет меры, чтобы минимизировать последствия таких действий и снижать зависимость. "Перед нами целый мир, надо находить новых партнеров", - сказал он.

Впрочем, дальше заявлений дело не идет. Как стало известно 112.ua, вчера в Министерстве топлива и энергетики прошло совещание, на котором обсуждалась концепция развития украинской нефтеперерабатывающей отрасли, однако никаких реальных или новых предложений по улучшению ситуации на нем не прозвучало. "Однозначно, ситуация с дефицитом бензинов и ДТ в Украине была бы сглажена, если бы в Украине уже был по прозрачным правилам сформирован государством и эффективно функционировал 90-дневный Минимальный запас нефти и нефтепродуктов (МЗНН) — (это обязательное условие, продиктованное правилами International Energy Agency и Директивой 2009/119/ЕС. Украина должна сформировать МЗНН к 2023 году)", - заявили 112.ua в пресс-службе Нефтегазовой ассоциации, отметив, что сжиженный газ не входит в МЗНН.

НАУ настаивает, что 100% создания и функционирования Минимальных запасов в Украине должно осуществляться за счет средств государственного бюджета путем перераспределения акцизного налога, без повышения его ставок (в таком случае это не приведет к увеличению стоимости нефтепродуктов ввиду налоговой нагрузки), сообщили в пресс-службе Нефтегазовой ассоциации. Также там отметили, что ресурс на наполнение бюджета проекта создания Минимальных запасов может быть получен за счет уменьшения доли теневого рынка (за счет роста отчислений налогов легальными участниками рынка).

Однако проблема еще и в отсутствии стабилизационного запаса, который мог бы быть сдерживающим фактором спекулятивного роста цен, наблюдаемого сейчас.

И если для создания Минимального запаса нефти и нефтепродуктов Госрезервом подготовлена модель его работы, находящаяся в Кабмине на согласовании, то вопросы создания стабилизационного запаса в министерских кабинетах даже не рассматриваются. А потребителю остается констатировать рост цен на заправках и искать самое дешевое из дорогого.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>