banner banner banner banner

Бесконечная история: Как государство защищает своих граждан от рейдерства и почему его не получается преодолеть

Бесконечная история: Как государство защищает своих граждан от рейдерства и почему его не получается преодолеть
Из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Упрощение процедуры регистрации прав собственности, инициированное в ходе реформы административных услуг в 2015 году, открыло злоумышленникам доступ к государственным реестрам. Недвижимое имущество и корпоративные права стали массово переписываться на третьих лиц: ежегодно фиксировалось около 400 таких случаев, а особый пик пришелся на 2016-2017 годы. Правозащитники обращали внимание: все эти преступные действия происходят под покровительством чиновников Минюста, поскольку именно там проводилась аккредитация "субъектов регистрационных действий" - коммунальных предприятий, от имени которых и работали "черные регистраторы".

Новости по теме

Новая каденция правительства решилась на радикальные меры: в прошлом году все госрегистраторы и нотариусы обязаны были пройти верификацию, а принятые президентские законопроекты позволили закрыть доступ к госреестрам для недобросовестных специалистов. Новая "антирейдерская" комиссия в Минюсте отчиталась, что "черных регистраторов" уже почти не осталось, но жалобы на незаконные регистрационные действия и "отжим" имущества регулярно продолжают приходить. Жертвы рейдерских атак возмущаются: суды, полиция и прокуратура часто работают в интересах преступников, позволяя им годами распоряжаться чужой собственностью и зарабатывать на этом деньги; а коллегия в Офисе противодействия рейдерству затягивает рассмотрение заявлений, давая возможность за это время провести ряд перерегистраций на третьих лиц, что значительно усложняет процесс возврата имущества законным владельцам.

Некоторые снова связывают происходящее с попустительством Минюста, а в самом ведомстве сообщают, что с рейдерством не прекращают бороться ни на минуту: там совместно с независимыми экспертами подготовили ряд новых законопроектов, которые уже отправились на рассмотрение в парламентские комитеты.

* * *

Упоминание рейдерства отбрасывает воображение многих украинцев назад в прошлое - в "лихие 90-е", с уже хрестоматийным образом братков в малиновых пиджаках, вооруженных битами и паяльниками. Тогда рейдерские атаки осуществлялись в основном силовым путем и грубым шантажом, а хозяина привлекательной недвижимости или доходного бизнеса под смертельной угрозой направленного в висок дула пистолета извещали: от прав собственности придется отказаться в любом случае, живому или мертвому. Силовые захваты, когда группа "спортиков" вламывается в помещение предприятия и освобождает его для "новых владельцев", происходят и в нынешнее время, однако уже не являются основным инструментом для завладения чужим имуществом. Классический бандитизм уже давно приобрел мафиозные черты: нынче без покровительства официальных представителей государственной власти не обходится ни один рейдерский захват.

Из открытых источников

"Захватывающая" история

Особо показательным стал период в 2016-2019 годы, когда эксплуатации чужого имущества способствовали не только сфальсифицированные уголовные производства, корпоративный шпионаж, махинации с кредитным портфелем производства, но и сами нормативно-правовые акты. В связи с этим в июле прошлого года правозащитники общественной организации "Бизнес-Варта" совместно с руководством нескольких предприятий и ассоциаций предпринимателей Украины составили заявление об уголовном правонарушении в отношении бывшего министра юстиции Павла Петренко. В тексте документа эксперты указывают, что власти в ходе административной реформы в 2015 году ликвидировали Государственную регистрационную службу Украины как самостоятельный орган и передали его в управление Минюсту; в то же время в министерстве инициировали ряд нормативных актов, которые упростили доступ к государственным реестрам, саму процедуру регистрации имущественных прав и получение аккредитации на осуществление таких операций.

В общем, сменить собственника компании в "Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц предпринимателей" или переписать квартиру на основании дарственной в "Едином реестре вещественных прав на недвижимое имущество" теперь могли не только госслужащие, но и частные нотариусы. Но самое главное – начали массово открываться коммунальные предприятия, которые "размножились" по всей территории страны в виде многочисленных филиалов "субъектов регистрационных действий": именно от таких "капэшек" и было зафиксировано около 95% всех незаконных действий в реестрах, а некоторые из них имели "сеть" из более 50 филиалов.

"Происходило это следующим образом. В какой-нибудь сельсовет приезжали люди и договаривались о том, чтобы за определенное вознаграждение открыть коммунальное предприятие, которое бы предоставляло услуги по регистрации имущества и корпоративных прав. С небогатым руководством сельсовета договориться было несложно, а в итоге по указанному физическому адресу таких юрлиц обнаружено не было: никто в Минюсте таких проверок не проводил. Вся деятельность осуществлялась с других IP-адресов, а ключи доступа к государственным реестрам получали подставные лица, от которых для получения аккредитации требовалось всего-навсего иметь высшее образование. Часто такие "черные регистраторы" были фантомами, проживали на оккупированных территориях, в то время как по их паспорту получали ЭЦП и пользовались для проведения незаконной перерегистрации имущества и юрлиц. Все это стало возможным благодаря принятому в январе 2015 года постановлению Кабмина № 17, а также изменениям в законодательстве (поправки к законам "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений" от 26 ноября 2015 года), вступившим в силу 1 января 2016 года. Естественно, все эти действия не могли осуществляться без ведома первых лиц ведомства", - говорит адвокат ОО "Бизнес-Варта" Андрей Наход.

Впрочем, чиновники не могли проигнорировать создавшийся коллапс в системе регистрации прав собственности и юрлиц: уже в июне 2016 года депутаты в ускоренном темпе начали разрабатывать "антирейдерский" законопроект. В итоге украинцы получили возможность обжаловать действия госрегистраторов и нотариусов в специальной комиссии при Минюсте, а статьи Уголовного кодекса о превышении служебных полномочий и подделке документов были дополнены новыми субъектами – госрегистраторами и нотариусами. Поскольку большинство незаконных операций производилось ими на основании сфальсифицированных, а то и вовсе несуществующих судебных решений, планировалось даже наладить автоматизированное взаимодействие Государственного реестра и прав и ЕГРСР, но этого до сих пор так и не произошло.

"В сущности, такие изменения не принесли особых результатов: доказать умысел в незаконных действиях госрегистраторов почти невозможно, а "антирейдерская" комиссия существенно затягивала рассмотрение поданных жалоб или отказывала в этом по формальным причинам: например, из-за неправильно заверенных копий документов или отсутствия в тексте нормы законодательства, которая нарушалась регистрационными действиями. После того, как сменилась власть, в кабинетах Минюста обнаружили целые завалы папок с такими заявлениями. Искусственно созданные промедления в административном способе обжалования действий или бездействия госрегистратора позволяют рейдерам неоднократно переписать имущество на третьих лиц, из-за этого "откатить" весь процесс обратно становится сложнее, а конкретное обжалованное действие уже заменяется рядом новых. Если речь идет о каком-то промышленном производстве, то рейдеры благополучно будут на этом зарабатывать, смогут разворовать оборудование и технику, вывести активы компании. По сути, схема работала в следующей последовательности: КП или его филиал осуществляет преступное регистрационное действие без оснований и документов, лишая собственника имущества или бизнеса; пострадавший обращается в Комиссию с жалобой, и на потерпевшего "выходят" посредники, которые за определенную сумму денег предлагают отменить незаконные действия руками того же "черного регистратора" или путем решения членов комиссии; потерпевшему предлагают время на "подумать", а в случае негативного решения отказывают в рассмотрении жалобы по формальным причинам", - рассказывает Андрей Наход.

Такую прочную взаимосвязь между рейдерами и чиновниками при Минюсте правоохранителям даже удалось задокументировать, причем "срубить бабло" пытаются не только на жертвах "черных регистраторов", но и на самих "субъектах государственной регистрации".

Так, в мае 2018 года в полицию обратился руководитель КП "Регистрационно-инвентаризационная служба" Опишнянской территориальной общины: по его словам, начальница отдела аккредитации и мониторинга государственной регистрации Департамента государственной регистрации и нотариата вместе со своим подельником требовала от него ежемесячную дань в размере 200 тыс. грн под угрозой блокировки доступа к реестрам.

Такую практику подтверждает и история известного днепровского бизнесмена Дмитрия Фоменко: "В прошлом году "черные регистраторы" "списали" с меня две квартиры в столице, здание бывшего банка и собственный дом в Днепре. Они "не заметили" постановление ВСУ об отмене прежнего решения Бабушкинского суда Днепра. А комиссия Минюста, дважды рассматривая мою жалобу по существу в течение 2019-2020 годов, неожиданно отказала по причине пропущенных сроков, своих сроков. Позже один из "серых кураторов" Минюста предложил за 30 тыс. долл. "откатить" обратно все эти операции в реестре. Слово сдержали: госрегистратор отменил свои действия, однако через три дня уже новый его "коллега" переписал все заново. Я потерял и деньги, и права собственности, но со всех взятки гладки: условия "договора" выполнены, а то, что я платил, – так это на свой страх и риск, тут никто гарантий не дает".

По словам экспертов, жаловаться на весь такой беспредел некому: по сути, рейдеры и сидят у власти, незаметно руководя решениями профильных комиссий и коллегий, поэтому могут одни незаконные действия не замечать и игнорировать, а в отношении других – начинать показную борьбу для общества и СМИ.

"Новая история" украинского рейдерства

Появление КП и "черных регистраторов" не обошло стороной внимание не только украинцев, но и иностранных наблюдателей. Так, в 2015 году в рейтинге стран, который ежегодно составляет американская организация Property Rights Alliance (Альянс прав собственности), Украина заняла 109-е место (из 128 стран), а в 2016-м опустилась на 6 позиций – до 115-го места. Новая каденция Минюста поручилась взять контроль над ситуацией. В июле 2019-го все госрегистраторы и нотариусы должны были явиться с паспортом и электронным ключом в ГП "НАИС" (которое является администратором Единых и Государственных реестров) для верификации и подтверждения своей деятельности: основной объем незаконной перерегистрации осуществлялся руками "специалистов" по поддельным или утерянным паспортам, владельцы которых, по данным пограничников, находились на оккупированной территории и зачастую не подозревали о своем участии в таких аферах. Осенью были приняты законы № 159-ІХ и № 340-ІХ, которые тоже принесли ряд положительных изменений. Так, всем субъектам регистрационной деятельности (филиалам КП) аннулировали аккредитацию; для проведения регистрации стали требовать документы на специальных нотариальных бланках; законность операции теперь проверяется дополнительно информацией из Единого реестра доверенностей и Государственного реестра актов гражданского состояния; внедрили также механизм проведения многофакторной аутентификации.

Новости по теме

Все эти шаги со стороны властей вернули Украину обратно на 109-ю ступеньку в рейтинге Property Rights Alliance за 2019 год, однако эксперты признают: ситуация с рейдерством в Украине остается плачевной. В зоне риска находится любое имущество, а не только квартира в элитном районе города, доставшаяся по наследству от дедушки, или перспективная компания, которая только начала приносить прибыль. Несмотря на то, что почти все "черные регистраторы" оказались в прошлом, старые дедовские методы никуда не исчезли, при этом обжаловать их и отстоять свои права куда сложнее.

Например, "сотрудничая" с правоохранителями в силовых структурах власти, рейдеры могут их руками провести обыски – на основании фиктивного уголовного производства. В процессе следственный судья дает добро на изъятие оригиналов уставных документов компании и регистрационного дела для проведения "экспертизы", после которой с некоторыми документами происходят метаморфозы: например, текст протокола общего собрания участников акционерного общества вдруг свидетельствует о законных правах захватчиков.

Еще одна распространенная практика с мафиозным оттенком – рейдерство под протекцией АРМА (Агентства по розыску и менеджменту активов). "Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает, что если стоимость активов компании превышает 200 тыс. прожиточных минимумов для трудоспособных граждан, то они могут в рамках уголовного производства (как вещественные доказательства, на которые наложен арест) перейти в управление Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управление активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Согласно закону, это делается для того, чтобы на время судебных тяжб компания сохраняла свою экономическую стоимость, рентабельность производства. Но на практике АРМА проводит довольно непрозрачные тендеры на управление такими компаниями. В итоге "отжатое" на полузаконных основаниях предприятие (арестованное в рамках уголовного производства и переданное на попечительство агентства) попадает в руки рейдеров, которые на долгие годы судебных разбирательств получают возможность зарабатывать на нем, не делая никаких изначальных вложений. Да и после окончания судебных разбирательств в АРМА не спешат возвращать имущество, даже если арест на него был снят. Например, такая история произошла с нашими клиентами. Согласно постановлению суда, запись о наложении ареста на ООО "НЕСТ" (Братский маслопрессовый завод) была удалена из Реестра прав на недвижимое имущество еще 5 марта. Однако до сих пор имущество законным владельцам не вернули. Кроме того, были зафиксированы многочисленные факты разворовывания имущества, демонтажа оборудования и техники", - рассказывает Андрей Наход.

Депутаты наносят ответный удар

Впрочем, несмотря на очевидные истоки рейдерства в судебной и правоохранительной системах, депутаты совместно с правозащитниками продолжают бороться с этим негативным явлением путем очередной доработки и без того сложного украинского законодательства. Так, в начале июля в Верховной Раде было зарегистрировано 2 соответствующих законопроекта: их разработали нардепы из Временной специальной комиссии Верховной Рады по вопросам защиты прав инвесторов при поддержке Минюста и общественных активистов из ассоциации "Бизнес-Варта".

Первый из них под номером № 3774 предлагает среди прочего следующие нововведения:

  1. Внедрение так называемого механизма "красной кнопки". Коллегия после получения соответствующей жалобы получит возможность приостанавливать в отношении данного объекта все действия в реестрах.
  2. Время на доработку текста жалобы в случае ненадлежащего оформления не входит в установленный общий срок обжалования регистрационных действий. Кроме того, этот срок увеличивается с нынешних 60 дней до 3 месяцев.
  3. Во время регистрации бизнеса исключается возможность "подвешивания" реестров: этим пользовались недобросовестные регистраторы, начиная действие в системе и не заканчивая его, из-за чего в течение 15 дней (без судебного решения) весь функционал в отношении объекта регистрации был заблокирован.
  4. Протокол общего собрания юрлица о смене руководителя должен будет подписываться всеми его участниками. Согласно нынешнему законодательству, для юридической силы такого протокола достаточно автографов только главы и председателя собрания, что позволяет недобросовестно указывать истинное количество голосующих за какое-либо решение.
  5. Для расторжения договора об аренде земли сельскохозяйственного назначения нужно будет проводить общее собрание юрлица-арендатора (такая сделка получит статус значительной).
  6. В случае если госрегистратор обнаружит факт несанкционированного доступа к реестрам при помощи его идентификационного ключа, то он должен будет немедленно известить об этом Минюст.
  7. Для проведения некоторых действий в Едином государственном реестре можно будет обойтись без услуг госрегистратора – при помощи портала электронных сервисов. Так, при наличии ЭЦП можно будет самостоятельно зарегистрировать ФЛП, откорректировать данные, внести изменения относительно деятельности юрлица (если все участники при помощи своих квалифицированных подписей единогласно примут решение).

Вдобавок к этим изменениям с 6 июля начался процесс обязательного подключения нотариусов и госрегистраторов к средствам дополнительной идентификации. Этот этап будет длится до 4 сентября, после чего вход в систему надо будет подтверждать еще и по СМС-паролю. Это в свою очередь связано с участившимися хакерскими атаками на компьютеры регистраторов и нотариусов. Несмотря на рекомендации СБУ и многочисленные семинары по компьютерной безопасности, многие из них оставляют флешку со своим ключом доступа к реестрам в компьютере и не вытаскивают ее после завершения сеанса: для хакеров это легкая добыча, пользуясь которой они и сами могут вносить изменения в реестры.

Второй законопроект, который должен стать на пути рейдерству в Украине, зарегистрирован под номером № 8773. Он предлагает внести существенные правки в Уголовный и Административный кодексы.

По словам правозащитников, если украинцам в 50% случаев и улыбается удача, позволяя вырвать свое имущество из лап преступников и отстоять в суде право собственности, то больше их уже ничего не волнует. Почти никто не отслеживает дальнейший процесс: понесли ли рейдеры наказание, достаточно ли оно соответствует тяжести преступлений и понесенному ущербу. При этом "черных регистраторов" и нотариусов действительно почти невозможно привлечь к уголовной ответственности, поскольку нельзя было доказать умысел в их действиях: даже если Минюст получал свыше сотни жалоб на регистрационные действия уполномоченного лица, максимум, что ему грозило, – отключение доступа к государственным реестрам. Теперь законодатели предлагают внести правки в 12 статей Уголовного кодекса, которые предназначены и усилить меру наказания, и сделать его неотвратимым (насколько это возможно в украинских реалиях). Среди прочего, текст документа призывает отнести к категории тяжких преступления по статьям "Злоупотребление служебными полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги" (в том числе нотариусами и госрегистраторами), а также "Служебный подлог".

Некоторые юристы считают, что это слишком радикальная мера, которая только распустит руки полицейским и без которой можно обойтись. Однако другие убеждают, что без такого шага вся борьба с незаконными регистрационными действиями потеряет смысл. Расследование тяжких преступлений позволяет вести негласные следственные действия, без которых сейчас невозможно зафиксировать всю цепочку преступлений, начиная от первичной подделки документа и заканчивая конечным выгодополучателем. Наряду с другими, законопроект предлагает внести еще ряд изменений в жизнь рейдеров:

  • для лиц, подающих на государственную регистрацию поддельные документы, штрафы увеличиваются в 10 раз (от 5 до 10 тыс. необлагаемых налогом минимумов граждан); расширяется диспозиция статей за подделку документов, которые нужно подавать для проведения госрегистрации, превышение служебных полномочий, а также служебный подлог: преступление совершается не только в собственных интересах, но и в интересах третьих лиц;
  • ряд статей, помимо штрафов, включает наказание в виде лишение свободы сроком до 7 лет;
  • нотариусам и регистраторам, которые участвуют в рейдерских атаках (преступление, совершенное группой лиц, с нанесением ущерба в особо крупных размерах, при злоупотреблении служебными полномочиями), светит штраф от 20 тыс. до 40 тыс. необлагаемых налогом минимумов граждан.  

Кроме таких нововведений, расширяются еще две статьи Административного кодекса: ст. 92 "Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" устанавливает наказание за незаконную передачу, порчу и сокрытие нотариальных документов; а, согласно предложенной редакции ст. 255 КУпАП, протоколы об административных правонарушениях смогут составлять чиновники Минюста.

По словам правозащитников, это не последние документы, которые они собираются предложить депутатам для рассмотрения. Однако изменения на законодательством уровне в любых сферах носят запоздалый характер борьбы с последствиями, так что говорить об окончательной победе над рейдерством не приходится: пока на комитетах рассматривают тексты поправок, преступники уже выискивают новые лазейки. 

"Для каких-то ощутимых изменений нужно менять основы системы, позволяющей мухлевать. "Черные регистраторы" - лишь ее следствие, корни рейдерства - в самих чиновниках Минюста, а почва - коррупционная природа управления государством. Так что борьба с рейдерством в Украине, на мой взгляд, носит пока косметический характер, иногда доходя до абсурда. Как говорится, вы либо крестик снимите, либо трусы наденьте", - с иронией заключает Дмитрий Фоменко.

Ксения Цивирко

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>