Фото из открытых источников

Дорогой "Газпром" и несговорчивый

Над украинской газотранспортной системой (ГТС) сегодня нависла серьезная угроза: в 2019 году заканчивается контракт на транзит российского газа в Европу, сообщил 20 декабря на пресс-конференции главный коммерческий директор группы "Нафтогаз" Юрий Витренко. В вопросах продления контракта, а также условиях, на которых российский газовый монополист согласится его перезаключить, пока полная неясность. Соответственно, нет и понимания, какими будут объемы транзита в украинской ГТС после 2019 года.

Полная ясность есть лишь в понимании, что Россия нынче прилагает все усилия, чтобы пустить газ в Европу в обход Украины. Сейчас активно строится газопровод "Турецкий поток" (от КС "Русская" в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции), также РФ активно лоббирует проект газопровода "Северный поток-2" (по дну Балтийского моря до побережья Германии). Планируемая мощность "Турецкого потока" - 32 млрд, "Северного потока-2" - 55 млрд куб м. Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев на круглом столе, который проходил в Верховной Раде, заявлял, что реализация этих проектов грозит падением объемов транзита российского газа по территории Украины до ноля. Он отмечал, что "Турецкий поток" – это данность: "Первая нитка будет построена в следующем году. Вторая нитка – это такой же большой вопрос, как "Северный поток-2".

Отметим, что объем транзита российского газа в ГТС, согласно финансовому плану "Нафтогаза" на 2017 год, был запланирован в объеме 74 млрд куб. м. Из-за ремонтных работ на газопроводе "Северный поток" (через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда) его объем вырос по сравнению с прошлым годом на 10%, до 94 млрд куб м. При этом "Газпром" – единственный транзитер газа в украинской ГТС, а на доходы от транзита приходится не менее 2-3% украинского ВВП ежегодно. По словам директора ExPro Consulting Геннадия Кобаля, в деньгах "Укртрансгаз" зарабатывает на транзите российского газа около 2 млрд долл. На российский газ приходятся до 80% загрузки украинской ГТС. И это на фоне сокращающегося внутреннего спроса, который за 3 года упал на 40%. К слову, в "Нафтогазе" уверены, что сокращение потребления происходит за счет внедрения мер по энергоэффективности, эксперты говорят, что в том числе из-за сокращения объемов производства в промышленности.

Новости по теме: Коболев заявил, что оценивает ГТС Украины в сумму около 30 млрд долларов

"Мы видим, что есть очень четкий геополитический курс РФ, чтобы обойти Украину. Они не хотят, чтобы страна получала те значительные средства, которые получает сейчас (доходы от транзита, - ред.)", - подчеркнул Витренко. Он сказал, что российские власти прекрасно понимают: при некоторых условиях, особенно при условии применения норм европейского законодательства о защите конкуренции на территории Украины и переноса точки расчета с западной на восточную границу, цена на российский газ в Украине будет формироваться на уровне экспортного, а не импортного паритета. "Российский газ будет значительно более дешевым, чем сейчас, и даже более дешевым, чем в Европе. Разумеется, это будет означать то, что у украинской промышленности будут определенные преимущества. Развитие украинской промышленности и украинской экономики очевидно не входит в планы РФ", - сказал главный коммерческий директор группы "Нафтогаз".

Фото из открытых источников

После введения в эксплуатацию "Турецкого потока", который построен примерно на половину, Украина потеряет Южное направление транзита, сказал 112.ua Геннадий Кобаль: "Турецкий поток" может забрать 20-25% транзита". По словам директора ExPro Consulting, "Северный поток-2" является более серьезной угрозой в плане потери транзита: "В то же время вряд ли удастся достроить его быстро. Реализация "Северного потока-2" не вписывается в Третий энергопакет. Для того чтобы его достроить, Россия должна добиться от стран ЕС очень серьезных уступок в виде исключений из законодательных норм. Однако пока мы видим, что противников у этого проекта хватает. Мы видим, что и Дания против, и США очень активно включились в кампанию против этого газопровода".

О том, что ввести в эксплуатацию до 2019 года "Северный поток-2", скорее всего, не удастся, 112.ua сказал и гендиректор ООО "Нафтогазбудинформатика" Леонид Униговский: "Как мне представляется, россияне уже не успеют построить "Северный поток-2" до 2020 года. Поэтому в любом случае будет период времени 2-3 года после 2020, когда украинский газотранспортный коридор будет таким же актуальным, как и сейчас. Что же касается "Турецкого потока", то, действительно, первая нитка этого газопровода будет построена, и она заберет от нашего транзита где-то 10-12 млрд куб. м на год".

Униговский отметил, что согласно расчетам "Нафтогазбудинформатика" даже при самом пессимистическом сценарии через украинскую ГТС после 2019 года будет прокачиваться не менее 30 млрд куб. м российского газа в год. "Тут моя точка зрения с точкой зрения "Нафтогаза" расходится. Они считают, что будет ноль, и об этом недавно на круглом столе говорил глава НАКа Андрей Коболев, мы считаем, что будет минимально около 30 млрд куб. м. Эта цифра, кстати, подтверждается и расчетами немецкого института EWI, который смоделировал прогнозные потоки газа по газопроводам Европы (и украинский транзит) на 2030 год. Но, конечно, мы много потеряем в сравнении с этими объемами, которые транзитируем сейчас", - сказал он 112.ua.

По словам экспертов, важным условием для сохранения значительного объема транзита российского газа является привлечение к управлению украинской ГТС партнера, который мог бы говорить с "Газпромом" с позиции силы. "Так получилось, что наши отношения с российским "Газпромом" по целому ряду причин, в том числе политическим, не могут пока складываться нормально, у нас сейчас нет инструментов влияния на российского газового монополиста. По этой причине было бы целесообразно иметь определенный консорциум (иностранных компаний, - ред.), чтобы он мог договариваться с "Газпромом" о транзите", - сказал Униговский. Если к управлению украинской ГТС будет привлечен европейский оператор, новый контракт на транзит газа можно будет заключить на более выгодных условиях, отметил Геннадий Кобаль: "Газпром будет вынужден продлевать контракт и искать условия, которые подошли бы европейскому партнеру. Очевидно, что условия этого контракта для Украины будут более приемлемыми, чем ныне действующие".

Украина хочет сохранить российский транзит

Юрий Витренко отмечает: для реализации своей цели Россия ищет точки соприкосновения с европейскими партнерами, предлагает им выгодные условия. "Мы видим, что РФ таким образом строит отношения с европейскими потребителями, чтобы Украине не было места в этих отношениях. Российская пропаганда сделала немало, чтобы сформировать не самый лучший имидж украинской ГТС в глазах европейских партнеров. На сегодняшний день определенное недоверие есть", - сказал главный коммерческий директор группы "Нафтогаз".

Европейские газовые операторы – это крупные компании, которые имеют определенные рычаги влияния, а также доступ к официальным лицам в правительствах своих стран, в Еврокомиссии, отмечает Униговский. Если Киеву удастся заинтересовать их и договориться, Украина будет иметь больше шансов отстоять свои интересы и помешать реализации планов Кремля. "Но для того, чтобы они лоббировали украинские интересы, они должны зайти в Украину в качестве партнеров. Сейчас никто этого делать не будет, потому что ведь они могут и не стать операторами, которые будут выбраны для управления", - сказал 112.ua гендиректор ООО "Нафтогазбудинформатика".

Новости по теме: Будет газовый хаб? Что означает меморандум о совместном использовании украинской ГТС

Отметим, что сейчас группа "Нафтогаз" ведет переговоры с двумя консорциумами инвесторов. В начале декабря был подписан меморандум с французской GRTgas и голландской Gasunie. "С этими операторами мы подписали меморандум о сотрудничестве в отношении широкого круга вопросов. Вместе с ними мы пытаемся понять, какие формы сотрудничества или партнерства являются оптимальными", - сказал Юрий Витренко, отметив, что среди обсуждаемых тем, в том числе, вопросы управления ГТС, а также ее совместной модернизации. Как известно, ранее аналогичный меморандум был заключен с консорциумом компаний словацкой Eustream и итальянской Snam.

"Пока наиболее понятно выглядит консорциум Eustream - Snam. Eustream — это давний партнер "Нафтогаза" и "Газпрома", который получает российский газ на границе со стороны Словакии. Вместе с итальянским Snam данный консорциум очень внушителен. Эти две компании понимают, что такое украинская ГТС, и как никто заинтересованы в сохранении транзита. В случае с этими компаниями становится понятно, для чего им нужно управление украинской ГТС. "Газпром", "Укртрансгаз" и Eustream – это одна труба и одна система, которую просто поделили между этими тремя собственниками", - сказал 112.ua Геннадий Кобаль.

Данную точку зрения разделяет и Униговский. "Я не вижу реальных иностранных партнеров для управления украинской ГТС, кроме Eustream и Snam. Все остальные могут, скорее всего, участвовать в консалтинге, оказывать помощь, поддерживать. Но реально заинтересованы в том, чтобы зайти как партнеры в управление украинской ГТС, на мой взгляд, могут только эти два оператора. В первую очередь это, конечно же, словацкий Eustream, и это понятно почему. Потому что он стоит за нами в транзите. И если у нас нет транзита (российского газа), значит, его не будет и у Eustream. Snam также заинтересован потому, что по его газопроводам российский газ дальше идет в Италию. И если эти две компании будут оперировать в Украине, то практически у них в руках управление всем транзитом от России до Италии. Поэтому я считаю, что это единственные реальные возможные партнеры", - сказал эксперт. По его словам, GRTgas и Gasunie объективно не заинтересованы быть партнерами ГТС, потому что они обеспечивают в большей степени иные регионы газопотребления.

bin.ua

В то же время, по словам Кобаля, украинская ГТС может быть интересна Gasunie и GRTgas по той же причине, что и другим операторам, а именно возможностью вести масштабный бизнес. "В этом году объем транзита российского газа достиг 94 млрд куб м. Ежегодно "Укртрансгаз" зарабатывает на транзите около 2 млрд долл., и это большие деньги. А все компании заинтересованы в расширении своего бизнеса. Для них это огромные и привлекательные объемы. К тому же добавим сюда объемы газа для нужд Украины. Украинская ГТС – интересный проект для любой компании", - объяснил эксперт. 

"Так или иначе наша ГТС интересна для иностранных инвесторов только в том случае, если будет транзит. Если его не будет, то 80% загрузки ГТС просто не будет, и тогда возникнет вопрос, что делать с этими трубами? Потому что выкопать и утилизировать их – это тоже очень дорого. И существует единственная возможность сохранить транзит – объединить наши усилия и усилия партнеров, которых мы можем привлечь", - подчеркнул Униговский.

Новости по теме: Иностранный партнер украинской ГТС будет иметь управляющий пакет, - Коболев

В "Нафтогазе" выразили уверенность, что конкурс по отбору иностранного инвестора для управления украинской ГТС состоится уже в 2018 году. Организацией процесса будет заниматься инвестиционный банк Rothschild. В то же время его условия должен разработать и утвердить Кабмин. Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев на недавнем круглом столе в Верховной Раде предложил депутатам одобрить критерии привлечения партнера к управлению ГТС. "Решение в отношении привлечения партнера будет одобрять Верховная Рада. Поэтому логично, чтобы она согласовала условия конкурса, прежде чем он будет объявлен и проведен", - сказал он.

Выгоды от привлечения партнера

Помимо уже перечисленных выгод, привлечение иностранного партнера к управлению украинской ГТС даст инвестиции в ее модернизацию. Сейчас в систему вкладывается меньше, чем необходимо, средств, сказал 112.ua Леонид Униговский: "Украинская ГТС, будем честны, стареет. Срок эксплуатации многих наших газопроводов составляет уже более 33 лет. Это нормативный срок, после обследований его продлевают, но это факт. К тому же наша система проигрывает по экологическим показателям более новым системам. В этом плане она проигрывает сейчас и "Северному потоку", где выбросов в атмосферу значительно меньше, чем на сопоставимых украинских газопроводах. Коэффициент полезного действия газовых агрегатов украинской ГТС также низкий, и поэтому система проигрывает в экономических показателях другим более новым газопроводам".

Новости по теме: Транзит газа в Украине достиг рекорда: "Укртрансгаз" обеспокоен состоянием изношенных объектов инфраструктуры ГТС

Также гендиректор ООО "Нафтогазбудинформатика" сказал, что привлечение партнера могло бы помочь Украине интегрироваться в рынок ЕС. "Европейские партнеры могли бы помочь нам интегрироваться институционально (технически мы уже давно интегрированы) в европейские региональные газовые рынки. Сразу хочу сказать, что у нас высококвалифицированные специалисты в "Укртрансгазе". И нельзя говорить, что придет кто-то и будет учить, как управлять украинской ГТС или диспетчеризировать ее. В то же время существуют определенные европейские регламенты, директивы, которые должны вводиться в Украине, если мы говорим об интеграции с европейскими газовыми рынками. Нам надо внедрять европейскую практику управления ГТС, и в этом нам могут помочь европейские партнеры", - подчеркнул Униговский.

Наличие иностранного партнера, кроме того, позволит обеспечить реальное отделение функции транспортировки газа и ее независимость от групп влияния, сказал Юрий Витренко: "Привлечение сильного партнера позволит обеспечить реальное отделение "Оператора ГТС" (в структуру выделена функция транспортировки газа) не только от "Нафтогаза", но и "в принципе от влияния одного человека или группы людей. Увеличит доверие европейских партнеров к украинской ГТС".

Елена Голубева