banner banner banner banner

Болезнь роста: Когда прекратятся перебои с электроэнергией в пригородах Киева?

Жилье в Киевской области более доступное, чем в столице, а условия жизни лучше, и это многих побуждает на переезд в пригород. Но, с другой стороны, есть и серьезные недостатки, которые отбивают у многих охоту переселяться в окрестности столицы. Главный фактор, сдерживающий темпы развития области, – инфраструктура, которая не успевает за темпами прироста квадратных метров нового жилья. Особенно остро стоит вопрос с обеспечением электроэнергией. В некоторых населенных пунктах пригорода Киева в связи с нагрузками на электросеть даже Новый год встретили в потемках: без сияющих гирлянд и праздничного шоу с экрана телевизора. 112.ua изучал, что нужно сделать, чтобы улучшить эту ситуацию. А также выяснил, по какой причине в ближайшее время это вряд ли произойдет.

Болезнь роста: Когда прекратятся перебои с электроэнергией в пригородах Киева?
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Жилье в Киевской области более доступное, чем в столице, а условия жизни лучше, и это многих побуждает на переезд в пригород. Но, с другой стороны, есть и серьезные недостатки, которые отбивают у многих охоту переселяться в окрестности столицы. Главный фактор, сдерживающий темпы развития области, – инфраструктура, которая не успевает за темпами прироста квадратных метров нового жилья. Особенно остро стоит вопрос с обеспечением электроэнергией. В некоторых населенных пунктах пригорода Киева в связи с нагрузками на электросеть даже Новый год встретили в потемках: без сияющих гирлянд и праздничного шоу с экрана телевизора. 112.ua изучал, что нужно сделать, чтобы улучшить эту ситуацию. А также выяснил, по какой причине в ближайшее время это вряд ли произойдет.

Новый год в потемках 

Чистенький и уютный Обухов расположен всего в 45 км от Киева. Со столицей город соединен трассами с отличным дорожным покрытием – Новообуховской и Старообуховской. На маршрутке до станции метро "Выдубичи" можно добраться за полчаса. За полчаса можно доехать и до соседнего городка – Украинки, где есть отличные пляжи на берегу Днепра.

В отличие от киевских, цены на недвижимость в Обухове кусаются не так сильно. Квадратный метр жилья в многоквартирном доме (в зависимости от уровня комфорта) стоит 11-15 тыс. грн/кв. м. Снять квартиру в долгосрочную аренду можно за 4-5 тыс. грн/месяц, плюс коммунальные. Желающих вложить деньги в покупку недвижимости в Обухове, как и во многих других динамично развивающихся городах в пригороде столицы, не так уж мало.

Мэр Обухова Александр Левченко рассказывает 112.ua о масштабных планах застройки 250-280 тыс. кв. м (жилые и коммерческие объекты) на микрорайоне № 3. Сейчас там уже возводятся первые три дома. Со временем должны появиться два детсада, большой торгово-развлекательный центр и соответствующие бытовые структуры. В Обухове также есть два микрорайона, в которых развивается индивидуальное строительство, - Полянский-1 и Полянский-2. Под жилую застройку там уже выделено 420 земельных участков.

Серьезная преграда на пути реализации планов строительства новых квадратных метров жилья - перегруженность подстанций, обеспечивающих город электричеством, и изношенность линий электропередач. Для обеспечения уже существующего жилого фонда (142 дома многоэтажной застройки и около 6 тыс. индивидуальных домохозяйств) плюс предприятия промышленного узла, электроэнергии едва хватает.

Новости по теме

В связи с этим "Киевоблэнерго" (оператор системы распределения) полтора года назад перестало выдавать разрешения на новые присоединения к электросети в Обухове и в Обуховском районе. Здешний Боливар новых пользователей не вынесет. После перехода "Киевоблэнерго" в собственность компании ДТЭК (весной минувшего года) выдача разрешений возобновилась, но в основном только под индивидуальное строительство. 

"В Обуховском районе скорость развития жилой застройки опережает развитие энергетической инфраструктуры. За последние 4 года нагрузка на основной источник поставки электроэнергии – подстанцию 110/35/10 кВ "Обухов" –увеличилась на 20%. Сейчас установленная мощность электроустановок потребителей, которые получают электроэнергию от этой подстанции, в три раза превышает допустимую на подстанцию нагрузку, а общий суммарный дефицит мощности, которая необходима для обеспечения присоединения новых пользователей, с которыми уже заключены договоры, достиг 16 МВт", - сообщили 112.ua в пресс-службе "Киевоблэнерго".  

Похожая ситуация и в других расположенных недалеко от Киева городах и районах пригорода, в которых ведется активная жилая застройка.

112.ua

"Районы Киевской области, вокруг Киева, а это: Обуховский, Васильковский, Киево-Святошинский, Ирпенский, Вышгородский, Броварской, Бориспольский можно в полной мере отнести к дефицитным, особенно с позиции их перспективного развития в следующие 3-10 лет. Это связано с природным увеличением объема потребления электроэнергии населением, присоединением к сетям новых многоэтажных жилых массивов, которые строятся вокруг Киева, и недостаточным финансированием инвестиционных программ операторов системы распределения для модернизации действующих электрических сетей", - отмечают в "Киевоблэнерго". 

"Киевская область – одна из самых динамично развивающихся, как с экономической точки зрения, так и с учетом прироста населения. Лидерами по темпам застройки являются Киево-Святошинский район (город Вишневое), Броварской, Бориспольский, Вышгородский районы. Проблема в том, что инфраструктура этих городов, районов не предусматривала такого стремительного развития", - говорил на посту губернатора Киевской области Алексей Чернышов (назначен министром развития общин и территорий, - Ред)

Он рассказал, что в связи с перегруженностью электросетей, в Новый год ряд домов в Борисполе сидели без света (в связи с перегруженностью), были отключения и в Вышгородском районе. Для решения проблем со стабильным электрообеспечением при обладминистрации даже создали рабочую группу.

Прогноз роста электрической нагрузки в Киевской области до 2025 года

112.ua

"Действительно, Киевская область сегодня является одной из трех наиболее динамично развивающихся областей (с растущими объемами потребления электроэнергии в ключевых секторах), две других – Львовская и Ивано-Франковская. Киевская область опережает их, незначительно отставая от столицы и административного центра региона – города Киева", -  рассказал директор по эксплуатации и развитию сети НЭК "Укрэнерго" Алексей Брехт.

В госкомпании, которая управляет магистральными электросетями, наш собеседник отвечает за эксплуатацию и обслуживание магистральных электрических сетей, а также за разработку их планов развития на долгосрочную и краткосрочную перспективу.

В Обуховском районе проблема с энергоснабжением – наиболее актуальная, в том числе, и в связи с выходом из строя еще в 1996 году одного из двух работающих автотрансформаторов на Трипольской ТЭС, говорит Брехт. Несмотря на то, что вопрос необходимости восстановления автотрансформатора подтвержден планом развития сети и существует распоряжение Кабмина о выделении целевых средств для решения этой проблемы, сдвинуть ее с мертвой точки до сих пор не удалось.

Генерирующая компания "Центрэнерго" (в состав которой входит Трипольская ТЭС), не находит возможности восстановления этого автотрансформатора. В понимании компании вопросы надежности электроснабжения и распределения электрической энергии не являются основными видами деятельности генерирующей компании. "Естественно, ни "Киевоблэнерго", ни "Укрэнерго" не имеют возможности и права устанавливать какое-либо оборудование на объектах, не находящихся на их балансе", - рассказал Брехт.

Город Вишневое Из открытых источников

По его словам, ситуация оказывает влияние как на надежность, так и на качество электроэнергии, которую получают потребители Обуховского энергоузла. Бытовым потребителям это грозит выходом из строя бытовой техники, промышленным и коммунально-бытовым предприятиям – негативным влиянием на качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

"Если мы говорим о том, что в этот же момент возможен ремонт либо аварийное отключение транзитных линий 110 кВ, связывающих Обуховский район с подстанцией "Новокиевская", с большой степенью вероятности потребуется ограничение потребления энергоузла. К тому же отсутствие поврежденного автотрансформатора на Трипольской ТЭС ухудшает надежность электроснабжения собственных нужд станции и возможность развития и увеличения потребляемой мощности региона", - пояснил Брехт.   

Что немаловажно, второй автотрансформатор, который остается на Трипольской ТЭС, находится в эксплуатации уже около 40 лет, выработал нормативный срок эксплуатации. Его текущее техническое состояние вызывает опасения. Не исключено, что и он скоро может выйти из строя.

Как рубить Гордиев узел энергопроблемы?

Понимание того, как улучшить ситуацию, а также конкретные планы необходимых для этого мероприятий есть как у "Киевоблэнерго", так и у "Укрэнерго".

Обуховский район

Самым простым решением проблемы минимизации последствий возможного выхода из строя единственного работающего на Трипольской ТЭС автотрансформатора могла бы стать установка нового автотрансформатора. "Это не требует ни отвода земли, ни существенной реконструкции энергетической инфраструктуры, поскольку это действующий объект. Никаких существенных капитальных вложений, за исключением приобретения и монтажа самого автотрансформатора, не требуется. Эта проблема должна решиться компромиссом между "Киевоблэнерго" и "Центрэнерго" с точки зрения необходимости установки нового автотрансформатора. На сегодня это единственный и наиболее эффективный вариант надежного электроснабжения района основным электропитанием", - сказал 112.ua Брехт.

Улучшить ситуацию также поможет реконструкция подстанции "Новокиевская". Планируется, что она будет включать установку дополнительного автотрансформатора мощностью 200 МВА и реконструкцию распределительных устройств 110 кВ и 330 кВ. Существующие автотрансформаторы этой подстанции в период прохождения осенне–зимнего периода бывают загружены на 100-105%.

"Реконструкция "Новокиевской" частично решит проблему с энергообеспечением Обуховского района, который будет иметь за счет этих инфраструктурных преобразований резервные, но не основные мощности. В то же время, если она будет проведена, в случае выхода из строя единственного автотрансформатора на Трипольской ТЭС (в результате аварийной поломки или вывода в ремонт) потребление Обуховского района не будет ограничиваться", - пояснили в "Укрэнерго".

В зависимости от объемов финансирования для реализации этого проекта потребуется не менее 2 лет.

Трипольская ТЭС Из открытых источников

"Радикально решить проблему значительной загруженности трансформаторных мощностей существующих подстанций 110 кВ Обуховского энергоузла (которые исчерпали возможности присоединения новых потребителей) может и строительство 2-3 новых подстанций, которые есть в планах развития "Киевоблэнерго", - отметил Брехт.

В пресс-службе "Киевоблэнерго" рассказали 112.ua, что создание систем надежного электроснабжения потребителей Обуховского района отражено в "Схеме перспективного развития электрических сетей 35-110 кВ Киевской области до 2027 года", в которой предусмотрены мероприятия улучшения ситуации в Киевской области в целом: "Эта схема согласована со схемой развития основных источников 330 кВ магистральных сетей "Укрэнерго" (питают подстанции 110 кВ "Киевоблэнерго)".

В рамках предусмотренных схемой мероприятий, "Киевоблэнерго" планирует реализовать комплексный проект - реконструкцию подстанции "Обухов" с заменой двух действующих трансформаторов (25 МВА) на более мощные по 40 МВА. Реализация только этого шага позволит компании отменить действующие ограничения на присоединение новых пользователей, частично покроет дефицит перспективной нагрузки. Этот проект включает и реконструкцию линии электропередач "Васильков - Обухов", что позволит обеспечить надежное питание подстанции "Обухов" после замены трансформаторов.

Реализация этого проекта запланирована на 2020-2022 годы, при наличии финансирования в инвестпрограмме.   

Радикально улучшить ситуацию поможет строительство "Киевоблэнерго" новой подстанции "Козин" 110/35/10 кВ с кабельной линией напряжением 110 кВ. Это позволило бы перебросить не менее 18 МВт существующей нагрузки на новый источник питания. Проект уже вынесен на утверждение регулятора. "Строительство подстанции в Козине позволит Обухову дополнительно получить около 17-20 Мвт электроэнергии, которые могут быть направлены на районы, которые строятся и будут развиваться. Таким образом, если новые микрорайоны будут получать электрическое напряжение от новой подстанции, ПС "Обухов" будет подавать его в историческую часть города", - пояснил 112.ua логику процесса мэр Обухова Александр Левченко.

Проект, разумеется, недешевый. Стоимость строительства подстанции составляет 272 млн грн. Стоимость строительства кабельной линии (10 км) – 167 млн грн, уточнили в пресс-службе "Киевоблэнерго". 

Киево-Святошинский район

Единственным источником электропитания города Вишневое, сел Софиевская и Петропавловская Борщаговки, Святопетровское сейчас является подстанция "Жуляны", которая оснащена трансформаторами, ресурс и технические возможности которых уже практически исчерпаны. Ситуация осложняется тем, что техническая возможность повышения их мощности отсутствует. Совокупная нагрузка на подстанцию (с учетом новых потребителей, которые уже получили разрешения на присоединение 32,5 МВт) составляет 83 МВА, или 132% от номинальной мощности.      

Нагрузка на ПС "Жуляны" за последние 5 лет:

112.ua

112.ua

Другие населенные пункты Киево-Святошинского района обеспечиваются электроэнергией за счет построенной "Укрэнерго" несколько лет назад подстанции "Северная" и реконструируемой подстанции "Новокиевская" (также обеспечивает электропитанием районы северной части города Киева, в частности Минский и Оболонь, часть Троещины, север и запад Киевской области: Ирпенский, Вышгородский, Демидовский, Дымерский районы, а также часть Житомирской области).

Энергоснабжение ряда населенных пунктов Киево-Святошинского района происходит и за счет подстанции "Нивки", расположенной в Киеве. "Загруженность этой подстанции также приблизилась к номинальной, а с учетом того, что она находится в черте города, возможности ее расширения существенно ограничены. Проблему представляет и то, что от подстанции "Нивки" идет только одна линия, по которой обеспечивается передача электроэнергии на классе напряжения 330 кВ. У "Укрэнерго" даже нет возможности ее полноценного вывода в ремонт. Госкомпания вынуждена работать с ней только в выходные дни, когда электропотребление падает естественным образом. Это означает, что авария с учетом ремонта резервирующих линий 110 кВ приведет к вероятному ограничению потребления потребителей города Киева и Киевской области", - пояснил Брехт. 

Радикально решить проблему района поможет строительство новой подстанции "Западная". Это проект "Укрэнерго". "Строительство подстанции запланировано давно – проект был утвержден правительством еще в начале 2012 года. Сейчас корректируется проектная документация, которая разрабатывалась еще в 2011 году. Уже проведены процедуры госзакупки, выбран генподрядчик строительства. Планируется, что работы на площадке он начнет уже в этом году, а в эксплуатацию объект будет введен к концу 2021 года. К подстанции будет подведено 18 линий электропередачи (строительство которых зона ответственности "Киевэнерго" (ДТЭК Киевские электросети, - ред.) и "Киевоблэнерго") – 10 линий со стороны Киева и 8 линий со стороны Киевской области", - рассказал 112.ua Алексей Брехт.

Инвестиции в строительство ПС "Западная" составят около 1 млрд грн. Большая часть - это средства, которые были сэкономлены по проекту строительства линии 750 кВ "ЗАЭС - ПС "Каховская", а именно - кредитных денег, которые были перераспределены.

Город Бровары Из открытых источников

"За счет новой подстанции будут надежно обеспечены электроэнергией Макаров, Бородянка, Киево-Святошинский, Васильковский и частично Фастовский районы Киевской области. Кроме того, будет обеспечиваться электроэнергией западная часть города Киева. С ее помощью удастся избежать отключений и в западных районах Киева, если подстанция "Нивки" выйдет из строя", - пояснил Брехт.   

Со своей стороны "Киевоблэнерго" планирует строительство подстанции 110/10/10 кВ "Софиевская" и реконфигурацию линий электропередач. В минувшем году был реализован проект реконструкции (с установкой третьего трансформатора) подстанции "Ирпень", на 2020 год запланирована замена двух силовых трансформаторов ПС "Гостомель".

В то же время без реализации в ближайшие 1-3 года проектов "Укрэнерго" (завершение реконструкции ПС "Новокиевская" и строительство ПС "Западная") радикально улучшить ситуацию в районе не удастся, подчеркнули в "Киевоблэнерго".

Бровары - Борисполь

Проблемы с энергоснабжением испытывают и Бровары с Борисполем. На сегодняшний день это один из самых критических с точки зрения надежности электроснабжения регион. По данным "Киевоблэнерго", в Бориспольском районе перегружены подстанции 110 кВ "Мирная", "Стрела", 35 кВ "Воронков", "Роща", "Тепличная". В Броварском районе перегружены ПС 110 кВ "Княжичи", 35 кВ "Пуховка", "Требухов".

Решить проблему поможет строительство еще одной подстанции, которой также будет заниматься "Укрэнерго", - "Восточная". Она будет ориентирована на надежное энергообеспечение юго-восточной части Киева и южной и восточной части Киевской области, в том числе проблемного района Бровары - Борисполь. "В этом году при корректировке инвестиционной программы, после проведения проверки регулятора, "Укрэнерго" будет планировать выделение средств на начало строительства этого объекта. Первый этап - подготовка рабочей документации и приобретение основного оборудования. В 2022 году ожидаем, что мы эту подстанцию можем ввести в эксплуатацию", - сказал Брехт.

Кроме того, "Укрэнерго" планирует установку еще одного автотрансформатора на подстанции "Броварская". 

По словам Алексея Брехта, на сегодня тайминг работ таков: в работе строительство новой ПС "Западная", также планы по реконструкции ПС "Новокиевская" с установкой нового автотрансформатора. На 2020-2021 годы запланирована реконструкция подстанции "Броварская" с установкой еще одного автотрансформатора. После завершения этого объема работ планируется проведение реконструкции ПС "Нивки" (включает строительство кабельной подземной линии 330 кВ). Последний объект в этом списке - это подстанция "Восточная", которая запланирована ориентировочно на 2023-2024 годы.

"По факту реализации этих объектов мы можем говорить о том, что город Киев и Киевская область могут спать спокойно. Электрообеспечение догонит темпы роста области", - заверил Брехт. Он отметил, что это часть работ оператора магистральных сетей "Укрэнерго": "Нужно также не забывать, что и оператор системы распределения ("Киевоблэнерго") должен заниматься строительством сетей для новых подстанций, реконструкцией действующих объектов, заменой трансформаторных связей. Наша задача - обеспечить тот объем электроэнергии, который необходим, а задача "Киевэнерго" ("ДТЭК Киевские электросети") и "Киевоблэнерго" - довести его до конечного потребителя".

Что тормозит реализацию энергопроектов, необходимых Киевской области?

Решение энергопроблем Киевской области тормозит несколько серьезных причин. Длительные сроки реализации запланированных мероприятий обусловлены их высокой стоимостью и финансовыми ограничениями источников инвестиций. По этой причине увеличение объемов инвестиций в реконструкцию и строительство объектов энергетической инфраструктуры без изменений подходов к тарифообразованию невозможно, подчеркнули в пресс-службе "Киевоблэнерго".

Инвестиционные возможности всех распределяющих энергокомпаний в Украине ограничены возможностями тарифа, который выводится на основе инвестиционных программ, (утверждаются НКРЭКУ) по принципу "затраты плюс". Регулятор проверяет все статьи затрат облэнерго и на основе этого волевым решением утверждает размер инвестпрограммы. При этом у компаний нет возможности привлечь заемные деньги: ни возврат кредита, ни проценты по его обслуживанию в тарифе не учитываются.

Новости по теме

Таким образом, источники финансирования инвестпроектов "Киевоблэнерго" ограничены тарифом и сейчас находятся в пределах 180-200 млн грн в год, тогда как для реализации запланированных мероприятий необходимо инвестировать в реконструкцию и строительство электроснабжающей инфраструктуры Киевской области порядка 8 млрд грн.

Процесс реализации необходимых для улучшения ситуации с энергоснабжением проектов мог бы ускориться в случае принятия волевого решения перехода на стимулирующее тарифообразование, что, правда, приведет к неизбежному повышению тарифов на распределение электроэнергии самой компании и вследствие этого и к повышению цен для конечных потребителей. Именно по этой причине, несмотря на то, что нормативная база для введения RAB-тарифов готова давно, власти не решаются на такой шаг.

На брифинге в Кабмине 12 февраля глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк заверил, что решение в отношении перехода на стимулирующее тарифообразование может быть принято уже в следующем году: "Это неизбежный шаг, мы должны как страна к этому прийти". По словам главы регулятора, будут утверждены разные ставки доходности на старую и новую базу активов распределяющих компаний (облэнерго): "На новую базу активов, на наш взгляд, ставка должна быть 15-17%, действительно высокая. На старую – должна быть минимальная база". Тарасюк также сказал, что введение такого регулирования невозможно без повышения цены для конечного потребителя.

И если для облэнерго главная преграда на пути реализации инвестиционных проектов - финансирование, то у "Укрэнерго" деньги есть – нет практической возможности их вложить. Министерство энергетики и защиты окружающей среды продолжает блокировать инвестиционную программу оператора системы передачи, без утверждения которой (после Министерства документ должна одобрить НКРЭКУ) невозможно. В качестве примера давления на компанию и ее менеджмент этот факт привел Всеволод Ковальчук на своей прощальной пресс-конференции в должности и. о. предправления компании. Ранее топ-менеджер обратился в набсовет, который не с первого раза, но все же принял его отставку с должности.  

Нельзя исключать, что причиной напряжения, возникшего между ведомствами, послужил личностный фактор. Ковальчук считался вероятным претендентом на пост министра энергетики, но на него был назначен нынешний министр Алексей Оржель. С этого времени между ведомствами пробежала черная кошка. Кейс с инвестпрограммой - далеко не единственный пример блокирования деятельности оператора магистральных электросетей профильным ведомством. Министерство, возглавляемое Оржелем, также создало препятствие, в связи с которым была отложена сертификация "Укрэнерго". В декабре госкомпания подала очередной иск в Окружной админсуд Киева на Минэкоэнерго в связи с задержкой в согласовании инвестпрограммы оператора на 2020 год.

Пока эти вопросы урегулированы не будут, на стабильный свет в жилищах жителям Киевской области рассчитывать не приходится.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>