Брестский ультиматум: Чего Россия хочет от Белоруссии?

Брестский ультиматум: Чего Россия хочет от Белоруссии?
Президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин Белта

Георгий Кухалейшвили

политолог-международник

Российско-белорусские противоречия достигли своего апогея. Во время заседания 13 декабря Совета министров Союзного государства (интеграционное сообщество России и Белоруссии, основанное в декабре 1999 г.) в г. Брест премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ультимативной форме предложил белорусским коллегам на выбор два формата развития российско-белорусских отношений. Или сохранение существующего характера сотрудничества без углубления интеграции до уровня, предусмотренного договором о создании Союзного государства, или же более глубокая интеграция, включая создание единого эмиссионного центра (переход Белоруссии на российский рубль), единой таможенной службы, суда, счётной палаты, согласно условиям указанного договора.

Новости по теме

Заявление Медведева вызвало критику представителей власти и оппозиции в Белоруссии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал пресс-конференцию российским журналистам и заявил, что бесполезно шантажировать его страну и Россия никогда не сможет поделить ее на области и включить в свой состав. При этом белорусский лидер не отрицает, что обе страны якобы должны идти по пути интеграции. Политсовет оппозиционной "Объединённой гражданской партии" Николая Козлова назвал риторику Медведева в Бресте предложением гражданам Белоруссии "отказаться от суверенитета и независимости и втянуть страну в конфронтацию и войну" в условиях вооружённого конфликта России и Украины, противостояния со значительной частью международного сообщества и провала экономической интеграции.

Несбывшиеся мечты Лукашенко

Идея Союзного государства России и Белоруссии муссируется с 90-х и Лукашенко сам её предложил экс-президенту РФ Борису Ельцину. В 1997 г. был подписан договор о Союзе Белоруссии и России, а в 1999 г. – договор о создании Союзного государства. Данные договорённости предусматривали создание государственного образования федеративного типа с общим парламентом, правительством, судебной и налоговой системой, единой валютой и общим политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. В конце 90-х у Лукашенко были амбиции встать у руля российско-белорусской федерации и получить доступ к природным богатствам и финансам восточного соседа. Однако, идея создания союзного государства так и осталась на бумаге, за исключением появления нескольких наднациональных органов и СМИ.

В 2005-06 гг. Россия и Белоруссия не смогли договориться о введении единой валюты. Москва настаивала на том, чтобы общей валютой Союзного государства стал российский рубль, а Минск требовал солидной компенсации за отказ от белорусского рубля. К 2011 г. идею Союзного государства России и Белоруссии вытеснил проект Таможенного союза, а с 2015 г. – Евразийский экономический союз, идеологом которых был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Изменилось мнение самих белорусов насчёт Союзного государства. Если на референдуме 1995 г. экономическую интеграцию с РФ поддерживали 83,3% граждан Белоруссии, то в 2009 г., по данным опроса Института Стратегических Исследований, 20% белорусов поддерживали создание Союзного государства и только 14% вхождение в состав России.

Александр Лукашенко с Борисом Ельциным Republic

В Кремле стали эксплуатировать тему Союзного государства в идеологической плоскости как символ возрождения сферы влияния СССР для удовлетворения своих имперских амбиций. Целесообразности включения Белоруссии в состав России нет, поскольку страна и так зависима от восточного соседа в экономической сфере, плотно сидит на нефтяной и газовой игле. Белорусская экономика ориентирована на российский рынок. Москва является основным торговым партнером Минска и в прошлом году её удельный вес во внешнеторговом обороте составил 51,7%. Россия является крупным кредитором Белоруссии и предоставила 6,3 млрд долл. в качестве займов (госдолг страны составляет 16,4 млрд долл.). По мнению координатора гражданской кампании "Европейская Беларусь" Дмитрия Бондаренко, за счёт кредитных средств в Белоруссии выплачивается часть пенсий и зарплат. Лукашенко считает, что на обслуживание российских займов уходит 1,2 млрд долл. в год.

Новости по теме

Де-факто, Белоруссия находится в орбите военно-политического влияния России, поскольку входит в блок ОДКБ, где доминирует Россия. На территории Белоруссии российская армия регулярно проводит военные учения "Запад" и с 1995 г. держит свои военные объекты под Вилейкой (Узел связи ВМФ России "Антей") и Барановичами (радиолокационная станция "Волга"). Хоть режим Лукашенко и не поддерживает агрессию России в Украине, включая аннексию Крыма, не даёт согласия на создание российской авиабазы под Бобруйском, он не стремиться вступить в ЕС и НАТО, что вполне устраивает Кремль. Поводом для жёсткой риторики Медведева в Бресте стало не столько желание России присоединить Белоруссию, сколько существующие противоречия в отношениях двух стран.

Вечный газовый спор Москвы и Минска

В последнее время отношения России и Белоруссии переживают очередное похолодание из-за противоречий по поводу цены на российский природный газ. Заявление Медведева в Бресте прозвучало через неделю спустя саммита Евразийского экономического союза 6 декабря, где произошёл спор Лукашенко с президентом РФ Владимиром Путиным по этому поводу. Белорусский лидер возмутился тем, что Россия продаёт природный газ для белорусских потребителей по цене 129 долл. за тыс. куб. м, в то время как в Смоленской области он стоит 70 долл. Путин заявил, что газ для Белоруссии стоит намного дешевле, чем для Германии – 250 долл. за тыс. куб. м, а единый рынок газа для Москвы и Минска должен появиться к 2025 г.

Россияне не хотят идти навстречу Лукашенко. В июле 2018 г. Минэкономразвития РФ прогнозировало, что в 2018-20 гг. цена на природный газ для Белоруссии будет находиться на уровне 132,2 долл. за тыс. куб. м, а до 2024 г. снизится до 122,2 долл. В прошлом году Белоруссия импортировала 19 млрд куб. м природного газа из РФ по более высокой цене – 149 долл. за тыс. куб. м. Россияне не видят смысла делать большие скидки белорусским партнёрам, поскольку они даже не пытаются сократить энергетическую зависимость от РФ. За первое полугодие 2018 г. белорусы импортировали из РФ свыше 10,10 млрд куб. м природного газа – рекордно большое количество с 2013 г. (10,39 млрд куб. м). Кроме того, в планах России вложить средства в модернизацию газотранспортной системы Белоруссии для сокращения объёмов транзита природного газа через Украину. В июне Путин обещал инвестировать около 2,5 млрд долл. в обновление белорусского участка газопровода "Ямал-Европа" до 2020 г. и вложить свыше 1 млрд долл. в строительство новых подземных хранилищ для газа. Данные расходы нужно окупить.

Газопровод Ямал-Европа Фото из открытых источников

Чтобы надавить на Лукашенко, в Кремле решили использовать его риторику на саммите Евразийского экономического союза против него самого. Дескать, раз белорусы хотят цену на газ такую же, как в России, тогда пусть пожертвуют своим суверенитетом. Аналогичный приём давления использовал Путин в 2006 г., когда предложил Лукашенко включить шесть областей Белоруссии в состав России. Тогда между Россией и Белоруссией тоже существовал спор вокруг цены на газ. "Газпром" предлагал белорусам платить 80 долл. за тыс. куб. м газа, а оставшуюся часть цены покрыть передачей 50% акций компании "Белтрансгаза" (в 2011 г. "Газпром" полностью выкупил эту фирму). Однако, власти Белоруссии настаивали на том, чтобы цена на природный газ такая же как для Смоленской области (39,58 долл. за тыс. куб. м для населения и 54,15 долл. за тыс. куб. м для промышленности).

Предмет для торга президентов

Своим заявлением в Бресте Медведев создал предмет для торга на грядущих переговорах президентов Лукашенко и Путина 25 декабря. В Кремле понимают, что Лукашенко не пойдёт на более глубокую интеграцию с Россией, включая переход на рубль, но будет выступать против идеи приобретения природного газа по цене, какую платит Германия. Видимо, хозяин Кремля будет выкручивать руки белорусскому "Бацьке" и добиваться от него сговорчивости по другим проблемным моментам в двусторонних отношениях, в обмен на согласие сохранить существующую цену на газ.

Новости по теме

Между Россией и Белоруссией существует спор о механизме компенсации белорусским властям выпадающих доходов из бюджета из-за так называемого "налогового маневра". В 2019-2024 годах вывозная пошлина на нефть в России снизится с 30% до 0% и увеличится налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на величину снижения экспортных пошлин. Поскольку Белоруссия и так покупает российскую нефть на льготных условиях и не платит пошлины, то "чёрное золото" из России будет дороже обходиться белорусским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Несмотря на разговоры о необходимости диверсификации импорта нефти, белорусские НПЗ продолжают использовать российское сырьё. Из-за налогового манёвра в России бюджет Белоруссии потеряет 10,8 млрд долл.

Российские власти запретили до конца 2019 г. продавать в Белоруссию различные виды нефтепродуктов, за исключением тех, что не производятся на местных НПЗ. До недавнего времени россияне поставляли белорусам бензин, дизельное топливо, мазут без пошлин, которые они затем перепродавали в другие страны, в том числе в Украину. В дальнейшем планируется ввести пошлины на поставки в Белоруссию тёмных нефтепродуктов и сократить экспорт светлых нефтепродуктов с 2 млн до 300 тыс. т в год. По мнению аналитика "Фонда национальной энергетической безопасности" Игоря Юшкова, для потребностей нефтехимии Белоруссии необходимо не более 500 тыс. т нефтепродуктов в год. В первом полугодии 2018 г. белорусы закупили в РФ 2,35 млн т нефтепродуктов по средней цене 390 долл. за тонну и перепродали на внешних рынках по цене 521 долл. за тонну.

ОАО "Нафтан" Фото из открытых источников

Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас считает, что Россия создаёт препятствия в торговле белорусским предприятиям, вводит запреты на белорусские продукты, что привело к увеличению отрицательного сальдо на 3,3 млрд долл. в двусторонней торговле за последние 10 месяцев. Наиболее ярким примером данной тенденции являются "молочные войны" 2009-2018 гг. Время от времени Россельхознадзор вводит запрет на импорт белорусской молочной продукции. Последний такой запрет действовал в отношении 4 белорусских предприятий в июне-июле этого года. Россия действует из соображений протекционизма и пытается повлиять на сокращение поставок продукции белорусских производителей в интересах российских молокозаводов, которые не выдерживают  конкуренцию на внутреннем рынке. По мнению Лукашенко, Россия ведёт "молочные войны", чтобы установить контроль над белорусской молочной промышленностью. Российские журналисты Надежда Иваницкая и Максим Швейц считают, что российский бизнес был заинтересован приобрести 12 белорусских молокозаводов в 2009 г.

Возможный удар по Украине

Демарш Медведева в Бресте широко освещается в Украине. Появились тревожные сообщения о желании России присоединить нашего северного соседа. В частности наши издания растиражировали мнение белорусского журналиста Дениса Лавникевича, который считает, что Украине стоит "морально готовиться" к появлению российских войск вдоль северной границы, если Лукашенко потеряет власть.

Однако, это больше из разряда пугалок. А вот реальной угрозой для энергобезопасности Украины является перспектива сокращения Россией поставок нефтепродуктов в Белоруссию и манипуляций с налоговым манёвром. Россия создаёт препятствия реэкспорту своих нефтепродуктов из Белоруссии, чтобы нанести ассиметричный удар по энергетической безопасности Украины. В прошлом году доля Украины в экспорте нефтепродуктов из Белоруссии составила 29%. Нефтепродукты из Белоруссии составляют 40% в структуре импорта горючего Украины.

Призрак аншлюса

Присоединение Белоруссии к России маловероятно, но это не значит, что данный сценарий нужно списывать со счетов. До 2014 г. мало кто мог представить себе агрессию России в Украине, но это случилось. Белорусский журналист Денис Лавникевич сравнил ультиматум Медведева с аншлюсом (аннексия Австрии Нацистской Германией в 1938 г.) и допускает смену власти в Белоруссии. В 2016 г. член ЦК Белорусской социал-демократической партии Олег Волчек допускал вероятность проведения в Белоруссии референдума об изменении текста конституции и возможного включения в основной закон положений о Союзном государстве. Он назвал тихой оккупацией военные учения "Запад-2017", в ходе которых перемещалось большое количество грузов российской армии в Белоруссию. По мнению белорусского журналиста Александра Ярошевича, со ссылкой на источники из правоцентристской партии "Белорусский народный фронт", в Белоруссии существует около десяти организаций, которые связаны с российским посольством, которые могут быть использованы для дестабилизации ситуации в республике перед вооружённым вторжением.

Такой сценарий уже был отработан Россией на востоке Украины, когда после аннексии Крыма в Донецке, Луганске, Харькове, Одессе, Мариуполе стали проводиться демонстрации сторонников "русского мира", организованные агентами Кремля, которые пытались свергнуть местные власти. До начала 2000-х г. в Белоруссии действовала праворадикальная организация "Российское Национальное Единство", в рядах которой в молодости состоял один из лидеров донецких сепаратистов Павел Губарёв. По данным опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований, в случае попытки России присоединить Белоруссию силовым путём, 19% опрошенных белорусов готовы защищать независимость с оружием в руках, в то время как 47% собираются приспособиться к изменениям, а 15% приветствовать агрессоров.

Сценарий "русской весны" с введения российских войск в Белоруссию и последующее включение страны в состав России под предлогом строительства Союзного государства возможен как крайняя мера, если к власти в Белоруссии придут оппозиционные либерально-демократические силы, а внешнеполитический курс страны изменится в сторону ЕС и НАТО. Однозначного мнения нет по этому поводу. Лидер "Белорусской социал-демократической партии" Николай Статкевич считает, что белорусское общество устало от Лукашенко. Однако, все рычаги управления страной и контроль над силовым блоком находятся в руках президента и его приближённых, а влияние оппозиции сведено к минимуму. После 1994 г. белорусские социал-демократы и представители других партий ни разу не смогли обойти Лукашенко на выборах.

Георгий Кухалейшвили

политолог-международник

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>