Частным компаниям разрешили строить в Украине ракеты: Что это значит?

Парламент принял революционное решение, на которое долго не решались прежние власти: частным компаниям разрешили строить в Украине ракеты и осуществлять космические запуски. Эта сфера деятельности много лет была табу для частников, оставаясь исключительной прерогативой государственных предприятий. Как выяснил 112.ua, Зе-команда готова к дальнейшим шагам в направлении либерализации ракетно-космического направления в Украине: в ближайшее время может быть переформатировано космическое агентство и проведена корпоратизация государственных гигантов КБ "Южное" и "Южмаш". Авторы изменений рассчитывают на привлечение в Украину инвестиций и мощный импульс для развития космического направления в стране. Но если все пойдет не так, как задумывалось, не исключено, что революционная реформа обернется потерей уникальных государственных предприятий, которые попросту перейдут в чьи-то предприимчивые руки, предупреждают эксперты.

Частным компаниям разрешили строить в Украине ракеты: Что это значит?
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Парламент принял революционное решение, на которое долго не решались прежние власти: частным компаниям разрешили строить в Украине ракеты и осуществлять космические запуски. Эта сфера деятельности много лет была табу для частников, оставаясь исключительной прерогативой государственных предприятий. Как выяснил 112.ua, Зе-команда готова к дальнейшим шагам в направлении либерализации ракетно-космического направления в Украине: в ближайшее время может быть переформатировано космическое агентство и проведена корпоратизация государственных гигантов КБ "Южное" и "Южмаш". Авторы изменений рассчитывают на привлечение в Украину инвестиций и мощный импульс для развития космического направления в стране. Но если все пойдет не так, как задумывалось, не исключено, что революционная реформа обернется потерей уникальных государственных предприятий, которые попросту перейдут в чьи-то предприимчивые руки, предупреждают эксперты.

Открыли космос

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №1071, который предусматривает право частных предпринимателей заниматься космической деятельностью. До этого в Украине деятельностью, связанной с испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе с их космическими запусками, могли заниматься только государственные предприятия и организации. Это не первая попытка отменить госмонополию в ракетостроении, в Раду прошлого созыва было внесено два законопроекта депутатами Андреем Тетеруком и Виктором Галасюком, но тогда не нашлось политической воли поддержать. "Прежняя власть, не видя непосредственной личной экономической выгоды, не торопилась менять законодательство. Факт, что в отличие от прежней власти, парламент нового созыва так быстро принял решение о допуске к ракетостроению частных компаний, говорит о поиске властью точек прорывного роста, способных быстро подымать экономику страны", - сказал 112.ua председатель правления Днепровского космического кластера, советник главы комитета ВРУ по экономической политике Евгений Рокитский.

Новости по теме

По его словам, принятие законопроекта 1071 - это только первый шаг в направлении либерализации космической индустрии в Украине. "В планах экспертного сообщества – подготовить еще 3-4 законопроекта в сфере космической деятельности. Они будут касаться вопросов сертификации соответствия ракетно-космической техники, корпоратизации некоторых госпредприятий космической отрасли, а возможно и перезагрузки Государственного космического агентства с целью сделать его драйвером развития космического направлении", - сказал Рокитский. Неофициально собеседники 112.ua в профильном парламентском комитете говорят, что если государство решится на корпоратизацию форвардов космической деятельности КБ "Южное" и "Южмаш", возможно, даже привлечение в их акционерный капитал портфельного или стратегического инвестора, это даст предприятиям новый импульс к развитию.

Космическое агентство на самом деле остро нуждается в переформатировании, соглашаются эксперты. "Принятый законопроект - только один из шагов в наведении порядка в космической деятельности Украины. В дальнейшем обязательно проведения также ее децентрализации. Во всем мире деятельность по стратегическому развитию, практическая реализация, разрешительная и контролирующая система в космической сфере разделена на институциональном уровне и только в Украине, космическое агентство занимается всеми направлениями одновременно. По идее, оно должно сосредоточиться только на космических программах и проектах, тогда как формированием государственной политики в сфере космической деятельности, выдачей разрешений и осуществлением надзора должны заниматься по отдельности другие органы исполнительной власти", - сказал аналитик по вопросам аэрокосмической деятельности Андрей Колесник.

Стоит отметить, что закон, допускающий частников к ракетно-космическому направлению, принимался в турборежиме, который в последнее время довольно часто практикует Зе-команда. "Космическое агентство подключили к работе над законопроектом, которым частные компании допускаются к ракетостроению, только за две недели до его принятия. Документ принимался в турборежиме", - говорит советник главы Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

"30 сентября, за день до слушаний принятого в первом чтении законопроекта, Комитетом по экономической политике Верховной Рады был организован круглый стол. 1 октября законопроект с учетом правок прошел комитетские слушания, а 2 октября его вынесли на в зал и приняли. Народные депутаты Дмитрий Наталуха и Дмитрий Киселевский (глава и заместитель главы комитета по экономической политике ВРУ соответственно) были двумя главными драйверами законопроекта в Верховной Раде", - рассказал Рокитский.

Какие изменения произойдут с принятием нового закона

Главное то, что частные компании теперь могут строить в Украине ракеты и осуществлять космические запуски на орбиту. В то же время ограничение на создание ракетной и космической техники двойного и военного назначения сохраняется.

Новости по теме

В связи с запретом, который действовал до сих пор, единственная пока представленная в космической сфере в Украине частная компания Firefly Aerospace компоненты двигателя своей ракеты легкого класса "Альфа" вынуждена была изготавливать не в Украине. "Двигатель совместно с украинскими инженерами создавался на американской производственной базе компании в Остине. В Украине была произведена запорная аппаратура, компоненты систем управления. Таким образом, в целом участие украинской команды в создании ракеты - это примерно 40%, но если бы закон о допуске частных компаний к ракетостроению был принят раньше, то соотношение было бы примерно 50 на 50. Несмотря на это, на корпусе "Альфа", когда она будет отправляться в космос, будет изображен украинский флаг", - рассказал 112.ua глава правления общественной организации "Ассоциация Noosphere" (основана владельцем Firefly Aerospace Максом Поляковым) Михаил Рябоконь. Запуск планировался на декабрь 2019 года, но он перенесен на середину февраля с базы ВВС Вандерберг в США. "Ракета практически готова, сейчас тестируются двигатели первой ступени и топливные баки. Ракета может вывести 1 тыс. кг полезной нагрузки на низкую орбиту (200 км) и 600 кг на солнечно-синхронную орбиту. На первые 30 пусков уже заключены меморандумы", - уточнил Рябоконь.

Новый законопроект лишил космическое агентство функции тотального контроля за деятельностью компаний, которые занимаются или желают развивать космическое направление в Украине. "В США, в отличие от Украины, законодательство, в частности в космической сфере, прописано очень четко. Сколько работаем в Украине, постоянно сталкивались с непониманием со стороны космического агентства. И, наверное, это даже не непонимание… это какой-то очень странный подход. Ведь во всем мире, если государство нуждается в изготовлении какого-либо продукта, к примеру, самолета – оно проводит конкурс и выбирает самые лучшие предложения. Причем участвовать в конкурсе могут все желающие, в том числе и зарубежные компании. В Украине космическое агентство все эти годы придерживалось консервативной позиции, по умолчанию отдавая приоритет только государственным предприятиям. Если частная компания хотела вести переговоры с зарубежными партнерами, она должна была прийти в космическое агентство и спросить разрешения, а они в свою очередь по собственному усмотрению одним компаниям разрешали, другим нет. Причем критериев, которыми они руководствовались, или правил не существовало", - рассказал глава правления "Ассоциация Noosphere". 

"До принятия законопроекта частные компании были буквально связаны по рукам и ногам в вопросах деятельности, связанной с космосом, - они должны были ставить в известность государство о каждом шаге, предпринимаемом с иностранными компаниями или инвесторами в этом направлении, начиная с этапа инициирования переговоров. Законопроект четко очертил направления, в которых теперь это нужно делать, и те, в которых нет необходимости ставить в известность соответствующие органы. Теперь информировать нужно только о шагах в тех видах деятельности, которые касаются вопросов, связанных с возможными негативными последствиями для окружающей среды, населения, инфраструктуры, промышленных объектов, а также относящихся к выполнению международных обязательств Украины", - сказал аналитик по вопросам аэрокосмической деятельности Андрей Колесник.

Стоит отметить, что в самом космическом агентстве недовольны приуменьшением их роли, в частности отменой нормы о том, что агентство должно получать информацию о переговорах, связанных с космосом, украинских компаний с зарубежными контрагентами. "Мы должны контролировать, кто с кем ведет переговоры. За все время у нас было всего два отказа – один государственному предприятию и один частному. Мы могли подозревать, что это ширма, а за ней может стоять какое-то, например, террористическое государство. Было около 200 запросов на переговоры и в 98% давалось разрешение. Теперь будет так постфактум: договорились и затем информируют нас", - рассказал Эдуард Кузнецов. 

Неофициально собеседники в агентстве и вовсе говорят о теории заговора. Считают, что главная цель нынешних изменений – уничтожить КБ "Южное" и "Южмаш". За решениями депутатов некоторым представителям агентства видится рука конкурентов, которые стремятся получить контроль над государственными предприятиями и дискредитировать их на внешних рынках.

Владимир Зеленский на "Южмаше" Пресс-служба президента Украины

Стоит отметить, что законопроект дает зеленый свет компаниям для создания совместных проектов с государственными предприятиями, что до сих было невозможно. "Все, что было связано с космосом в Украине до принятия закона, нельзя было ни взять в аренду, ни продать, то есть не существовало ни одной экономически обоснованной формулы для привлечения частных инвестиций, которые давно применяются в других странах", - сказал Михаил Рябоконь. По его словам, с КБ "Южное" Firefly Aerospace не сотрудничает, но имеет достаточно теплые отношения с "Южмаш": "С ними пытались создать один концепт, и с принятием закона появилась возможность его реализовать".

"Государственные структуры, подобные "Южмашу", могут оказаться в выигрыше. Они смогут встраиваться в цепочки по производству ракетной техники частными компаниями, получать от частных ракетостроительных компаний заказы на производство агрегатов и элементов ракетно-космической техники. Может строиться взаимовыгодная кооперация, что придаст всем предприятиям мощный импульс развитию", - говорит Рокитский.

При этом частные компании получат доступ к их технологиям, инженерным кадрам, что может быть использовано не самым лучшим образом или же продано конкурентам и недоброжелателям, неофициально говорят в космическом агентстве, где этим не на шутку обеспокоены.

Стоит отметить, что "КБ "Южное" и "Южмаш" в прошлом были единым производственным, испытательным комплексом с замкнутым циклом разработки и производства. Важным негативным фактором в их настоящем является личностный фактор – взаимоотношения руководителей двух предприятий, которые сложно назвать хорошими. В советское и постперестроечное время предприятия были гигантами космической индустрии, но в последние годы их роль и значение заметно уменьшились. В связи с хроническим недофинансированием космического направления в Украине (космическую программу не могут утвердить уже два года) предприятия все больше проигрывали в конкуренции с другими игроками на мировой арене, теряли специалистов, отмечают эксперты.

В космическом агентстве утверждают, что КБ "Южное", которое производит 70% продукции для внешних рынков, нынче является эффективным предприятием. "Оно перечисляет более 1 млрд грн налогов в бюджет, выпускает продукцию на 4-5 млрд, финансирует академию наук и предприятия-смежники. На предприятии установлено передовое оборудование, там стоит самый мощный в Украине компьютер, принтер для печати 3D-деталей, есть уникальный чистый цех для изготовления спутников", - говорит Эдуард Кузнецов.

В 1990 году "Южмаш" производил около 100 ракет в год: как боевых, так и гражданских. КБ "Южное" занималось конструированием ракет-носителей и космических аппаратов. За годы существования КБ было создано и запущено в космос более 400 космических аппаратов, среди них спутники дистанционного зондирования Земли, научные спутники. Как известно, последний запуск украинского спутника дистанционного зондирования земли (может применяться для разведки в интересах оборонного комплекса) был осуществлен в 2011 году. С того времени ни одного спутника запущено не было. Украина сейчас имеет на орбите единственный спутник, который был создан студентами и преподавателями Киевского политехнического института им. Игоря Сикорского, – наноспутник PolyITAN-2-SAU. Он выполняет единственную функцию – подает сигнал. По причине отсутствия собственных спутников Украина вынуждена покупать информацию у других стран.

Сейчас КБ "Южное" работает над созданием спутника дистанционного зондирования "Сич 2-1" для силовых структур с разрешением 8 м. По словам экспертов, в мире для аналогичных целей востребованы спутники с разрешением менее 1 м. Но, как сообщалось, КБ "Южное" не располагает техническими возможностями построить спутник с таким разрешением. Компания Firefly Aerospace создала собственный спутник (он практически готов) с разрешением от 1 до 1,5 метра. Он будет использоваться компанией EOS DA (также основана Максом Поляковым), которая собирает и обрабатывает информацию по более чем 50 направлениям (сельское хозяйство, защита окружающей среды, оборонный сектор). До сих пор компания использовала данные других спутниковых провайдеров, которые продавали ей информацию.

Днепровская панорама

КБЮ работает и над проектом ракеты легкого класса "Циклон 1М" (сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту до 750 кг). Также разрабатывает проект строительства космодрома в Украине (что, по словам многих экспертов космической отрасли, является мертворожденной идеей в связи с отсутствием в Украине зоны для падения обломков) и воздушного старта (вызывает немалый скепсис в экспертных кругах в связи с высокой стоимостью практической реализации этого проекта). 

Используя свой опыт, КБЮ разрабатывает и пытается предложить свои наработки также и оборонному комплексу. В частности, ведет работы над созданием боеприпасов для систем залпового огня "Град" и "Смерч" (системы есть на вооружении как украинской, так и российской армии, при этом боеприпасы к ним производятся в России, а те запасы, которые имелись в Украине, катастрофически истощились). На КБЮ разработали (уже есть и исследовательский образец) оперативно-тактический комплекс "Гром-2".

В то же время о том, что несмотря на наличие иностранных заказ дела на КБЮ идут не лучшим образом, свидетельствует то, что средняя зарплата на предприятии сейчас 15 тыс. грн. Большая часть людей уходят в IT-компании, где им со старта предлагают не менее 1 тыс. долл. Более того, физтех Днепровского университета, который традиционно был ориентирован на Днепровский ракетостроительный промышленный куст, уже много лет не может набрать студентов. Ранее на курсе училось 300 человек и конкурс был нереальным, а последние годы университет не мог набрать на специальность и 10 студентов на бюджет.

Ситуация с "Южмаш" еще хуже: завод находится в достаточно сложном экономическом положении. Его основной продукцией были ракеты-носители "Зенит-2SL", "Зенит-2SLB", но после прекращения сотрудничества с проектом "Морской старт" они перестали быть востребованными. И хотя официально звучат заявления, что надежда на продолжение сотрудничества с российской S7 (владеет Морской платформой, с которой осуществлялись запуски ракет) еще есть, неофициально известно, что на нем уже поставили крест и даже, по данным некоторых источников, перегнали платформу во Владивосток, где ее планируют переоборудовать. Сейчас надежда "Южмаша" - канадская компания Martime Launch Services Ltd, которой предложили модернизированную ракету "Циклон - 4М". Для ее запусков компания должна построить в районе Новой Шотландии. Однако будет ли этот проект реализован и обеспечат ли канадцы твердыми заказами "Южмаш" - пока окончательно не известно. "Южмаш" также изготавливает комплектующие для европейской ракеты-носителя VEGA. Кроме того, делает половину комплектующих для американской ракеты-носителя "Антарес". Последний запуск ракеты состоялся 17 апреля 2019 года.

"Будущее украинских государственных игроков на мировом космическом рынке достаточно туманное, есть определенные надежды на новые заказы, однако их судьба зависит от многих внешних факторов, на которые не возможно влиять в позитивном ключе", - отмечает Андрей Колесник. По его словам, ситуация может еще больше осложниться, так как внешние заказчики, теперь, после допуска в сегмент космоса частных компаний, могут переключиться с государственных предприятий на них. И это не исключено. В частности, Firefly Aerospace, которая имеет производственную базу в Остине (США), часть производства разместила в Украине – в Днепре. "Украинская производственная часть давно опережает КБ "Южное", которое только сейчас начало использовать технологии 3D-печати деталей и механизмов. Их Firefly Aerospace использует уже давно. Если турбонасос делается традиционным способом, то на процесс его изготовления уходит от 7 до 12 месяцев. Компания печатает деталь от 4 до 6 дней", - заверил Михаил Рябоконь.

Кто выигрывает от допуска частников к космосу и ракетам

Незамедлительными "бенефициарами" изменений в законодательство будут, кроме государства, частные компании, подобные входящим в группу "Ноосфера" (Firefly Aerospace), считает Евгений Рокитский. По его словам, в перспективе должны появиться и другие частные субъекты хозяйствования, способные вести деятельность в ракетостроении. "Мы ожидаем появления украинских стартапов в сфере ракетостроения, которые найдут поддержку у инвесторов, открытие рынка ракетостроения для инноваций".

Из частных предприятий, которые развивают космическое направление в Украине, пока есть только холдинг "Ноосфера", представленный несколькими направлениями, один из которых наиболее известный - филиал американской компании Firefly Aerospace с экспериментальным центром в Днепре, а также компания Space Logistic Ukraine, которая пока не имеет своей производственной базы, но уже проводит ряд поисковых работ в области предоставления услуг по запуску полезной нагрузки на околоземные орбиты, отметил Андрей Колесник.

О Space Logistic информации в открытых источниках очень мало. Сообщалось, что компания работает над проектом строительства космодрома в Украине. Ее основателем является Дмитрий Легеза, а сотрудником - блогер, популяризатор астрофизики и космоса Валентин Гаденов. Об Firefly Aerospace известно больше. Ее основатель компании - предприниматель Макс Поляков, который заработал основной капитал в США. Он известен реализацией проектов в IT-сфере, а космическим направлением он начал заниматься только четыре года назад.

Как сообщалось, компания имеет производственную базу в Днепре и Остине (США). Firefly Aerospace может осуществлять запуски с двух космодромов: один на мысе Канаверал на атлантическом побережье штата Флорида, другой – на базе Военно-воздушных сил США Ванденберг (в Калифорнии). Возможность использовать эти космодромы, в том числе и для запуска в космос американских спутников, Firefly Aerospace предоставило американское правительство. Помимо прочего, Firefly Aerospace вошла в список из 10 компаний, которые отобрала NASA для участия в своей программе отправки грузов к Луне с 2024 года, рассказал Рябоконь.

Компания собрала ракету "Альфа", которая будет выводить на орбиту грузы за 15-23,8 тыс. долл. за 1 кг полезной нагрузки. Как известно, сегодня выведение 1 кг полезного груза на низкую околоземную орбиту высотой 500 км оценивается приблизительно в 20-30 тыс. долл. Тенденцией является снижение этого показателя до 10 тыс. долл.

Характеристики некоторых ракет 112.ua

"Экономический смысл работать именно в Украине есть, но кроме него существует огромное желание Макса Полякова помочь своей стране – Украине, продемонстрировать уровень украинских инженеров в мире. В качестве одного из факторов экономической целесообразности можно выделить и оплату труда, которая в Украине ниже, чем в США", - подчеркнул Рябоконь.

Безусловно, опасения по поводу того, как дальше будет развиваться ситуация, есть у всех и они не беспочвенны. Самую большую обеспокоенность вызывает судьба гигантов, КБЮ и "Южмаш", в контексте происходящих изменений. Но с другой стороны, если ничего не менять, ситуация продолжит ухудшаться. "Украинские государственные компании, по моему субъективному мнению, за последнее время не предоставили рынку ничего передового: все технологии, которые использовались и в ракете "Зенит", и в "Циклоне", - это технологии, отработанные еще в советское время. Да, украинские госпредприятия участвуют в космических программах в США, изготавливают части, узлы, механизмы по заказу, но эти агрегаты уже скоро американцы будут делать без посторонней помощи", - уверен Рябоконь.

Если же все будет сделано правильно, ракетно-космическую сферу в Украине может ожидать успех. И это особенно трепетный вопрос с учетом растущей в мире конкуренции. В Китае в комической отрасли работают уже 11 частных компаний. Они имеют бюджеты в миллиарды долларов. Одна из компаний в 2020 году планирует запускать ракету Ceres. Активно развивают космическое направление и страны, которые ранее не были в нем представлены: Индия, Тунис, Марокко. Возглавляют гонку нынче США, которые являются сейчас в космическом направлении признанным ведущим игроком. Бюджет NASA в прошлом году составил 23 млрд долл. В сфере космоса в Америке работают 375 частных компаний, из которых 93% нацелены на создание ракет-носителей и работу на рынке пусковых услуг. В такой ситуации, если Украина продолжила бы не финансировать свою космическую отрасль из госбюджета, не создавая при этом возможностей для привлечения частных инвестиций, она бы очень скоро рисковала бы стать невостребованной в космическом направлении и навсегда потерять для себя эту сферу.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>