Урядовый портал

"Мы внесли бюджет вовремя". Эту фразу как мантру повторяют премьер-министр Владимир Гройсман и члены правительства. Да, действительно, проект госбюджета на 2018 год точно в соответствии с Бюджетным кодексом был зарегистрирован в парламенте 15 сентября, и Рада затем приняла его к рассмотрению. Однако спустя более чем полтора месяца парламентарии, вопреки Регламенту, даже не приступили к рассмотрению проекта главного финансового документа в рамках процедуры первого чтения. 112.ua выяснял, в чем причина такой неспешности.

Как поделить аграрные миллиарды?

В понедельник на заседании Согласительного совета руководителей фракций и глав комитетов первый вице-премьер министр Степан Кубив предложил перенести рассмотрение проекта госбюджета-2018 на следующую неделю.

"На этой неделе мы вносим изменения по распределению бюджетных средств по субсидиям на 2017 год, а рассмотрение законопроекта о бюджете на 2018 год предлагаем перенести на следующую неделю", – сказал Кубив.

Парламентарии же в свою очередь публично на вопрос о причинах переноса отмечали необходимость доработки документа, не вдаваясь в подробности. Источники 112.ua во фракциях коалиции называют несколько причин отсрочки рассмотрения главного финансового документа. По словам наших собеседников, речь идет в частности о величине дотации для представителей агропромышленного комплекса.

"Правительство предлагает нам выделить 2 миллиарда гривен на всех. Это при том, что в бюджете-2017 эта сумма составляла около 4 миллиардов", - отмечают собеседники.

Новости по теме: На реформы, СБУ и для себя: Как депутаты перекроили проект бюджета

По их словам, из этой суммы около 800 миллионов гривен предлагается выделить на дотации Юрию Косюку, которого считают близким к президенту.

"Мы предлагали получить дополнительные доходы в бюджет за счет изменения порядка налогообложения земли и часть их выделить на поддержку сельского хозяйства. Однако это предложение было отвергнуто", - отмечают источники.

Кроме того, по словам наших собеседников, правительству предлагали внести изменения в законодательство, направленные на детенизацию доходов от спиртовой отрасли. В то же время, по словам источников, "депутатам сказали, что этого делать не нужно и намекнули на заинтересованность в сохранении нынешней ситуации влиятельных людей из силового блока".

Собеседники в Раде считают, что оптимальной суммой господдержки АПК является 6 миллиардов гривен, однако на худой конец не против, чтобы "сохранили хотя бы 4 миллиарда, что позволит поддержать большее количество производителей".

Собеседники 112.ua во фракциях оппозиции, в свою очередь, уточняют, что "торги идут между Косюком и Веревским за распределение господдержки АПК".

"Веревский (основатель и мажоритарный акционер агропромышленной компании "Кернел", - ред.) хочет, чтобы всем было поровну, независимо от объема производства, Косюк (основатель группы компаний "Мироновский хлебопродукт", - ред.) же против такого подхода", - добавляют источники.

А как же силовики и рента?

Еще одним полем торгов, по традиции, стал бюджет силовиков. Депутатам предлагают увеличить финансирование Генпрокуратуры, а сами же законодатели просят правительство подумать над почти двукратным ростом финансирования СБУ. По словам представителя президента в парламенте Ирины Луценко, глава государства настаивает, что на оборону в 2018 году должно быть потрачено более 5% ВВП. Кроме того, традиционно среди прочего идут дискуссии вокруг финансирования многострадального проекта экс-премьера Арсения Яценюка "Стена".

Не могут договориться и о ставке рентной платы за добычу нефти и газа. Нет пока единой точки зрения и относительно размера субвенции на социально-экономическое развитие регионов, которую в кулуарах парламента называют деньгами на округа. На сегодняшний день бюджетный комитет парламента согласовал выделение на эти цели 5 миллиардов гривен. В то же время, по данным источников 112.ua во фракциях коалиции и оппозиции, парламентарии просят на эти цели сразу 8 миллиардов гривен.

Битва за регионы

Важнейшем полем битвы, по словам депутатов из фракций коалиции и оппозиции, стало сражение за финансовый ресурс между центром и местными советами. "Правительство предлагает увеличить сумму выплат бедным регионам за счет их богатых соседей, в результате чего отдельные бюджеты не получат миллионы гривен. Также хотят переложить на местные бюджетные выплаты долгов по субсидиям и льготы на коммунальные услуги, не предоставляя им для этого необходимого ресурса", - отмечают парламентарии, добавляя, что из-за этой нормы увеличится зависимость местных бюджетов от центра. В Минфине же, в свою очередь, отмечают, что предложения Кабинета министров экономически обоснованы.

"Уважаемые депутаты, нужно слушать Минфин и не превращать местные бюджеты в бюджеты мэров городов", - ответил критикам на заседании бюджетного комитета представитель министерства, отметив, что на депозитах органов местного самоуправления лежат значительные средства, не уточнив, о каких населенных пунктах идет речь.

Впрочем, пока бюджетные торги в самом разгаре. Планируется, что предварительное одобрение главного финансового документа состоится до конца ноября. А вот второе чтение, не исключено, что состоится традиционно "под елочку".

Ярослав Конощук