Децентрализация по-запорожски: Раздел на пять уездов не нашел поддержки в облсовете

Ожидаемая децентрализация в Запорожье, еще не начавшись, оказалась под перекрестным огнем критики

Децентрализация по-запорожски: Раздел на пять уездов не нашел поддержки в облсовете
Фото из открытых источников

Ожидаемая децентрализация в Запорожье, еще не начавшись, оказалась под перекрестным огнем критики

Децентрализация власти, о которой так много и долго говорят украинские политики, докатилась до Запорожья. "Реформа №1", как определил ее спикер парламента Владимир Гройсман на апрельской встрече с представителями областных администраций и СМИ, в этом регионе по ряду причин пребывала в состоянии анабиоза. Главная из них – если не паралич, то, уж во всяком случае некий ступор, в который вошла областная власть сразу после парламентских выборов 2014 года.

Тогдашний губернатор Валерий Баранов, не попав в Верховную Раду, покинул запорожский "белый дом". Его первый заместитель Григорий Самардак несколько месяцев выполнял обязанности председателя ОГА в тяжелых для любого чиновника условиях, не вдохновляющих на самоотверженный труд – кадровая неопределенность омрачала жизнь едва ли не всему аппарату областных управленцев. А назначенный на эту должность в конце февраля Валентин Резниченко просто не успел запомниться какой-либо заметной деятельностью. Поработав чуть более месяца, он экстренно убыл в родной Днепропетровск, чтобы занять образовавшуюся там вакансию губернатора после отставки Игоря Коломойского. А когда невидимые постороннему глазу кадровые страсти, наконец-то, утихли и в конце марта область все же возглавил Григорий Самардак, "вдруг" стало ясно, что "Реформой №1", как, впрочем, и другими реформами по вышеуказанным причинам, тут никто не занимался.

Новости по теме

В то же время своей судьбы ждут 298 территориальных общин Запорожской области, в которых что-то слышали о грядущих преобразованиях, но не более. Неопределенность породила настороженность и нескрываемое недоверие к каким бы то ни было нововведениям. Главная же проблема децентрализации в Запорожье заключается в том, что остается неясным, кто станет ее проводником, движущей силой. Таковыми, логично, должны бы стать представители местных органов власти с опорой на местные громады. Однако здесь остаются вопросы.

Уезды вместо районов

В мае жизнь, что называется, забурлила. Состоялись первые консультации с представителями запорожских районов, прошли встречи, круглые столы. Был презентован "Запорожский офис реформ" - центр по разработке проектов программ по проведению реформ на местах на основании законодательства и рекомендаций Кабинета министров. Тему децентрализации обсудили на коллегии облгосадминистрации и вынесли на сессию областного совета. План действий в ходе ожидаемой реформы предполагает, как и по всей стране, укрупнение территориальных громад, которые в этом случае получат больше полномочий и бюджетных средств для развития своей инфраструктуры, оказания неотложной медицинской помощи, развития начального образования. Предполагается, что в громадах также оптимизируют работу разрешительной системы и сократят штат управленцев. Объединение общин, способных самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности с теми, кто этого себе позволить не может, должно позитивно сказаться на развитии последних. Всего почти три сотни мелких должны объединиться в 48 более крупных громад. Предлагается, что территориально они составят уезды (повіти) с центрами в Запорожье, Мелитополе (второй по величине город области), Энергодаре (город энергетиков рядом с Запорожской атомной станцией), Бердянске (крупный порт и всеукраинский курортный центр на берегу Азовского моря) и Пологах (один из бывших райцентров). Пять уездов, таким образом, заменят собой двадцать районов области.

Аргументы против

Но когда вслух зазвучали вопросы и предложения, о которых до этого только догадывались, так же громко зазвучали и голоса оппонентов. Первыми высказались представители районных центров. Наталья Мусиенко, мэр Вольнянска, который является центром соответствующего района, в телевизионном эфире прямо выступила против поспешного укрупнения громад, так как, по ее словам, придется делиться бюджетом с несостоятельными громадами. Сомнения, по ее мнению, должны развеяться в ходе обсуждения реформ с общинами и принятие закона о местных выборах. С другой стороны, административно-территориальное объединение громад с райцентрами приведет к ликвидации этих районов, сетует начальник Управления градостроительства и архитектуры Запорожского района Леонид Тендитнык. Хотя тут как раз ничего и не поделать. Однако к обсуждению проекта перспективного плана проведения децентрализации в Запорожской области местные громады, как утверждают многие их представители, практически не привлекались. На коллегии облгосадминистрации звучали также голоса представителей районов о том, что 80% громад Запорожской области и так являются состоятельными. И зачем тогда перекраивать территорию?

Причин такого недоверия несколько. Во-первых, нововведения без их широкого обсуждения всегда настораживают. Нужно признать, что децентрализация власти и укрупнение громад согласно существующих планов прямо приведет к сокращению числа различного рода руководителей и их аппарата. А именно они и особенно так называемая "сельская аристократия" в лице сельских голов, депутатов сельсоветов и различных должностных лиц сельского уровня являются реальной силой, способной организовать любые преобразования в громадах при условии собственной мотивации и поддержке "из района". Но будет ли справедливым такое утверждение в случае, когда преобразования коснуться именно административно-управленческой сферы, то есть – среды их обитания?

Новости по теме

Но кроме "бюрократического" существует еще и тесно связанный с ним политический фактор. Не только децентрализация, но в целом политика реформ, провозглашенная в Украине, имеет своих серьезных оппонентов в лице Оппозиционного блока, который на юго-востоке страны удерживает неплохие позиции, заложенные еще Партий Регионов до ее развала. Хотя полностью сводить проблему децентрализации к противостоянию политических оппонентов тоже нельзя. После некоторого затишья Запорожская организация ВО "Батькивщина" выступила со своей оценкой децентрализации, которая должна стартовать в области.

Если до этого в адрес "Запорожского офиса реформ" и областных властей звучали хотя и во многом оправданные, но осторожные упреки, то круглый стол, проведенный "Батькивщиной" в Запорожье по своей риторике больше напоминал судебное заседание и изобиловал апокалиптическими предсказаниями. Главный мессэдж – административно-территориальная реформа, внедрение которой планируется в ближайшее время, может уничтожить украинское село, разрушить местные органы самоуправления, вслед за которыми исчезнут местные школы, медицинские учреждения и вся социально-экономическая инфраструктура. Причиной этого в партии считают отсутствие гласности при подготовке реформы и ее экономического обоснования, что является предпосылкой будущего конфликта между крестьянами и властью. Руководитель запорожской "Батькивщины", губернатор области в 2007–2009 годах Александр Старух также упрекнул реформаторов в плохом знании карты территории, на которой они собираются работать.  

Ожидаемая децентрализация в Запорожье, еще не начавшись, оказалась под перекрестным огнем критики. Одни и те же оппоненты обвиняют "Запорожский офис реформ", в одном случае, в желании поспешно объединять громады, а в другом в медлительности, ставя в пример другие области, которые уже разработали свои предложения и заручились поддержкой правительства в реформировании своих территорий. Впрочем, все не так уж и плохо.

Финиш на старте

Руководитель офиса Александр Свистун справедливо отмечает, что в стране уже заработала бюджетная децентрализация, внесены изменения в Налоговый кодекс, которые предоставляют возможность объединенным территориальным общинам перейти на прямые отношения с государственным бюджетом. Кроме того, территориальные общины, которые объединятся, будут иметь возможность получить полномочия, которые сейчас имеют города областного значения. Это является ответом тем местным руководителям, кто боится бюджетных проблем при объединении более-менее преуспевающих громад с депрессивными, так как это серьезный ресурс для сохранения и обеспечения нормальной работы сельской инфраструктуры и ее социального компонента - 110 больниц, 730 учреждений начального и среднего уровня образования, 900 библиотек различной направленности.

Новости по теме

Однако пока все эти аргументы никого из оппонентов не убеждают. Можно с уверенностью говорить о том, что главной причиной этого оказалась банальная недоработка в просвещении населения и отсутствие нормальной коммуникации с властью на местах. О преимуществах предлагаемых административно-территориальных изменений вообще мало кто знает. Уровень общей неосведомленности демонстрирует тот факт, что многие опасаются принудительного, без анализа мнений громад изменения их границ, присоединений, отсоединений и прочих действий. Но развеять эти страхи достаточно легко, ведь законодательно предусмотрено, что в основе реформы лежит принцип добровольности.

28 мая Запорожский областной совет после напряженной подготовительной работы наконец-то должен был рассмотреть вопрос "Об одобрении проекта Перспективного плана формирования территорий общин Запорожской области". В случае положительного решения этот день можно было бы считать запорожским стартом реформы. Однако вопрос даже не попал в повестку дня. В областном совете, основу которого составляют экс-регионалы, для этого не хватило депутатских голосов.

Дмитрий Сокольников, Запорожье

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...