Денег нет, но вы держитесь: Почему незаконный прожиточный минимум нельзя увеличить

Верховный суд Украины 20 декабря 2018 года постановил, что потребительская корзина, на основе которой высчитывается размер прожиточного минимума, незаконна. Кроме того, он почти в 2 раза ниже официально установленной фактической величины прожиточного минимума – около 3500 грн. Однако и эксперты, и уполномоченные лица сообщают: денег в бюджете нет и взяться им неоткуда, поэтому повышения прожиточного минимума ждать не стоит

Денег нет, но вы держитесь: Почему незаконный прожиточный минимум нельзя увеличить
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Верховный суд Украины 20 декабря 2018 года постановил, что потребительская корзина, на основе которой высчитывается размер прожиточного минимума, незаконна. Кроме того, он почти в 2 раза ниже официально установленной фактической величины прожиточного минимума – около 3500 грн. Однако и эксперты, и уполномоченные лица сообщают: денег в бюджете нет и взяться им неоткуда, поэтому повышения прожиточного минимума ждать не стоит

Судебные разбирательства по поводу легитимности потребительской корзины и прожиточного минимума, который вычисляется на ее основе, тянулись с 2015 года. В конце прошлого года они достигли своего логического завершения: Апелляционный суд признал прожиточный минимум и потребительскую корзину незаконными. Однако эксперты считают, что вслед за этим какие-либо ощутимые изменения не последуют.

Во-первых, государственный бюджет Украины дефицитный и денег на повышение социальных стандартов в нем нет. Ведь именно отталкиваясь от цифр, которые стоят в графе "прожиточный минимум", высчитывается минимальный и максимальный размер пенсий, выплат по безработице и минимальных зарплат. Во-вторых, чтобы обжаловать Закон "О Государственном бюджете на 2019 год" нужно обращаться в Конституционный суд Украины, который может слишком долго рассматривать исковое заявление, пока не появится бюджет уже на 2020 год.

Новости по теме

Тем не менее, невзирая на не самые оптимистичные прогнозы, общественники готовят обжалование государственного бюджета. "В случае позитивного решения Конституционного суда у правительства будет два варианта: пересмотреть статьи расходов действующего госбюджета или признать свои действия незаконными. Вопрос номер один – показать правду людям и правительству, какой размер реального прожиточного минимума. А то, есть ли деньги в бюджете, - это вопрос номер два. Разработка альтернативного проекта потребительской корзины стимулировала бы говорить правду и признавать ее", - считает руководитель проекта "Открытый суд" и юрист Станислав Батрин.

По его словам, размер прожиточного минимума в бюджете уже много лет устанавливается незаконно, с нарушением должного порядка. Во-первых, научно-общественная экспертиза потребительской корзины должна происходить не реже 5 лет. Последний раз она состоялась в 2016 году и нарушила процедурные правила проведения заседаний, а до этого – была в далеком 2000 году. Во-вторых, именно на основе таких незаконных "наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и бытовых услуг" ежегодно происходит определение уровня прожиточного минимума в государственном бюджете. Кроме того, по словам Станислава Батрина, представители Кабинета министров не смогли предоставить на суде документы, которые бы показали, на основе каких расчетов за последние 4 года в бюджете устанавливался определенный размер прожиточного минимума. Руководствуясь такой логикой, общественная правозащитная организация смогла доказать в суде, что оба норматива незаконны.

Однако праздновать победу рано: судебный приговор не гарантирует его исполнения и повышения социальных стандартов.

"Верховный суд Украины постановил, что потребительская корзина незаконна не в сущностных характеристиках, по количеству и содержанию наборов, а в формальных, то есть по самой процедуре разработки потребительской корзины. Таким образом, скорее всего, в правительстве ограничатся тем, что утвердят те же наборы потребительской корзины по тем же нормативам с небольшими коррективами. Но экспертная комиссия будет проводить заседания по правилам, соблюдая всю процедуру, согласно законодательству. Ведь за игнорирование решений судов криминальной и административной ответственности никто лично не несет. Поэтому имеем такое, что Министерство социальной политики в Украине есть, а социальной политики – нет", - рассуждает исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Меньше, чем мало

Согласно Закону "О прожиточном минимуме", в кабинетах Минсоцполитики ежемесячно подсчитывается фактический размер этого показателя на основе официальных данных: стоимости потребительских товаров и бытовых услуг (предоставляет Государственная служба статистики), коммунальных услуг (Министерство регионального развития и НКРЭ) и услуг связи (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации). По последним подсчетам за ноябрь 2018 года, сумма фактического прожиточного минимума составляла 3471,84 грн, в то время как его размер в Государственном бюджете почти в 2 раза ниже – 1853 грн.

"Нужно учитывать, что даже "фактический" размер прожиточного минимума не совпадает с реальным. Министерство социальной политики исходит из данных, которые предоставляет Государственная служба статистики. А она в свою очередь собирает только официальные, задекларированные поставщиками и производителями цены, мониторит цены на товары и услуги не только в городах, но и в селах. Для подсчетов используются среднестатистические официальные цены по Украине, которые могут отличаться от тех, что люди видят в жизни в разных регионах.

Согласно методике, стоимость товаров и услуг подсчитывается пропорционально доле производителя на рынке спроса", - объясняет юрист и политический эксперт Андрей Вигиринский.

112.ua

Того прожиточного минимума, который заложен в бюджет, едва хватает на скудное пропитание - и не более. А если учесть официальные расценки на проезд в транспорте (349,3 грн в мес.) и оплату коммуналки (773,9 грн в мес.) в столице, на все про все остается всего 730 грн. Этой суммы должно хватить на покупку еды, одежды, хозтоваров, лекарств, техники…

Кроме того, у экспертов есть нарекания к самому наполнению потребительской корзины, которая должна "обеспечивать нормальное функционирование организма человека, сохранять его здоровье, удовлетворять основные социальные и культурные потребности личности". Его сравнивают с условиями жизни в блокадном Ленинграде: 44 грамма говядины в день, 1 рулон туалетной бумаги в месяц и 1 брюки на 4 года. Перечень наборов включает приобретение одной стиральной машины на 14 лет, зато покупку стирального порошка не учитывает. Так же как не учитывает потребности населения в услугах мобильной связи и Интернета, междугородних поездках, платных визитах к врачу или более широком спектре лекарств. Продуктовый набор не содержит ни грамма фруктовых соков, шоколада и постоянных постояльцев холодильника – кетчупа и майонеза.

К примеру, вот так выглядит потребительская корзина по нашим подсчетам (брались средние цены в Киеве).

Выхода нет

Цифры, которые стоят напротив графы "прожиточный минимум" в госбюджете, определяют финансовое будущее пенсионеров, матерей-одиночек, малоимущих семей, госслужащих, безработных и трудоустроенных на год. Именно прожиточный минимум является множителем, на основании которого высчитывается размер всех социальных выплат населению.

"Но у нас и без того дефицитный бюджет с "надутыми" статьями доходов. В нем заложено получение финансирования от приватизации имущества в размере 17 млрд грн, в то время как эта сумма по факту не превышает пару сотен миллионов. Установлен повышенный размер курса доллара – ведь именно из этого показателя государство получает доходы от уплаты НДС экспортерами. При этом треть государственного бюджета уходит в этом году на выплату и обслуживание внешнего долга. Из-за ограниченного количества бюджетных денег происходит их распределение в ручном режиме, которому присущ коррупционный характер. Когда не хватает денег на определенные статьи расходов, чиновники буквально садятся за стол и решают, куда деньги все-таки пойдут, а куда – нет", - рассказывает Олег Пендзин.

"Кроме того, правительство не пойдет на то, чтобы сократить разрыв между установленным размером прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Дело в том, что прожиточный минимум, по сути, определяет размер расходов (отчисления на социальную сферу), а минимальная зарплата – сумму доходов (от подоходного налога на зарплату и ЕСВ). До 2016 года размеры прожиточного минимума и минималки были примерно одинаковые. Но правительство специально пошло на то, чтобы повысить минимальные зарплаты в 2 раза: должны были повыситься доходы от зарплат, что сократило бы дефицит Пенсионного фонда. Однако от этой ситуации сильно пострадали госслужащие: для них зарплату стали вычислять на основе прожиточного минимума с учетом коэффициентов тарифной сетки по стажу работы. Демографическая ситуация в стране тоже не лучшая: в Украине около 12 миллионов плательщиков ЕСВ (то есть официально трудоустроенных лиц) и 11,7 миллионов пенсионеров. Чтобы налоговых отчислений хватило на все пенсионные выплаты, пропорция должна быть хотя бы 2:1", - уверяет Андрей Вигиринский.

Правительство тоже подписывается под собственной беспомощностью. В Министерстве финансов сообщают: "Поскольку Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2019-й" подготовлен с учетом основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2019 год, задач бюджетной политики, реформ бюджетного и налогового законодательства, необходимости выполнения обязательств перед Международным валютным фондом, а также необходимости сбалансирования государственных финансов, изыскать дополнительные средства на компенсации новых расходов не представляется возможным".

Решение Верховного суда Украины, по мнению экспертов, никак не повлияет на повышение прожиточного минимума или качественное изменение состава потребительской корзины. Единственная польза от судебного приговора – это пассивное признание экономических проблем.

"В сентябре, например, ВСУ признал незаконным прекращение выплат переселенцам, но это ни на что не повлияло: в Пенсионном фонде сообщили, что они работают согласно своему внутреннему порядку. У нас много чего не выполняется так, как прописано в законодательстве. Например, в Конституции написано, что дотации на медицину должны составлять не менее 10% от ВВП, на науку и образование – 7%. Но по факту отчислений в несколько раз меньше. Дело в том, что распределение бюджетных денег на социальные статьи происходит по остаточному принципу. Чтобы это как-то поменять, нужно развивать реальный сектор экономики. При нынешнем наполнении бюджета отдать все деньги на "социалку" не получится. Это то же самое, что во время пожара устранять не его причины, а просто тушить огонь", - заключает эксперт социальных и гендерных программ Центра Разумкова Ольга Пищулина.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>