Дорогу ОСМД: Зачем государство ликвидирует монополию ЖЭКов

Благодаря принятым депутатами изменениям в законодательство с 1 июля украинцы смогут управлять своими домами по-новому. Власти уверяют, что нововведения помогут устранить монополию ЖЭКов, однако эксперты опасаются, что закон спровоцирует новую волну мошенничества, коррупцию и повышение тарифов

Дорогу ОСМД: Зачем государство ликвидирует монополию ЖЭКов
Вести. Репортер

Благодаря принятым депутатами изменениям в законодательство с 1 июля украинцы смогут управлять своими домами по-новому. Власти уверяют, что нововведения помогут устранить монополию ЖЭКов, однако эксперты опасаются, что закон спровоцирует новую волну мошенничества, коррупцию и повышение тарифов

Закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" был принят депутатами еще в мае текущего года. Тогда председатель Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что благодаря данному закону жители многоквартирных домов смогут эффективно управлять общим имуществом.

"Жители многоквартирных домов смогут самостоятельно управлять собственным домом, выбирать поставщиков услуг и отказываться от них в случае некачественного обслуживания", - отмечал Гройсман.

Впрочем, следует отметить, что одобрение данного закона председателем парламента не удивительно. Ведь данный закон разрабатывало Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, которое Гройсман возглавлял до смены министерского кресла на парламентское. Однако опрошенные 112.ua эксперты относятся к принятым депутатами новшествам намного более критично.

По словам юриста юридическо-консалтинговой компании "Де-юре" Андрея Павлишина, новым законом четко прописан порядок создания объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), избрания его правления, полномочия, финансирование и т.д. Все это, по мнению юриста, должно исключить в будущем возможность оспаривания решений общего собрания на основании неопределенности процедуры его созыва и проведения.

В то же время, одним из ключевых нововведений закона является то, что на протяжении одного года собственники многоквартирного дома должны определить — будут ли они самостоятельно обслуживать дом, создав ОСМД, или передадут его обслуживание управляющей организации. При этом следует отметить, что в том случае, если на протяжении одного года с момента вступления нового закона в силу (1 июля 2015 года), решение о создании ОСМД или передачи дома управляющей организации не будет принято, местные власти самостоятельно определят такую организацию для конкретного дома.

Новости по теме

Именно с данной нормой, по словам экспертов, связаны основные риски данного закона. В частности, как утверждает директор аналитического центра "Институт города" Александр Сергиенко, вероятность того, что с принятием закона украинцы массово бросятся создавать ОСМД близится к нулю. По его мнению, отношение украинцев к созданию таких объединений, как нельзя лучше иллюстрируют результаты общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ на 2009-2014 годы, которая предусматривала создание эффективного собственника жилья. Ожидалось, что в результате реализации данной программы к 2015 году в Украине будет создано более 45,5 тыс. ОСМД. Однако по данным Минрегиона, по состоянию на 1 января 2015 года в Украине насчитывается всего 16,5 тыс. объединений.

"В целом эта программа провалилась. На сегодняшний день в Украине всего 10% жилого фонда – ОСМД. Здесь же закон дает срок в 1 год на создание ОСМД. Но возникает вопрос: с какого чуда за 6 лет действия программы ОСМД не создавались, а сейчас за год создадутся?" - недоумевает эксперт.

Коррупционные риски

Высокую вероятность того, что активизации создания ОСМД в Украине так и не произойдет, отмечает и Павлишин. При этом юрист утверждает, что через год после вступления закона в силу, наряду с автоматической передачей многоквартирных домов управляющим компаниям возможно появление и коррупционных схем, которые в конечном итоге могут привести к повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

"Есть большой риск того, что сособственники многоквартирного дома так и не решатся создать ОСМД, и не передадут его управляющей компании, а потом местные власти назначат "карманную" управляющую организацию, которая не будет иметь собственного штата сотрудников, а все работы будет осуществлять по договору субподряда с бывшим ЖЭКом, но добавляя к счетам свои 20-30% процентов "за управление", - говорит Павлишин.

По его словам, в силу инертности нашего населения и проживания в многоквартирных домах большого количества пенсионеров, которые кроме ЖЭКа не признают никого, история с управляющими компаниями пойдет именно по такому сценарию. При этом качество услуг останется на таком же низком уровне, как и сегодня, а их стоимость возрастет.

Согласен с юристом и Сергиенко, отмечая, что новые "управленцы" многоэтажек смогут единолично навязывать жильцам завышенные тарифы.

"Через местные органы власти они смогут лоббировать и устанавливать свои тарифы, а могут заключать прямые договоры с жителями, которыми навязывать свои тарифы как это сегодня делают монополисты. В общем, риск поднятия тарифов очень высок. И никакого механизма защиты от этого для жильцов не предусмотрено", - говорит эксперт.

По его мнению, наряду с повышением тарифов также может произойти и снижение качества самих услуг, что будет связано с прекращением контроля со стороны властей. Ведь сейчас, когда большинство многоэтажек обслуживается коммунальными ЖЭКами, власти осуществляют хоть какой-то контроль за их деятельностью.

"Можно пожаловаться по горячей линии, написать Кличко, его заместителям, пойти поругаться, в конце концов. То есть – существует хоть какой-то механизм контроля и давления. Но этого механизма скоро не будет, потому что власть просто хочет сбросить с себя этот груз в виде устаревшего жилого фонда и умыть руки. Но это заведомо проигрышная ситуация, потому что впоследствии все апелляции все равно опять будут к власти", - уверяет Сергиенко.

Вести. Репортер

Помимо вышеописанных рисков, эксперты сходятся во мнении, что данный закон в целом содержит много неточно выписанных норм, что в дальнейшем может привести к определенным махинациям. В частности, по словам главы хозяйственной организации ЖСК и ОСМД Киева Сергея Дедова, в законе нечетко прописан механизм принятия решений и сбора подписей в домах, что в конечном итоге может вести к подтасовкам голосования и злоупотреблениям со сменой правления ОСМД.

"Подобная практика существует уже сегодня. У нас есть пример с одним из ОСМД, на счету которого еще полгода назад было 200 тыс. грн. Однако в результате неправомерных действий определенной группы, правление ОСМД поменяли, подтасовав результаты голосования. И сейчас у них уже долги перед "Киевводоканалом" и "Киевэнерго", а где делись деньги – неизвестно", - приводит пример Дедов, добавляя, что в принятом законе напрочь отсутствуют какие-либо механизмы защиты от подобных махинаций.

Вершители своей судьбы

В конечном счете, по словам Павлишина, государство фактически снимает с себя любые обязательства по содержанию коммунальных домов, переложив ее на собственников помещений в таких домах.

"Если хотите делать капитальный ремонт — делайте его своими силами, или заказывайте его за свои деньги у управляющей компании, к государству теперь претензий быть не может", - говорит юрист.

Также ОСМД или управляющим компаниям передадут придомовую территорию, с детскими площадками, межквартальными проездами и т.д., и теперь латать ямы во дворе жильцы тоже будут за свой счет.

Новости по теме

"И скандал в кабинете начальника ЖЭКа уже не поможет", - добавляет Павлишин.

В то же время, по его мнению, несмотря на отсутствие в законодательстве действенного механизма контроля за управляющими компаниями, при правильном подходе, вышеуказанных рисков можно будет избежать, привлекая управляющие компании к ответственности за незаконные операции с имуществом жильцов.

"Так, все управляющие компании принимают в управление имущество совладельцев многоквартирных домов, их денежные средства на ремонт, возможно в накопительный фонд. И любые незаконные операции с таким имуществом или денежными средствами будут квалифицироваться по статье 191 Уголовного кодекса Украины. Диспозиция в этой статье достаточно обширная, и скажем, управитель, который в калькуляцию услуг заложил уборку придомовой территории, но не осуществляет таковой и даже не имеет дворника в штате, может понести уголовную ответственность за присвоение или растрату вверенных денежных средств жителей многоквартирного дома", - поясняет Павлишин.

Помимо этого, он отмечает, что дома, управляющиеся владельцами дома, в подавляющем большинстве случаев являются более ухоженными, чем коммунальные, поэтому вместе с передачей домов в управление владельцев есть хоть какой-то шанс на улучшение состояния жилого фонда в Украине. В то же время юрист признает, что организовать ОСМД, заниматься подписанием договоров с поставщиками услуг, вести бухгалтерию и собирать платежи с жителей совсем непросто. Поэтому если в доме не найдется лидера из числа его жителей, или же жильцам не удастся найти хорошего управленца, данное ОСМД вряд ли сможет быть более эффективным коммунального дома.

Александр Самойлов, специально для 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>