Еда в поезде: Как и чем будет кормить пассажиров "Укрзализныця"

"Укрзализныця" неоднократно декларировала намерение наладить полноценное питание в поездах. Сейчас вопрос вроде как близится к разрешению. Означает ли это возврат к вагонам-ресторанам, запомнившимся старшему поколению со времен СССР, или все-таки стоит ожидать переход к более высокому уровню качества? 112.ua выяснял, на что теперь можно будет рассчитывать проголодавшимся пассажирам.

Еда в поезде: Как и чем будет кормить пассажиров "Укрзализныця"

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

"Укрзализныця" неоднократно декларировала намерение наладить полноценное питание в поездах. Сейчас вопрос вроде как близится к разрешению. Означает ли это возврат к вагонам-ресторанам, запомнившимся старшему поколению со времен СССР, или все-таки стоит ожидать переход к более высокому уровню качества? 112.ua выяснял, на что теперь можно будет рассчитывать проголодавшимся пассажирам.

Почему в поездах уже нет вагонов-ресторанов?

Старшее поколение еще помнит вагоны-рестораны. Грузинский чай, водка "Столичная", хамоватый персонал, порции с явным отличием от веса, указанного в меню. Вагоны-рестораны были в поездах дальнего следования (не менее суток в пути). В поездах, передвигавшихся на короткие расстояния, были бюджетные вагоны-буфеты. Алкоголь был неизменным атрибутом и тех, и других.

По словам бывшего заместителя министра транспорта и инфраструктуры Александра Кавы, система общепита на железной дороге пришла в упадок в 90-е, после провозглашения независимости. Рушились связи с соседними республиками, и все больше поездов переходили на маршруты внутри страны. "Получилось, что большинство поездов идут ночь, это 8-10 часов, и на активность вагонов-ресторанов приходилось 2 часа в сутки. Экономически предоставление организованного комплексного питания стало нецелесообразно", - вспоминает Кава.

По его словам, последний вагон ресторан закрылся, когда отменили ночной скоростной поезд "Столичный экспресс" Киев – Москва в 2014 году.

Почему к вопросу еды в поездах вернулись сейчас?

Вагоны-рестораны канули в Лету, но спрос на услугу остался. И им ловко, стоит признать, пользовались проводники, предлагавшие пассажирам с наценкой (сколько той дороги) печенье, вафли, воду, пиво, лимонад, а особо смелые - и вовсе напитки погорячей. Расчет прост: кому же из пассажиров охота не успеть на поезд, выбежав на собственный страх и риск на малознакомой станции за бутылочкой пива? Проще переплатить проводнику.

Спрос горячей еды пришлось удовлетворять предприимчивым хозяюшкам, бойко обносившим пирожками, пельменями, варениками и прочей снедью составы. Разумеется, за качество стряпни нести ответственность было некому.

Первые попытки наладить организованное питание в поездах УЗ были предприняты еще в прошлом году, рассказал 112.ua заместитель директора департамента пассажирских перевозок УЗ Александр Красноштан.

Новости по теме

"До 2017 года каждое региональное отделение железной дороги само заключало тендер и само реализовало продукцию. С 2017 года мы приняли решение выбрать единого поставщика всей продукции и сделать все, чтобы в ночных и скоростных поездах появилась единая линейная продукция", - рассказал он. В прошлом году победителем тендера стал WOG-Ритейл.

Отметим, что наладить продажи на скоростных поездах ("Интерсити", "Интерсити+") оказалось намного проще. "На ночных поездах были определенные запасы небрендированной продукции, и они вымывались", - отмечает Александр Красноштан. В практическом выражении это означало, что проводники на ночных поездах были более заинтересованы в "левом", неподотчетном заработке. Привлечь же их к ответственности было не так и просто. По закону, за реализацию продукции вне проектов УЗ проводника можно привлечь только к дисциплинарной ответственности. Но! Это лишь в случае, что он не докажет, что обнаруженные у него съестные запасы не для личного пользования. А много ли нужно? 5-10 пачек вафлей на маршрут… Да и проверяющих не напастись.

Чем УЗ будет кормить пассажиров в 2018 году?

В этом году УЗ решила провести конкурс, расширив ассортимент так называемой сухой продукции, а также попробовать внедрить практику горячего питания. Так называемый сухой ассортимент будет дополнен снэковой продукцией: орешками, сухариками и порционными соками. Продукция будет продаваться в брендированной упаковке (private lable) проводниками.

В компании "WOG-Ритейл" (один из претендентов на победу в тендере) сообщили, что на нынешнем тендере предложили УЗ чай пакетированный – 7 грн, чай заварной – 20 грн, кофе натуральный растворимый в сетках – 7 грн, заварной фильтр-кофе - 23 грн, какао – 15 грн. Знаменитых кофеварок WOG в поездах пока не будет. Кроме того, компания предложит печенье в ассортименте – 7 грн, вафли – 10 грн, лимонад – 15 грн, сок в ассортименте – 15 грн, воду – 10 грн, круассан с шоколадной начинкой - 25 грн, соленный арахис – 20 грн, макарунс – 20 грн, чипсы в ассортименте – 20 грн, каши овсяную и гречневую – 35 грн, кус-кус – 49 грн, фирмовые натуральные чаи WOG (имбирный, смородиновый) – 40 грн, натуральный облепиховый чай – 45 грн.

Еще один претендент на победу в тендере УЗ, "Украинская оптово-торговая компания" (подразделение "Метро Кеш & Керри Украина"), детали предложения не сообщает, отметив, что поставляет продукты питания в отдельные подразделения Министерства обороны, организациям, которые обеспечивают приемы делегаций президента Украины, филиалам УЗ, Черноморскому и Южному портам, учреждениям Минздрава, олимпийским тренировочным базам, детским лагерям.

Новости по теме

Директор по маркетингу "Витмарк-Украина" сообщил, что его компания не предоставляет услуг комплексного обслуживания в сфере общественного питания и участвует в тендере с предложениями в категориях соков (0,2 литра) и напитков. Комментарии еще одной компании, которую УЗ называет претендентом на победу, "Алюр ЛТД", получить не удалось.

Когда в поезде можно будет купить суп?

В УЗ решили пока не проводить тендер, а для начала отработать технологию. Для этого обратились к нескольким компаниям, две из них откликнулись, рассказал 112.ua Александр Красноштан. По его словам, проект будет тестироваться в поездах дальнего следования направлением на Ужгород, Одессу и Ивано-Франковск.

"Технология сложная, потому что задача - продукцию сохранить свежей и подать горячей. Поэтому решили пока не проводить конкурс. Отработаем технологию, затем проведем конкурс", - рассказал Александр Красноштан, уточнив, что для начала доставка еды будет осуществляться к месту питания пассажира. То есть вагоны-рестораны возрождать никто не будет. О предложении алкогольных напитков речь пока не идет ни в формате горячего, ни в формате сухого питания, уточнили в УЗ.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...