Газовая атака: Власти готовят новое повышение тарифов, которое затронет и промышленность, и население

Вопреки предвыборным обещаниям о снижении коммунальных тарифов, власти готовят новое повышение цен на газ. Это приведет к значительному росту тарифов на горячую воду и отопление для населения. Кроме того, больно ударит по промышленности: наиболее чувствительные к повышению цен на газ предприятия будут вынуждены остановить свою работу, а десятки тысяч их сотрудников окажутся перед выбором: пополнение рядов безработных или поиск лучшей доли на заработках за рубежом.

Газовая атака: Власти готовят новое повышение тарифов, которое затронет и промышленность, и население
112.ua

Игорь Смолов

журналист, экономист

Вопреки предвыборным обещаниям о снижении коммунальных тарифов, власти готовят новое повышение цен на газ. Это приведет к значительному росту тарифов на горячую воду и отопление для населения. Кроме того, больно ударит по промышленности: наиболее чувствительные к повышению цен на газ предприятия будут вынуждены остановить свою работу, а десятки тысяч их сотрудников окажутся перед выбором: пополнение рядов безработных или поиск лучшей доли на заработках за рубежом.

Тарифы на тепло и горячую воду вырастут

"Оператор ГТС" (компания, выделенная в процессе анбандлинга из структуры "Нафтогаза" - наделена функцией транспортировки природного газа) с 1 января 2020 года повышает тарифы. В частности, для внутренних точек входа в ГТС тариф увеличится в 3,5 раза (с 91,87 до 320,77 грн/1000 м куб.), для внутренних точек выхода – в 4,7 раза (из 157,19 до 735,36 грн/1000 м куб.). При этом месяцем ранее повышение тарифов на транспортировку по распределительным сетям (ГРС) в 1,6-2,2 раза инициировали газораспределительные сети Украины. Если эти инициативы будут утверждены НКРЭКУ, суммарно газ для населения и промышленности подорожает на 1270 грн/тыс. м куб. "Дополнительные затраты украинских потребителей газа составят около 36 млрд грн, почти 18 млрд грн из этой суммы ляжет на плечи населения. Это огромная нагрузка для предприятий теплоэнергетического комплекса и чувствительных к повышению газа (ориентированных на экспорт) промышленных предприятий", - заявил директор Федерации работодателей (объединяет 8,5 тысяч предприятий из 46 отраслей) Руслан Ильичев в ходе круглого стола "Новая тарифная политика в сфере транспортировки газа: вызовы для Украины".

Если НКРЭКУ утвердит повышение тарифов на транспортировку газа в 4 раза, цена на топливо вырастет минимум на 25%, а с учетом того, что биржевые цены на газ пошли вверх, конечная цена для населения увеличится минимум в 1,5 раза, что приведет к значительному росту в платежках бытовых потребителей на тепло и горячую воду, заявил 112.ua первый заместитель главы комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко. Он подчеркнул, что транспортировка является одной из важных составляющих цены газа. "Я поддерживаю возмущение представителей промышленности и Федерации работодателей решением "Оператора ГТС" в три раза повысить тарифы на транспортировку газа, что приведет к росту его стоимости. Бытовые потребители почувствуют это значительным увеличением в платежках", - сказал Кучеренко.

Новости по теме

В результате применения новых тарифов на транспортировку (с учетом повышения тарифа операторами ГРС) цена горячей воды может вырасти на 20-30%, значительно подорожает газ. Это приведет к росту задолженности за услуги ЖКХ и несанкционированному отбору газа, отметила экс-глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина. Уже сейчас долги населения составляют около 26 млрд грн, а в результате повышения цен они вырастут еще больше.

Особенно остро проблема стоит в регионах, где доходы населения намного скромнее, чем у жителей крупных городов. По словам первого заместителя главы Запорожской ОГА Ивана Федорова, долги за поставки природного газа населению на конец сентября составляли 983 млн грн. По отоплению и горячей воде они достигли 515 млн грн. Общая задолженность по услугам ЖКХ в области составляет около 3 млрд грн, и эта сумма продолжает расти. В результате применения новых тарифов "Оператора ГТС" дополнительная финансовая нагрузка на концерн "Городские тепловые сети Запорожья" составит 180 млн грн. "Мы уже отреагировали на планы Нацкомиссии утвердить повышение тарифа: на уровне облсовета зарегистрирован проект решения обратиться к НКРЭКУ, к президенту, Кабмину с просьбой не допустить повышение тарифа. Аналогичным образом отреагировали местные органы управления: Днепровский районный совет, депутаты Днепрорудненского совета Запорожской области. Мы просим Федерацию работодателей и все промышленные предприятия включиться, чтобы не допустить этого повышения", - сказал Федоров.

"Доходы наших людей очень низкие. Мы видим, что неплатежи за газ растут, и в случае дальнейшего повышения тарифов можем получить взрыв негодования со стороны населения, - отметил глава Никольского районного совета (район расположен недалеко от Мариуполя) Василий Митько. - Повышение тарифов на транспортировку газа, которое приведет к увеличению его стоимости, это к тому же дополнительная нагрузка на районный бюджет. На балансе Никольского района находится 16 школ и 12 детсадов, которые отапливаются газовыми котельными. Вместо того, чтобы повышать зарплату учителям, мы будем вынуждены направить деньги на оплату тарифа".

Участники круглого стола в Федерации работодателей отдельно подчеркнули, что повышение тарифов происходит на фоне предвыборных обещаний нынешней власти снизить стоимость коммунальных платежей. Вместо этого происходит резкое увеличение тарифов.

Особое беспокойство вызывает то, что, скорее всего, предложенное повышение будет в ближайшее время одобрено. Проведение общественных слушаний (на которых был представлен новый тариф "Оператора ГТС") - это, как правило, первый шаг к утверждению тарифа, сказал Руслан Ильичев. По информации первого заместителя главы комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексея Кучеренко, НКРЭКУ может утвердить повышение тарифов уже на заседании 26 декабря. Также на финальной стадии утверждения и решение о повышении тарифов для операторов ГРМ.

Промышленность прогнозирует закрытие предприятий

Повышение тарифов на транспортировку газа будет иметь катастрофические последствия для украинской промышленности, сетует бизнес. В результате остановится ряд предприятий, особенно в отраслях, чувствительных к газовой конъюнктуре, – на химических и металлургических предприятиях сократятся рабочие места, снизится объем экспорта и, соответственно, поступления валютной выручки в страну. Повышение затронет и производителей минеральных удобрений, в себестоимости продукции которых газ занимает 60-80%.

Предприятия "Черкассыазот", "Ровноазот", "Днепразот", Одесский припортовый завод могут остановиться, что на руку основному конкуренту Украины – России, заявил президент Союза химиков Украины Алексей Голубов: в этом случае ряды безработных пополнять не менее 20 тысяч сотрудников предприятий. С учетом повышения тарифов расходы для предприятий отрасли, которая сейчас балансируют на грани выживания (средняя рентабельность не превышает 1,3%), возрастут почти на 270%. По его словам, газ в Украине и так дороже, чем у соседей в Восточной Европе. Нишу, и без того небольшую, на внешних рынках займут наши конкуренты – Россия, Белоруссия, Польша, при этом поступления валютной выручки в Украину сократятся.

"Если в 2012 году минеральных удобрений из Украины экспортировалось на 5,9 млрд долл., то сейчас – только на 1,3 млрд долл. С ростом цен на газ, в связи с повышением тарифов на транспортировку, ситуация только ухудшится. Россия будет только рада остановке украинских производителей удобрений, она все для этого делает. И то, что мы еще сопротивляемся и как-то живем, то это не благодаря, а вопреки тем условиям, которые нам создаются. До недавнего времени, при равных с российскими предприятиями технологиях, для наших предприятий газ был в 3,5 раза дороже. Наверное, мы даже меньше потребляем газа на единицу продукции, но разница в разы, что нивелирует все наши усилия", - сказал президент Союза химиков.

Вытеснение украинской продукции с рынка и замена ее российской не будут означать понижение цены на удобрения для аграриев: наоборот, цены вырастут. Украинские предприятия уже останавливались в связи с резким ростом цены на газ в 2017 году, подчеркнул Голубов: "Сразу же после их остановки цена на газ выросла на порядка 30%. Если угробить наши предприятия, цена может подскочить минимум в два раза. Россияне дают только временное послабление украинским аграриям, за счет большого люфта и очевидного преимущества в виде низкой цены на газ".

Представители химической отрасли отмечают, что запуск предприятий после даже временной остановки – процесс достаточно непростой и затратный: предприятиям -  производителям минеральных удобрений он может стоить от 30 до 40 млн грн. Некоторые производства могут так и не вернуться к работе.

Новости по теме

"Днепразот" испытал все прелести неразумной тарифной политики в прошлом году. В результате игр с ценой на газ и повышением до 15 тыс. грн за 1 тыс. куб. м предприятие было вынуждено остановиться и простояло с мая по декабрь 2018 года. На момент остановки коллектив предприятия насчитывал 4,5 тыс. сотрудников. К моменту возобновления производства на работу удалось вернуть только 3,5 тыс. человек. Остальные были потеряны безвозвратно. Многие уехали из Украины. Ушли люди с самой активной жизненной позицией, в возрасте 28-45 лет, высокопрофессиональные, грамотные специалисты. Поверьте, профессия аппаратчика синтеза аммиака... для того чтобы ее занять, люди проходят стажировку около 3 лет", - рассказал коммерческий директор предприятия Андрей Пустовойт.

Он отметил, что простой предприятия отразился на всех аспектах жизни города, на благосостоянии горожан и уровне налоговых отчислений. В случае повышения тарифа на транспортировку, плата "Днепразота" за услуги операторов ГРМ возрастет с нынешних 40 млн грн до 80 млн грн. Решение магистральщиков повысить плату за транспортировку газа со 157 грн до 750 грн за 1 тыс. куб. м приведет к росту этой суммы до 483 млн грн. Таких денег у предприятия нет, сказал Пустовойт.

Повышение тарифов на транспортировку газа грозит катастрофическим снижением рентабельности и потерей внешних рынков украинским стекольным предприятиям, заявил исполнительный директор Ассоциации предприятий стекольной промышленности "Стекло Украины" Владимир Цветов. Глава профильной Ассоциации отметил, что в случае повышения цены газа даже на 1 тыс. грн за 1 тыс. куб. м предприятия окажутся на грани остановки. По его словам, в Украине сегодня работают 13 производителей стекла, в отрасли заняты порядка 30 тыс. сотрудников.

"До последнего времени предприятия стекольной отрасли работали стабильно: мы наращиваем объемы производства и экспортную составляющую, на нее в целом по отрасли уже приходится около 40%. Некоторые предприятия отправляют на экспорт и до 60% своей продукции. Повышение платы за транспортировку газа приведет к тому, что мы потеряем в пределах от 80-100 млн грн, это только прямые затраты. Себестоимость товаров в среднем возрастет на 5-6%, и мы выйдем на уровень рентабельности химиков, которые работают практически с нулевой рентабельностью. Мы также будем вынуждены повысить цены, при том, что у потребителей и без того карманы пустые. В результате сократятся объемы производства и рабочие места", - сказал глава Ассоциации предприятий стекольной промышленности "Стекло Украины". Он отметил, что контракты с крупными транснациональными предприятиями, в частности с Coca-Cola, Carlsberg, заключены на длительные сроки. Пересмотр их условий в связи с увеличением себестоимости будет грозить серьезными имиджевыми рисками украинским производителям стеклянной тары.

Ситуацией могут воспользоваться российские конкуренты украинских предприятий, покупающие газ по более низким ценам, сказал Цветов: "На сегодняшний день у них перепроизводство стекольной продукции, в частности тары, в связи с санкциями. А с учетом цен на газ у них есть запас прочности, чтобы транспортировать до Атлантического океана и в Южную Корею. Если экспортные рынки откажутся от нас, это место легко заместит поток продукции из России".

Обеспокоены повышением цен на газ в результате роста тарифа на транспортировку в "Укрметаллургпроме". "Мировой кризис, о котором говорили и предупреждали, который просили принимать во внимание при принятии тех или иных государственных решений, он уже фактически наступил. Второй месяц подряд, сентябрь-октябрь, объемы производства стали падают на 10%. Все металлургические предприятия с начала года уже работают в убыток. Все уже начали сокращать объемы производства, некоторые предприятия, в частности Днепровский металлургический завод, вынуждены приостанавливать свою работу. Отрасль экспортирует порядка 85% производимой продукции, и мы крайне зависимы от конъюнктуры на мировых рынках. Цены падают, и мы практически стоим на грани пропасти. От государства зависит – сможем ли мы преодолеть этот кризис, и в этом свете конъюнктурные решения очень важны", – отмечает президент объединения Александр Каленков. Он также подчеркнул, что в Украине уже сейчас ставки на точки входа в украинской ГТС выше, чем в европейских странах: в 2 раза выше, чем в Словакии, Италии и Венгрии. В 10 раз выше, чем в Австрии. Это влияет на себестоимость производимых товаров и их позиции на экспортных рынках.

В целом в отраслях экономики, на которых серьезно отразится повышение цен на газ вследствие роста тарифов на его транспортировку, заняты порядка 500 тыс. человек. Это специалисты, которые без проблем найдут работу за рубежом, и вернуть их оттуда в Украину будет крайне сложно. По последним данным, только в Польше уже нашли постоянную работу 2 млн человек, сказал Ильичев. Удержать тех, кто еще остается в стране, можно только хорошими зарплатами: предприятия, которые балансируют на грани рентабельности или вынуждены вовсе простаивать, платить ее, конечно же, не смогут.

Тариф повышается в атмосфере секретности и без объяснения оснований

Решение о повышении тарифов "Оператором ГТС" проходит крайне непрозрачно, подчеркивали участники круглого стола в Федерации работодателей. "На общественные слушания, в ходе которых был представлен план по повышению тарифов на транспортировку газа, не могли попасть многие представители бизнеса и общественности. Не пустили на них и представителей СМИ. Зал, рассчитанный на 150 человек, не был заполнен и на четверть. Объясняли это тем, что предприятие – режимное. На презентации не было первых лиц, которым можно было бы задать вопросы. Была девушка из отдела стратегического планирования", - рассказал Цветов.

Участники рынка и эксперты серьезно обеспокоены тем, что основания для повышения тарифов совершенно неясны и их до сих пор никто им не объяснил.

"Я был на слушании по утверждению тарифа на транспортировку, которое проводил новосозданный "Оператор ГТС". Они обещали опубликовать презентацию, которую показывали в закрытом режиме, но так этого и не сделали. Чем они мотивировали необходимость повышать тариф? Им необходимо получить доход в 2020 году 34 млрд грн. Из этой суммы 17%, 5,8 млрд, это компенсация недополученного дохода за предыдущие периоды. На вопрос, что это за компенсация, нам сказали очень просто – это недополученные "Укртрансгазом" средства, и их просто включили", - рассказал президент ассоциации энергетиков Украины Александр Трохимец. Он отметил, что необходимость повышать тарифы объясняется также амортизацией базы активов, необходимостью повышать оплату труда и затратами на газ для производственно-технических нужд, при условии отсутствия доходов ГТС, в случае если не удастся договориться с Россией о продлении или подписании нового контракта на транзит с 1 января 2020 года. Трохимец подчеркнул, что при этом "Оператор ГТС" не рассматривает вариантов оптимизации: ведь если транзит будет ноль, то часть оборудования задействована не будет, также не понадобятся столь большие объемы газа на производственно-технические нужды. Почему все это перекладывается на плечи потребителей? – задается вопросом глава профильной Ассоциации.

"Мы просили: подайте в НКРЭКУ несколько вариантов расчетов, не только с учетом сценария транзит "ноль", но и варианты того, каким будет тариф, если удастся договориться о 30, 60 или 90 млрд кубометров прокачки российского газа в год. Ответ мы не получили до сих пор. Я не исключаю, что если эта история не найдет конструктивного отклика со стороны комиссии, она перейдет в судебную плоскость", - сказал Трохимец. "То, что мы видим сейчас, это не экономический расчет, это желание нового оператора, его бизнес-план. Более того, субъект еще не имеет никаких прав, но уже требует авансовых платежей от потребителей. Необходим расчет альтернатив, а также четкое моделирование последствий для всех отраслей экономики", - соглашается Ксения Ляпина.

Это решение является следствием неэффективного руководства "Нафтогазом" его нынешнего главы Андрея Коболева и его команды, поскольку необходимость повысить тариф объясняется отсутствием с 1 января транзита газа из России, о котором Коболев и команда не смогли договориться, уверен Алексей Кучеренко: "Коболев и его команда провалили уже все, что только можно провалить. Они завели переговоры по транзиту в тупик и уже понимают, что с 1 января будет базовый сценарий "ноль". Они провалили отечественную добычу газа, не провели своевременный анбандлинг, "Оператор ГТС" - карманная организация "Нафтогаза", ни о каком полноценном отделении газотранспортной системы речь не идет, загнали в долги "Укртрансгаз". За все эти ошибки должен будет заплатить украинский потребитель".

Стоит отметить, что нынешнее повышение цен на газ выглядит особенно цинично с учетом намерений правительства уравнять цены на электричество для населения и промышленности, которое уже анонсировали власти. По словам экспертов, в этом случае цены на электроэнергию вырастут минимум в 1,5-2 раза. Не следует забывать, что в результате последнего повышения цена и так выросла на 9,1%. Кроме того, повысились ж/д тарифы внутри Украины на 14,2%, а также в связи с введением импортных пошлин на поставку ДТ по одному из ключевых маршрутов поставок (трубопровод из РФ), выросли цены на топливо. Подобные инициативы власть реализует именно в разгар отопительного сезона, когда у украинцев нет альтернативы, кроме как смириться с тем, что предвыборные обещания оказались очередной ложью.

Игорь Смолов  

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>