Фото из открытых источников

На минувшей неделе министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в случае принятия Верховной Радой законопроекта "О концессиях" строительство платных автодорог в Украине может начаться уже в 2018 году. Речь идет о комфортных для проезда автомобилей платных автодорогах, которые инвесторам предложат строить на условиях концессии. Заместитель министра Виктор Довгань в интервью 112.ua уточнил, что строительство платных автодорог в стране, скорее всего, начнется уже после выборов парламента и президента.

Что такое платная дорога и почему их не строили раньше?

Отметим, что тема платных автодорог и концессии не новая и реализовать подобные проекты власти уже пытались неоднократно.

В Украине о концессии автомобильных дорог говорят уже лет пятнадцать, но до сих пор ни один концессионный проект реализован не был. Правительство Арсения Яценюка даже пыталось организовать концессионный конкурс, но ни один инвестор в нем даже не заинтересовался, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кава.

Главная причина, по которой инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в концессионные проекты автодорог, – пробелы в законодательстве. "У нас есть проблема с законодательством. В европейских странах для инвестора концессионера предусмотрена компенсация. Если грузопоток падает, то государство ему это компенсирует. Ведь, по сути, государство в результате концессии получает построенную дорогу или мост, которые могло бы строить за свои средства. Но их построил инвестор в надежде заработать. И законопроектом этот пункт о компенсации должен быть предусмотрен", - пояснил 112.ua Виктор Довгань.

Проблема отсутствия гарантий компенсации недополученного дохода в случае падения трафика может быть урегулирована в случае принятия Верховной Радой законопроекта №6766 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог", который был зарегистрирован в парламенте еще в середине июля. Среди авторов законопроекта народные депутаты Александр Урбанский, Павел Унгурян, Борис Козырь, Дмитрий Андриевский, Геннадий Чекита, Юрий Соловей и Игорь Кононенко.    

"Законопроект также детализирует понятие "альтернативной дороги": в нем зафиксировано, что при подписании договора о концессии правительство должно определить альтернативный маршрут. Длина альтернативных автомобильных дорог (их участков) для бесплатного проезда транспортных средств не должна превышать более чем в два раза длину платной автомобильной дороги. Исключением являются случаи, когда более половины протяженности платной дороги составляют мосты и туннели", - пересказал суть законопроекта Александр Кава.

Альтернативные – это бесплатные для использования автодороги, которые будут в обязательном порядке предусмотрены параллельно платным. "Просто они будут не такими комфортными, будут проходить через населенные пункты (в которых действует ограничение скорости, - ред.)", - пояснял Омелян.

По словам Кавы, сейчас в пределах населенных пунктов в Украине ограничение скорости составляет 60 км/час, но в ближайшее время Кабмин может снизить этот показатель до 50 км/час, как в Европе. Между населенными пунктами максимальная разрешенная скорость сейчас на большинстве участков - 110 км/час (если нет специальных дорожных знаков, - ред.).

На платных дорогах этот показатель может быть намного выше 110 км/час или даже 130 км/час, если дорога будет отнесена к категории А1 (пока в Украине есть единственный такой участок: от Киева до аэропорта "Борисполь").

Фото из открытых источников

Законодательные барьеры, сдерживающие инвесторов от участия в концессионных проектах, могут быть сняты и законопроектом, который разрабатывало Министерство транспорта и инфраструктуры, а сейчас дорабатывает МЭРТ, "О концессиях". Он еще не зарегистрирован в Верховной Раде.

По словам Омеляна, документ создаст законодательное поле, в котором инвестиции инвестора будут защищены. Также в новый законопроект заложен четкий механизм, который регламентирует возврат вложенных инвестором инвестиций в структурные проекты, рассчитанные на 10-15 лет. В нем есть и норма о возможности рассмотрения правовых споров в международном арбитраже.  

Чиновники не скрывают опасений о том, что процесс принятия законопроекта "О концессиях" может затянуться на годы. Но если будет принят хотя бы депутатский законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог", платные дороги могут стать реальностью.

Эксперты отмечают, что развитие концессионных проектов в Украине, помимо прочего, тормозит отсутствие зарезервированных земельных участков. Да и четко отрегулированного законодательства по принудительному изъятию участков для развития инфраструктуры страны в Украине пока нет.  

Сколько можно заработать на платной дороге?

В тексте депутатского законопроекта об урегулировании правовых вопросов в сфере концессии автодорог (№6766) говорится, что максимальный размер оплаты за проезд на построенной на условиях концессии автодороге будет определять Кабмин. По словам Александра Кавы, стоимость проезда в Украине будет точно не меньше, чем в Европе, – около 9 евроцентов/километр. "За проезд на участке 20 км каждый проехавший автомобилист соответственно заплатит 1,5-2 евро", - подсчитал Кава. При этом строительство километра качественной дороги в украинских реалиях может обойтись около 5 млн долл. (в Европе – 10 млн долл.).

Окупить инвестиции, с учетом затрат на содержание автодороги, будет непросто, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины. "В Стамбуле, например, в прошлом году был запущен проект тоннеля Евразия – это двухуровневый автомобильный тоннель между берегами Босфора. Предполагается, что в сутки по нему будут проезжать порядка 100 тыс. автомобилей. При установленной там цене проезда 4 доллара (причем планируется, что сумма будет индексироваться в соответствии с размером долларовой инфляции) уже подсчитано, что этот проект окупится не ранее чем за 24,5 года", - говорит Кава.

Фото из открытых источников

По этой причине украинских инвесторов, которые привыкли работать в проектах с более высокой доходностью, чем может принести концессия, это вряд ли заинтересует, полагает он.

"В Европе доходность в бизнесе на концессионных автодорогах также невысокая – 3-4%. (Для сравнения, доходность в сфере сельского хозяйства в Украине выше 20%, - ред.) По этой причине участвовать в реализации концессионных проектов на автодорогах Украины, скорее всего, будут европейские компании, которые уже реализовывали такие проекты в других странах", - рассказал Кава. Он уточнил, что некоторые компании уже выходили на представителей власти и интересовались возможностями работать в сфере концессии автодорог.    

Кава уточнил, что участки платных дорог по протяженности, как правило, не превышают 20-30 км – максимум до 60 км: "Если кто-то утверждает, что концессионеры готовы строить дороги протяженностью 300-500 км, это полное заблуждение, поскольку опыт стран Восточной и Западной Европы указывает на то, что, как правило, один концессионный проект составляет 20-30, максимум 60 км. Это связано с высокой стоимостью проектов и необходимостью большого объема инвестиций".

Где в Украине могут построить платные дороги?

Мест, где в Украине могут появиться платные дороги, пока немного. Главный критерий для строительства платной дороги – ее потенциальная загруженность и интенсивность трафика. Среднесуточный трафик для дороги, которая подходит для инвестиций на условиях концессии, должен быть не менее 18 тыс. автомобилей. "При этом плотность населения в нашей стране - одна из самых низких в Европе. По этой причине существует немного направлений с подходящей интенсивностью движения. Концессионными в Украине на сегодняшний день могут стать не более пяти дорог", - сказал 112.ua Александр Кава.

Он отметил, что в Европе, в частности, концессия автодорог – также явление не массовое, на концессионные приходится не более 1% всех европейских автотрасс.

По словам Омеляна, первым концессионным проектом в Украине, скорее всего, будет участок дороги от границы с Польшей до Львова. "Участок будет частью новой автодороги, которая соединит Гданьск с Одессой", - сказал министр. По его словам, реализация проекта концессии на этом участке станет тестом и покажет, насколько эффективно можно реализовывать в Украине концессионные проекты: если окажется, что успешно, по такой же схеме будут построены и другие участки украинской части GO Highway - от Гданьска до Одессы.

"Участок дороги, который хотят построить от Львова до украинско-польской границы, - очень актуальный проект. Проходящие в этом направлении сейчас участки международных дорог М-09, М-10 и М-11 достаточно загруженные. Причем после вступления в силу безвизового режима поток автомобилистов на этих трассах значительно увеличился. Новая дорога, которая будет дорогой первой категории с четырьмя полосами движения и разделителем, также будет иметь хорошую загрузку", - рассказал 112.ua Александр Кава. Ограничение скорости на участке, по его информации, планируется установить на уровне 110 км/час.

По словам Кавы, преимущество проекта в том, что земля под него уже выделена. Инвестиции в проект оцениваются около 160-180 млн долл.

Эксперт рассказал, что ранее в концессионный проект также планировалось включить дорогу в обход Львова с северной стороны, но от этого решили отказаться – этот участок автодороги будет реализовываться за средства МФО. "Эффект от его введения в эксплуатацию будет. Те, кто едут в Польшу по трассе М-06, смогут сократить путь в два раза и сэкономить не менее часа времени", - рассказал Кава.

Отметим, что на сегодняшний день участок для концессии Львов - госграница с Польшей имеет самую большую определенность. С остальными потенциальными концессионными дорогами такой ясности нет.

Фото из открытых источников

Как рассказал 112.ua замминистра транспорта и инфраструктуры Виктор Довгань, вторым наиболее подходящим для концессии проектом после Львовского является строительство участка дороги, которая соединит село Калиновка в Киевской области около Макарова и Калиновку возле Василькова. Так называемая "дабл Калиновка" - это проект кольца Большой окружной дороги вокруг Киева, с большим охватом, нежели нынешняя, проходящая через Столичное шоссе.

"Реализация проекта даст возможность соединить Львовскую и Одесскую трассы и вывести весь грузовой транспорт с Киевской окружной дороги. Это позволит снять проблему пробок на Окружной Киевской дороге. Тут у нас есть поддержка Киевской власти – они пообещали, что сразу же, как только будет построена дорога, запретят движение грузового транспорта по (нынешней, - ред.) Окружной. Нас в этом проекте также поддерживают губернатор и районы. Там есть земля уже выделенная. Там есть дорога, ее просто нужно расширить", - рассказал 112.ua Виктор Довгань.

По словам замминистра, для реализации проекта понадобятся 50 млн долл. "Но это будет иметь колоссальный эффект – эти 50 млн инвестиций могут вырасти в 500 млн эффекта для Киевской области. Вдоль дороги появятся автозаправки, кафе, логистические терминалы", - сказал Довгань, отметив, что проект поддерживают главы двух районов - Макаровского и Васильковского.

"С точки зрения концессии, это, на мой взгляд, идеальный проект. Я готов его защищать, и я буду его защищать. В случае, если "Укравтодор" не поддержит этот проект, мы обратимся напрямую к инвесторам и подпишем с ними меморандум, ориентировочно - до конца нынешнего года", - заверил Виктор Довгань.

Действительно, земля под проект "дабл-Калиновка" уже есть. Причем зарезервирована полоса шириной 500 м, когда как на саму дорогу понадобится не более 100 м, рассказал 112.ua Александр Кава. С учетом того, что протяженность кольца составит не менее 200 км, желание "поделить" эту землю есть давно. И это не дает покоя многим чиновникам, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины: "В решении Кабмина зафиксировано, что земля резервируется до момента, пока не будет сделан проект автодороги".

Для ясности, в районе Софиевской Борщаговки стоимость сотки земли под индивидуальное строительство уже сейчас составляет 100-200 тыс. грн.

Также, по словам советника главы Государственного агентства автомобильных дорог, строительство кафе и АЗС вдоль дороги для концессионера не будет иметь решающего значения. "На самом деле это просто небольшой бонус - как дать бесплатный проездной на городской транспорт сотруднику, который получает 40-50 тыс. грн в месяц. "Основной доход концессионеру приносят только дорога и окупаемость по трафику. Заправки и кафе вдоль дороги не позволят окупить инвестиции в ее строительство", - подчеркнул Кава.

Владимир Омелян вероятность реализации проекта "дабл-Калиновки" комментировал сдержанно. Сказал, что говорить о нем можно будет тогда, когда будет готов проект ТЭО. Пока в Министерстве разработан только тизер проекта.  

Альтернативой "дабл-Калиновке" является концессионный проект Киев - Белая Церковь. По словам Омеляна, концессионные проекты могут быть реализованы на участках протяженностью 50-60 км на направлениях Киев - Белая Церковь либо Киев - Умань. Причем наиболее вероятным проектом является именно Киев - Белая Церковь. По словам Виктора Довганя, на этом направлении возможна среднесуточная загрузка до 20 тыс. автомобилей.

Существующая сейчас на этом направлении автодорога ремонтируется, но она не имеет возможностей для дальнейшего развития, так как "зажата населенными пунктами и на участках, которые через них проходят", отметил Кава. По его словам, новая концессионная дорога от Киева до Белой Церкви, проходя по тому маршруту, где ее планируется проложить, будет на 20 км короче существующей. Но главное – она будет проходить в обход населенных пунктов. И поскольку, как планируется, новой автодороге может быть присвоена категория 1А, максимально разрешенная на ней скорость будет достигать 130 км/час (как на участке Киев - аэропорт "Борисполь").

Слабое место этого проекта – землеотводы. Под проект зарезервированы только две трети необходимых земельных участков. "Касательно части земли на подходе к Киеву нужно будет проводить очень серьезную работу", - рассказал Кава.

Елена Голубева