Фото из открытых источников

14 апреля 2014 г. исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ № 405/2014 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины". Началась антитеррористическая операция, которая длится уже ровно год и по праву может считаться самой продолжительной в истории противодействия терроризму. Конечно, только в том случае, если это на самом деле АТО. Боевые действия чередуются с переговорами, тысячами гибнут люди, а подконтрольные пророссийским сепаратистам территории Донбасса превращаются в зону гуманитарной и экологической катастрофы.

Как все начиналось

Дестабилизация политической ситуации на востоке Украины началась фактически одновременно с российской аннексией Крыма. Сначала это были "политические туристы" из России, которые вместе с местными пророссийскими силами вывешивали российскую символику на государственных учреждениях, совершали нападения на представителей Евромайдана, а также захватывали помещения культурной сферы, как это произошло в Харькове, где 7 апреля 2014 г. они ворвались в Театр оперы и балета, требуя мэра. Пожалуй, это была врожденная тяга к прекрасному, свойственная многим российским "политическим туристам". Другое объяснение - незнание "родного" города...

Показательно, что большинство массовых антиукраинских акций сепаратистов и их групп поддержки из России совпали с решением российского Совета Федерации от 1 марта 2014 г., которым она удовлетворила просьбу президента России Владимира Путина о разрешении на применение Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины. В тот же день пророссийские митинги проходят в Днепропетровске, Донецке, Луганске, Николаеве, Одессе, Харькове, Херсоне. Обычно акции проходили под призывами к федерализации и предоставления русскому языку статуса второго государственного, но звучали и требования отделения от Украины. Показательной является участие в этих выступлениях ряда представителей местных органов государственного управления и местного самоуправления, которые фактически возглавляли соответствующие "антифашистские" митинги. Однако они имели успех только в Донецкой и Луганской областях, а в Запорожье местные жители блокировали немногочисленный митинг пророссийских сил и превратили его активистов в "запорожские ватрушки".

Фото из открытых источников

Уже в апреле сепаратисты провозглашают о создании так называемых "Донецкой и Луганской республик". 6 апреля разведывательно-диверсионные подразделения Российской Федерации при поддержке местных сепаратистов захватывают помещения Донецкой областной администрации. Далее были захват зданий государственных учреждений в Славянске, Краматорске, Луганске, других городах Донбасса. Характерной чертой этого процесса было то, что здания местных МВД и СБУ сепаратисты захватывали почти без сопротивления. Значительная часть личного состава местных отделов МВД фактически перешла на их сторону. У Киева не было значительных военных формирований на территории Донбасса.

Новости по теме: РФ развернула в Крыму "самодостаточную" группировку войск

Уже в апреле фактически теряется контроль над большей частью территории Донецкой и Луганской областей. После проведения незаконных референдумов по крымскому сценарию возникают самопровозглашенные "ДНР" и "ЛНР", которые возглавляют соответственно Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

Фото из открытых источников

В этих обстоятельствах было принято решение о проведении антитеррористической операции, которая впоследствии превратилась в войну, однако официального названия так и не изменила. Боевые действия с использованием реактивных систем залпового огня, бронетехники, крупнокалиберной артиллерии и даже авиации продолжают называться "антитеррористической операцией".

Динамика вооруженного конфликта на Донбассе

Характерной чертой конфликта является участие в нем большого количества добровольческих подразделений с обеих сторон. Наряду с регулярными подразделениями Вооруженных сил, МВД, СБУ, Государственной пограничной службы в боевых действиях на украинской стороне участвуют добровольческие батальоны, большинство из которых официально принадлежат к Национальной гвардии или Вооруженным силам, однако были до недавнего времени и подразделения без подчинения - "ОУН" и "Правый Сектор". Именно добровольческие батальоны на начальном этапе боевых действий были одними из самых эффективных вооруженных подразделений на украинской стороне. Сразу чувствовалась неготовность сектора безопасности Украины к войне. Это были и психологические, и материально-технические проблемы. По материальному обеспечению войск волонтерское движение вполне могло "спорить" с государством.

На стороне сепаратистов, кроме местных "ополченцев", преимущественно воевали добровольцы из России. При этом среди них было достаточно много "отпускников" из Вооруженных сил и ФСБ Российской Федерации. Собственно, на стороне боевиков воевал настоящий интернационал народов России. "Русский мир" в Украине с помощью "Градов" и танков несут не только группировки российских казаков, но и буряты, калмыки, чеченцы, осетины и т. д. Кстати, на стороне Украины против российских кадыровцев в боях принял участие чеченский батальон имени Джохара Дудаева.

Фото из открытых источников

В руководстве самопровозглашенных республик были задействованы ставленники Кремля. В частности, в "ДНР" - офицер ФСБ и министр обороны Игорь Гиркин (Стрелков) и российский "журналист", "политолог", председатель "совета министров ДНР" и по совместительству генерал-майор ФСБ (по данным украинской стороны) Александр Бородай. Россия поставляет не только боевиков, но и оружие, и боевую технику. При этом на вооружении сепаратистов странным образом оказываются российские танки Т-72, реактивные системы залпового огня, крупнокалиберная артиллерия, зенитно-ракетные комплексы и тяжелые самоходные огнеметные комплексы ТОС-1 "Буратино", аналогов которым нет в Вооруженных силах Украины. Границу пересекают "гуманитарные грузы", которых недостаточно для питания как минимум двухмиллионного населения "ЛНР" и "ДНР", однако в целом хватает на патроны и питание подразделений сепаратистов и российских войск. По крайней мере после доставки очередного "гуманитарного" груза традиционно происходило усиление боевых действий.

Фото из открытых источников

На начальном этапе украинские войска освободили от пророссийских сепаратистов ряд населенных пунктов Донбасса, в частности Славянск, Мариуполь, Артемовск, Северодонецк, и вышли к окраинам Донецка и Луганска. Однако после прямого вмешательства российских войск и просчетов украинского командования под Иловайском возникает "котел", в котором много украинских военнослужащих погибло или попало в плен. В результате этих событий стратегическая наступательная инициатива переходит к российским войскам и подразделениям сепаратистов. Впоследствии была героическая оборона донецкого аэропорта украинскими "киборгами", выход из оперативного окружения под Дебальцево, ряд тактических успехов украинской стороны. На территории Донбасса на сегодня находится около 12-15 тыс. российских военнослужащих, которые вместе с подразделениями сепаратистов и 50 тыс. российских войск на российско-украинской границе угрожают возобновлением наступления и захватом новых украинских территорий. Сам же конфликт после нескольких раундов международных переговоров приобрел "тлеющий" характер и грозит возобновлением боевых действий.

Война или АТО? Вот в чем вопрос

Правильно ли называть участие украинских военнослужащих в боевых действиях антитеррористической операцией? Прежде всего, "ДНР" и "ЛНР" официально признаны Украиной как террористические организации. К тому же в Харькове, Одессе, Запорожье имели место террористические акты, СБУ постоянно обезвреживает террористические группы сепаратистов, целями которых были мирные жители, объекты гражданской инфраструктуры. В целом терроризм угрожает любому городу Украины, однако наиболее вероятными объектами террористических атак является население регионов, которые должны были войти в "Новороссию". Это Харьковская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Днепропетровская области. Не исключены теракты в Киеве, ведь они могут иметь самый большой политический резонанс, посеять панику среди населения, дискредитировать органы власти как неспособные обеспечить безопасность собственных граждан, что и является главной целью пророссийских террористов.

Новости по теме: Годовщина АТО: Военные преступления на Донбассе должны быть расследованы

Терроризм является удобной формой борьбы с украинской властью, но это лишь вспомогательные, второстепенные средства в отличие от экономического давления, информационной войны и боевых действий. На определенном этапе, пока конфликт еще разгорался, меры по восстановлению территориальной целостности было политически целесообразно назвать борьбой с терроризмом, ведь население многих стран мира уже довольно долго испытывает на себе террористическую угрозу. Соответственно, и общественное мнение в этих государствах будет далеко не на стороне террористов. С другой стороны, в соответствии с украинским законодательством, да и здравого смысла вообще, руководство АТО должен осуществлять Антитеррористический центр СБУ. Однако в условиях войны руководство войсками должен осуществлять Генеральный штаб. Украина уже год находится в состоянии так называемой "гибридной войны" с Российской Федерацией и пророссийскими сепаратистами. "Гибридность" этой войны заключается не только в сочетании масштабных боевых действий с информационными и экономическими мерами, но и в том, что, декларируя агрессию России, призывая к введению международных санкций против агрессора, Украина поддерживает экономические и дипломатические отношения с Российской Федерацией. Соответствующий "Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве" никто не разорвал. После отставки Василия Крутова с должности руководителя Антитеррористического центра, непосредственное управление ведением боевых действий перешло к начальнику Генштаба Виктору Муженко, что является логичным шагом в условиях войны.

Вообще, частая смена руководства и его сомнительная компетентность не всегда способствовали успешности ведения боевых действий. Так, с начала российской агрессии в Крыму Украина получила уже четвертого министра обороны. Наиболее знаковой фигурой на этой должности можно считать генерал-полковника Валерия Гелетея. Он не имеет профильного военного образования, работал в МВД и возглавлял Управление государственной охраны, был вице-президентом "Авант-Банка". С трибуны Верховной Рады пообещал провести парад победы в Севастополе. Парада не произошло, но имел место иловайский "котел", что и стало одной из причин отставки министра.

Валерий Гелетей имел довольно оригинальное понимание функций министра обороны. Он неоднократно появлялся перед телекамерами в освобожденных городах, делал громкие заявления. Возникало впечатление, что именно он непосредственно руководит войсками и обеспечивает восстановление территориальной целостности Украины с оружием в руках на линии фронта. Но наряду с этим имели место проблемы с тыловым, материально-техническим обеспечением войск в зоне боевых действий и коррупционные скандалы в Министерстве обороны. В частности, в войска периодически поступали ржавые патроны и некачественные бронежилеты, а значительную часть бремени по материальному обеспечению, питанию и экипировке военнослужащих и бойцов добровольческих батальонов взяли на себя волонтеры.

Фото из открытых источников

Оппоненты обвиняли Валерия Гелетея в поражении под Иловайском, хотя руководство ведением боевых действий скорее относится к полномочиям начальника Генштаба Виктора Муженко, а не министра обороны. Другой вопрос - неудовлетворительное материальное, тыловое обеспечение ведения боевых действий. Новый министр обороны Степан Полторак оказался менее склонным к громким заявлениям и посещению зоны боевых действий перед телекамерами. Видимо, во время учебы в военной академии и дальнейшей службы он, в отличие от своего предшественника, все же ознакомился с "Положением о Министерстве обороны Украины"…

Новости по теме: Замкомбата "ОУН" о годовщине АТО: Год назад мы начинали как партизаны

Еще одной проблемой для Украины стала измена со стороны некоторых представителей военного руководства. Чего только стоит переход на российскую сторону контр-адмирала Дениса Березовского еще во время аннексии Крыма. В войне на востоке Украины у него есть последователи. Одним из последних примеров этого преступного явления является появление на сайте сепаратистов Voenkor.info списка личного состава 26-й Бердичевской артиллерийской бригады с указанием званий и должностей военнослужащих, которые прикрывали украинские войска во время боев за Дебальцево и наносили удары крупнокалиберной артиллерией по наступающим войскам противника. На ресурсе сепаратистов их назвали "палачами Донбасса". Пока без ответа со стороны правоохранительных органов остается вопрос о том, каким образом сепаратисты получили подробную информацию о личном составе, и кто имел к ней доступ... А это вопрос безопасности украинских военнослужащих и членов их семей.

Цель войны – мир. Когда он наступит?

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть позиции прямых и косвенных участников конфликта.

Пророссийские сепаратисты подконтрольны Кремлю и зависят от финансовой и военной помощи из России. В переговорном процессе они всегда будут согласовывать свои позиции с Москвой. Однако среди сепаратистов есть группы, которые пытаются вести самостоятельную игру, контролируя отдельные населенные пункты Донбасса, или проводить собственную независимую политику. Их или уничтожают, как это произошло с Александром Бедновым "Бэтменом", или проводят профилактическую работу с привлечением специалистов из российских спецслужб.

Ясно то, что без российской поддержки "ЛНР" и "ДНР" уже прекратили бы свое существование не только по военным, но и по социально-экономическим причинам. По крайней мере лидеры группировок, которые контролируют населенные пункты, не имеют ни соответствующего образования, ни должного опыта организации их жизнеобеспечения. Это касается как казачьего атамана Николая Козицына, так и полевого командира "Моторолы". "Председатель совета министров ЛНР" Игорь Плотницкий работал в областной инспекции по защите прав потребителей, а лидер "ДНР" Александр Захарченко окончил только техникум, работал горняком, электромехаником, занимался бизнесом. У сепаратистов вообще ощущается кадровый голод. Например, главой администрации "ЛНР" в свое время была назначена Ольга Тараш, известная в социальных сетях как "Волшебная Космическая Киса".

Фото из открытых источников

Что касается российской стороны, то реализация плана "Новороссия", который предусматривал потерю Киевом контроля над южными и восточными областями, не удалось реализовать в полной мере. Сегодня Владимир Путин, как это ни странно звучит, на самом деле пытается восстановить территориальную целостность Украины, но без Крыма. Однако условием такого "восстановления" является фактическая федерализация Украины. По сути, речь идет лишь об отсрочке преобразования нашего государства в сателлита Российской Федерации, поскольку федеративная Украина - это слабый Киев и контроль России над южными (выход к морю) и восточными (промышленный потенциал) областями. У Кремля есть экономические, политические, информационные, а также военные средства установления такого контроля.

На самом деле территории "ДНР" и "ЛНР" для российской стороны - это рычаги влияния на Украину. Присоединять к России их никто не собирался и не собирается, ведь дотационный регион фактически экономически разрушен. Российская Федерация уже удерживает Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, тратит ресурсы на поддержку Армении и Нагорного Карабаха. После аннексии Крыма добавился еще один дотационный регион, где чистые трансферты из федерального бюджета составляют более 125 млрд руб. в год. И это все на фоне международных санкций и падения цен на энергоносители, которые составляют более 70% российского экспорта. При этом Крым не нужно восстанавливать после боевых действий, как в случае территорий "ДНР" и "ЛНР".

Новости по теме: Яценюк назвал количество террористов на востоке Украины

Поэтому более рациональным для Кремля является номинальный "возврат" территорий самопровозглашенных республик Украине на условиях "особого статуса" и с сохранением фактического контроля над ними. В перспективе это означает многомиллиардные расходы из украинского бюджета на преодоление последствий конфликта, а также блокирование попыток Украины войти в ЕС или НАТО. Владимир Путин оказался в своего рода "эскалационной ловушке", ведь он не может ни отдать Крым Украине, ни просто прекратить поддержку боевиков на Донбассе. Его просто могут не понять люди, которые достаточно долго подвергались массированному манипулятивному воздействию подконтрольных Кремлю СМИ. А, как известно, от любви до ненависти - один шаг. В этих обстоятельствах Кремль будет пытаться "дожать" Украину экономически, информационно и с помощью вооруженной силы. Основная цель - рост недовольства среди населения из-за ухудшения уровня жизни, потери людей и территорий в боевых действиях и, как результат, антиправительственные выступления, "Третий Майдан" - и "покладистый" Киев под угрозой свержения существующей власти.

Позиция Запада на сегодня более единодушна, чем в начале конфликта. Переломным моментом оказалось крушение индонезийского Боинга 777, сбитого ЗРК "Бук" над территорией Донецкой области. Гибель граждан ряда государств ЕС, Канады и Австралии не могли не повлиять на общественное мнение на Западе. В результате были введены достаточно действенные экономические санкции, существенно усилился отток западного капитала из российской экономики. Однако санкции экономически не выгодны ряду государств ЕС. И даже более решительные союзники Украины - США и Великобритания - не спешат с предоставлением летального оружия.

Задачей Запада является не развал России, поскольку это приведет к гигантской по территории зоне военно-политической нестабильности и усилению Китая, а препятствование реализации геополитических и геоэкономических амбиций Владимира Путина по созданию неоевразийской империи под названием "Евразийский экономический союз", в формировании которого Украина должна была играть далеко не последнюю роль. В этих обстоятельствах украинская сторона будет получать поддержку западных государств для сохранения собственного суверенитета, но эта поддержка будет далеко не безграничной и за нее также придется платить.

Украинская сторона пытается восстановить территориальную целостность, однако после событий под Иловайском стало ясно, что только силовыми мерами достичь этой цели фактически невозможно. К тому же при современном состоянии украинской экономики затраты на восстановление инфраструктуры и социальные расходы на территориях, подконтрольных сегодня сепаратистам, могут иметь следствием углубление экономического кризиса, увеличение государственного долга и приближение перспективы дефолта. Киев не поддерживал и не поддержит идею федерализации, понимая ее последствия. Введение миротворцев ООН в зону конфликта позволило бы сохранить украинские территории и предупредить новые массированные атаки пророссийских сепаратистов и российских войск. Это также означает "замораживание конфликта", что предоставит время Киеву для проведения экономических реформ, решения социально-экономических проблем и повышение уровня боеспособности Вооруженных сил. Однако это пока только "в теории". Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето, и она его применит. Полицейская миссия ЕС, если она вообще будет иметь место, не будет выполнять миротворческих функций по разграничению сторон.

Наряду с этим именно с действенными реформами в Украине проблемы. Прошло более года после свержения преступного режима Януковича, а население не только не почувствовало изменений к лучшему (война все же), но и не увидело действенных шагов в противодействии коррупции. Вместо этого возникают коррупционные скандалы, которые очень похожи на проявление политической борьбы и противостояние финансово-промышленных групп. Возбуждено несколько уголовных дел, но ни один коррупционер "общегосударственного значения" ни времен Януковича, ни современности не был привлечен к уголовной ответственности, если таковой не считать публичного задержания руководителей Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Василия Стоецкого и Сергея Бочковского с последующим их освобождением под залог. Все это не способствует политической стабильности, усилению экономики и Вооруженных сил, а, скорее, наоборот.

Наряду с этим "ДНР" и "ЛНР" не смогут долго существовать без взаимодействия с народно-хозяйственным комплексом Украины, поскольку Россия не будет обеспечивать их восстановление за счет собственных субъектов федерации. Ресурсы России, которые она может тратить на войну, также не безграничны, и они значительно уступают экономическим ресурсам западных государств, которые поддерживают Украину. В перспективе над территориями, на сегодня подконтрольными сепаратистам, будет восстановлен суверенитет Украины, однако вопрос заключается в условиях этого восстановления. По крайней мере понятно, что российская агрессия может остановиться в ситуации, когда потери Кремля будут значительно превышать его достижения, а это возможно лишь при условии консолидации украинского общества, действенной борьбы с коррупцией, проведения экономических реформ и, как следствие, усиления боеспособности силовых структур Украины. Приближение стандартов жизни в Украине к европейскому уровню, развитие экономики приблизят Донбасс к Украине скорее любой военной операции. Нужно только действительно начать вышеупомянутые "приближение" и "развитие"...

Андрей Дацюк, специально для 112.ua