Готовьте деньги. «Приват» строит бензиновую монополию

Компания «Укртатнафта», оперативное управление которой осуществляет менеджмент, связанный с группой «Приват», обратилась в МЭРТ с просьбой провести спецрасследование в отношении импортных нефтепродуктов, а также установить на его основании квоты на импортные поставки бензина и дизтоплива: поставки, превышающие объемы квот, обложить высокими пошлинами. В «Укртатнафте», которая владеет единственным работающим в Украине частным НПЗ – Кременчугским, уверены, что благодаря протекционистским мерам смогут нарастить рыночную долю и дополнительно заработать 850 млн грн от увеличения загрузки производственных мощностей. Впрочем, тепличные условия могут помочь запустить неработающие ныне предприятия, в первую очередь Одесский НПЗ, на базе которого недавно было создано ГП, а руководит им Фонд госимущества. Эксперты уверены - за топливную монополию заплатят простые украинцы: реализация предложений, сформулированных «Укртатнафтой», может привести к росту цен на бензин от 1 до 4 грн на литре

Готовьте деньги. «Приват» строит бензиновую монополию

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Компания «Укртатнафта», оперативное управление которой осуществляет менеджмент, связанный с группой «Приват», обратилась в МЭРТ с просьбой провести спецрасследование в отношении импортных нефтепродуктов, а также установить на его основании квоты на импортные поставки бензина и дизтоплива: поставки, превышающие объемы квот, обложить высокими пошлинами. В «Укртатнафте», которая владеет единственным работающим в Украине частным НПЗ – Кременчугским, уверены, что благодаря протекционистским мерам смогут нарастить рыночную долю и дополнительно заработать 850 млн грн от увеличения загрузки производственных мощностей. Впрочем, тепличные условия могут помочь запустить неработающие ныне предприятия, в первую очередь Одесский НПЗ, на базе которого недавно было создано ГП, а руководит им Фонд госимущества. Эксперты уверены - за топливную монополию заплатят простые украинцы: реализация предложений, сформулированных «Укртатнафтой», может привести к росту цен на бензин от 1 до 4 грн на литре

Что они придумали?

«Укртатнафта» (56% которой принадлежат частным инвесторам (Игорю Коломойскому, Геннадию Боголюбову, Александру Ярославскому), еще 43% в собственности "Нафтогаза") на официальном сайте сообщила, что направила в МЭРТ заявление о возбуждении и проведении специального расследования в отношении импорта в Украину отдельных продуктов нефтепереработки. В распоряжении 112.ua оказалась копия документа, из которого стали известны детали предложения, которые «Укртатнафта» направила в министерство. Из документа следует, что компания просит Межведомственную комиссию по международной торговле провести спецрасследование в отношении импорта нефтепродуктов в Украину и установить на его основании режим квотирования импорта нефтепродуктов на 3 года. 

С 1 мая 2018 года «Укртатнафта» предлагает установить квоту на поставку бензинов моторных (коды УКТ ВЭД 2710 12 41, 2710 12 45, 2710 12 49, 2710 12 51, 2710 12 59), произведенных в Белоруссии и России, в объеме, эквивалентном 50% украинского рынка бензинов, что соответствует 90 тыс. т в месяц. Для бензинов, произведенных в других странах, квота устанавливается в размере 30% украинского рынка бензинов – 55 тыс. т в месяц. С 1 июля 2018 года квоты на поставку бензина из Белоруссии и России «Укртатнафта» предлагает уменьшить до объема, эквивалентного 40% украинского рынка, – 75 тыс. т, произведенного в других странах – до 30% украинского рынка, а именно 55 тыс. т в месяц. С 1 октября 2018 года для бензинов из Белоруссии и РФ квоту установить в объеме 30% рынка (55 тыс. т), из других стран также 30% (55 тыс. т в месяц).

Новости по теме

Также «Укртатнафта» предлагает установить режим квотирования для дизельного топлива. С 1 мая не более 50% рынка для российского и белорусского дизтоплива (250 тыс. т в месяц), для произведенного в других странах – 30% рынка (150 тыс. т). С 1 июля квоты для РФ и Белоруссии уменьшаются до 200 тыс. т в месяц, из других стран остаются на уровне 150 тыс. т в месяц. 

С объемов поставок бензина и дизельного топлива, превышающих размеры квот, «Укртатнафта» предлагает взимать пошлину. Установить ее производитель предлагает на уровне 29,3% от таможенной стоимости товара, а на дизтопливо - 30,7% таможенной стоимости.

«Укртатнафта» указывает, что доля Кременчугского НПЗ, которым она управляет, в общем объеме производства бензина в Украине составляет более 50%, на основании чего компания может считаться национальным товаропроизводителем. Согласно приведенным в заявлении данным, из 785,4 тыс. т произведенного в 2016 году в Украине бензина – 640,6 тыс. т приходилось на производство «Укртатнафты». В объеме производства дизельного топлива 626,5 тыс. т – 520,2 тыс. т было произведено этой компанией. Еще 144,8 тыс. т бензина и 106,3 тыс. т дизельного топлива были произведены Шебелинским ГПЗ, находящимся в управлении госкомпании «Укргаздобыча». «Укртатнафта» приложила к тексту заявления письмо по поддержке «Укргаздобычей» такой инициативы.

Отметим, что рыночная доля Кременчугского завода, по данным «Укртатнафты», в последние годы сокращается. В период 2014-2016 гг. в сравнении с 2005-2007 гг. рыночная доля «Укртатнафты», по ее собственным данным, сократилась с 28,4% до 19,9%.

Объем реализации бензина компанией в 2014-2016 году сократился в сравнении с периодом 2005-2007 гг. на 55% (на 1,7 млн т), дизельного топлива за аналогичный период – на 66% (на 2,7 млн т). Особенно заметно падение продаж «Укртатнафты», если сравнивать период 2014-2016 гг. с 2011-2013 гг., - сразу на 40%, что является худшим показателем за все предыдущие периоды, говорится в тексте заявления компании.

«Укртатнафта» винит в этом импортное автотопливо и уверяет, что применение ограничений к нему позволит ей кардинально улучшить ситуацию.   

Решить свои проблемы «Укртатнафта» хочет за счет государственных квот, чтобы уже с осени этого года на рынке было не менее 40% украинского бензина.

Эксперты и участники рынка говорят, что у «Укртатнафты» действительно есть проблемы со сбытом своей продукции, но они никак не связаны с импортом. «На самом деле причины беспокойства «Укртатнафты» намного прозаичнее, чем кажется после прочтения заявления. Они не могут продать свой бензин и винят в этом импорт. На самом же деле проблема состоит в сокращении рынка бензина более чем на 30% за последние четыре года. Люди перешли на сжиженный газ, другие сократили потребление, утрачены территории… Из 4,5 млн т еще десять лет назад осталось 2 млн т потребления. В то же время со сбытом дизельного топлива у «Укртатнафты» нет никаких проблем – это реально востребованный продукт», - сказал 112.ua директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

По мнению Куюна, речь идет также о репутационных проблемах группы «Приват». «Более непредсказуемого участника на рынке нет, и трейдеры просто предпочитают не иметь с ним никаких дел. Зачем рисковать, если вокруг много других предложений от международных компаний?» - сказал Куюн.

На правах анонимности несколько трейдеров рассказывали 112.ua, что проблемы «Укртатнафты» связаны с тем, что компания недостаточно работает над формированием гибкой сбытовой политики, она не предлагает оптовикам выгодные условия – не использует систему отсрочки платежей.

Предложение «Укртатнафты» не ново. «За последние годы они не один раз предлагали ввести пошлины. Вместо того, чтобы строить систему сбыта своего топлива, они решают проблемы с помощью коррупционного нововведения в законодательстве», - сказал 112.ua директор департамента стратегического маркетинга ТМ "БРСМ-Нафта" Александр Мельничук. 

«Самой же глубинной проблемой «Укртатнафты» является недостаток инвестиций в модернизацию. Завод стареет, за последние десять лет «Приват» не построил на нем ни одной новой установки. Для сравнения: Мозырский НПЗ в Белоруссии инвестировал в свои мощности в разы больше, чем все семь украинских НПЗ за годы независимости. Вместо развития производства «Приват» просит государство просто оградить его от конкурентов», - говорит Куюн. 

Кому нужен протекционизм?

Главный аргумент «Укртатнафты» в пользу протекционистских мер – рост объемов импорта, который начался после отмены заградительных пошлин на ввоз бензина и дизельного топлива в 2005 году. По данным компании, объемы переработки нефти в Украине на протяжении 2005-2016 гг. упали на 85,2%, или 15,6 млн т в абсолютных цифрах. «При почти симметричном падении объемов производства бензинов и дизельного топлива украинскими предприятиями импортные нефтепродукты более чем на 80% заместили объемы производства украинских предприятий, заняв более 65% рынка бензинов и более 86% рынка дизельного топлива», - утверждает «Укртатнафта».  

«Укртатнафта» утверждает, что самую большую угрозу для отечественного производителя представляют поставки автомобильного топлива из Белоруссии и РФ. «Особенно ярко эта тенденция была выражена в 2014-2016 гг., когда доля поставок из двух стран увеличилась за счет других традиционных поставщиков бензина, в частности Литвы, Польши и других стран», - утверждает в своем заявлении компания. По данным «Укртатнафты», в объеме импортных поставок бензина в 2005-2016 гг. самая большая доля было у Белоруссии (39,1%), тогда как на Россию приходилось только 2,2% (21,6% поставок приходится на Литву, 8,2% - Польшу). В объеме импорта дизтоплива в 2005-2016 гг. Белоруссия и РФ, по данным «Укртатнафты», были основными поставщиками. На долю белорусских поставок приходилось 43,73%, российских – 36,41%.

«Что необходимо отметить: ни поставщики российского, ни белорусского, ни прочего импортного топлива не демпингуют в Украине. Наоборот, наш рынок платит премии, так мы импортозависимы! Так в чем здесь недобросовестная конкуренция? На таких конкурентов молиться надо», - сказал Куюн.

Еще один аргумент «Укртатнафты» - в связи с ростом объемов импорта из семи работавших в 2005 году украинских НПЗ пять прекратили работу. Одесский НПЗ (проектная мощность 2,8 млн т) остановился в 2011 году, Лисичанский – в 2013 году, Дрогобычский (проектная мощность 3,2 млн т) и Надвирнянский (2,6 млн т) прекратили работу в 2012-2013 гг. Херсонский НПЗ простаивает с 2005 года в связи с тем, что без модернизации используемое им оборудование безнадежно устарело. 

На странице в Facebook Сергей Куюн написал, что в немалой степени вина за остановку трех НПЗ лежит на основном их собственнике – группе «Приват».

Цены на бензин вырастут?

Опрошенные 112.ua эксперты и участники рынка едины во мнении, что реализация на практике предложений «Укртатнафты» приведет к росту цен на автомобильное топливо. «Если меры по квотированию импорта будут приняты, то цена может вырасти на величину разницы в логистике от других производителей», - говорит директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин.

«Если предложения «Укртатнафты» будут реализованы и квоты буду введены – цены вырастут однозначно. Каждый из поставщиков будет понимать свою долю, и смысл в конкурентной борьбе теряется. Но в целом мы будем иметь дело с монополией «Укртатнафты», а прогнозировать ее поведение невозможно. Минимум, о чем можно говорить уверенно, это выход цен на уровень морских поставок – самых высоких на сегодня. Это плюс 1,15-1,20 грн на литре. Но это в спокойные периоды. Анализ заявления «Укртатнафты» показывает, что на пиках она не сможет обеспечить поставки в рамках предлагаемых квот, что будет означать необходимость импорта с 30%-ной пошлиной. В данном случае это около плюс 4 грн/л и абсолютная непредсказуемость в обеспечении рынка топливом», - сказал Сергей Куюн. 

При этом сама «Укртатнафта» с помощью протекционистских мер сможет значительно улучшить свои рыночные позиции. Даже в тексте заявления компания признает, что она сможет нарастить рыночную долю и увеличить загрузку производственных мощностей. По данным компании, средний показатель загрузки ее НПЗ в 2016 году – в начале 2017 года составлял 6 тыс. т в сутки, в связи с чем затраты на переработку 1 тонны нефти (без НДС) составляли 39 долл. С ноября 2017 года загрузка мощностей компании возросла до 8 тыс. т в сутки (отметим, что это период резкого повышения цен на бензин в Украине), что позволило снизить себестоимость переработки 1 тонны нефти до 34 долл. без НДС. 

«Установление максимальной доли рынка в 30% для продуктов, произведенных в России и Белоруссии, а также соответствующие ограничения для импорта из других стран, обеспечат загрузку Кременчугского НПЗ до 14 тыс. т в сутки», - уверены в «Укртатнафте». Компания также отмечает, что это позволит ей увеличить свою маржу на 850 млн грн в год. Компания заверяет, что благодаря этому она нарастит поступления в бюджеты всех уровней – увеличит отчисления единого социального взноса, военного сбора, налога на доходы физических лиц до 110 млн грн в год.    

Тут стоить напомнить об еще одной инициативе, которая исходит от «Укрнафты» (в которой группа «Приват» также является акционером). Как уже сообщал 112.ua, компания добивается изменения формулы ценообразования реализуемой нефти, что приведет к снижению ее стартовой цены на аукционах. Эксперты подсчитали, что в случае одобрения этой инициативы цена нефти от «Укрнафты» может снизиться на 35-40 долл./т. Они единодушны во мнении, что эта инициатива будет на руку Кременчугскому НПЗ, который сегодня является единственным покупателем трети объема добытой наполовину государственной компанией нефти. Еще две трети объема перерабатывается все на том же Кременчугском НПЗ и продается в виде готовых нефтепродуктов в сети заправок "Укрнафты" (500 АЗС).

«Инициатива «Укртатнафты» скорее похожа на желание увеличить свою прибыль за счет кармана потребителя, поскольку существенного наращивания объемов выпуска украинского топлива ожидать не приходится», - сказал 112.ua Сергей Сапегин.

На фоне введения протекционистских мер, которых добивается «Укртатнафта», «Приват» в итоге может оказаться в двойном выигрыше. Протекционистские меры выгодны «Укртатнафте», а вот производственные мощности государственного Шебелинского газоперерабатывающего завода (подконтролен «Укргаздобыче») практически исчерпаны, говорит Сапегин: «Дальнейшее увеличение объемов переработки газового конденсата без реконструкции и увеличения мощности завода невозможно».

Помимо Кременчугского НПЗ, группа «Приват» имеет мощнейший нефтеперевалочный терминал в Одессе, напоминает Сергей Куюн: «Если смоделировать ситуацию по сценарию, изложенному в обращении к Минэкономики, «Укртатнафта» может занять 100% рынка бензина и 50% рынка дизтоплива».

Насколько это все реально?

Казалось бы, зачем государству накануне выборов президента и парламента предпринимать столь непопулярные меры, которые электорат точно не оценит, да еще и в угоду опальному олигарху.

Впрочем, есть момент, который в этом документе прописан между строк. В тексте заявления «Укртатнафта» не исключает возможности возобновления работы простаивающих НПЗ, в случае создания благоприятных условий, то есть введения протекционистских мер. «На Лисичанском, Одесском, Дрогобычском и Надвирнянском НПЗ их собственники продолжают содержать персонал, выплачивать сотрудникам заработную плату. Есть вероятность возобновления производства при наличии соответствующих факторов внешней среды», - говорится в тексте заявления. 

Из перечисленных предприятий, вероятно, речь идет о возобновлении производства на Одесском НПЗ, который после того как был приобретен группой беглого олигарха Сергея Курченко у российского «Лукойла», был передан в госсобственность. Как сообщает со ссылкой на источники профильное издание Terminal, «тот факт, что производственные мощности национализированного завода переданы именно в ГП (а не ПАО), указывает на явное отсутствие планов у власти выставлять этот актив на приватизацию в ближайшей перспективе». «Скорее всего, государство попытается восстановить работу завода, что позволит его кураторам начать освоение сотен миллионов гривен бюджетных средств», - процитировало издание одного из своих собеседников.

Новости по теме

Ранее директором госпредприятия был назначен Юрий Столяров. Он был признан победителем соответствующего конкурса Фонда госимущества. Как известно, в этом ведомстве назначение представителей государства в подотчетные государству стратегические объекты курирует заместитель главы ФГИ Владимир Державин. Как пишут СМИ, он – бывший помощник первого зампредседателя фракции БПП в Верховной Раде Игоря Кононенко. В частности, его имя неоднократно упоминалось в материалах об интересах политика в энергетической сфере.

В нынешней ситуации шансы «Укртатнафты» и всех заинтересованных в этом лиц добиться введения протекционистских мер высоки как никогда, говорят эксперты. 

«Это не первый случай, когда украинские нефтепереработчики лоббируют свои интересы через ограничение импорта. Но ранее для этого не было столь весомых обстоятельств, как сегодня. В первую очередь это агрессия со стороны России, требующая мер по диверсификации поставок топлива и снижению зависимости от российской нефти. И, кроме того, соответствующая норма Энергостратегии об обеспечении доли поставок энергоносителей из одного источника не более 30%», - говорит Сергей Сапегин.

Отметим, что на необходимости реализации норм Энергостратегии делает упор и сама «Укртатнафта». «Стремительный рост импорта последние годы привел к полной остановке большинства украинских НПЗ. И это при том, что Энергетической стратегией Украины предусматривается создание условий для снижения зависимости от импорта в пользу использования собственных производственных мощностей и диверсификации импорта (не более 30% из одного источника). Одним же из основных приоритетов Энергетической стратегии определенно следующее – обеспечение как минимум 50% потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах экологического класса не ниже, чем Евро-5 украинского производства», - говорится в сообщении на официальном сайте «Укртатнафты». 

Компания напомнила, что «в прошлом году работающие предприятия отечественной нефтеперерабатывающей отрасли – Кременчугский НПЗ («Укртатнафты») и Шебелинский ГПЗ («Укргаздобычи») полностью перешли на производство продукции экологического класса Евро-5». В сообщении указывается, что в то же время «ожидаемых изменений на рынке не произошло. А без государственной поддержки отечественные предприятия не могут выполнить стратегические задания и ликвидировать зависимость от поставок энергоресурсов из России». 

Сергей Куюн указывает на то, что с формальной точки зрения позиция «Укртатнафты» не выглядит убедительно. «Если рассматривать заявление «Укртатнафты» по сути, то оно не имеет никаких перспектив. Согласно действующему законодательству, оно проводится в случае резкого скачка объема импорта за короткий период. Этого нет – наоборот, мы видим, что украинские заводы наращивают объемы производства в последнее время. Думаю, расчет на ввод предварительных мер в виде пошлин или квот на время расследования. По закону, такое решение Межведомственная комиссия по международной торговле может принять в течение месяца. А потом выборы, новые чиновники, в общем, долгая история. Официальное заявление им нужно только для того, чтобы создать повод для рассмотрения этой инициативы», - говорит Куюн. Директор "Консалтинговой группы А-95" сказал 112.ua, что по его данным «лоббисты уже обошли членов МКМТ. Результаты увидим до конца апреля».

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...