Имущество Украины в Мексике, на которое претендовала Россия, спасло украинское предприятие "Укратомэнерго"

В конце октября в Мексике за 1,5 млн долларов с молотка едва не ушло уникальное краново-монтажное судно "Титан-2", принадлежащее бедствующему нынче государственному "Черноморнефтегазу". Госкомпания потратила на юристов два десятка миллионов гривен, однако вместо редкого по мировым меркам судна получила головную боль и судебные тяжбы с правительством Мексики. Более эффективно сработала украинская компания "Укратомэнерго", которая и помешала состояться незаконной сделке. Эта история осталась незамеченной в Украине, однако мексиканские СМИ посвятили ей не один материал. 112.ua выяснял, как Украина едва не потеряла за бесценок уникальный, а главное – доходный актив

Имущество Украины в Мексике, на которое претендовала Россия, спасло украинское предприятие "Укратомэнерго"
112.ua

Павел Горин

руководитель IMEE-analytics

В конце октября в Мексике за 1,5 млн долларов с молотка едва не ушло уникальное краново-монтажное судно "Титан-2", принадлежащее бедствующему нынче государственному "Черноморнефтегазу". Госкомпания потратила на юристов два десятка миллионов гривен, однако вместо редкого по мировым меркам судна получила головную боль и судебные тяжбы с правительством Мексики. Более эффективно сработала украинская компания "Укратомэнерго", которая и помешала состояться незаконной сделке. Эта история осталась незамеченной в Украине, однако мексиканские СМИ посвятили ей не один материал. 112.ua выяснял, как Украина едва не потеряла за бесценок уникальный, а главное – доходный актив

История с проблемным украинским судном "Титан-2" муссируется в украинских и мексиканских СМИ уже не первый год. Своими корнями она уходит еще в довоенное время, когда Крым не был аннексирован Россией, а "Черноморнефтегаз", которому и принадлежит это судно, дислоцировался в Симферополе. Тогда в введении "Черноморнефтегаза" был большой флот, а на шельфе Черного и Азовского морей компанией велась разработка 2 газоконденсатных, 7 газовых и одного нефтяного месторождения.

Новости по теме

В марте 2014 года произошла аннексия Крыма, самопровозглашенные власти создали свой "Черноморнефтегаз", захватили активы украинского предприятия. Украинские власти возобновили работу легитимного "Черноморнефтегаза" в Киеве. В штате остался 41 сотрудник. Предприятие утратило практически всю материально-техническую базу, но приняло на себя все долговые обязательства.

Так, все счета "Черноморнефтегаза" арестованы, поэтому на бумаге он не может вести активную деятельность, хотя, как свидетельствуют данные Prozorro, все же ведет. Общая сумма задолженности компании составляет около 12 млрд грн. В том числе "Черноморнефтегаз" не расплатился с подрядчиками, с которыми работал еще до войны, из-за чего проиграл ряд судов, но платить отказывается до сих пор.

Уникальное судно за бесценок с молотка

Среди интересных активов, которые остались в распоряжении "Черноморнефтегаза", следует выделить два судна – краново-монтажное судно "Титан-2" и вспомогательное "Атрек". Они не достались россиянам по простой причине – на момент аннексии находились далеко за рубежом. Позже самопровозглашенные власти Крыма попытаются захватить и эти два судна, но им это не удастся.

"Титан-2" предназначен для монтажа и демонтажа плавучих буровых платформ и их обслуживания. Это очень редкое судно, таких в мире всего четыре. Оно было построено еще в 1985 году в Финляндии.

112.ua

"Титан-2" практически не бывал в родных краях. После развала СССР его сразу арендовали зарубежные фрахтовщики. В 1994 году "Титан-2" помогал строить морскую платформу в Мексиканском заливе. В 1995 году маршалы США наложили на него штраф, который с трудом был заплачен. Тогда на нем еще был украинский экипаж. В 2007 году "Титан-2" был модернизирован компанией Global Industries (США) для работы на более крупных проектах на шельфе. На нем установили дополнительное оборудование компании Gulf Investments (ОАЭ) стоимостью 14,7 млн долл., в которое входят уникальная система динамического позиционирования, система пожаротушения, жилые боксы, крановые установки.

С 2003 года корабль находился в бербоут-чартере (в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа) у шведской компании Baltic Offshore Marine Contractors (признана банкротом в 2015 году), которая в свою очередь в 2011 году передала судно по согласованию с "Черноморнефтегазом" в субфрахт мексиканской компании Oceanografia SA de CV (последний оператор судна) на срок до апреля 2016 года. Последняя использовала указанное судно для выполнения заказов мексиканской государственной нефтедобывающей компанией Pemex. По нашим данным, ежегодно "Черноморнефтегазу" как собственнику перечисляли за аренду 3,65 млн долларов. Впрочем, как сообщил на условиях анонимности один из бывших топ-менеджеров госкомпании, никакая прибыль от аренды судна через бухгалтерию не проходила. Этот вопрос, а также ряд других, связанных с историей "Титана-2", мы попросили прокомментировать пресс-службу "Черноморнефтегаза", однако в госкомпании сослались на проблемы с электронной почтой и несколько раз уверяли, что не могут получить наш запрос. От предложения привезти и зарегистрировать запрос в распечатанном виде там тоже отказались.

В 2013 году Oceanografia обанкротилась, а власти Мексики арестовали 400 судов компании из разных стран, в том числе и "Титан-2". Судно было передано на баланс Службе отчуждения имущества (SAE) Мексики. Оно стояло на якоре на рейде порта Сьюдад-дель-Кармен (Ciudad del Carmen). Но 4 или 5 февраля 2016 года во время шторма судно было повреждено и выброшено на мель у побережья острова Кармен в Мексиканском заливе.

18 февраля 2016 года НАК "Нафтогаз" заявил, что освободил из-под ареста "Титан-2". Власти Мексики признали, что судно принадлежит перерегистрированному в Киеве "Черноморнефтегазу", а не его самопровозглашенному клону. По договоренности сторон, SAE якобы должна была снять судно с мели и передать владельцу в мае 2016 года. Стоимость спасательной операции оценивается в 30 млн долл. Но украинская сторона согласилась его принять только в надлежащем техническом состоянии и требовала от SAE возмещения убытков. SAE со своей стороны сообщила, что не имеет ресурсов для спасательной операции, и дважды пыталась передать судно "Черноморнефтегазу" на мели. Украинская компания подала против нее жалобу в суд. Суд первой инстанции Мексики отказал "Черноморнефтегазу" в удовлетворении иска. Поэтому, несмотря на успешность мероприятий украинской стороны по снятию ареста с "Титана-2", украинской стороне так и не удалось установить контроль над судном.

112.ua

Кроме этого, оставляя судно в управлении SAE, существовал риск его полной потери. Юристы предупреждали, что в случае снятия с "Титана-2" команды, мексиканский суд может признать плавсредство брошенным и выставить на аукцион в интересах предотвращения угрозам экологии. В таком случае история с "Титаном-2" повторила бы судьбу вспомогательного судна "Атрек", которое аналогичным путем было продано на аукционе в Бразилии. Однако если "Атрек" выкупила украинская компания в интересах государства, то куда бы ушел "Титан-2", остается только гадать.

22 сентября 2018 года компания Oceanwide International (O.W.I.) Cyprus Limited в рамках судебного разбирательства против обанкротившейся Baltic Offshore Marine Contractord AD инициировала в окружном суде мексиканского штата Кампече продажу принадлежащего Украине "Титана-2" на аукционе. O.W.I. с 2014 года судится с Baltic Offshore Marine Contractors AB, требуя около 3 млн долл. задолженности по зарплате экипажу корабля. Проведение аукциона было назначено судом на 24 октября 2018 года. Уникальное украинское судно планировали продать всего за 1,5 млн долл. США.

Следует заметить, что "Черноморнефтегаз", несмотря на финансовые проблемы, денег на юристов не жалеет. Для сопровождения дела "Титана-2" госкомпания заключила контракт с адвокатским объединением "Гесторс" (параллельно был заключен договор с юридической фирмой "Антика" для помощи в деле судна "Атрек"). В дальнейшем этот контракт неоднократно продлевался. По открытым данным, с 2015 по 2018 год "Черноморнефтегаз" заплатил "Гесторс" 18,6 млн грн. По новому соглашению, эта компания продолжит представлять интересы заказчика до конца 2019 года. Услуги юристов стоят 5760 грн в час.  

К делу также были привлечены английская юридическая фирма Morgan Has Solicitors Ltd, шведская Setterwalls и мексиканская Garza Tello & Asociados SC. Кроме этого, "Черноморнефтегаз" попросил НАК "Нафтогаз Украины" оплатить услуги мексиканского юридического консультанта Garza Tello & Asociados SC (1,9 млн грн). Помимо этого, в арсенале "Черноморнефтегаза" услуги МИДа, Генпрокуратуры и других госструктур.

Внезапное спасение

Несмотря на ужасающие расходы на юристов, судно сохранить "Черноморнефтегаз" не смог бы, если бы не внезапное появление в этой истории украинской компании "Укратомэнерго", чьи юристы смогли заблокировать проведение аукциона и оставили "Титан-2" Украине.

"Укратомэнерго" еще до аннексии Крыма выиграло тендер на оказание услуг "Черноморнефтегазу". Впрочем, несмотря на своевременно выполненные работы, оплаты компания так и не получила. В попытках вернуть свои законные 29 млн грн (на тот момент 3,5 млн долларов) "Укратомэнерго" выиграло ряд судов и добилось ареста флота "Черноморнефтегаза". Однако госкомпания деньги так и не выплатила.

112.ua

112.ua

"Черноморнефтегаз" в судах постоянно просил отсрочку платежа, суд шел им на встречу. Хотя при желании они могли бы рассчитаться с долгами – весь их долг перед частными компаниями и одним госбанком составляет 500 млн грн, при этом государство должно "Черноморнефтегазу" 600 млн по возврату НДС. Но, видимо, такого желания у них нет. Мы поняли, что своих денег не получим. Арестовали их счета и имущество. Однако практически все оно было в оккупированном Крыму. Мы нашли два незахваченных судна – одно в Бразилии, другое в Мексике. В 2016 году я летал в Мексику, нанял там адвокатов, вместе мы оценили дело и само судно. Тогда оно еще не было на мели. И россияне активно пытались забрать его под свою юрисдикцию. Мои адвокаты тогда помогали отстоять судно. Я же занялся легализацией документов, необходимых мексиканской стороне для признания за мной права взыскания с "Черноморнефтегаза" долга. По закону, если должник не погасил долг, в течение шести месяцев мы имеем право претендовать на любое их имущество, как на территории Украины, так и на территории других стран", - рассказывает 112.ua гендиректор "Укратомэнерго" Валерий Токарь.

22 октября 2018 года Валерий Токарь и юрист Карлос Эдуардо Сото оспорили ранее принятое мексиканским судом решение о проведении аукциона в отношении "Титана-2". Компания собрала необходимые документы, доказала мексиканскому суду, что "Титан-2" является арестованным в Украине имуществом и продавать его противозаконно.

"Аукцион был весьма странным. Его назначили по иску кипрской компании, которая предоставляла экипаж на "Титан-2", к шведскому фрахтовщику, который на тот момент был официально объявлен банкротом. Судно выставили за 1,5 млн долларов, хотя постройка нового такого судна обойдется в 150 млн долларов. Откуда взялась оценка в полтора миллиона – непонятно. Если бы судно порезали на металлолом, то выручили бы больше. А ведь там сколько оборудования, краны и так далее. Что важно – в документах по проведению аукциона нигде не было указано, что "Титан-2" является собственностью "Черноморнефтегаза". Нам пришлось это доказывать. И мы это сделали", - говорит Валерий Токарь.

112.ua

Примечательно, что вооруженный до зубов юристами "Черноморнефтегаз" прислал своих представителей в Мексику только на следующий день после даты запланированного проведения аукциона, кроме того, отправленные ранее "Черноморнефтегазом" документы о праве собственности на судно "Титан-2" мексиканский суд проигнорировал из-за неправильности их оформления. Как такое вообще возможно, учитывая все юридические и дипломатические возможности госкомпании, до сих пор остается загадкой. В госкомпании отказались комментировать эту информацию.

Более того, как уверяет Валерий Токарь, посольство Украины в Мексике отказалось помогать отстаивать государственное имущество. "Мы не были уверены, что сможем успеть за 10 дней собрать все необходимые документы и легализовать их в Мексике. Адвокаты обратились в посольство в Мексике, лично к послу Руслану Спирину. Просили, чтобы посольство опротестовало продажу с аукциона государственного имущества Украины, инициированного некой непонятной компанией. Посол их не принял. А консул Анна Пророк заявила, чтобы адвокаты не вмешивались в этот процесс, и отказала в подачи протеста", - говорит Валерий Токарь.

Гендиректор "Укратомэнерго" Валерий Токарь во время поездки в Мексику. 112.ua

Он говорит, что уже потратил на юридические издержки более 250 тысяч долларов личных средств. Однако судно до сих пор стоит в Мексике поврежденное. Мексиканская госкомпания не хочет его восстанавливать, украинская не хочет забирать в неисправном состоянии. Вопрос завис в воздухе, и существует риск, что Мексика снова выставит "Титан-2" на аукцион – кипрская Oceanwide International подготовила новый пакет документов и будет требовать его продажи.

В то же время "Черноморнефтегаз" обратился в Хозсуд Киевской области с просьбой признать недействительным договор между госкомпанией и "Укратомэнерго" от 2013 года (тот самый тендер, из-за которого у ЧНГ возник долг перед "Укратомэнерго"). Если суд примет такое решение, частная компания не сможет больше претендовать на судно "Титан-2" и тогда его "успешно" продадут с молотка.

112.ua

"Если Украине судно не надо, хотя это странно, ведь оно может работать не только в Карибском море, но и в Черном, то можно было бы его продать на легитимном аукционе, где "Черноморнефтегаз" был бы указан собственником, за нормальную цену, а не за смешные 1,5 млн долларов. К слову, балансовая стоимость "Титана-2" в документах "Черноморнефтегаза" составляет около 80 млн долларов", - говорит Токарь.

"Атрек" бросили на произвол судьбы

Впрочем, об "эффективности" работы "Черноморнефтегаза" по сохранению столь важных госактивов можно судить по истории другого судна – "Атрек". В 2014 году из-за долгов фрахтовщика его арестовали власти Бразилии. Судно было оставлено экипажем и, по мнению суда, загрязняло окружающую среду порта Масейо. Суд постановил продать "Атрек" на аукционе в октябре 2014 года.

"Черноморнефтегаз" договорился с украинской частной компанией "Укргазбуд", что та поможет вернуть судно под контроль государства Украина.

112.ua

Юристы "Укргазбуда" и "Антики" решили, что выгоднее всего будет выкупить "Атрек" на аукционе (примерно за 1,4 млн долл.)  в интересах госкомпании, чтобы уже чистое от долгов судно вернулось под контроль государства. "Укргазбуд" выкупил судно, перегнал его в сухой док, отремонтировал. В это время "Чорноморнафтогаз" не смог надлежащим образом оформить необходимые документы, из-за чего операция едва не сорвалась. Кроме того, госкомпания не предоставила средства на выкуп судна, из-за чего "Укргазбуд" привлекал их у третьих лиц. Буксировку судна в другой порт и ремонт "Атрека" также осуществили за деньги третьих лиц. Просьбы "Укргазбуда" взять судно на баланс "Чорноморнафтогаза" и компенсировать расходы (около 2,6 млн долл.) в госкомпании игнорируют до сих пор.

"Благодаря действиям ЧАО "Укргазбуд" и вопреки халатности и бездействия должностных лиц ГАО "Черноморнефтегаз" последний никогда до сих пор не терял статус владельца судна "Атрек", о чем свидетельствует регистрация судна, флаг плавания - Украина, порт приписки – Одесса", - говорят в компании "Укргазбуд".

Чтобы избежать повторного ареста судна, надо постоянно платить портовые сборы и минимально содержать судно (экипаж, заправка ГСМ, водой и др.). Кто это сейчас финансирует и финансирует ли вообще, ни в "Черноморнефтегазе", ни в "Нафтогазе" нам не пожелали ответить. При этом НАК сослался на то, что не владеет информацией.

112.ua

Это весьма странно, учитывая, что руководство "Черноморнефтегаза" не раз докладывало в материнскую компанию о ситуации с "Атреком". Нам известно как минимум о двух таких письмах Андрею Коболеву.

112.ua

112.ua

"Когда уже сложилась совсем критическая ситуация… больше не было возможности содержать судно и платить задолженность за фактически исполненные ремонтные работы, ЧАО "Укргазбуд" всеми методами пытался обратить внимание ГАО "Черноморнефтегаз" на государственное имущество, однако все усилия оказались напрасными. Создавалось впечатление, что бездействием и халатностью должностных лиц государственного предприятия судно фактически брошено на произвол. Почти 2 года судно "Атрек" фактически забыто. Следует отметить, что всю ответственность за брошенное судно, в том числе возможное нанесение вреда окружающей среде, несет зарегистрированный владелец судна, то есть ГАО "Черноморнефтегаз", - сообщили 112.ua в "Укргазбуде". Компания готовит судебный иск к госкомпании.

* * *

А ведь при желании Украина могла бы зарабатывать на этих двух суднах, сдавая их в бербоут или тайм-чартер. В конце концов, можно было бы продать корабли за более высокую цену, чем это пытались сделать власти Мексики. Оккупационные власти Крыма оценивают оба судна в 575 млн рублей (8,8 млн долларов). При этом, как упоминалось выше, только на одном "Титане-2" новейшего оборудования на 15 млн долларов.

Однако фактические действия "Черноморнефтегаза" и НАК "Нафтогаз Украины" больше смахивают на попытку избавиться от судов под выгодным предлогом, параллельно вливая миллионы гривен в неэффективную юридическую поддержку. И нежелание обеих госкомпаний предоставлять какую-либо информацию о состоянии дел с этими судами только усиливает подобные подозрения. Дальнейшую судьбу "Титана-2" и "Атрека", наверняка, решат власти Мексики и Бразилии, когда повторно арестуют и продадут суда на аукционе за копейки.

На самом деле это весьма парадоксальная ситуация, когда две частные компании, "Укратомэнерго" и "Укргазбуд", которым "Черноморнефтегаз" задолжал денег, спасают государственное имущество Украины на территории других стран, в то время как в "Нафтогазе", которому и принадлежит ЧНГ, "не владеют информацией".

Павел Горин

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров