Инклюзивный Киев: Каково положение дел с доступностью в столице

Согласно Конвенции о правах лиц с инвалидностью Украина обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми лицами с инвалидностью без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности. В частности, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признаваемых международным договором. Однако, какова на самом деле ситуация с выполнением условий Конвенции сегодня, можно проанализировать на примере столицы, а именно удобства ее для различных групп населения.

Инклюзивный Киев: Каково положение дел с доступностью в столице
Фото из открытых источников

Ирина Шостак

Журналистка

Согласно Конвенции о правах лиц с инвалидностью Украина обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми лицами с инвалидностью без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности. В частности, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признаваемых международным договором. Однако, какова на самом деле ситуация с выполнением условий Конвенции сегодня, можно проанализировать на примере столицы, а именно удобства ее для различных групп населения.

В статье 9 Конвенции о правах лиц с инвалидностью, которая была ратифицирована в 2009 году, говорится о том, что государства-участники должны предоставить лицам с инвалидностью возможность вести надлежащий образ жизни и обеспечить доступ наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам. То есть должны быть устранены все барьеры и преграды, препятствующие доступности, ведь именно такие проблемы, как отсутствие пандусов, лифтов, подъемников, тактильных плит и табличек со шрифтом Брайля, делают невозможным ощущение самодостаточности и равенства рядом с другими людьми без подобных изъянов.

К сожалению, всем известная поговорка "Моя хата с краю — ничего не знаю" слишком хорошо демонстрирует менталитет украинцев по отношению к маломобильной группе населения и лицам с инвалидностью. Люди забывают о том, что подобные проблемы могут возникнуть у каждого, а травмирование или природные рождение ребенка и старение делают каждого из нас потенциально маломобильными. И только тогда, когда на себе чувствуется несправедливость в отношении и предоставлении благ, проблема начинает актуализироваться.

Новости по теме

Рассматривая вопрос доступности в мире, все больше отходят от медицинского восприятия проблемы, говоря о ее социальном аспекте — инклюзивности, универсальном дизайне. Принципы универсального дизайна призваны решать проблемы всего населения, не разделяя людей по различным признакам. В Украине такая практика только начинает развиваться и уже сталкивается с множеством проблем. Одной из самых значительных является то, что люди не знают о своих правах, поэтому не готовы бороться за них, побуждая к изменениям. Каждый гражданин Украины согласно Конституции Украины, Государственным строительным нормам Украины, закону "Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине" и приказу "Об утверждении Порядка проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов" имеет право к беспрепятственному доступу к социальной инфраструктуре. Если доступа нет, менеджер проектов, ГО Центр "Социальное Действие" Елена Бондаренко советует действовать: от переговоров с самими компаниями до обращения в суд. Право обратиться в суд закреплено в ряде законодательных актов и международных обязательств. Это касается и формирования микрорайонов, проектирования, строительства и реконструкции объектов  физического  окружения, а также предприятий, организаций и  физических лиц — предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание населения.

Другими, параллельными предыдущей, являются проблемы недоверия к судебной власти Украины и сложность ведения судебных разбирательств для рядового гражданина (нехватка знаний, времени, средств). Но не стоит забывать, что есть и элементы вне судебного разбирательства, такие как: посты в социальных сетях, распространение и обмен мнениями, обращение в СМИ, петиции. Ведь, к сожалению, пока люди будут принимать невыполнение базовых потребностей, представители государственной власти будут молчать, тем самым тормозя Украину в развитии.

Инклюзивность столицы

Киев, как столица, должен был бы показывать хорошие результаты в выполнении условий доступности всех услуг и благ для каждого гражданина страны. Но по результатам всеукраинского муниципального опроса 2018 года можно сделать вывод, что Киев почти не приспособлен не только для людей с определенными нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, но и для маломобильной группы населения.

Результаты всеукраинского муниципального исследования 2018 в сфере "Доступ для людей с инвалидностью". Скриншот

Результаты всеукраинского муниципального исследования 2018 в сфере "Удобство для людей с детскими колясками". Скриншот

К примеру, если говорить о Киевском метрополитене, который считается удобным видом транспорта и помогает киевлянам избегать множества пробок, для таких людей становится настоящей проблемой, что заставляет их выбирать наземные варианты передвижения.

Схема Киевского метрополитена со значками о доступности станций 112.ua

На схеме метрополитена указано (с помощью метки), что 12 из 52 станций оборудованы лифтами и подъемниками: "Красный Хутор", "Бориспольская" и "Вырлица" на "зеленой" ветке метро; "Левобережная", "Дарница" и "Лесная" — "красная" ветка; "Теремки", "Ипподром", "Выставочный центр", "Васильковская", "Голосеевская" и "Демеевская" — "синяя" ветка. Считается, что на этих станциях было сделано все для организации комфортного и равного пользования метрополитеном всеми гражданами страны. На первый взгляд это действительно так: такие станции, как "Красный Хутор" и "Демеевская", не только оборудованы лифтами для удобного передвижения, но и их платформы устланные тактильной плиткой, которая подсказывает, где следует остановиться. На станции "Демеевской" также есть работающий подъемник.

Тактильная плита и лифт на станциях метро Красный Хутор и Демеевская 112.ua

Лифт для людей с инвалидностью и МГН на станции метро Демеевская 112.ua

Работающий подъемник станции метро Демеевская 112.ua

Однако действительно ли можно говорить о реальной безопасности и доступности других станций для маломобильных людей? Ведь, по словам киевлян, некоторые лифты на станциях не работают, более того, открываются они по просьбе и не для каждого желающего.

Если эту проблему еще можно урегулировать, привлекая к ответственности работников метрополитена, то по вопросу удобства самого спуска и пребывания на станциях возникают сомнения. Эксперт по архитектурной доступности, соучредитель студии универсального дизайна ORFO Владимир Высоцкий отмечает, что Киевский метрополитен не рассчитан на кардинальные изменения согласно концепции универсального дизайна, ведь 20 станций с 52 являются станциями глубокого заложения (глубина более 20 м). Поэтому сейчас стоит следить за проектами строительства новых станций, к примеру, строительством метро на Виноградарь, которое осуществляется ПАО "Киевметрострой", чтобы обеспечить соответствие проектов требованиям государственных строительных норм по доступности и удобство новых станций подземки для каждого гражданина.

Новости по теме

Наземный общественный транспорт тоже вызывает сомнения в готовности к безопасной перевозке людей с различными нарушениями — около 90% транспорта абсолютно не подготовлены для маломобильных групп населения. Проблему с низкопольным транспортом можно было бы решить с помощью конструкции скоростного трамвая, однако, для того чтобы подняться на некоторые станции, пассажирам сначала нужно спуститься в переход для приобретения билета, а далее — снова подняться уже на саму станцию. В частности, такие манипуляции надо осуществить, чтобы попасть на ряд станций Борщаговской линии ("Индустриальная", "Политехническая", "Героев Севастополя"). Большинство платформ на станциях не устланы тактильной плиткой (на отрезке от "Старовокзальной" до станции "Гната Юры" тактильная плитка есть на платформах станций "Вацлава Гавела", "Полевая" и "Политехническая" — именно тех станций, которые недавно были реконструированы). Однако реконструкция не изменила положения вещей с подъемниками и лифтами, которые по разным причинам не работают. К примеру, подъемники станции "Вацлава Гавела" до сих пор не работают после нападения вандалов, а работники станции "Политехническая" пожимают плечами, говоря о том, что подъемник есть, но нет оператора, который бы работал с ним.

Неработающий подъемник на станции скоростного трамвая "Политехническая" 112.ua

Неработающие лифты на станции скоростного трамвая "Площадь Победы" 112.ua

Еще одной не менее важной проблемой станций скоростного трамвая является их неудовлетворительный вид, ведь кроме тех станций, которые были отремонтированы, в реконструкции нуждаются платформы станций "Героев Севастополя", "Семьи Сосниных" и другие. Ведь брусчатка, которую давно надо было заменить, может навредить не только людям с различными нарушениями, но и покалечить других пассажиров.

Состояние брусчатки на станциях скоростного трамвая 112.ua

Автобусы с низким полом и выдвижными пандусами тоже могли бы облегчить жизнь определенным группам населения, если бы: все водители подъезжали вплотную к тротуару; остановки строились бы одного уровня; дороги были без ухабов и ям и главное, если бы эти пандусы действительно использовались, а не просто устанавливались для "галочки". Говоря на тему выдвижных пандусов в автобусах, у многих людей маломобильной группы сразу возникает вопрос о еще одной проблеме, которая мешает попасть в салон: как быть человеку на коляске или с коляской, когда нет кондуктора и водитель, на которого возложена ответственность опускать этот пандус, никак не может оставить руль? Как вариант, эксперты советуют в будущих проектах и разработках относительно подобного транспорта сделать выдвижной пандус автоматизированным (он должен опускаться при помощи определенной кнопки) или же объяснить гражданам, как это сделать своими руками с помощью инструкции. Тогда каждый сможет помочь друг другу.

Возвращаясь к теме наземного передвижения, стоит отметить, что даже небольшие ухабы на дорогах, бордюры и ямы могут стать преградой для передвижения людей с инвалидностью.

Состояние асфальта и брусчатки на дорогах 112.ua

И если проблемы с качественным ремонтом дорог надолго зависли в воздухе, то вопрос со скошенными бордюрами, тактильными плитами и пандусами для "галочки" ждут неотложного решения. Например, общественный деятель Олег Ривтин говорит о том, что пользоваться металлическими каркасами — подобием на пандусы может только сильный физически здоровый человек, ведь они неудобные и опасные. К тому же большинство пандусов сделаны как попало, без учета ГСН, что делает невозможным достижение результата в виде доступности.

Киевские пандусы, которыми невозможно пользоваться 112.ua

Киевские пандусы, которыми невозможно пользоваться 112.ua

Говоря о проблемах в формировании доступной среды для людей с нарушениями зрения, эксперт по архитектурной доступности, соучредитель студии универсального дизайна ORFO Владимир Высоцкий отмечает, что тактильные плиты, укладка которых на сегодня в большинстве случаев не соответствует нормам, можно было бы заменить на брусчатку разного типа, ведь люди с нарушением зрения ориентируются именно по звуку трости на то, что под ней. По словам специалиста, согласно новым строительным нормам роль тактильных полос в уличном пространстве могут выполнять бордюрный камень, газон, пешеходная дорожка, которая имеет с одной или двух сторон разное по фактуре покрытие из стандартных материалов, комбинированные покрытия из различных на ощупь и по цвету типов тротуарной плитки, брусчатки, асфальта. Главное — это тактильное и цветовое различие между покрытиями. Если говорить о светофорах, то можно отметить, что в большинстве городов Украины уже есть современные светофоры со звуковыми сигналами для оповещения, также для незрячих пешеходов украинские изобретатели разработали специальный звуковой маячок, который работает с помощью приложения на смартфоне или небольшого пульта на батарейках (разработчики отмечают, что пока есть только для Android, iOS версия в разработке). Интерфейс приложения адаптирован для пользователей любого возраста, и при активации различные модели маячков способны озвучивать цвет светофора, номер транспорта, информировать о состоянии работы системы. Для любителей атмосферных просмотров кино в кинотеатрах проводятся специальные кинопоказы в рамках проекта по адаптации фильмов для людей с нарушением зрения, где о том, что происходит на экране, зрителям сообщается через наушник (аудиодескрипция).

Новости по теме

Для граждан с нарушениями слуха в прошлом году открыли правительственную "горячую линию", где принимаются обращения к органам исполнительной власти через Skype-связь. Однако, несмотря на то, что в Украине около 223 000 людей общаются именно на языке жестов и государство по закону Украины "О языке" обязалось способствовать развитию украинского языка жестов для общения с и между людьми с нарушениями слуха, вещание с сурдопереводом ведут лишь несколько украинских телеканалов — "Прямой" и "UA: Первый", также выпуски новостей ТСН на телеканале "1+1".

Доступность зданий и сооружений согласно ГСН

Государственные строительные нормы обеспечивают лицам с инвалидностью и маломобильным группам населения возможность как можно удобнее добираться в желаемое место прибытия. В них прописаны не только нормы строительства пандусов, укладка тактильных плит, расположение парковочных мест, входов и путей движения к зданиям, но и зоны обслуживания посетителей в общественных зданиях и сооружениях, которые должны быть одинаково доступны для всех групп населения. И хоть на бумаге есть четко прописанные нормы, которые созданы для того, чтобы предоставить реальное облегчение МГН и лицам с инвалидностью, из-за халатности и нежелания тратить средства на усовершенствование заведений и сооружений они чаще всего нивелированы. К примеру, в разъяснении Государственной архитектурно-строительной инспекции к требованиям ГСН "Дома и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" отмечается важность наличия кнопки вызова персонала при входе в аптеку или аптечный киоск, что не освобождает учреждения здравоохранения от выполнения других условий, указанных ГСН в полном объеме. Однако на деле видим совсем другое.

Круглосуточная аптека с кнопкой вызова 112.ua

Кнопки вызова есть только у круглосуточных аптек, которые в основном расположены слишком высоко для человека в коляске, поэтому приходится довольствоваться пандусами, которые отсутствуют у большинства аптек.

Вопрос обеспечения доступности и универсального дизайна касается и частников, ведь любой предприниматель должен подчиняться законам государства, в котором ведет свой бизнес. Менеджер проектов, Центр "Социальное Действие" Елена Бондаренко отмечает: "Если человека "заставляют чувствовать себя другим" "из-за наличия преград и барьеров", это может ограничивать определенные права (например, ограничивать доступ к услугам, которые должны быть доступными для всех). Это уже свидетельствует о возможной дискриминации. Согласно закону "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", запрет дискриминации действует во всех сферах общественных отношений, а потому распространяется на частные компании,  так же, как другие законы, например, налоговые нормы". Поэтому ряд статей защищает права граждан и регламентирует равное отношение и равные права для всех посетителей или покупателей. Поэтому все общественные заведения независимо от формы собственности должны соблюдать ГСН, чего сейчас в основном не происходит. Решением этой проблемы может стать ужесточение ответственности за несоблюдение законов и ГСН Украины в виде штрафов, освещения в СМИ и приговора суда переделать объект. По словам общественного деятеля Олега Ривтина, это нужно для того, чтобы чиновники или компании, которые первые почувствуют подобные санкции на себе, поняли, что нужно делать все как следует сразу, потому что как минимум это обойдется дешевле, чем потом переделывать.

Новости по теме

Есть и положительные примеры, которые заставляют задуматься над тем, что равенство и доступность — не идеализация общества, а реальность, к которой надо стремиться. Как отмечает Елена Бондаренко, кроме обеспечения доступности в мире есть требования по обучению персонала по работе с клиентами с инвалидностью, воплощение политик равенства в отношении клиентов и персонала и обеспечение доступности информации компании и др. Такие практики воплощаются в Канаде, Великобритании, Польши и т.д. К примеру, в канадской провинции Манитоба действует закон о доступности для всех жителей провинции. Он регулирует не только архитектурную доступность для своих граждан, но и воспитывает равное отношение к каждому в соответствии с Кодексом прав человека (Манитоба). А Варшавское метро оборудовано специальными рельефными линиями, которые показывают, где заканчивается перрон и как найти лифт и выход с платформы.

Одна из станций Варшавского метрополитена Skyscrapercity.com

Украина тоже старается шаг за шагом догонять более развитые в этом плане страны. В частности, реконструирован Национальный музей Тараса Шевченко, где для людей с инвалидностью проводятся специальные альтернативные экскурсии, предоставляются услуги экскурсовода-переводчика на языке жестов. Есть специальные тактильные дорожки, для маломобильной группы населения нормативные пандусы с небольшим углом наклона и поручнями, лифты.

Национальный музей Тараса Шевченка Фото из открытых источников

Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко предлагает арт-терапевтические программы для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью, а также экскурсии для людей с нарушениями зрения с помощью аудиогида, отмечая, что контакт с искусством — это терапия, которая способна качественно изменить жизнь и открывать новые горизонты. IT-парк UNIT.City согласно своему названию создает свободное пространство для объединения людей: промаркированы дороги, понятные указатели, електропарковка, паркоместа для людей с инвалидностью, открытые пространства и пологие пандусы с лифтами — все, что делает среду талантливых специалистов доступной для любой группы населения.

IT-парк UNIT.City life.pravda.com.ua

Городское кафе "Хармс" предлагает посетителям с нарушениями зрения меню со шрифтом Брайля, также заведение заботится о маломобильной группе населения, организовав пространство таким образом, чтобы человеку на коляске было удобно. Украинские рестораны сети "МакДональдз" также предлагают посетителям с нарушением зрения меню шрифтом Брайля.

Мыстецкий арсенал и арт-завод Платформа адаптированы для МГН — свободное пространство, пандусы и отсутствие бордюров значительно облегчают передвижение. Также на территории арт-завода Платформа есть несколько "тихих зон", где люди с ментальными нарушениями могут провести время.

Табличка в Мыстецьком Арсенале со шрифтом Брайля life.pravda.com.ua

И, несмотря на то, что именно благодаря общественности, неравнодушным людям, которые объединяются и способствуют актуализации и решению многих важных вопросов (в частности, сообщество Киев дружественный для родителей и малышей и сообщество общественного ресторана Urban Space 500), музеи, библиотеки и другие учреждения совершенствуются и становятся доступными, но именно органы государственной власти должны следить за соблюдением законодательства и реагировать на жалобы о нарушениях, разрабатывая стратегии для обеспечения доступности вместе с частными компаниями. Ведь добраться в ту же инклюзивную библиотеку, музей или заведение питания лицам с инвалидностью и МГН до сих пор проблематично.

Проблемы сферы обеспечения доступности и комфортности жизнедеятельности лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения требуют неотложного решения. Каждая из проблем является идеальной возможностью — базой, с которой следует начинать. Следует анализировать опыт других стран и догонять их, не дожидаясь введения изменений на государственном уровне, надо начинать изменения с себя. Люди должны осознать, что имеют право на качественную жизнь, и могут его требовать, говорить о том, что им необходимо, находить единомышленников, становиться более внимательными друг к другу, воспитывать в себе нравственность, образованность и толерантность.

Ирина Шостак

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>