Итоги Одесского кинофестиваля: от победителей конкурсов до фаворитов публики

Какие фильмы увезут из Одессы фактические награды, а какие останутся в сердцах и умах зрителей

Церемония закрытия Одесского кинофестиваля-2017
Церемония закрытия Одесского кинофестиваля-2017 пресс-служба ОМКФ
Церемония закрытия Одесского кинофестиваля-2017
Церемония закрытия Одесского кинофестиваля-2017 пресс-служба ОМКФ

Александр Топилов

Журналист, писатель, музыкант

22 июля завершился восьмой Одесский международный кинофестиваль. На церемонии закрытия президент ОМКФ Виктория Тигипко вручила "Золотого Дюка" за вклад в киноискусство французской актрисе Изабель Юппер. Также этим призом была отмечена польский режиссер, сценарист, трижды номинант на премию "Оскар" Агнешка Холланд. А министр культуры Украины Евгений Нищук подарил специальному гостю кинофестиваля Лие Ахеджаковой графический рисунок Сергея Якутовича, на котором актриса изображена с Богданом Ступкой.

Фильмы-победители

кадр из фильма
кадр из фильма "Стремглав" Марины Степанской пресс-служба ОМКФ
кадр из фильма
кадр из фильма "Dixie land" Романа Бондарчука пресс-служба ОМКФ

Победителем национального конкурса стал фильм "Dixie Land" Романа Бондарчука, документального конкурса – "Главная роль" Сергея Буковского. Фильм "Припутни" Аркадия Непиталюка получил специальный приз жюри национального конкурса. Лента Валентина Васяновича "Уровень черного" жюри ФИПРЕССИ признало лучшим полнометражным украинским фильмом. Грузинский фильм "Моя счастливая семья" взял награды за лучшую актерскую работу и за лучшую режиссуру. Лучший фильм международного конкурса – "Лето 1993" испанки Карлы Симон, по версии зрителей – "Король бельгийцев" (Гран-при фестиваля). Лучшая украинская короткометражка – "Выпуск-97" Павла Острикова, дипломом ФИПРЕССИ также был отмечен короткий метр Катерины Горностай "Сирень".

Одесский кинофестиваль убедительно доказал, что украинское кино развивается и вполне может претендовать на награды мировых кинофестивалей. Особенно документальное. "Главная роль" и "Dixie Land", великолепно встреченные зрителями, лучшее тому подтверждение. Очень ожидаемый фильм Васяновича "Уровень черного", напротив, преимущественно ругали. Это экспериментальная работа про кризис среднего возраста, без слов и фактически без сценария. Валентин Васянович – оператор, работавший в том числе и над культовым фильмом "Племя". Соответственно, "Уровень черного" так или иначе строится на красивой картинке и надоевших долгих планах, часто неоправданных. Это эксперимент ради эксперимента. Кино для киношников. Киношники его и оценили. Зрители скорее нет. "Припутни" – первый в мире полнометражный фильм, полностью построенный на суржике. Работа с языком в этой картине восхищает.

Психологическую драму "Стремглав" Марины Степанской жюри ОМКФ не отметило, но этот фильм сейчас усиленно прокатывается по фестивалям. Это очень личная, автобиографичная работа Степанской, безусловно, обладающая мощным потенциалом. Неспешное повествование, выстраивание образа, ритм картины, ее атмосфера – все это выглядит очень цельно и уверенно. Степанской удалось снять пронзительный фильм о наркозависимых совершенно без опостылевшей наркомании. Она сильно расширила эту тему, проигнорировав социальный подтекст проблематики, акцентируя свое внимание скорее на природе таланта и творчества артиста. Недаром авторитетное киноиздание Variety противопоставляет Марину Степанскую с ее художественным методом таким монстрам современного кинематографа, как Сергей Лозница и Андрей Звягинцев.

Хиты фестиваля и фильмы, которые незаслуженно проигнорировали

кадр из фильма
кадр из фильма "Роковое искушение" Софии Копполы пресс-служба ОМКФ
кадр из фильма
кадр из фильма "По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки пресс-служба ОМКФ
кадр из фильма
кадр из фильма "Квадрат" Рубена Эстлунда пресс-служба ОМКФ

Одесский кинофестиваль выстроен очень хорошо и грамотно. Наряду с конкурсными фильмами ОМКФ включает в себя программы "Гала-премьеры", познакомившей публику с последними работами Франсуа Озона и Сергея Лозницы, и "Фестиваль фестивалей", на котором представлены картины, отмеченные на главных фестивалях мира в Каннах, Берлине, Венеции. Впрочем, не только на них. Например, фильм "Асура: безумный город" южнокорейского режиссера Ким Сун-Су получил на родине кинопремию "Голубой дракон" за лучшую актерскую игру и лучшую операторскую работу. Его показали ровно посередине фестиваля, и это была занятная встряска для зрителя, начинающего уставать от псевдоглубокого интеллектуального кино. Прекрасный образчик корейского нуара, жестокого и беспощадного. Наверное, большая часть зрителей покинула зал в течение сеанса. Оставшиеся получили невероятное удовольствие.

Ряд фильмов сопровождался большим ажиотажем и отсутствием билетов задолго до показа фильма. На "Роковое искушение" Софии Копполы очередь растянулась чуть ли не до соседней улицы. Этот то ли феминистический, то ли антифеминистический фильм – безусловный бенефис Николь Кидман, рядом с которой даже такой харизматичный актер, как Колин Фаррелл, терялся в кадре. На венгерского обладателя берлинского медведя "Тело и душа" тоже попали далеко не все. Режиссер картины Ильдико Эньеди изначально работала в области концептуального искусства и медиа-арта. Ее последняя работа – длинное, эмбиентное, аморфное кино о двух интровертах, работающих на скотобойне, которым снятся одинаковые сны. Тема "странных людей" в кинематографе не нова, и многие ее решали гораздо интересней, неожиданней и уж точно динамичней. На последнюю работу Франсуа Озона "Двуличный любовник", традиционно для режиссера насыщенную больным эротизмом драму, билеты надо было приобретать тоже задолго до сеанса.

Зато на "По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки проблем со входом не было. А ведь это блестящая картина одного из лучших режиссеров современности. В этом фильме он снова (как и в предыдущем "Гавре") изучает проблему иммигрантов в Европе. При этом Каурисмяки мастерски обращает повышенное внимание на детали, на быт, на некоторый абсурд реальности. У него получается говорить о более чем серьезных вещах с хоть и цинично-мрачной, но все же улыбкой. После его фильмов покидаешь зал с какой-то невероятной теплотой и где-то даже верой - в людей, в лучшее, просто в кинематограф. Примерно такие же ощущения оставил после себя обладатель каннской "Золотой пальмовой ветви" великолепный шведский шедевр Рубена Эстлунда "Квадрат", прошедший при абсолютном переаншлаге. Эта довольно многослойная картина с великолепной сатирой и бодрой порцией юмора блестяще изучает современный арт-мир со всем его акционизмом, вирусными роликами, довольно точной проблематикой и, конечно, глубоким социальным подтекстом.

Итоги Одесского кинофестиваля

президент ОМКФ Виктория Тигипко и министр культуры Украины Евгений Нищук пресс-служба ОМКФ

ОМКФ довольно ярко обнажил проблемы современного кино, как украинского, так и мирового. Сейчас в моде феминизм и очень многие фильмы так или иначе касаются этой темы. Европейское кино в большей степени осмысливает современную Европу (иммигранты, терроризм, примкнувшие новые территории из бывшего советского лагеря). Дебютанты и новички часто снимают что-то автобиографичное. Иногда им есть что сказать, они выстраивают образность, пытаются найти свой киноязык. Порой же этого не происходит, и фильм скатывается в довольно унылое зрелище с бессвязным набором кадров. Очевидно, что существует большая проблема толковых сценариев. Васянович начал снимать свой "Уровень черного" без сценария вообще, выстраивая историю и создавая своего персонажа в процессе съемок. Он считает это некоторой фишкой и где-то даже сильной стороной своего фильма. Большинство зрителей с ним не согласились. Как всегда, на фестивале довольно широко было представлено роуд-муви, но ничего нового или хотя бы интересного в этом жанре продемонстрировано не было. Хотя "Король бельгийцев", довольно скучный и поверхностный микс между мокьюментари и роуд-муви, позиционирующийся как комедия, все же получил Гран-при фестиваля. Но, как точно заметила кинообозреватель Ульяна Довгань, "если у тебя юмора на 10 минут, зачем снимать полный метр?" Также интересно было видеть в нескольких разных работах разных режиссеров одну и ту же сцену: полная ванна воды, герой режет себе вены, кровь, неожиданный телефонный звонок и перетягивание раны полотенцем (или скотчем). Это довольно любопытно: природа одинаковой метафоры у разных художников.

Вообще-то Одесский кинофестиваль в Одессе не принято хвалить. В Одессе вообще мало что принято хвалить, а подобные культурные события высочайшего уровня так и подавно. Одесситы ворчат: что это за красная дорожка? Что за убожество? Почему улицы перекрыты? Афиш нет, билетов нет. Для кого вообще этот фестиваль? Только для себя, для киношников, не для зрителя! Это, конечно, неправда. Все билеты на все картины можно было легко приобрести в первые два дня фестиваля или забронировать на сайте. Афиши по городу здесь совершенно неуместны, как на них вместить более 100 фильмов? Но сайт сработан отлично и понятно, легко выбираешь картины по своему вкусу и желанию. А главное, одесситы имеют возможность ознакомиться с главными кинособытиями года, не покидая свой город. А это дорогого стоит! Одесский кинофестиваль определенно набирает обороты, становясь все более интересным, неожиданным и событийным. Он развивается, он задействует все больше городских площадок, на него съезжается все больше киноманов и людей, так или иначе связанных с кинобизнесом. Это прекрасно, что фестиваль подобного уровня проходит в нашей стране.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>