Как Кабмин Гончарука собрался выполнять госбюджет без траншей МВФ и денег за транзит газа?

Как Кабмин Гончарука собрался выполнять госбюджет без траншей МВФ и денег за транзит газа?
112.ua

Никита Синицин

Журналист

Верховная Рада Украины 14 ноября во втором чтении приняла законопроект № 2000 о государственном бюджете Украины на 2020 год. Буквально спустя две недели после принятия новой государственной сметы на будущий год стало известно, что дефицит по госбюджету за январь-октябрь 2019 года составляет 30,278 млрд грн, что в 5 раз больше показателей за аналогичный период прошлого года. В связи с этим возникает вопрос – что ожидает государственный бюджет в 2020 году, будет ли он выполнен, если даже текущую смету доходов государство выполнить не может?

Новости по теме

Добавляет опасений и сложившаяся к концу года неблагоприятная ситуация с рядом внешних источников поступления средств в Украину, один из которых является весьма немалым. Речь идет о сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ) – последний транш от которого в 1,4 млрд долл. Украина получила в декабре 2018 года. Также есть опасения за транзит российского природного газа через территорию Украины в Европу.

По словам министра энергетики и охраны окружающей среды Украины Алексея Оржеля, речь идет о сумме порядка 3 миллиардов долларов, которые российский "Газпром" платит за транзит ежегодно. Эти деньги идут в бюджет. Действующий договор о транзите истекает с 1 января 2020 года, однако, по словам исполнительного директора НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко, дедлайном – конечным сроком продления действующего или заключения нового контракта - является 13 декабря. А что, если контракта не будет?

Опрошенные 112.ua эксперты сошлись во мнении, что выполнение бюджета-2020 для Украины станет непростым, но при этом несколько разошлись в оценке потенциальных угроз для главной финансовой сметы страны.

Оптимизм не умер

Так, по мнению финансового эксперта Василия Невмержицкого, основная проблема отечественного бюджета – постоянный рост расходной части, на что не хватает поступлений от доходов, что приходится компенсировать все новыми заимствованиями и очередным ростом расходов уже на погашение последних.

"Из-за проблем с выплатой больничных было привлечено внимание к социальной сфере страны – заявлено о планах провести аудит Пенсионного фонда, но параллельно с этим заявлено о планах занять в текущем году на 15 млрд грн больше ранее запланированных для финансирования расходов. Во многом это стало следствием очередного провала приватизации в текущем году", - поясняет механизм возникновения дефицита в украинской казне эксперт.

Разумеется, по словам собеседника 112.ua, проблемы продолжения сотрудничества с МВФ и транзитом газа нанесут некоторый ущерб бюджету, но вряд ли их влияние будет решающим.

"Да, сотрудничество с МВФ является неким сигналом для инвесторов о стабильности ситуации в стране и возможности вкладывания средств, но ее влияние не является абсолютным. Недавняя миссия покинула Украину без определенного ответа, но интерес нерезидентов к покупке украинских облигаций внутреннего государственного займа не упал – валюта заводится в страну и продолжает укреплять курс гривни. С транзитом природного газа схожая история – эти средства поступают не в казну, а к государственному предприятию, платящему с них налоги и отдающему часть прибыли в бюджет. В итоге прекращение транзита, разумеется, снизит налоги с этого предприятия и его долю прибыли, отчисляемую в бюджет, но не стоит считать это критичным для госказны", - уверен Василий Невмержицкий.

Как подчеркивает эксперт, гораздо большую опасность для доходной части украинского бюджета несут возможность очередного невыполнения плана по приватизации, пусть и значительно сниженного, и высокий курс гривни, что автоматически снизит поступления от таможни, получаемые с НДС на импорт. Но, с другой стороны, напоминает аналитик, высокий курс гривни к доллару позволит сэкономить на финансировании госдолга, номинированного в долларах.  

Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин также говорит о преувеличении влияния МВФ и транзита на поступления в государственный бюджет.

"Транш МВФ не особо влияет на состояние бюджета, скорее напротив – позволит сэкономить на обслуживании долга, правда немного, примерно до 0,5 млрд грн. Транзит газа занимает несколько большую сумму в потерях бюджета, например, те же 20% НДС от его перемещения по территории Украины. Так по расчетам Института будущего, при транзите газа в 2020 году на уровне 65 млрд кубометров газа (в 2018 году транзит составил 86,8 млрд кубометров, – 112.ua) убытки на импортном НДС составят 2-3 млрд грн", - отмечает эксперт.

И пессимизм тоже

Но не все эксперты столь оптимистичны. Финансовый аналитик Борис Кушнирук уверен, что прекращение транзита российского природного газа является главным риском для бюджета-2020, что может привести к утрате госбюджетом порядка 30-35 миллиардов гривен. Есть риск и в прекращении сотрудничества с МВФ, правда тут конкретные цифры подсчитать невозможно из-за опосредованного характера влияния.

"Транши МВФ в основном направляются на пополнение золотовалютных резервов НБУ и потому прямого влияния на госбюджет или его доходы не имеют. Но свое влияние есть и здесь, просто его механизм несколько сложнее. Так, в госбюджет попадает финансовая поддержка от Всемирного банка, США, ЕС и прочих стран. Если МВФ прекратит сотрудничество с Украиной – это будет яркий негативный сигнал другим нашим партнерам, а также инвесторам и кредиторам. Как результат – инвесторы будут меньше вкладывать в нашу экономику, то есть бюджет не получит тех налогов, которые мог бы получить с открытием новых производств. Государство сможет и дальше использовать такой механизм финансирования дефицита госбюджета, как продажа ОВГЗ, но из-за проблем с МВФ Украине придется предлагать по ним большие проценты, что снова-таки приведет к росту расходов на обслуживание долгов и дефицита госказны", - поясняет важность "дружбы" с МВФ для Украины эксперт.

Также весьма серьезные потери для госбюджета от возможной утраты доходов от транзита российского газа и "дорогие кредиты" прогнозирует эксперт Growford Institute Алексей Кущ.

"Прямого влияния на доходы госбюджета МВФ и его транши не имеют, но процентные ставки по его кредитах значительно ниже, чем ставки по тем же ОВГЗ на внутреннем рынке. То есть, если бы Украина получала от МВФ кредиты под невысокий процент, она могла бы занимать куда меньше, предлагая кредиторам более низкие проценты, чем сегодня, так как нуждалась бы в деньгах куда меньше. Как результат – расходы бюджета на выплату процентов и обслуживание госдолга были бы значительно меньше тех, что мы имеем сегодня", - говорит о роли МВФ для украинского бюджета эксперт.

Прекращение же транзита российского газа для украинской госказны чревато уже прямыми убытками в размере 30-40 миллиардов гривен.

"НАК "Нафтогаз" перечисляет в бюджет налоги, которые формируются в основном за счет добычи/продажи газа и транзита. Это рента, НДС и налог на прибыль. Потеря транзита чревата недопоступлением налогов в размере 30-40 млрд грн. Наконец, Украина потеряет 3 миллиарда долларов в своем платежном балансе", - говорит о возможных будущих убытках "Нафтогаза" собеседник 112.ua.

Есть и другие риски

Вместе с тем, по словам Алексея Куща, украинский бюджет в 2020 году ожидают еще как минимум четыре риска:

1) очередной провал приватизации – хотя планы поступлений от приватизации на 2020 год в сравнении с 2019 годом и снизились до 12 млрд грн, с учетом постоянного провала последних лет, когда план выполнялся лишь на несколько сотен миллионов гривен, - заставляет сомневаться в реальности достижения даже сниженных планов. Невыполнение же плана поступлений от приватизации будет означать дефицит госбюджета, пока носящий скрытый незапланированный характер, но который может стать реальностью;

2) рост экономики – 3,7% роста ВВП, заложенный в бюджете-2020, может оказаться недостижимой мечтой в случае, если в будущем году все же разразится мировой финансовый и экономический кризис, о неминуемости которого в последнее время предупреждают эксперты. В подобном случае все планы и расчеты Кабинета министров неминуемо будут провалены;

3) высокий курс гривни – с другой стороны, если кризис все же не случится, в Украине, по мнению эксперта, может продолжить процветать "пирамида ОВГЗ", что приведет к тому, что нынешний курс гривни к доллару сохранится, а при заложенном в бюджете курсе 27 гривен за 1 доллар это будет чревато недопоступлением средств от НДС на импорт, то есть повторится история второго полугодия 2019 года;

4) "риски НБУ" - последнее, как считает Алексей Кущ, является производным все от того же высокого курса гривни и на практике означает убытки, которые несет Нацбанк из-за нынешней курсовой разницы, хотя в бюджете заложены будущие прибыли, которые Национальный банк должен будет внести в госказну как часть своей прибыли.

Все это говорит о том, что без существенного роста экономики Зе-команде будет очень сложно выполнить госбюджет-2020. А поскольку новая власть уже обозначила планы залезть в карманы украинцев, чтобы хоть как-то свести концы с концами (рост тарифов на газ и электроэнергию), кажется, уже понятно, что окончания эпохи бедности на горизонте не просматривается.

Никита Синицин

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>