banner banner banner banner

Как на рынке электроэнергии возник кризис и почему власти все равно придут к повышению тарифов для населения

Власти сообщают о шагах по урегулированию кризиса, обострившегося на рынке электроэнергии в условиях значительного падения объемов потребления из-за теплой зимы и Covid-19. На минувшей неделе правительство одобрило Меморандум о взаимопонимании с инвесторами и производителями "зеленой" электроэнергии, а также внесло в Верховную Раду законопроект, который на законодательном уровне закрепляет его положения, в частности предусматривает уменьшение выплат зеленой генерации. Анонсированные правительством меры только частично снимают проблему, а в случае одобрения законопроекта в Раде помогут закрыть не более четверти объема дефицита финансовых средств в расчетах на рынке электроэнергии Впрочем, без радикальных шагов: отмены или переформатирования PSO для населения, повышения тарифа на передачу магистральными сетями, изменения госполитики в сфере продаж электроэнергии, Гордиев узел не разрубить, уверены и эксперты, и участники рынка. Если же вообще ничего не менять, ситуация может привести к еще более серьезным финансовым осложнениям и ухудшению ситуации на атомных электростанциях, банкротству ГАРПОК, а также отдельных производителей электроэнергии, возможному аресту счетов оператора системы передачи "Укрэнерго", в связи с ростом его долгов.

Как на рынке электроэнергии возник кризис и почему власти все равно придут к повышению тарифов для населения
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Власти сообщают о шагах по урегулированию кризиса, обострившегося на рынке электроэнергии в условиях значительного падения объемов потребления из-за теплой зимы и Covid-19. На минувшей неделе правительство одобрило Меморандум о взаимопонимании с инвесторами и производителями "зеленой" электроэнергии, а также внесло в Верховную Раду законопроект, который на законодательном уровне закрепляет его положения, в частности предусматривает уменьшение выплат зеленой генерации. Анонсированные правительством меры только частично снимают проблему, а в случае одобрения законопроекта в Раде помогут закрыть не более четверти объема дефицита финансовых средств в расчетах на рынке электроэнергии Впрочем, без радикальных шагов: отмены или переформатирования PSO для населения, повышения тарифа на передачу магистральными сетями, изменения госполитики в сфере продаж электроэнергии, Гордиев узел не разрубить, уверены и эксперты, и участники рынка. Если же вообще ничего не менять, ситуация может привести к еще более серьезным финансовым осложнениям и ухудшению ситуации на атомных электростанциях, банкротству ГАРПОК, а также отдельных производителей электроэнергии, возможному аресту счетов оператора системы передачи "Укрэнерго", в связи с ростом его долгов.

Как на рынке электроэнергии возник острый кризис

Запущенный в прошлом году оптовый рынок электроэнергии изначально был отягощен двумя существенными обязательствами, которые, как и ожидалось, привели к значительному искажению его модели и способствовали накоплению 30 млрд грн текущей задолженности ответственного за расчет с государственным "Энергоатомом", "зеленой генерацией" и продажу поставщикам универсальных услуг электроэнергии по сниженной цене (PSO) для населения ГП "Гарантированный покупатель" - ГАРПОК. Снижение потребления электроэнергии из-за теплой зимы и Covid-19 обострило ситуацию.

Новости по теме

По оперативным данным, потребление электроэнергии в Украине в апреле в сравнении с мартом снизилось на 11% и составляет 9028 млн кВт/час. Если сравнивать потребление в апреле текущего года с прошлогодним показателем, то объем потребления снизился на 8%. При этом падение потребления происходило во всех группах промышленных потребителей, которые покупают электроэнергию по рыночным ценам. В сравнении с апрелем 2019 года, наибольший спад потребления произошел в машиностроительной (-21%), транспортной отрасли (-17%), металлургии (-13%), а также в топливной отрасли и коммунально-бытовом секторе (по -12% в каждом). Население, для которого действует льготная цена PSO, при этом уменьшило объем потребления на 1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Осложнял ситуацию карантин, введенный в связи с угрозой распространения Covid-19, ограничивший возможность работы промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса, сферы услуг.

В июне ситуация не улучшалась. На протяжении последней недели, 9-14 июня, на фоне ослабления карантинных мер и значительного повышения температуры среднесуточное потребление в рабочие дни увеличилось в сравнении с прошлой неделей на 3% (до 361,7 млн кВт/час против 351 млн кВт/час). Однако это на 6% меньше, чем в аналогичный период 2019 года (385 млн кВт/час). Несмотря на рост потребления электроэнергии и в выходные, в целом 9-14 июня потребление (по оперативным данным) составляло 2 млрд кВт/час, что на 13% меньше, чем в аналогичный период 2019 года (2,3 млрд кВт/час). 

Вследствие сложившейся ситуации возник значительный профицит электроэнергии: все производители электроэнергии были вынуждены сокращать объемы производства. Не снижали объемы производства только производители "зеленой энергии", которые не несут ответственности за небалансы.

Государство выкупает у "зеленых" всю произведенную ими электроэнергию независимо от того, можно ли будет ее потребить. Также ВДЭ гарантирована полная компенсация недополученной прибыли в случае возможных ограничений. Суммы начисляемой им компенсации (разница между зеленым тарифом и ценой в сегменте "Рынок на сутки вперед") рассчитываются на основании самых высоких в Европе тарифов: 9,2-46 евроцентов/кВт/час (в зависимости от типа энергообъекта и даты его введения в эксплуатацию).

По прогнозам Минэнерго, в 2020 году сумма выплат производителям "зеленой энергии" составит более 52 млрд грн (без НДС). Объем дополнительной надбавки производителям до уровня рыночной цены составит 33 млрд грн.

Таким образом, значительно разросшаяся за последние годы "зеленка" (мощность ВДЭ выросла на 30% (+0,3 ГВт) за 2017 год, на 66% (+0,9 ГВт) за 2018 год и почти в три раза на протяжении 2019 года - +4,3 ГВт) по факту вынуждает представителей других генераций ограничивать объемы производства электроэнергии. Ведь физически в ОЭС в каждый конкретный период должно поступать ровно столько электроэнергии, сколько потребляется, и даже небольшое отклонение от этого равновесия, которое длилось бы несколько минут, могло бы стать причиной стремительного ухудшения операционной безопасности, привести к блекауту. За соблюдением баланса следит ответственное за него "Укрэнерго".

ГАРПОК в силу своего финансового состояния не может полноценно рассчитываться с "зелеными" и по состоянию на начало июня (за отпущенную в 2020 году электроэнергию) уже должен 14 млрд грн. Прогнозируется, что эта сумма может вырасти до 26 млрд грн, в зависимости от цен на рынке на сутки вперед и курса евро. "В процентном соотношении производителям ВДЭ за февраль было выплачено 98% от объемов генерации в отчетном периоде, за март – 10%, а за апрель – 5%", - сообщил 112.ua вице-президент Energy club Иван Григорук.

Финансовая ситуация ГАРПОК осложняется тем, что в связи с профицитом производства электроэнергии, в том числе и атомной (за счет продажи которой в сегменте "на сутки вперед" он должен частично покрывать дефицит средств на выполнение PSO для населения и выплату компенсации "зеленым"), госоператор несет убытки. Для компенсации затрат ГАРПОК за ним законодательно было закреплено право продавать 85% (недавно Кабмин уменьшил до 80%) всего объема электроэнергии, произведенной "Энергоатомом" на рынке "на сутки вперед".

ГАРПОК покупает электроэнергию "Энергоатома" по 57 коп. за 1 КВт/час. Для понимания ситуации: в сегменте рынка на сутки вперед (на котором госкомпания и могла продавать приобретенные по такой цене объемы) в апреле цена достигала 1243 грн Мвт/час (1,24 грн за КВт/час), в то время как на рынке двухсторонних договоров (где до недавнего времени ГАРПОК торговать не мог) доходила до 1125 Мвт/час. Недавно ГАРПОК вышел и в сегмент двухсторонних договоров, но пока провел только два малоуспешных из-за высокой цены аукциона на Украинской энергетической бирже (на них было продано только 0,8% и 0,03%).

В течение всего последнего времени в связи с профицитом (перепроизводство "зеленых" и "Энергоатома") ГАРПОК регулярно вываливался с РСВ (рынок на сутки вперед) на "балансирующий рынок" (наказания за перепроизводство), где вынужден отпускать электроэнергию со значительным (до 45% дисконтом). В апреле цена на балансирующем рынке составляла всего 695 грн/МВт час (69 коп. за КВт/час). По такой цене ее на балансирующем рынке подхватывали ТЭЦ, которые могли резко снизить выработку электроэнергии (разгрузиться). Они очень выгодно перепродавали приобретенные на балансирующем рынке объемы в сегменте двухсторонних договоров. Не менее половины выкупаемых и продаваемых таким образом объемов на балансирующем рынке выкупались "Центрэнерго", которая затем продавала их компании "Юнайтед энерджи" и ферросплавным предприятиям Игоря Коломойского, отмечают источники 112.ua.

К слову, ситуация с профицитом сохраняется: по данным "Укрэнерго", на протяжении последней недели суточные объемы непроданной конечному потребителю электроэнергии в среднем составляют около 40 млн кВт/час. Эти объемы также реализовываются на балансирующем рынке. Эта ситуация (вполне отвечающая интересам группы "Приват") вызывала острое недовольство у крупнейшего игрока на рынке электроэнергии группы ДТЭК, ведь помимо тепловой генерации, в холдинг входят и шахты, которые в сложившихся условиях были вынуждены терпеть убытки. Сложившиеся на РСВ и балансирующем рынке цены вертикально-интегрированной корпорации невыгодны.

Финансовое положение ГАРПОК значительно осложняется и тем, что, выполняя PSO для населения (отпуская поставщикам универсальных услуг ПУУ электроэнергию для обеспечения цены на уровне 90 коп. для категорий, потребляющих до 100 кВт, и 1,68 грн - более этого объема), за вычетом тарифа на передачу магистральными и локальными (ОСР) сетями, и тариф за услуги ПУУ) ГАРПОК выходит на цену в пределах 10-20 коп. КВт/час. То есть торговый баланс в этом случае выглядит следующим образом: покупаем по 56 коп., а продаем по 10-20 коп. И это на фоне 13 коп. прибыли от продаж на балансирующем рынке. Откуда же брать средства для расчетов в финале пьесы с "Энергоатомом" и "зеленкой"?

Из открытых источников

На финансовое положение госкомпании оказывает серьезное давление и проблемы в расчетах "Укрэнерго" (который должен компенсировать затраты ГАРПОК за расчеты с зелеными из тарифа на передачу). В связи с недостаточным уровнем тарифа (который необходимо повышать, что признала на пресс-конференции 19 июня и министр энергетики Ольга Буславец), а также из-за ухудшения в карантин платежной дисциплины (что привело к системному кризису неплатежей) общий долг "Укрэнерго" перед госкомпанией достиг 16 млрд грн.

Эта ситуация привела к ухудшению расчетов с "Энергоатомом", который заявлял о дефиците средств на выплату зарплат, покупку топлива для атомных блоков. По последним данным, 8-12 июня общий долг участников рынка перед "Энергоатомом" составлял 20 млрд грн, что стало причиной отставания от утвержденных сроков реализации основных строительных работ.

Как власти собираются решать проблему на рынке электроэнергии

Власти решили начать с "зеленых", причем во избежание судебных разбирательств предприняли попытку сделать это полюбовно. Переговоры о том, на какое уменьшение "зеленых тарифов" согласились бы участники рынка, велись еще с октября прошлого года. На минувшей неделе эти сложные переговоры были финализированы – 10 июня Кабмин одобрил меморандум о взаимопонимании с инвесторами и производителями ВДЭ, согласно которому предусмотрено снижение зеленого тарифа для солнечных электростанций на 15%, для ветровых – на 7,5% (глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк выступал за более радикальное снижение: на 30% для СЭС и 15% для ВЭС. В частности, об этом он заявлял в недавнем интервью цензор.net. 

По условиям меморандума, с 31 июля приостанавливается строительство новых СЭС, а также вводятся ограничения на строительство ВЭС (после завершения уже начатых проектов). Предусмотрена финансовая ответственность за небалансы.

Государство, в свою очередь, взяло на себя обязательства в течение IV квартала погасить 40% от суммы задолженности перед "зелеными", а остальное выплатить равными суммами - по 15% ежеквартально - в 2021 году.

Новости по теме

Однако и тут все непросто: для реализации в практической плоскости предусмотренных в меморандуме (сам по себе необязывающий документ) положений, необходимо принятие законопроекта. 15 июня проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии был зарегистрирован в Раде (в минувшую пятницу документ был одобрен Кабмином).

Документом, в частности, предусматривается:

  • уменьшение размеров "зеленых" тарифов с 1 июля 2020 года для объектов, введенных в эксплуатацию с 1 июля до 31 декабря 2019 года, для СЭС более 1 МВт - на 15%, для СЭС менее 1 МВт - на 10%, для ВЭС - на 7,5%;
  • уменьшение размеров "зеленых" тарифов с 01.07.2020 для СЭС и ВЭС, введенных в эксплуатацию с 01.01.2020, на 2,5%;
  • установление граничного размера "зеленого" тарифа для объектов возобновляемой электроэнергии, которые введены в эксплуатацию до 30.06.2015, что позволит уменьшить размер "зеленых" тарифов для таких объектов до 52%;
  • ограничение сроков введения в эксплуатацию новых СЭС для получения "зеленого" тарифа путем уменьшения с 01.08.2020 размеров "зеленого" тарифа для некоторых объектов на 50%;
  • введение с 2022 года (50% - в 2021 году) полной ответственности за небаланс своих фактических и прогнозных графиков производства электроэнергии для всех производителей ВДЭ, что создает для таких субъектов экономические стимулы для повышения точности прогнозирования своих графиков отпуска электрической энергии и будет способствовать развитию сектора балансирующих мощностей. При этом размер допустимой ошибки прогнозирования будет составлять: для ВЭС – 10%, для СЭС – 5%.

Законопроект также уточняет много пунктов в отношении процедур организации и проведения аукционов по распределению квоты поддержки для "зеленых". Сами аукционы, как уточнила на пресс-конференции Буславец, будут проводиться уже с 2021 года. Обязательным условием для их проведения будет определение квот (максимальный объем мощности новой "зеленки"), которые будут определены в двухмесячный срок после принятия законопроекта.

Однозначного одобрения предложенных (и закрепленных в законопроекте мер) со стороны участников рынка законопроект не встретил. Часть считают их приемлемым компромиссом, но немало и тех, кто критикует предложенные правительством изменения правил игры на зеленом рынке. 9 июня более 50 инвесторов в проекты СЭС (совокупно инвестировавшие в ВДЭ 350 млн евро) совместно с Ассоциацией солнечной энергетики обратились к президенту Владимиру Зеленскому, Верховной Раде и Кабмину с сообщением о том, что они не поддерживают предложенное Меморандумом сокращение в одностороннем порядке срока действия договоров prePPA (предварительное соглашение купли-продажи электроэнергии по "зеленому тарифу" (Power purchase agreement) до ввода объекта энергетики в эксплуатацию и получения "зеленого тарифа" на фоне того, что правительство до сих пор не утвердило квоты и не назначило "зеленые" аукционы. Также инвесторы уведомили о намерении через суды добиваться погашениями перед ними задолженности со стороны ГАРПОК. 

Во время голосования за подписание Меморандума некоторые члены Европейско-украинского энергетического агентства (ЕУЭА) не согласились с его условиями или воздержались, говорится в пресс-релизе Ассоциации предоставленном 112.ua.

Поскольку большинство членов ассоциации поддержали меморандум, Ассоциацией было принято решение присоединиться к его подписанию, сказано в сообщении. "Против инвесторов играли государство и время, что очень ослабляло их переговорную позицию. В ситуации 90% неплатежей со стороны ГАРПОК на протяжении нескольких месяцев многие инвесторы просто не могли позволить себе роскоши ждать до осени, поскольку к этому времени они могли обанкротиться. Не у всех достаточно ресурсов поддерживать свой бизнес три-четыре года до момента получения компенсации через арбитражи", - заявил член совета ЕУЭА Юрий Кубрушко.

Предложенные правительством меры лишь частично решают проблему

Эксперты и участники рынка едины во мнении, что предложенные меры даже в случае оперативного принятия законопроекта № 3658 в Раде лишь частично решат проблемы. Хотя ясно, что и процесс принятия документа будет непростым и может затянуться, ведь даже обсуждение необязывающего меморандума длилось с октября прошлого года и стало причиной таких горячих дискуссий! В Минэнерго также признают, что в случае одобрения законопроекта проблемная задолженность, которая в случае полного бездействия может расти со скоростью 60 млрд грн в год, уменьшится всего на 7 млрд грн по году.

Без радикальных мер улучшить ситуацию серьезно не удастся. Energy Club утверждает, что подписание Меморандума не решает в целом проблемных вопросов, которые накапливались годами, как для ВДЭ, так и для ОЭС Украины. Для выхода из кризисного состояния необходимо принимать комплексные решения, которые бы учитывали оптимальную роль всех участников в надежной работе ОЭС Украины, подчеркивается, в частности, в сообщении профильного объединения. 

Участники рынка заявляют, что, в частности, одной из наиболее эффективных мер мог бы быть переход к модели финансового PSO, в результате которой "Энергоатом" мог бы напрямую продавать поставщикам универсальных услуг электроэнергию (на нее приходилось всего до 50% в структуре его объема продаж, остальное госкомпания продавала бы в свободном рынке). Это сняло бы значительную нагрузку с ГАРПОК и повысило ликвидность "Энергоатома". Также возможен вариант, что "Энергоатому" разрешат 100% своей электроэнергии продавать в свободном рынке, финансово (а не товарной электроэнергией) компенсируя PSO для населения.

Отвечая на вопрос 112.ua, на какой стадии нынче решение о переходе к модели финансового PSO, на пресс-конференции министр энергетики Ольга Буславец сообщила, что министерство работает над переходом к такой форме и считает ее эффективной. Она уточнила, что перед принятием решения "НКРЭКУ должна осуществить коммуникацию по этому вопросу с Секретариатом энергетического сообщества и подать министерству свои предложения, которые будут имплементированы в постановлении Кабмина". На нынешнем этапе пока только осуществлена коммуникация между министерством и НКРЭКУ. Эксперты не сомневаются, что такое решение вызовет (как и вызывало в прошлом году перед запуском рынка электроэнергии) мощное сопротивление со стороны олигархических групп, контролирующих генерации с более высокой, нежели у "атома", себестоимостью. Так что надежды на такое решение мало. 

Наиболее радикально решить вопрос мог бы только полный отказ от покрытия PSO населению. По данным источников 112.ua в энергокомпаниях госсектора, такой шаг власти даже не рассматривают пока. "На сегодня невозможно одновременно отменить PSO для населения", - сказала Буславец, отвечая на вопрос 112.ua о том, готовы ли власти к столь радикальному решению. Министр отметила, что в принятии решения будет ориентироваться на выводы регулятора – НКРЭКУ. Отметим, что комиссия также не готова к полной отмене PSO для населения, хотя ее нынешний глава Валерий Тарасюк неоднократно подчеркивал о необходимости такого шага: недавно комиссия заявила, что в том числе рассматривается частичная отмена PSO для потребителей, которые потребляют до 100 кВт/час и платят, соответственно, не 1,68 грн, а 90 коп. На официальный запрос 112.ua от 27 мая о том, когда может быть утверждена эта норма, в НКРЭКУ пообещали ответить не позднее 25 июня текущего года. Не дала четкого ответа на вопрос и Буславец.

Из открытых источников

В качестве мер по спасению ситуации министр отметила и необходимость повышения тарифа "Укрэнерго", который сейчас позволяет компенсировать только около 30% месячной необходимости в средствах ГАРПОК (по выполнению спецобязательств перед производителями ВДЭ). Как сообщала пресс-служба "Укрэнерго", в тарифе на передачу ежемесячно на эту статью расходов предусмотрено 700-800 млн грн, тогда как ГАРПОК выставляет 2-2,5 млрд грн. 

В целом выводы можно делать пока лишь неутешительные: долги растут, кризис усугубляется, ликвидность предприятий рынка электроэнергии ухудшается, но власти не предпринимают никаких конкретных шагов. Демонстрируют только хорошее понимание ситуации, проекты постановлений и законов, необязывающие меморандумы и декларации о намерениях. Ситуация может закончиться плачевно: ухудшение положения "Энергоатома" со всеми вытекающими последствиями, банкротством ГАРПОК и ряда частных производителей электроэнергии, арестом счетов "Укрэнерго" в обеспечение судебных решений по невыплаченным долгам.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>