Как один польский закон задел интересы не одной страны

В ночь на 1 февраля 2018 г. польский Сенат проголосовал за закон "Об Институте национальной памяти" (далее – ИНП), принятый Сеймом в конце января. Документ содержит пункты, которые предусматривают наказание за "отрицание преступлений украинских националистов", а также штрафы и тюремные сроки за публичные заявления о причастности поляков к Холокосту. Кроме того, что данный документ сразу осудили США и Франция, он стал причиной дипломатического кризиса в отношениях Польши с Украиной и Израилем. Несмотря на негативную реакцию мирового сообщества, 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал закон, передал его в конституционный суд. И только в середине февраля отдельные польские чиновники допустили, что суд может учесть опасения украинской стороны. Почему Польша, которая до недавнего времени считалась бесспорным "адвокатом" Украины в ее евроинтеграционных стремлениях, пошла на такой сомнительный шаг? И на самом ли деле украинский национализм так глубоко беспокоит польских вельмож?

Как один польский закон задел интересы не одной страны

В ночь на 1 февраля 2018 г. польский Сенат проголосовал за закон "Об Институте национальной памяти" (далее – ИНП), принятый Сеймом в конце января. Документ содержит пункты, которые предусматривают наказание за "отрицание преступлений украинских националистов", а также штрафы и тюремные сроки за публичные заявления о причастности поляков к Холокосту. Кроме того, что данный документ сразу осудили США и Франция, он стал причиной дипломатического кризиса в отношениях Польши с Украиной и Израилем. Несмотря на негативную реакцию мирового сообщества, 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал закон, передал его в конституционный суд. И только в середине февраля отдельные польские чиновники допустили, что суд может учесть опасения украинской стороны. Почему Польша, которая до недавнего времени считалась бесспорным "адвокатом" Украины в ее евроинтеграционных стремлениях, пошла на такой сомнительный шаг? И на самом ли деле украинский национализм так глубоко беспокоит польских вельмож?

Национализм: польская и украинская версии

Ключевой проблемой в обострении дипломатического кризиса между Украиной и Польшей стали поправки к закону "Об ИНН", касающиеся украинских националистов и отрицания их деятельности. Как отмечают польские законодатели, целью вносимых изменений является "восстановление исторической справедливости" относительно честного польского имени. Так, в статье 1 новой редакции закона "Об ИНН", в которой речь идет о преступлениях, совершенных против польского народа, к "нацистским и коммунистическим" прилагается отсутствующая ранее графа о "преступлениях украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с Третьим Рейхом". Отдельный подпункт "2а" той же статьи подробно расписывает, что следует понимать под такими преступлениями: "...акты, совершенные украинскими националистами в 1925-1950 гг., основанные на применении насилия, терроризма или других форм нарушений прав человека в отношении отдельных лиц или групп населения. Преступность украинских националистов и членов украинского формирования, которые в сотрудничестве с Третьим Рейхом принимали участие в уничтожении еврейского населения и геноциде граждан Второй республики в районах Волыни и Восточной Галиции".

Новости по теме

А после статьи 55 закона добавляются новые статьи 55а) и 55b) в следующей редакции: "Ст. 55а. 1. Кто публично и фактически приписывает польской нации или польскому государству ответственность, в т. ч. общую, за нацистские преступления, совершенные Третьим Рейхом, определенные в ст. 6 Устава Международного военного трибунала в приложении к Соглашению о международной ответственности и наказании главных военных преступников стран европейской оси, подписанного в Лондоне 8 августа 1945 г. (Dz. U. 1947 года poz. 367), или другие преступления, представляющие собой преступления против мира, человечности или военные преступления или иным образом грубо снижающие ответственность реальных исполнителей этих преступлений, будет караться штрафом или лишением свободы на срок до трех лет".

"Ст. 55b. Независимо от положений, действующих в месте, где было совершено преступление, этот закон применяется к польскому гражданину и иностранцу в случае совершения преступлений, указанных в ст. 55 и ст. 55a".

В Украине принятие данного закона связывают с ростом веса националистических сил в польском обществе и во власти. "Речь идет о различного рода правых, праворадикальных силах, среди них и правящая "Право и справедливость", которая с 2003 г. говорит о геноциде на Волыни, о преступлениях украинских националистов. Пытались разными способами закрепить в общественном сознании одностороннюю вину украинцев в польско-украинском конфликте, пытаются играть на стремлении части польского общества видеть себя исключительно жертвой истории, чтобы избавить его от необходимости отвечать", – считает директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, которого поляки сделали персоной нон грата.

Новости по теме

Для выяснения вопроса, почему же польский националист не любит украинца, профессор Института международных отношений Варшавского университета Анджей Шептицкий провел соответствующее исследование. По его результатам оказалось, что польский националист не имеет никаких недоразумений с украинским народом в целом. В то же время он испытывает ненависть к "бандеровцам" и их идеологии, но лишь потому, что некомпетентен в вопросах об украинском национальном движении, его развитии, борьбе с советским режимом и причинах гибели украинцев на польско-украинской границе. Вместе с тем этот националист ненавидит и иностранцев (украинец к этой категории не относится). По его мнению, Польша должна быть национальной и католической, следовать девизу: "Бог – Честь – Отчизна".

Наряду с этим часть украинского общества продолжает считать украинских националистов героями, которые добывали независимость для Украины. А попытки наступления Польши на такую идеологию считает выгодной для России. "Сейм Польши может по этому поводу принимать любые законы, но они никогда не изменят нашего отношения к людям, которые сражались и умирали только за то, чтобы на украинской земле не было оккупантов, а было независимое государство украинской нации... Поляки также должны понимать, что сегодня им аплодирует Москва, но уже завтра московский сапог может попирать их землю. По крайней мере так было уже не один раз", - считает председатель ОУН Богдан Червак.

Как видим, объединяет эти две стороны "бандеровская идеология". Вот только у польского националиста она вызывает ненависть, а у украинского – гордость. Однако называть закон "Об ИНН" "антибандеровским" является некорректным, считает доктор исторических наук, профессор Украинского католического университета Ярослав Грицак. "Трактовка польского закона как "антибандеровского" является слишком узкой. Он в первую очередь направлен против предыдущей власти и нынешней оппозиции. Качиньский и его власть говорит, что предыдущая власть проводила "политику стыда" по отношению к полякам. Она признавала преступления, которые совершали поляки в отношении других народов, в первую очередь по отношению к евреям. Подсчеты показывают, что поляки во время Второй мировой войны убили больше евреев, чем немцев. В 2000-х г. об этом была большая польская дискуссия, и польское правительство и польская церковь это признали и извинились. Теперь же польская власть считает, что это была не только большая ошибка, но и большой стыд. И теперь мы (ред. – действующее польское правительство) будем проводить "бесстыдную" политику восстановления собственного национального достоинства", – замечает он.

Новости по теме

На первый взгляд может показаться, что в основе всего лежит исключительно историческое недоразумение. Однако присмотревшись, становится очевидным, что причины противоречивых изменений в польском законе "Об ИНН" спрятаны намного глубже, а цель их – значительно шире.

Причина появления, трактовка, реакция

По словам обозревателей, данный закон не является большой неожиданностью. Проект закона "Об ИНН", в котором говорится, что отрицание "преступлений украинских националистов" должно преследоваться наравне с отрицанием преступлений нацистского и коммунистического режимов, было подано правой политической партией Kukiz'15 полтора года назад. Это почти одновременно с резолюцией, согласно которой события во время Второй мировой войны на Волыни названы геноцидом польского народа. Вот только ее Сейм Польши поддержал летом 2016 г., а проект Kukiz'15 в то время правящая партия "Право и Справедливость" (ПиС) отложила до ноября 2017 г. Однако и тогда рассмотрение не состоялось из-за подготовки визита Анджея Дуды в Украину.

Относительно поправок к закону "Об ИНН" заговорили аж 26 января текущего года в контексте широкого освещения в местных СМИ деятельности неонацистов и обвинений власти в снисходительности к ним. В результате дискуссии в стенах Сейма силами Kukiz'15, ПиС и партией ПСТ (Польская народная партия) соответствующий документ был согласован в третьем чтении. Из 414 депутатов за него проголосовали 279, 5 – против, 130 депутатов, преимущественно от "Гражданской платформы" и "Новочесной", воздержались.

На такие перемены в Сейме немедленно отреагировало МИД Украины с недвусмысленным намеком, что Польша "в очередной раз использует украинскую тематику во внутренней политике, а трагические страницы совместного исторического прошлого продолжают политизироваться". Украинское ведомство выразило надежду, что верхняя палата польского парламента "проявит политическую мудрость в вопросах, которые могут негативно повлиять на развитие двусторонних отношений". И несмотря на такую реакцию со стороны Украины, в польском Сенате усилиями большинства сенаторов ПиС в ночь на 1 февраля было решено, что законопроект в нынешней версии – полностью приемлемый. По словам парламентариев правящей партии, если в законопроекте "Об ИНН" и есть определенные противоречия, неточные или не до конца понятные определения, то это не повод отступать под давлением из-за рубежа.

Такая жесткость может быть обусловлена реальной озабоченностью Польши эпизодическими обвинениями в ее адрес о причастности к преступлениям, совершенным во время Второй мировой войны. Самым известным примером этого стала книга американского историка польского происхождения Яна Томаша Гросса, который именно поляков, а не нацистов, обвинил в массовом уничтожении евреев в небольшом польском городке Едвабно летом 1941-го. Как следствие, польский ИНП был вынужден провести основательное расследование по этому поводу, в результате которого, хоть и частично, но согласился с информацией Гросса. Конечно же, поляки стараются не вспоминать о таких "темных" фактах своей истории. "Цель закона заключается в том, чтобы ответить на периодическую проблему клеветы на Польшу, которую иногда изображают как страну-преступника во время Второй мировой войны, тогда как вообще все было противоположно. Хотя случаи использования такого термина, как "польская смерть, или концентрационные лагеря" в отношении Холокоста, скорее всего, является следствием исторического незнания, есть шанс, что во времени и с новыми поколениями это приведет к новым, ложным интерпретациям роли Польши в преступлениях ХХ века, тогда как польское государство фактически воевало с виновниками геноцида (как нацистами, так и советскими). Ссылки на исторические факты и правовые последствия для Польши имеет такую же важность, как история и факты Крыма для украинцев", – считает президент совета квартальника Res Publica и главный редактор польского издания Visegrad Insight Войцех Пшибыльский.

Бывший концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц-Биркенау возле Освенцима в Польше Фото из открытых источников

Но, конечно же, история – не единственный повод для принятия закона. Весомый внутриполитический аспект также играет здесь свою роль. "Речь идет о правящей партии, которая хочет увеличить себе поддержку со стороны избирателей, в основном из среды кресов, националистов и среди лиц, которые неблагосклонно относятся к украинцам... Принятие этого закона - также чуть прикрыть тему, о которой в последнее время было громко слышно в Польше, по развитию националистических и даже неонацистских настроений, в чем оппозиция обвиняет правящих", – убежден польский историк украинского происхождения, профессор Роман Дрозд.

Но все мы помним старую поговорку времен Второй мировой: "Что русскому хорошо, то немцу – смерть". И ситуация, сложившаяся с польским законопроектом, хорошо продемонстрировала то, что если он приемлем для Польши, то это не значит, что так же к нему относится и мировое сообщество. Ведь его критическая реакция не замедлила себя ждать.

Изменения в закон "Об ИНН" раскритиковали в Израиле – президент Реувен Ривлин, премьер-министр Беньямин Нетаньяху, депутаты Кнессета и многочисленные мировые еврейские организации. Инициативу польских законотворцев израильская сторона восприняла как возможность наказания тех, кто выжил во время Холокоста, за их показания. В связи с этим в Иерусалиме предлагают расширить действующий закон о запрете отрицания Холокоста от 1986 г., согласно которому польский закон "Об ИНН", запрещающий говорить о причастности поляков к преступлениям Третьего Рейха, приравнивается к отрицанию Холокоста.

Кроме того, главный раввин Украины Моше Асман призвал Израиль приостановить визиты школьников в Польшу на международный "Марш живых", перенеся их в Украину. Об этом говорится в открытом письме раввина к министру образования Израиля Нафтали Беннет. "В Украине много мест, которые подходят для "Марша живых": Бабий Яр в Киеве, Дробицкий Яр в Харькове, Яновский концлагерь во Львове и десятки других мест, где евреи страдали и были уничтожены во время трагических событий", – написал Асман в письме. По мнению раввина, такой шаг должен был бы "наказать Польшу", в первую очередь материально, поскольку она бы потеряла десятки миллионов долларов, которые во время указанных мероприятий тратит израильская молодежь.

Обеспокоенность данным законом выразили также США и Франция. Как отметили в Вашингтоне, "введение в действие этого закона негативно влияет на свободу слова и академические исследования". В американском внешнеполитическом ведомстве добавили, что такие термины, как "польские лагеря смерти", являются болезненными и обманчивыми. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил о недопустимости переписывания истории в контексте закона "Об ИНН". "Достаточно сильным средством может стать "моральное давление", - сказал Ле Дриан, отвечая на вопрос, как будет действовать Европейский Союз в связи с внедрением закона.

Новости по теме

А вот реакция украинской стороны была более сдержанной. После того как законопроект поддержал Сенат, это решение раскритиковал президент Украины Петр Порошенко. Он назвал документ "не соответствующим принципам партнерства" и призвал польскую власть к диалогу. В начале февраля депутаты Верховной Рады выразили разочарование и обеспокоенность в связи с принятием в Польше изменений в закон "Об ИНН". "Верховная Рада Украины категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины в преступлениях двух тоталитарных режимов XX века – нацистского и коммунистического", – отмечается в заявлении. В документе также указывается, что принятые в Польше законодательные изменения противоречат содержанию и духу стратегического партнерства между двумя странами, а также принципам, которые были согласованы сторонами, в том числе в Декларации памяти и солидарности от 20 октября 2016 г.

Несмотря на все это, отказываться от закона "Об ИНН" действующая польская власть не собирается. И уверенности ей придает еще и факт отсутствия сопротивления со стороны Германии, которая взяла полную ответственность за нацистские концлагеря на себя. И справится ли с давлением официальная Варшава и поддерживают ли ее в этом сами поляки?

Реакция и действия Польши

В самой Варшаве заявляют, что удивлены такой бурной реакцией на принятый закон, ведь имели целью только восстановить справедливость в отношении поляков, а не обострять международные отношения.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во время визита в Музей поляков, которые спасали евреев во время Второй мировой войны, убеждал иностранных журналистов, что поправки в закон об Институте национальной памяти – это желание положить конец фальсификации польской истории, "это наш Рубикон", заявил Моравецкий.

В свою очередь, по словам премьера, польская сторона намерена наладить диалог с Израилем. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович заявил, что позиция Израиля в отношении закона об Институте национальной памяти опирается на "ложные ссылки", а критические замечания являются следствием непонимания. Такой же позиции глава МИД Польши придерживается, объясняя спор с украинской стороной, и надеется, что ее удастся уладить на встрече вице-премьеров Польши и Украины, которая должна состояться на этой неделе.

В самом польском обществе отношение к закону "Об ИНН" разделилось. Если польские националисты и сторонники "ПиС" требовали от президента немедленно подписать закон, то представители польской интеллигенции подписали обращение, в котором выражают свой протест. "Внесенные изменения в закон об ИНП узаконят существующие в публичном пространстве практики дискриминации и акты агрессии, они будут способствовать стигматизации любых лиц и этнических групп, укреплять ксенофобские настроения, будут генерировать новые преступления на почве ненависти, усиливать правовой, социальный, политический, дипломатический и информационный кризис", – говорится в обращении. Его подписали известные историки, деятели искусства и культуры, общественные активисты – всего более ста человек.

По словам директора польского Центра международного сотрудничества, экс-заместителя главы польского МИД Кшиштофа Становского, который в числе тех, кто подписал обращение, закон спровоцировал массовые протесты в Польше и мире, и их результатом является передача документа в конституционный суд. "Независимые СМИ широко сообщают о негативной реакции общества и международного сообщества. Эффективность протестов польских граждан и международного сообщества показывает передача закона в конституционный суд. К сожалению, суд утратил независимость. И это в то время, как закон разбудил демонов прошлого. Польский парламент в очень спешном режиме принял его, не консультировался по процедуре действующего законодательства. Закон является не только фактически неправильным, но и принадлежит к "плохому законодательству"... "Право и справедливость" считает (и показывает неоднократно), что внешний враг помогает объединить общество вокруг правительства. Это недалекая, но эффективная политика, которая оправдывает введение недемократических практик или отсутствие реформ", – отмечает эксперт.

Техническая сторона закона – это то, к чему на самом деле есть ряд замечаний, и именно на нее стоит указывать полякам для поиска компромисса. "Нужно немедленно критиковать его технические аспекты, которые нелогичны, репрессивны в отношении свободы слова и вызвали самый серьезный кризис во внешней политике Польши. Другими словами, технические аспекты закона сделали его контрпродуктивным", - считает Пшибыльский.

Но в вопросе, пойдет ли польская власть на уступки в принятии изменений к указанному закону (Анджей Дуда в обращении в конституционный суд уже оспорил термин "украинские националисты"), несмотря на резкую реакцию мирового сообщества на него, эксперты не спешат делать конкретных заявлений. Однако предполагают, что данное решение может остаться без изменений. "Трудно сейчас сказать. Не знаем, какие ведутся переговоры, какая аргументация будет применяться Израилем, США, Украиной и другими причастными к этому вопросу. Без сомнения, переговоры будут тяжелыми. Еще перед его одобрением парламентом и подписанием президентом Дудой международная общественность протестовала, однако закон все же был введен в действие без каких-либо изменений. Это показывает, что с польской стороны может либо не быть изменения положения, либо лишь небольшие уступки. В украинском вопросе изменения если и будут, то только косметические", – говорит Дрозд.

Но именно эта неуступчивость и может спровоцировать углубление "пропасти" между Польшей и соседями. "Текущее правительство показало, что оно не учитывает международное мнение. Оно будет рассматривать концессию как неудачу... Польша оставалась в течение нескольких лет (независимо от правящей партии) лидером организации европейской солидарности против российских вторжений в Грузию, Украину..., помогала во время Оранжевой революции и Революции достоинства. Сегодня Польша изолирована. Польская международная изоляция выгодна для Москвы и московской пропаганды в Польше, которая после Революции достоинства пытается разбудить конфликт с Европейским Союзом, Германией, США и Украиной", – говорит Становский.

Так что в этой ситуации остается делать Украине и есть ли шансы сохранить добрососедские отношения?

Перспективы для Украины

Хотя реакция украинской стороны была без громких заявлений изменить законодательство или оставить дипломатическую миссию без посла, однако огласка, которую закон "Об ИНН" получил в Украине, не вызывает сомнений относительно обеспокоенности данной ситуацией.

Многие обозреватели осуждали такую "слабую" позицию Украины, однако эксперты отмечают правильность таких умеренных действий в силу того, что украинско-польский спор на фоне истории длится уже не первый год.

"Принятие закона и его обсуждение ограничили пространство для диалога между нашими странами. Но это вовсе не означает, что нам нужно вводить мораторий на дискуссии, встречи, переговоры, потому что молчание – это путь в никуда, который лишь усугубит конфликтную ситуацию. Мы должны разговаривать, убеждать, но сдерживаться от симметричных действий", – отмечает сопредседатель группы по межпарламентским связям с Республикой Польша Оксана Юринец. "Действовать не провокационными акциями под стенами Сейма, а официальными визитами, переговорами, круглыми столами, дискуссиями историков", – продолжает чиновница.

Незначительным считают эксперты влияние ситуации на миграционные процессы между Украиной и Польшей. "Что касается миграции..., то здесь на процессы, скорее, повлияет не закон (потому что простые поляки в большинстве положительно относятся к украинцам, о чем говорят социологические исследования), а новые правила для получения права на работу в соседней стране. Большинство украинцев мигрируют в Польшу именно в поисках работы. И не думаю, что закон этот процесс приостановит", – говорит Юринец.

Впрочем, для украинских радикалов ситуация может быть иной. "Думаю, эти отношения негативно повлияют лишь на миграцию радикальных националистов:польских – сюда, а украинскихтуда. Вон господин Вятрович заявил, что в Польшу не будет ездить. Но огромное большинство украинцев не имеет отношения к ОУН или УПА и не имеет причин отрицать очевидногопреступной резни мирного польского населения на Волыни, которую поляки, да и мир, имеют такие же основания осуждать, как мы и часть мира осуждаем Голодомор", – предполагает эксперт Владимир Пархоменко.

В вопросе, разрушит ли закон "Об ИНН" и так напряженные отношения между Украиной и Польшей, эксперты советуют обратиться к опыту истории, где безвозвратных разрывов международных отношений не было даже после кровопролитных войн.

"Никакие события никогда не разрушали отношений между государствами безвозвратно. Достаточно вспомнить мировые войны. После 1945 г. с Германией быстро задружили все, кто с ней воевал. То же было и в отношении Японии. Так будет и с украинско-польскими и даже с украинско-российскими отношениями. Дело лишь во времени", – говорит Пархоменко.

Практика действительно показывает, что нынешняя польская власть, несмотря на все недоразумения, всегда поддерживала Украину. "Тезисы, изложенные в законе, не новы. Политическая сила, которая их продвигает, делает это, как минимум, с 2000 г. Но наряду с этим поляки нас активно поддерживали и во время Оранжевой революции, и во время Революции достоинства, отстаивали наши интересы в ЕС. Мы очень критично оцениваем принятый закон. Но несмотря на это, и дальше убеждена, что у нас есть все шансы на восстановление взаимопонимания по формуле "Прощаем и просим прощения", – уверена Юринец.

Однако существует серьезная вероятность того, что определенные последствия все же будут портить украинско-польские отношения. "Большое осложнение, по моему мнению, будет в историческом вопросе. Здесь будет регресс, украинская и польская сторона не будут такими открытыми на сближение, как это было еще несколько лет назад. Историки, учитывая возможное наказание (а в Польше, если ты будешь справедливо наказан, то не сможешь работать в университете), станут очень осторожными: или перестанут заниматься сложными польско-украинскими отношениями в прошлом, или будут так писать, чтобы не подпадать под закон. В свою очередь украинские исследователи будут опасаться приезжать в Польшу, учитывая возможное наказание. В любом случае это негативно скажется на исследованиях. Это также будет усложнять политические, дипломатические отношения между Польшей и Украиной", – высказывает опасения Роман Дрозд.

Главное, по мнению экспертов, для Украины в данной ситуации стоит искать дополнительные международные контакты и укреплять уже существующие с США, Канадой, Израилем.

"Польша и Украина имеют сложные, но необходимые споры относительно исторических нарративов и фактов, но я надеюсь, что это решение будет найдено так же, как нам это удалось в деле нового украинского образовательного закона и польскоязычного меньшинства. Обе страны имеют стратегический интерес признать факты об истории и, по сути, примириться", – отмечает Пшибыльский.

Поэтому, несмотря на сложность дипломатического кризиса между Польшей и Израилем и Польшей и Украиной в связи с принятием Варшавой закона "Об институте национальной памяти", обзор ситуации требует воздержаться от поспешных выводов и резких заявлений. Такие вопросы требуют детального исследования и анализа, ведь это комплекс истории, политики и международных отношений, которые затрагивают глубокие национальные чувства украинского, польского и еврейского народов, которые поочередно позиционируют себя жертвами истории.

Богдана Ключник

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...