Как "умнеет" одежда в эпоху интернета вещей

О том, что мы вступаем в эпоху интернета вещей, свидетельствует не только бурное развитие беспилотников или анонсы 5G-сети. Все более неожиданные вещи получают интеллектуальную функцию или хотя бы возможность подключаться к интернету и передавать какие-то данные. Это не только бытовая техника. "Умнеет" даже одежда. Рассказываем на примерах, что уже было изобретено и доступно пользователям, а что скоро появится в продаже

Как "умнеет" одежда в эпоху интернета вещей

Нина Глущенко

Журналист

О том, что мы вступаем в эпоху интернета вещей, свидетельствует не только бурное развитие беспилотников или анонсы 5G-сети. Все более неожиданные вещи получают интеллектуальную функцию или хотя бы возможность подключаться к интернету и передавать какие-то данные. Это не только бытовая техника. "Умнеет" даже одежда. Рассказываем на примерах, что уже было изобретено и доступно пользователям, а что скоро появится в продаже

Для комфорта

Впервые массово об умной одежде заговорили после того, как Google и Levi’s анонсировали "умную" куртку, выполненную в классическом дизайне модели Levi’s Commuter. У куртки есть небольшой "умный" сенсорный блок на рукаве, предназначенный для управления смартфоном. Проект был разработан экспериментальным подразделением Google ATAP и представлен в 2016 году. Ткань носит название Jacquard, она сделана из токопроводящих нитей, вшитых в структуру обычной джинсовой ткани. Стоимость куртки составила 350 долл., в продаже она появилась 27 сентября того же года.

Adidas, похоже, решили не отставать от тренда "умной" одежды и выпустили лимитированную серию "умных" кроссовок к 90-летию берлинской подземки – EQTSupport 93/17 "Berlin". Собственно, смарт-часть состоит в наличии вшитого в язычок годового проездного на общественный транспорт немецкой столицы. Партия ограничена количеством в 500 штук, стоимость – 180 евро.

Adidas EQTSupport 93/17 "Berlin" Из открытых источников

Кроссовки с проездным, с технической точки зрения, штука совсем несложная и больше имиджевая. А вот в научных лабораториях появляются продукты более технологичные и перспективные. Так, в журнале Science Advances вышла публикация о новом материале, который умеет согревать или, наоборот, охлаждать кожу. Такая ткань применима в спортивной одежде, в экипировке альпинистов и высотников, в одежде для межсезонья, когда погода часто меняется. Разработкой ткани занимаются ученые из Стэндфордского университета.

Основу материала составляет нанопористый полиэтилен с диаметром пор от 50 до 1000 нанометров. Ткань из него получается двухсторонняя, соответственно в зависимости от желаемого эффекта, сторону нужно менять. Технические подробности новинки описаны здесь. О том, когда она появится в коммерческой эксплуатации, пока неизвестно. Надо сказать, что до этого изобретения группа ученых из того же Стэндфордского университета создала материал, предназначенный исключительно для охлаждения. Его можно применять как в одежде, так и в технике (например, в литий-ионных аккумуляторах для изоляции катода и анода).

Нанопористый полиэтилен Из открытых источников

Разработки ведутся не только в сфере тканей. Так, "умное" белье, о котором речь шла выше, все же требует подзарядки, что неудобно. Поэтому ученые трудятся над созданием гибких и влагозащищенных солнечных панелей, которые бы обеспечивали вещи энергией. Успеха на этом поприще удалось достичь японским ученым. Они разработали панели с активным слоем из органического полимера. Защищает панели от воды парилен, эластичность же обеспечивает акриловый эластомер. В итоге пленку с солнечной панелью можно растягивать на 50%, а также погружать в воду. Правда, коэффициент эффективности такой панели составляет всего 7,9%. Для сравнения: солнечные панели для электростанций в среднем имеют показатели на уровне 15%, а флагманские разработки – более 20%.

Это платье-паук предназначено для защиты своей обладательницы от посягательств со стороны окружающих. Модель была напечатана на 3D-принтере, и пока речь о массовом производстве не идет. Но это также одно из направлений, в которых может развиваться индустрия моды в паре с технологиями.

Для путешествий

Благодаря развитию бюджетного сегмента перевозок и жилья, путешествия стали одной из быстрорастущих сфер экономики в мире. В соревнование за клиента вступили практически все авиакомпании, поэтому лоукостеры уже не могут выиграть только из-за цены, им нужны другие инструменты для привлечения внимания. Такими инструментами становятся удобные способы регистрации на рейсы (например, через Facebook-бота или при помощи биометрии), специальные сервисы и вау-аксессуары для путешественников.

Так, лоукостер Easyjet выпустил кеды со встроенным GPS-навигатором. В обуви находятся вибрационные датчики, которые указывают направление движения, а сами кеды подключаются к смартфону по Bluetooth. Данные подхватываются из Google-карт. При этом благодаря сигналам, поступающим от обуви, человеку не нужно все время смотреть на карту в смартфоне, он может наслаждаться видами. Кеды Easyjet были протестированы на улицах Барселоны. Только в продажу они пока не поступили и неизвестно, когда поступят. О цене также еще неизвестно.  

Для здоровья

Медицинские проекты в области интернета вещей уже не редкость. Стартаперы изобретают гаджеты, которые при подключении к смартфону передают на него данные о состоянии человека с заданной периодичностью. Сегодня у любой популярной мобильной платформы есть собственное фирменное приложение для мониторинга здоровья, а те в свою очередь двигаются в сторону сотрудничества с медицинскими организациями. Так, уже было несколько случаев, когда смарт-браслеты или часы помогали определить беременность или проблемы с сердцем. Логично, что следующим шагом будет перемещение инструментов для мониторинга еще ближе к телу. В повседневную одежду, например.

На выставке CES 2018 японский стартап Xenoma показал "умную" одежду, которая умеет следить за движениями человека. Она может быть полезна в спорте (чтобы анализировать собственную технику, например), виртуальной реальности (где пока нет инструментов для визуализации человеческого тела) и здравоохранении. Одежда оснащается датчиками, фиксирующими положение тела. По Bluetooth она подключается к смартфону. Клинические испытания одежды Xenoma должны начаться в ближайшее время в Германии, а через пару лет стартап рассчитывает на массовое применение продукта в здравоохранении.

Новости по теме

"Умное" нижнее белье Skiin от стартапа Myant отслеживает температуру тела, давление, частоту сердечных сокращений, уровень воды и жира в организме. Данные синхронизируются со смартфоном. В ближайшее время команда откроет API, чтобы сторонние разработчики смогли добавлять новые возможности в высокотехнологичное белье. Например, управление температурой в доме в зависимости от температуры тела, сложностью игры - в зависимости от уровня стресса, плейлистом – в зависимости от настроения. Кроме мониторинга тела в реальном времени, оно сможет даже следить за "умным" домом. Стоимость такого решения – от 279 долл. за четыре пары трусов. Линейка стала доступна для предзаказа на этой неделе. Сфера применения, по сути, та же: игры, виртуальная реальность, здравоохранение.

Не только красота, терморегуляция и сердечные ритмы волнуют индустрию. Компания Aerochromics разработала три типа футболок, которые меняют свой цвет, попадая в среду с загрязненным воздухом: с повышенной концентрацией углекислого газа, загрязненностью твердыми микрочастицами и радиоактивными веществами. Механизм действия у футболок отличается в зависимости от того, с чем она реагирует. Модели уже доступны в продаже по цене 500 долл., а посмотреть на принцип работы можно в этом видео.

Созданием "умной" одежды занимаются и в Украине. Так, стартап Heartln Inc работает над "умными" футболками. Датчики в футболках измеряют пульс и на его основании дают рекомендации о тренировках. Полученные данные обрабатываются искусственным интеллектом, он может предупредить о возможных проблемах с сердцем, которые стоит обсудить с врачом.

  

Таким образом, "умные" технологии в одежде – это не баловство, как могло показаться на первый взгляд. Хотя вряд ли можно встретить человека, который хотел бы, чтобы его футболка меряла уровень воды и жира в организме или следила за движениями. Такие решения потенциально способны если не спасать жизни, то хотя бы повышать их качество. Описанные в статье примеры – не единственные, но достаточно характерные. Сфера "умной" одежды только начинает развиваться, и очевидно, что большой упор будет сделан на здоровье человека и предотвращение серьезных заболеваний.

Нина Глущенко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...