Как ВРУ собирается бороться с законодательным спамом

Украина – европейский рекордсмен по ежегодной регистрации законопроектов в парламенте. Урегулирование этого процесса позволило бы сделать процесс принятия законов более качественным и прозрачным. 112.ua разбирался, что можно считать законодательным спамом и как это явление появилось в стенах ВРУ

Как ВРУ собирается бороться с законодательным спамом
Открытый источник

Ксения Цивирко

Журналист

Украина – европейский рекордсмен по ежегодной регистрации законопроектов в парламенте. Урегулирование этого процесса позволило бы сделать процесс принятия законов более качественным и прозрачным. 112.ua разбирался, что можно считать законодательным спамом и как это явление появилось в стенах ВРУ

За три года работы под куполом Верховной Рады зарегистрировали более 6 тыс. законопроектов. По данным аналитического портала VoxUkraine, только 12% из них становятся законами, а каждый второй получает негативную оценку Главного научно-экспертного управления ВРУ. Из-за переизбытка лишних законопроектов и поправок "полезные" законопроекты могут месяцами рассматриваться во втором чтении. В прошлом году некоторые парламентарии пришли к выводу: чрезмерное употребление законодательной инициативы может нанести вред здоровью законодательства.

Новости по теме

А на прошлой неделе спикер Верховной Рады Андрей Парубий анонсировал подготовку очередного законопроекта, направленного против законодательного спама: "В частности, моя инициатива будет заключаться в том, чтобы любой законопроект, который регистрируется, получил поддержку определенного количества депутатов. По количеству наименьшей фракции. Чтобы хотя бы группы депутатов демонстрировали поддержку этого законопроекта и, соответственно, демонстрировали, что он может иметь перспективу рассмотрения, а не зарегистрирован просто как пиар-ход того или иного депутата".

Важные реформы блокируются наплывом законодательного спама, хоть и не всегда намеренно. Например, проект Избирательного кодекса лежит в Раде с 2015 года, и в довесок к нему депутаты внесли еще 4,5 тысячи правок. Самый долгий законопроект в истории Украины – изменения в Процессуальный кодекс в рамках судебной реформы - имел 3383 правки. "Правки не только затягивают принятие ключевых решений для государства. Из-за их большого количества можно не заметить, как какая-то правка, по сути, нивелирует весь закон. Например, когда принимали закон об Антикоррупционном суде, внесли правку: если дело НАБУ начали рассматривать в суде общей инстанции, то апелляция на его решение тоже будет рассматриваться судом общей инстанции, а не в Антикоррупционном суде", - объясняет политолог Кирилл Молчанов. 

И смех, и грех

В целом, за последние три года работы ВРУ больше всего законопроектов зарегистрировали Олег Ляшко и Виктор Галасюк из Радикальной партии, внефракционные Михаил Головок и Юрий Левченко, а также депутат от БПП Андрей Шинькович.

"Когда мы говорим о законодательном спаме, важно понимать, что речь идет не о каких-то конкретных законопроектах, а о процессе в целом. Проблема в том, что каждый депутат у нас по закону наделен правом законодательной инициативы, и чтобы продемонстрировать народу свою активность, они каждый день регистрируют законопроекты. Поэтому идея ограничить законодательный спам от депутатов и принять регулирующий закон – здравая", – считает эксперт Центра политико-правовых реформ по конституционному праву Богдан Бондаренко.

По мнению экспертов, основная причина, толкающая депутатов на продуцирование все новых и новых законопроектов ­­­– желание пропиариться. Иногда предлагают здравые идеи, которые тяжело реализовать в рамках существующего законодательства. А иногда откровенные нелепости. Вот примеры необычных законодательных инициатив народных избранников текущего созыва.

ВРУ

Любители неуместно пошутить были и в предыдущем созыве ВРУ. Так, например, бывший депутат от "Батькивщины" Сергей Терехин каждый год, 1 апреля, регистрировал в Раде шуточные законопроекты. Под его авторством такие законодательные инициативы: "Про сало", "Про полигамию", "О запрете использования яиц в предвыборной кампании не по назначению", "Про праздник "Покраща" и даже "Про свободные эрогенные зоны". Другие депутаты тоже не скупились на идеи: от законодательного запрета разгонять тучи искусственными методами и называть ребенка в честь вымышленных персонажей до введения криминальной ответственности за политическое сутенерство и занятие политической проституцией. 

По данным VoxUkraine, законотворчество депутатов наименее эффективно: в итоге принимаются только 7% предложенных законопроектов. Зато инициатива президента почти всегда выполняется беспрекословно: за три года было принято 78% законопроектов, которые он вынес под купол Верховной Рады.

Закон против закона

По словам Богдана Бондаренко, о важности создания некоторых ограничений в законотворчестве заговорили еще в 2015 году – тогда миссия Европейского парламента составила дорожную карту по повышению институциональной способности ВРУ (так называемый план Пета Кокса). Среди прочего, план предусматривал создание отдельного подразделения в парламенте, который бы проверял соответствие подаваемого законопроекта определенному регламенту.

"Предложение спикера чем-то похоже. Идея состоит в следующем: депутат как бы не лишается права законодательной инициативы, но перед тем, как законопроект будет зарегистрирован, он должен собрать лист поддержки или подписной лист. Количество депутатов, подписавшихся под этой инициативой, должно быть не меньше, чем в самой маленькой коалиции. Идея здравая, но есть проблема: Конституция гарантирует депутату право законодательной инициативы. Поэтому есть вероятность, что Конституционный суд посчитает этот закон неконституционным, а чтобы поменять норму самой Конституции, в Раде должно набраться 300 голосов, что маловероятно", - говорит Бондаренко.

Пока что весь груз законопроектов и поправок ложится на плечи комитетов и секретариата. Все приходится анализировать дополнительно и в научно-экспертном управлении. "Экспертиза одного законопроекта на комитете в среднем длится от 2 недель до 2 месяцев. Но если законопроект о законодательном спаме примут, количество этих документов уменьшится процентов на 60. Однако работы меньше не станет, - она будет более качественная", - заключает депутат и первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

Посмотрим, как будет дальше разворачиваться борьба с законодательным спамом, но вряд ли нардепы перестанут использовать свое право законодательной инициативы в интересах самопиара.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...