banner banner banner banner

Камеры, штрафы, техосмотр: Как власти намерены снизить количество ДТП в Украине

На трассе Киев – Харьков в результате ДТП с участием двух грузовиков, микроавтобуса и легковушки погибли 6 человек, еще 20 получили травмы. За несколько дней до этого резонансного происшествия в Киеве состоялся современный и красочный ивент Министерства инфраструктуры. Чиновники демонстрировали красивые слайды и давали обещания снизить аварийность на украинских автодорогах. Песня хорошо знакома: аналогичные обещания не так давно давали их предшественники. 112.ua попытался ответить на вопрос: реально ли снижение аварийности на украинских дорогах и что для этого нужно?

Камеры, штрафы, техосмотр: Как власти намерены снизить количество ДТП в Украине
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

На трассе Киев – Харьков в результате ДТП с участием двух грузовиков, микроавтобуса и легковушки погибли 6 человек, еще 20 получили травмы. За несколько дней до этого резонансного происшествия в Киеве состоялся современный и красочный ивент Министерства инфраструктуры. Чиновники демонстрировали красивые слайды и давали обещания снизить аварийность на украинских автодорогах. Песня хорошо знакома: аналогичные обещания не так давно давали их предшественники. 112.ua попытался ответить на вопрос: реально ли снижение аварийности на украинских дорогах и что для этого нужно?

Новости по теме

На презентации, организованной по всем правилам современных ивентов (с большим экраном, яркими презентациями, видеороликами, брендированными футболками и фуршетом), Министерство инфраструктуры представило государственную программу безопасности и повышения безопасности движения на украинских дорогах. Присутствовавший на нем министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил о ключевом приоритете вверенного ему ведомства снизить аварийность как минимум на 30% до 2024 года. Его предшественник в кресле министра Владимир Омелян ставил перед собой не менее амбициозные цели. Он обещал, что Украина как минимум вдвое сократит смертность на дорогах к 2020 году. Но если верить статистике, за последние пять лет ситуация на дорогах практически не изменилась.

Владислав Криклий отметил, что уровень смертности и травматизма в результате ДТП в Украине являются недопустимо высокими. По подсчетам Мирового банка, социально-экономические потери Украины от дорожно-транспортного травматизма оцениваются в почти 70 млрд грн в год, что равно приблизительно 2% ВВП.

Смертность на дорогах в Украине существенно превышает показатели стран Европы.

Правда, верить статистике ДТП нужно осторожно. Настоящие масштабы катастрофы могут быть куда более впечатляющими, нежели отражено в статистике. "В Украине шесть лет уже нет постановления Кабмина, которое бы стандартизировало сбор данных о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. До 2014 года такой акт был, но его отменили, а альтернативный документ до сих пор так и не приняли. Совершенно неясно, по какой методологии формируется нынешняя статистика и насколько она отражает настоящее положение дел. Большое значение имеет не столько общее количество ДТП, сколько количество ДТП с тяжкими последствиями, в которых серьезно пострадали или погибли люди. Объективной статистики у нас нет", - рассказал 112.ua эксперт по вопросам транспорта Александр Кава.

Из открытых источников

Почему в Украине так много ДТП

Одной из главных причин высоких показателей аварийности и смертности на дорогах является ситуация с дорожной инфраструктурой, отмечали участники министерского ивента "Безопасность имеет значение". Дороги в Украине небезопасные, соглашается Кава: "На большинстве дорог с несколькими полосами движения не установлены разделительные барьеры, что исключало бы возможность самых опасных лобовых столкновений". По его словам, проблема не решается, в том числе и на дорогах, где проводился дорогостоящий капитальный ремонт: тот же Воздухофлотский проспект в Киеве с шестью полосами движения во время ремонта так и не был оснащен разделителем".

Из открытых источников

К слову, столкновения стали причиной 59,16% ДТП в 2019 году.

Наиболее эффективным путем улучшения ситуации могут стать инвестиции в безопасную дорожную инфраструктуру. На это нужны деньги, и немалые. "Польша, когда озаботилась вопросом повышения безопасности, в первую очередь сделала инвестиции в дорожную инфраструктуру. Благодаря этому удалось добиться очень хороших результатов. Число пострадавших в ДТП снизилось почти в два раза", - подчеркивает Кава.

"Новые дороги в Украине строятся с учетом современных требований к безопасности, но новых дорог нужно, конечно же, больше. Украине нужна сеть скоростных автодорог (с 2 проезжими частями по 2 полосы движения), которые бы соединяли между собой все областные центры. Сейчас в этой категории у нас только дорога М-06 на участке от Киева до Ровно, М-05 Киев - Одесса, М-01 на участке от Киева до Чернигова и М-03 на участке от Киева до Полтавы, М-19 на участке Харьков – Днепр, дорога Н-20 Славянск – Донецк –Мариуполь. Остальные дороги у нас двухполосные. На них существует большая опасность ДТП при интенсивном трафике, когда водители начинают осуществлять рискованные обгоны", - подчеркнул Александр Кава. По его словам, для снижения смертности на автодорогах в Украине нужно строить двухуровневые пешеходные переходы через скоростные шоссе и автомагистрали, что сделает их безопасными для пешеходов. Также необходимо строить кольцевые развязки вместо перекрестков. Кольцевые развязки исключают возможность ДТП с тяжелыми последствиями. Если на Т- и Х-образных перекрестках столкновение автомобилей может происходить со встречной скоростью 200 км/ч, то при прохождении кольцевой развязки каждый водитель вынужден сбросить скорость до 30-40 км/ч", - отмечает Кава.

Из открытых источников

Новости по теме

Это понимают и в Министерстве инфраструктуры. В ходе мероприятия "Безопасность имеет значение" министр Криклий пообещал, что еще до конца 2020 года в Украине будет обустроено 29 кольцевых развязок, 76 амортизационных устройств (демпферные системы), обустроено 887 осветленных пешеходных переходов со светофорами по требованию. Надземный пешеходный переход, правда, построят лишь один – на трассе Киев - Одесса.

В министерстве обещают увеличить число камер с автоматической видеофиксацией нарушений (проект реализуется с 1 июня). До конца 2020 года к имеющимся комплексам автоматической фиксации добавится еще 250. Мнения экспертов насчет эффективности этого метода для снижения аварийности отличаются. "Ситуацию с аварийностью в Украине можно преодолеть, только преодолев беспредел на дорогах. Это возможно только в том случае, если неотвратимость наказания за нарушения будет действовать для всех и никто ни с помощью кумовства, ни с помощью денег не смог бы "порешать". Огромное значение для этого имеют камеры видеофиксации нарушений, которые, как ни странно, вызвали немало возмущений! Их число должно расти. Я также сторонник конфискации автомобилей, в частности за вождение в нетрезвом виде, как в Беларуси. Известно немало случаев, когда и после лишения прав водители преспокойно продолжают ездить", - рассказал 112.ua директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Из открытых источников

Только системой наказаний проблемы не решить, считает Кава: "Вместо того чтобы снизить аварийность за счет повышения параметров безопасности дороги, предлагаемые меры направлены на то, чтобы сделать крайними граждан – наказывать их и штрафовать (в том числе на основании данных камер видеофиксации)".

По аварийности техосмотром

Не менее весомая причина высокой аварийности в Украине – старый автопарк. Только единицы среди украинцев могут позволить себе покупку новых автомобилей, оснащенных современными системами безопасности. Большинство автомобилей на украинских дорогах небезопасны не только для тех, кто в них находится, но и для других участников дорожного движения", - говорит Олег Назаренко. И тут мы снова упираемся в вопрос денег, но в еще более сложном аспекте, чем финансирование инфраструктурных проектов из бюджета. "Необходимо повышать уровень благосостояния украинцев, чтобы они имели возможности покупать новые автомобили или более свежие б/у авто, избавлялись от старых и морально устаревших", - подчеркнул Назаренко.

Как сообщалось, за последние 4 года импорт в Украину автомобилей, бывших в употреблении, вырос в 8 раз. В 2018 году часть импортированных б/у автомобилей от общего числа первых регистраций составляла почти 60%, тогда как в 2015 году - 23%. Средний возраст транспортных средств в Украине составляет 10-20 лет, что означает соответствие автомобиля среднестатистического украинца экологическим стандартам не выше Евро-0 – Евро-2. В декабре Верховная Рада приняла закон об отсрочке введения новых экологических стандартов Евро-6 для новых легковых автомобилей при их производстве и импорте с 2020 года до 2025 года.

Тот факт, что неблагонадежный автомобильный парк – одна из причин высокой аварийности на дорогах, признают и в Мининфраструктуры. "С целью уменьшения аварийности в связи с ненадлежащим техническим состоянием и для уменьшения выбросов", министерство разработало законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации Украины с ЕС", сообщили 112.ua в пресс-службе Офиса поддержки реформ Мининфраструктуры. Законопроект предусматривает обязательную проверку предусмотренного им перечня зарегистрированных в МВД транспортных средств на пригодность к эксплуатации. "Документ размещен для общественного обсуждения на сайте Министерства инфраструктуры", - уточнили в пресс-службе. После процедуры согласования с заинтересованными сторонами он может быть одобрен правительством и после этого поступит в Верховную Раду. "Законопроектом предусматривается отсрочка вступления в силу его норм на 1 год", - уточнили в пресс-службе Офиса поддержки реформ Мининфраструктуры.

Стоит отметить, что еще на этапе обсуждения очевидно, что больше всего возражений участников рынка и экспертов - из области опасений, что возврат к практике техосмотров приведет к возрождению связанной с ней в прошлом коррупции. "Я был одним из авторов инициативы по отмене техосмотра. Именно я с друзьями по Совету автомобилистов при Кабмине ходил в свое время к экс-президенту Януковичу по этому вопросу. Мы выступили против, поскольку эта тема стала насквозь коррупционной. В случае возврата техосмотра для частных автомобилей я всерьез опасаюсь возврата к старым схемам. Это вновь может быть простым "обилечиванием" автомобилистов и никак не поможет в решении проблемы. Еще до начала всех осмотров можно с уверенностью сказать, что не менее 90% иномарок с вырезанными катализаторами, сажевыми фильтрами и лямбда-зондами его не пройдут", - сказал 112.ua Олег Назаренко.

Владислав Криклий анонсировал и еще одно довольно оригинальное новшество, действие которого, по его мнению, улучшит ситуацию на автодорогах. Министерство планирует расширить габаритно-весовой контроль на пассажирский транспорт. "Всегда для всех комплексы взвешивания в движении были сугубо для грузовиков. В то же время понятно, что и в пассажирских перевозках также есть нарушения в перевозке вне нормы, поскольку когда в маршрутное такси или автобус садится больше людей, чем допустимая техническими параметрами норма, это те же риски. Это об опасности для пассажиров и участников дорожного движения. Поэтому потенциал габаритно-весового контроля может быть расширен с грузовиков на пассажирские перевозки. И все это должно работать в комплексе, в единой системе", - сказал он. 

"Расширение габаритновесового контроля на пассажирский транспорт вообще бессмысленно, поскольку вместимость автобусов ограничена физически. Что же касается маршруток, то это другой вопрос, хотя его тоже нужно адресовать Мининфраструктуры: почему в Украине при европейских тарифах для граждан на автобусные перевозки до сих пор действует "африканская модель"? Почему-то в Европе ни на пригородных, ни на городских маршрутах вы не увидите переделанные из грузовиков микроавтобусы", - возмутился Кава.

Эксперт посоветовал чиновникам обратить внимание на одну из причин аварийности, о которой мало кто говорит: "Общеизвестно, что большинство водительских прав в стране банально продается, за рулем зачастую оказываются люди, которые не имеют представления об элементарных правилах дорожного движения".

Несмотря на обещания чиновников и декларации о намерениях, ситуация на украинских дорогах остается крайне неутешительной. И если представители властей собираются и далее жить в Украине, в том числе и после окончания своих каденций на чиновничьих должностях, им следует не терять из фокуса проблему, которая может затронуть их самих и их семьи, уверены эксперты. "Министр Криклий и его родственники – участники того процесса, в котором ежедневно участвуют все автомобилисты и пешеходы. Даже президент вынужден дышать одним воздухом со всеми, и если воздух загрязнен выбросами, глава государства не сможет привезти баллон с воздухом из экологически чистого района, который бы за ним носили специально приставленные люди. Воздухом дышат все и по дорогам ездят тоже все", - подытожил Олег Назаренко.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>