Киев хочет избавиться от маршруток? В ближайшее время этого ждать не стоит

Депутаты Киевсовета на днях проголосовали за отмену маршруток в столице до 2024 года. Городские чиновники неоднократно заявляли о намерениях упорядочить ситуацию с перевозками в столице, но при этом на деле ничего не происходит. Не произойдет и после этой инициативы Киевсовета, уверены эксперты.

Киев хочет избавиться от маршруток? В ближайшее время этого ждать не стоит
Сегодня

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Депутаты Киевсовета на днях проголосовали за отмену маршруток в столице до 2024 года. Городские чиновники неоднократно заявляли о намерениях упорядочить ситуацию с перевозками в столице, но при этом на деле ничего не происходит. Не произойдет и после этой инициативы Киевсовета, уверены эксперты.

Киевсовет 2 октября принял решение о разработке Городской комплексной целевой программы развития транспортного обслуживания населения и обеспечения безопасности дорожного движения на 2019-2024 гг. "Необходима кардинальная реформа системы общественного транспорта в Киеве. В частности, предлагается убрать маршрутки и обновить парк автобусов, троллейбусов и трамваев", - говорилось в сообщении на сайте горсовета. 

Отметим, что вопрос об отказе от маршруток в городе обсуждается не впервые. Еще в марте 2016 года представитель британской компании ITP Дэвид Бренинг-Джонс представил стратегию развития общественного транспорта в Киеве, которая была разработана иностранными специалистами под эгидой Мирового банка. На первом этапе стратегией предусматривались создание 19 новых автобусных маршрутов и коррекция 46 существующих. Процесс должен был сопровождаться закрытием 100 маршрутов, на которых функционируют маршрутки. На практике ни один из маршрутов, где работают частные извозчики, закрыт не был, а городские власти, как пишут СМИ, в срочном порядке перезаключили с большинством из них договоры до 2021-2022 гг.

Вопрос о необходимости отказаться от маршруток в пользу муниципального транспорта (автобусов, трамваев и троллейбусов) неоднократно поднимали на заседаниях комиссий Киевсовета. "Маршрутки – это африканская модель городских перевозок. Если говорить о европейской модели, то маршруток там нет и близко. Европейская модель основывается на качественной модели сообщения: городской транспорт должен быть комфортабельным, быстрым, безопасным и предсказуемым для пассажиров. Маршрутки ничего из этого не обеспечивают", - поясняет бывший заместитель министра транспорта и инфраструктуры Александр Кава. Он добавляет, что "заявлений за последние годы только от представителей киевских властей мы слышали десятки, но на деле ничего не было сделано, чтобы ситуацию как-то изменить".

Помимо имиджа европейского города, есть и ряд серьезных проблемных вопросов, связанных с засильем маршруток. Они (особенно маршрутки, которые дублируют маршруты городского транспорта) часто становятся причинами пробок. "Количество пассажиров, которых может перевезти автобус-"гармошка" или троллейбус-"гармошка", перевозят 5-6 маршруток. К тому же в отличие от городского транспорта маршрутки занимают гораздо больше места на дороге и останавливаются хаотично в разных местах, нередко создавая аварийные ситуации", - отмечает Кава.

Новости по теме

Сообщения об участии маршруток в ДТП регулярно возникают в СМИ. В конце августа в Киеве маршрутка сбила мотоциклиста, в ночь на 23 августа в Киеве на Харьковском шоссе маршрутное такси столкнулось с машиной охраны полиции. Таких сообщений десятки.

"Нередки случаи, когда за рулем были пьяные водители или в состоянии наркотического опьянения, также водители, которые находятся за рулем по 12 часов и больше, подвергая опасности пассажиров", - говорит Кава. 

Глава Нацполиции Сергей Князев сообщал, что за время действия полицейской операции "Перевозчик" правоохранители обнаружили 50 водителей за рулем автобусов и маршруток в состоянии алкогольного опьянения. По состоянию на 10 августа полиция осмотрела более 64 тыс. транспортных средств и обнаружила почти полторы тысячи технически неисправных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. Только за 20 дней таких превентивных мер полицейские установили 12 800 фактов нарушений законодательства, допущенных водителями-перевозчиками пассажиров.

Новости по теме

В Киевсовете признают, что не менее 40% маршрутных такси в Киеве курсируют незаконно и "действенного контроля за работой таких перевозчиков не наблюдается". Речь идет о "серых" маршрутах, сроки договоров на которые истекли, но город так и не провел новый конкурс. Также о маршрутах, закрытых приказом транспортной инспекции: несмотря на это, маршрутки продолжают на них курсировать. 

"Сфера транспорта в нашем городе достаточно проблематична. Индикатором этого может служить то, что в КГГА за это время трижды изменился руководитель департамента транспорта. Несколько раз меняли руководителя коммунального предприятия, которое ведает вопросами парковки. Это происходило главным образом из-за вакханалии, которая наблюдается в транспортной сфере Киева в целом и в ситуации с маршрутками, в частности", - сказал 112.ua депутат Киевсовета (автор инициативы по разработке утвержденной Киевсоветом целевой программы развития транспортного обслуживания населения) Александр Пабат. 

В то же время в беседе со 112.ua даже Пабат не подтвердил намерение города отказаться от маршруток: "О полном запрете от маршруток речи нет! Я также категорически против досрочного прекращения действия договоров с частными перевозчиками (после принятия программы). Многие договоры заключили в 2018 году на пять лет, а значит, действие договоров истечет в 2023 году. Поэтому программа и разрабатывается до 2024 года".

Новости по теме

Депутат уточнил, что в пилотном варианте программы (который вероятно будет вынесен на обсуждение Киевсовета в ноябре), в частности, речь пойдет об отказе от маршрутных перевозок на тех направлениях, где их можно заменить. "Маршрутки должны остаться там, где в силу особенностей, в частности, рельефа, другие виды транспорта не смогли бы использоваться", - пояснил Пабат. Также изучается возможность отказаться от них на тех направлениях, где они дублируют маршруты общественного транспорта. 

Также, по словам Пабата, программа должна будет способствовать "упорядочиванию работы систем видеонаблюдения, светофоров, также созданию новых маршрутов". "Проблемой столицы есть то, что на сегодня большинство маршрутов в городе пролегают через центр. Сейчас, чтобы доехать от Борщаговки до Беличей, нужно обязательно проезжать центр города. Эту ситуацию нужно менять. Дорожное движение в Киеве должно быть организовано надлежащим образом, чтобы не было так, что мы закупаем новый подвижной состав, а затем все эти новенькие троллейбусы и автобусы стоят в пробках. Пунктами программы это также будет предусмотрено", - пояснил депутат Киевсовета. 

По оценкам экспертов, для того чтобы заменить маршрутки в Киеве на тех маршрутах, где они дублируют рейс городского транспорта, необходимо закупить порядка 1 тыс. единиц нового транспорта. По мнению Александра Кавы, это вполне посильная задача для Киева. Чтобы пополнить в городском парке 1 тыс. единиц транспорта (трамваев и автобусов большой вместимости), нужно порядка 7 млрд грн, подсчитал эксперт: "Это вполне посильная сумма. Бюджет Киева в нынешнем году по сравнению с прошлым вырос на 11 млрд грн - до 49 млрд грн. Если бы часть этих денег была выделена на покупку подвижного состава, то в течение года проблема была бы решена. Даже нет необходимости в дальнейшем повышении стоимости проезда".

Получить комментарий в пресс-службе заместителя председателя КГГА Дмитрия Давтяна (курирует вопросы транспорта в Киеве) 112.ua не удалось.

Киевские власти так "хотят" избавиться от маршруток, что, несмотря на заявления, прямо совсем ничего не делают, говорит Кава. Денежный оборот маршруток на порядка 90% теневой. В целом по Украине он оценивается в не менее 100 млрд грн в год. Только в Киеве это не менее 1 млрд грн в год. "Нельзя исключать, что часть этих сумм оседает в карманах непорядочных чиновников", - полагает эксперт.

Отметим, что помимо Киева о намерениях существенно сократить число маршруток или вовсе отказаться от них заявляли власти Львова и Тернополя. На практике уменьшить число маршруток, увеличив количество единиц городского транспорта, пока удалось только в Виннице, сказал Кава.

Елена Голубева 

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров