banner banner banner

Коломойский хочет большего: "Приват" добивается повышения цен на дизель и автогаз

В ближайшее время цены на автомобильное топливо на АЗС могут существенно вырасти. Подконтрольные олигарху Игорю Коломойскому единственный работающий частный НПЗ "Укртатнафта" и полугосударственная "Укрнафта" совместно с "Укргаздобычей" добиваются введения пошлин для импортного дизтоплива и автогаза. Это не первая попытка олигарха с помощью государственной машины и протекционистских норм заработать сверхприбыли на украинских потребителях. Поддержка интересов группы "Приват" может иметь самые серьезные последствия для Украины и президента Владимира Зеленского в виде имиджевых потерь в глазах международных доноров и инвесторов, ухудшения позиций Зеленского на международной арене: президент неоднократно обещал дистанцироваться от Коломойского и группы "Приват"

Коломойский хочет большего: "Приват" добивается повышения цен на дизель и автогаз
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В ближайшее время цены на автомобильное топливо на АЗС могут существенно вырасти. Подконтрольные олигарху Игорю Коломойскому единственный работающий частный НПЗ "Укртатнафта" и полугосударственная "Укрнафта" совместно с "Укргаздобычей" добиваются введения пошлин для импортного дизтоплива и автогаза. Это не первая попытка олигарха с помощью государственной машины и протекционистских норм заработать сверхприбыли на украинских потребителях. Поддержка интересов группы "Приват" может иметь самые серьезные последствия для Украины и президента Владимира Зеленского в виде имиджевых потерь в глазах международных доноров и инвесторов, ухудшения позиций Зеленского на международной арене: президент неоднократно обещал дистанцироваться от Коломойского и группы "Приват"

"Приват" добивается введения пошлин на автотопливо

Подконтрольная группе "Приват" Игоря Коломойского "Укртатнафта", а также полугосударственная "Укрнафта" (пребывает под контролем группы "Приват") и государственная "Укргаздобыча" подали совместное заявление в Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины по факту антиконкурентных действий при поставках в Украину российского дизтоплива и сжиженного газа (СУГ). "Украинские производители настаивают на компенсационных мероприятиях в виде пошлин на субсидированный импорт по 8,46% с ежегодным повышением их размера на 4,24 процентных пункта – до 25,4% с 1 января 2024 года. Компании попросили Межведомственную комиссию ввести пошлины, не дожидаясь результатов антисубсидициарного расследования, то есть в качестве обеспечительной меры до изучения вопроса по сути. Введение ограничительных мер компании обосновывают субсидированным российским импортом. По их утверждению, Российская Федерация путем разницы в ставках экспортной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, а также через механизм обратного акциза субсидирует свои НПЗ, что якобы нарушает принципы Всемирной торговой ассоциации.

Результатом таких мер станет неизбежное повышение цен, которое ляжет на плечи простых украинцев и принесет сверхприбыли структурам Коломойского, уверены эксперты. Украина давно не обеспечивает себя автомобильным топливом собственного производства: число частных НПЗ не без усилий того же Коломойского, получившего контроль над "Укртатнафтой", сократилось до одного. Также производит автотопливо Шебелинский НПЗ государственной "Укргаздобычи". Доля украинского дизтоплива на рынке — около 10%, и даже если Кременчугский НПЗ "Укртатнафты" увеличит переработку вдвое, ситуацию это сильно не изменит, уверены эксперты.

"Если решение о повышении пошлин на поставки дизтоплива из России будет принято, это приведет к повышению цен на рынке, поскольку в структуре баланса дизельного топлива на них приходится около 36% наполнения рынка", - сказал 112.ua обозреватель отраслевого издания "НефтеРынок" Дмитрий Глумов. На долю российских поставок автогаза приходится до половины объема рынка. Стоит отметить, что такая ситуация сложилась потому, что импортные поставки замещают недостаток отечественного производства, а в случае их прекращения "Кременчугский НПЗ", "Укртатнафта" и "Укрнафта" (в состав которой входят предприятия по производству автогаза) не смогут покрыть возникший дефицит на рынке, что неизбежно приведет к повышению цен.

А-95

В результате дизельное топливо подорожает порядка на 1,3 грн. Сжиженный газ прибавит в цене не менее 0,7 грн. Общая сумма повышения в результате введения протекционистских мер оценивается 13 млрд грн в год, из которых 11 млрд составит доля дизельного топлива, говорят эксперты. Это прекрасно понимают и власти. О том, что введение пошлин в ответ на "инициативы компаний" может привести к ограничению конкуренции и росту цен для конечного потребителя, в интервью 112.ua говорил и человек из близкого окружения президента Владимира Зеленского - глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальным вопросам Андрей Герус.

Причем на первом этапе, сразу после введения пошлин, рост цен может быть ажиотажным: часть продавцов обычно страхуется и пользуется подобными ситуациями, и цены резко взлетят. Через неделю-две они откатятся до экономически обоснованного (с учетом размера пошлины) уровня, отмечает обозреватель отраслевого издания "НефтеРынок" Дмитрий Глумов.

Показательной является ситуация с введением пошлин на трубопроводные поставки дизеля, в результате которых нефтепродуктопровод "Прикарпатзападтранс", на долю которого приходилось более 40% всего дизтоплива, потребляемого в Украине, на продолжительное время прекратил работу. Вскоре после этого оптовые цены ДТ существенно выросли. В частности, мелкооптовая цена дизтоплива за первые две недели сентября прибавила почти 4 грн на каждом литре (почти 20% от цены). Стабилизировать ситуацию удалось только благодаря увеличению поставок дизтоплива из Беларуси, о которых отправилась договариваться правительственная делегация из Украины. Договориться о поставках дизтоплива, которое, как говорят, по факту имело российское происхождение, удалось в обмен на согласие Украины импортировать белорусскую электроэнергию, хотя такое ограничение и стало причиной частых ограничений собственных генераций в связи с профицитом.

"После введения пошлин на трубопроводные поставки их объемы резко уменьшились: если раньше они достигали 150-180 тыс. т ежемесячно, то сейчас после продолжительной паузы, когда трубопроводных поставок не было вообще, они не превышают 32 тыс. т. В то же время в IV квартале 2019 г. его ежемесячные объемы поставок по железной дороге превышали 100 тыс. т. Это то же топливо российского производства, которое просто перегружается в Белоруссии", - говорит Глумов. По словам обозревателя "НефтеРынка", в целом октябре - декабре 2019 года поставки дизтоплива "Роснефти" снизились до 131-151 тыс. т в месяц, что на 40% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. В целом за 2019 г. доля "Роснефти" на рынке ДТ снизилась с 38,6% до 30,4%. Кроме "Роснефти", в Украину ежемесячно поступает от 28 до 56 тыс. т дизтоплива Волгоградского НПЗ "Лукойла".

Еще одним последствием ограничения трубопроводных поставок дизеля стал рост поставок по морю, который осенью достиг рекордных значений. Выиграла от этого группа "Приват", которая контролирует крупнейшие нефтеперевалочные мощности в Одессе и Черноморске. Вскоре после введения протекционистских мер группа вошла в пятерку крупнейших импортеров. Доказательством того, что "Приват" уже готовится зарабатывать больше, служит информация о приобретении двух танкеров дедвейтом по 30 тыс. тонн для поставок ДТ на фоне обращения в МЭРТ с просьбой установить новые заградительные меры.

Сейчас ценовая ситуация на рынке дизтоплива стабильна. Более того, в краткосрочной перспективе есть даже предпосылки для снижения цен. "Это связано с тем, что в связи с эпидемией коронавируса в мире просели все сырьевые рынки, в том числе произошло падение цен на нефть. По сравнению с 20 января котировки нефти (Brent) рухнули с 65,2 до 56,37 долл. за баррель. Соответственно, снизилась и стоимость котировок, по которым Украина закупает импортное топливо. Учитывая то, что цена на рынке коррелируется с отсрочкой, так как есть запасы топлива, закупленного в прошлые периоды, мы ожидаем снижение цен в первой половине февраля. Это произойдет, если на рынок не будут давить никакие дополнительные факторы, такие как введение пошлин или сильные курсовые колебания гривны в частности", - говорит Глумов.

Автогаз также дешевеет с конца декабря. По данным "Консалтинговой группы А-95", среднерыночная оптовая цена СУГ с начала года уменьшилась на 14%.

Впрочем, ситуация вскоре может измениться. Если пошлины будут введены, цены пойдут вверх. Сейчас из-за низкой конкуренции импортное дизтопливо продается в Украину с премией в 20 долл./т по сравнению с другими странами. "В результате введения импортной пошлины оно будет торговаться на 70 долл./т (!) выше. И все ради чего? Чтобы, по сути, один украинский завод - Кременчугский НПЗ, принадлежащий олигарху, - мог зарабатывать?” - считает директор "А-95" Сергей Куюн.

При этом далеко не факт, что протекционистские меры, которые лоббируют структуры Коломойского, перекроют вход на рынок именно российскому топливу, против которого направлена их инициатива. "Нельзя с уверенностью говорить о том, что пошлины станут стопроцентной защитой украинского рынка от российского топлива. На рынке уже случалось, что поставки топлив из соседних стран оказывались не столь "альтернативными", - сказал 112.ua Глумов.

Фокусы Коломойского

Стоит отметить, что это не первая попытка Коломойского реализовать опцион влияния во властных структурах, заработав сверхприбыль. В марте 2018 года "Укртатнафта" подавала в Минэкономики заявление с требованием провести специальное расследование и ввести ограничения на импорт нефтепродуктов, что вызвало массовые акции протеста автовладельцев, которые понимали, что результатом такого решения станет неизбежное повышение цен. Тогда предприятие обосновывало свою позицию высокой себестоимостью производимого топлива. Впрочем, по словам экспертов, причиной этого является отсутствие достаточного объема инвестиций в предприятие, что вполне в стиле "Приват": заполучить государственный актив и выжать из него все, что возможно, ничего не вкладывая.

14 января 2020 года компания "Укртатнафта" обратилась к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой остановить импорт НАК "Нафтогаз" нефтепродуктов из Белоруссии под предлогом, что якобы "Мозырский НПЗ" может быть связан с российскими подсанкционными компаниями. С середины декабря "слуги народа" пытаются протащить в Верховной Раде инициативу "приватовского" предприятия о повышении акциза на автогаз и снижении для бензина. Пока она не находит поддержки большинства, но в случае принятия, как сообщалось, неизбежно приведет к росту цен на АЗС.

Важным моментом является то, что уже много лет "Укртатнафта" работает на нефти, которую по низким ценам скупает у полугосударственной "Укрнафты", над которой Коломойский уже давно установил контроль. "Приватовские" структуры не допускают к этой нефти конкурентов. На протяжении последних лет "Приват" добивался внедрения механизмов, которые позволили бы еще больше снизить цены на нефть "Укрнафты", увеличив в конечном результате прибыль от продажи в рознице готовых нефтепродуктов.

Как неоднократно сообщалось, через подконтрольные "Привату" "прокладки" из "Укрнафты" в 2014-2015 гг. были выведены значительные средства, что привело к формированию огромного налогового долга, погасить который не удавалось до последнего времени. Несколько лет назад даже обсуждался вариант передачи части активов "Укрнафты", в частности газового дивизиона, в государственный "Нафтогаз" в счет погашения задолженности. Переговоры об этом велись непосредственно с Коломойским. Впрочем, такого варианта олигарху удалось избежать. С приходом новой власти стал возможен другой, куда более выгодный ему путь решения проблемы. На прошлой неделе было подписано и утверждено судом мировое соглашение между "Укртрансгазом" и "Укрнафтой" в отношении признания за последней прав на спорные объемы газа, из-за которых несколько лет шли судебные разбирательства. Договорились, что "Нафтогаз" выкупит этот газ у "Укрнафты" за 15 млрд грн, которые должен получить из госбюджета как компенсацию за выполнение ПСО (продажу газа населению). Еще 14,6 млрд грн составит предоплата НАК за газ, который "Укрнафта" будет добывать и передавать "Нафтогазу" в будущие периоды. Все эти средства "Укрнафта" направит на погашение налогового долга. Иными словами, госбюджет в очередной раз рассчитается за грехи Коломойского.

Такой шаг может свидетельствовать о сохранении серьезного влияния олигарха на президента Владимира Зеленского и институты "зеленой" власти.

Пойдет ли Зеленский на поводу у Коломойского?

Очевидно, что решение поддержать инициативу "приватовских" структур и введение по их требованию пошлин станет негативным сигналом для бизнеса и для рядовых украинцев, ведь президент и его команда неоднократно заявляли, что никак не связаны с токсичным олигархом Коломойским. Это не останется незамеченным для международных доноров – ЕБРР и МВФ, которые добиваются структурных преобразований в Украине и неоднократно защищали интересы нашей страны на международной арене. Также это оттолкнет крупных иностранных инвесторов, которые будут и далее воспринимать Украину как коррумпированную политиками и финансово-промышленными группами территорию, не заслуживающую доверия.

Опрошенные политологи считают, что поддержка правительством инициатив Коломойского ударит по рейтингам не только Кабмина, но и президента, поскольку рост цен на АЗС будут связывать именно с влиянием олигарха на власть. В глазах людей столь откровенная поддержка интересов группы "Приват" станет свидетельством того, что социальный уровень жизни простых украинцев для президента и его команды менее важен, чем отдельно взятые частные интересы.

111

При этом не так давно сам Зеленский собирал руководство сетей АЗС и требовал снизить цены. Впрочем, если цены и снизились, то незначительно, особенно на заправках "Привата" и "Укрнафты".

Если пошлины будут введены, подорожает автогаз, который традиционно считается социальным видом топлива (им заправляются автовладельцы со средним доходом). Это ударит по ним в первую очередь. Переоценить важность дизтоплива для экономики страны еще сложнее: его крупнейшими потребителями являются аграрии, которые сейчас из-за невыплаты им компенсаций по программам поддержки и искусственных задержек с возмещением НДС находятся в очень непростом финансовом положении и в то же время должны закупать ДТ для проведения весенней посевной кампании. Подорожание дизтоплива может разорить небольших фермеров, отразиться на конечной цене урожая, что приведет к повышению цен на продукты питания внутри страны и ослабит экспортный потенциал Украины, говорят эксперты.

Среди крупнейших потребителей дизтоплива - "Укрзализныця", которая в случае подорожания, вероятно, будет перекладывать его на плечи потребителей, что приведет к дальнейшему росту цен на пассажирские перевозки и тарифов для грузоотправителей. Также крупнейшим покупателем ДТ является украинская армия: повышение цен явно не поспособствует улучшению ее дел.

Профильные ассоциации, представляющие интересы отраслей, которые затронет подорожание, уже выступили с критикой инициативы подконтрольных "Привату" предприятий и установления пошлин.

Введение пошлин на импорт топлива происхождением из России приведет к потере Украиной значительных средств "как в результате роста цен на топливо, так и роста стоимости сопутствующих товаров и услуг, себестоимость которых зависит от цен на горючее", говорится в обращении Украинской зерновой ассоциации к премьер-министру Украины Алексею Гончаруку.

Также ассоциация поддержала "имплементацию Директивы 2003/96 / ЕС в части закрепления в Налоговом кодексе Украины компенсации аграриям стоимости акцизного сбора на топливо, которое используется сельхозтехникой". Представители считают, что оплата аграриями акцизного сбора на топливо является необоснованной, поскольку они не производят и не продают, а только используют топливо для собственных нужд.

Против введения дополнительной пошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа выступили и предприятия горно-металлургического комплекса. По подсчетам экспертов такой шаг обернется для отрасли дополнительными финансовыми потерями в размере около 300 млн грн в год, говорится в обращении предприятий ГМК Украины к премьер-министру Алексею Гончаруку и министру экономики Тимофею Милованову, подписанном президентом объединения "Укрметаллургпром" Александром Каленковым и главой Федерации металлургов Украины Сергеем Беленьким. Предприятия горнометаллургической отрасли потребляют около 7% дизтоплива, его цена является важной составляющей себестоимости металлургической продукции.

"В последнее время ситуация в ГМК Украины существенно усложнилась как вследствие серьезного и длительного ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках сбыта, так и вследствие неблагоприятной внутренней политики государства, в частности повышения тарифов, рентной платы и так далее. В результате этого объемы производства стали в 2019 году являются самыми низкими за всю историю Украины", - говорится в обращении.

Такая ситуация, объяснили авторы обращения, уже привела к полной остановке Днепровского металлургического завода, агломерационной фабрики Южного ГОК, приостановке производственных мощностей Днепровского металлургического комбината в Каменском и сокращению объемов производства на ряде других предприятий ГМК.

"В таких условиях любое повышение стоимости топлива ложится грузом на себестоимость промышленной продукции, увеличивая расходную часть производства, "вымывая" оборотные средства предприятия, ограничивая возможности для развития. По предварительным оценкам, в случае внедрения пошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа российского происхождения ГМК Украины потеряет около 300 млн грн – как вследствие роста цен на топливо, так и увеличения стоимости сопутствующих услуг и материалов, себестоимость которых зависит от цен на топливо", - говорится в обращении.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>