banner banner banner banner

Коломойский не в накладе: Почему власти закрывают долги "Укрнафты" средствами бюджета

В истории с многомиллиардным долгом "Укрнафты", который возник в результате непростых взаимоотношений полугосударственной компании и предпринимателя Игоря Коломойского, вчера была достигнута важная веха. Парламент проголосовал во втором чтении и в целом за законопроекты, содержащие алгоритм и модель урегулирования ситуации: они направлены на подпись президенту. Этому предшествовала растянувшаяся на без малого несколько лет дискуссия, во время которой крупнейший нефтедобытчик в стране оставался наполовину парализован, не мог нормально работать и наполнять госбюджет. Ответ на главный вопрос: кто выиграл от этой сделки Коломойский или простые украинцы в лице государства будет зависеть от того, решатся ли власти на дальнейшие радикальные перемены, считают опрошенные 112.ua эксперты. Сделан первый шаг, но говорить о "перемоге" государства можно будет только в случае, если оно не остановится на достигнутом и предпримет еще ряд важных действий, в результате которых деньги от продажи "черного золота" из украинских недр потекут в государственный бюджет, а не в карманы олигарха.

Коломойский не в накладе: Почему власти закрывают долги "Укрнафты" средствами бюджета
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В истории с многомиллиардным долгом "Укрнафты", который возник в результате непростых взаимоотношений полугосударственной компании и предпринимателя Игоря Коломойского, вчера была достигнута важная веха. Парламент проголосовал во втором чтении и в целом за законопроекты, содержащие алгоритм и модель урегулирования ситуации: они направлены на подпись президенту. Этому предшествовала растянувшаяся на без малого несколько лет дискуссия, во время которой крупнейший нефтедобытчик в стране оставался наполовину парализован, не мог нормально работать и наполнять госбюджет. Ответ на главный вопрос: кто выиграл от этой сделки Коломойский или простые украинцы в лице государства будет зависеть от того, решатся ли власти на дальнейшие радикальные перемены, считают опрошенные 112.ua эксперты. Сделан первый шаг, но говорить о "перемоге" государства можно будет только в случае, если оно не остановится на достигнутом и предпримет еще ряд важных действий, в результате которых деньги от продажи "черного золота" из украинских недр потекут в государственный бюджет, а не в карманы олигарха.

Как будут гасить долг "Укрнафты"

Вчера Верховная Рада во втором чтении и в целом поддержала законопроекты №4119 и №4120, которые содержат модель урегулирования налогового долга "Укрнафты", который со штрафами и пенями достиг уже 30,5 млрд грн. "Вопрос урегулирования взаимных претензий между "Укрнафтой", "Нафтогазом" и госбюджетом висит уже более десяти лет. Предыдущие попытки решить этот вопрос ничем не увенчались. В урегулировании этого вопроса давно были заинтересованы все. Государство заинтересованно в решении этого вопроса не только как акционер – а, в первую очередь, как получатель выгоды от наполнения госбюджета", - напомнил директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль.

Утвержденные парламентом законопроекты предусматривают следующую схему погашения долга. "Укрнафта" платит в бюджет 30,5 млрд грн налогового долга и штрафов, а также 7 млрд грн новых налогов. Государство платит "Нафтогазу" 32,2 млрд грн компенсации за газ, который поставлялся населению на условиях PSO (разница между ценой импортного газа, который закупался госкомпанией, и фиксированной ценой, ниже рынка, по которой он поставлялся населению). В свою очередь "Нафтогаз" платит в госбюджет 5,8 млрд грн НДС и налога на прибыль. Также НАК платит "Укрнафте" 36,7 млрд грн за спорный газ и газ будущей добычи. В 2014 году "Укрнафта" выиграла суд, который подтвердил, что 2,06 млрд куб м газа государство у нее взяло, чтобы поставить населению, но не оплатило.

112.ua

В результате транзакции бюджет получит позитивное сальдо 10,3 млрд грн, из которых 8,9 млрд грн будет направлено в фонд COVID, а остальное – на выплату зарплат шахтерам.

"Утвержденная законопроектом модель - это по факту проводка, которая позволяет в несколько ходов закрыть кучу накопившихся долговых обязательств. По итогу "Укрнафта" очищается от долгов и сможет нормально работать", - резюмирует Кобаль.

Что меняется для "Укрнафты"

Погашение налогового долга открывает перед "Укрнафтой" и "Нафтогазом" возможности увеличить доходы и, соответственно, отчисления в госбюджет, но это будет возможно только при условии, если государство не остановится на достигнутом и предпримет еще ряд серьезных шагов, направленных на увеличение прозрачности мутной воды, в которой миноритарные акционеры "Укрнафты" до сих пор ловили неплохую рыбу, отмечают эксперты.

"С помощью решения проблемы долга устраняются преграды для того, чтобы компания могла строить долгосрочную стратегию развития. Долговые обязательства не позволяли ей полноценно заниматься инвестиционной деятельностью. "Укрнафта" не могла накапливать деньги на своих счетах, потому что они тут же замораживались и попадали под арест – ясно, что при таких условиях ничего сделать нельзя было. У менеджмента компании были связаны руки, о чем они сами неоднократно заявляли", - рассказал 112.ua Кобаль.

Новости по теме

"В связи с наличием долга и соответственно угрозы того, что деньги на счетах "Укрнафты" могут в любой момент быть арестованы и списаны налоговиками, компания реализует нефть через сложные толлинговые схемы участием нескольких фирм группы "Приват". Когда опасность списания средств минует, набсовет "Укрнафты" может требовать понятных и прозрачных контрактов", – сказал 112.ua директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

Компания реализует нефть через невероятно сложные и запутанные схемы. Одна из них, в частности, схема с обратным выкупом. Например, "Укрнафта" продает нефть одной из компаний "Привата", чаще всего "Нефтехимик Прикарпатья", он возвращает ее обратно "Укрнафте", которая на давальческих условиях перерабатывает ее на Кременчугском НПЗ, а затем через еще более сложную и запутанную схему реализовывает их через свои заправочные станции. Все это закручивается таким образом, чтобы часть денег "Укрнафты" (за добытую и проданную нефть) уберечь от списания.

После урегулирования проблемы долга есть все основания требовать сделать эту деятельность понятной, такой, как принято, и в виде, в котором ее легко будет отследить, говорят эксперты. Разумеется, это позволит сделать направление добычи и переработки в нефтепродукты нефти "Укрнафты" не только понятным и прозрачным, но и прибыльным.

Как известно, все последние годы, единственным покупателем нефти (около 100-120 тыс. т в месяц) "Укрнафты" остается Кременчугский НПЗ, который географически близко расположен к месторождениям, на которых "Укрнафта" ведет основную добычу.

"Позитивный кейс по "Укрнафте" может разморозить диалог по "Укртатнафте" (Кременчугский НПЗ), где "Нафтогазу" принадлежит 43% акций, но она отодвинута от управления предприятием, уверен Куюн. Если в "Укрнафте" контрольный пакет принадлежит государству, то в "Укртатнафте" (Кременчугский НПЗ) первую скрипку играет Коломойский, которому принадлежит 56%.

"Теперь у госкомпании есть все основания возобновить разговор о совместном управлении активом. НАК обеспечил создание цивилизованного набсовета "Укрнафты", в котором миноритарный акционер не ущемлен в правах, активно участвует в его работе, почему не перенести эту модель на завод", - говорит Куюн. По его словам, на сегодня НАК не пускают и на порог предприятия, собрания акционеров не проводятся, набсовет был сформирован еще в 2010 году.

Участие "Нафтогаза" в управлении "Укртатнафтой" даст возможность значительно увеличить переработку на Кременчугском заводе – он сможет приносить НАКу доходы за счет операционной деятельности, кроме того, "Нафтогаз" может зарабатывать на поставках нефти на Кременчугский НПЗ, считает эксперт: "По итогу завод может выйти в прибыль и генерировать средства на инвестиции или дивиденды (как решат акционеры). В любом случае, в результате, значительно возрастает ценность предприятия, как актива и в связи с этим и капитализация самого НАКа, что очень актуально с учетом его готовящегося IPO".

Это позволит наладить цивилизованное корпоративное управление и в системе продаж "Укрнафты" и в "Укртатнафте". Не может быть так, что у государства 43% акций и нет никаких прав и даже возможностей понять, как завод, в котором оно является совладельцем, работает. Не стоит забывать, что, когда мы говорим "государство", мы имеем в виду не менеджеров госкомпаний, а всех нас – простых украинцев, интересы которых они должны обеспечивать, наполняя бюджет за счет эффективной деятельности вверенных им активов.

Государство не должно останавливаться на достигнутом

Это далеко не все шаги, которые должен сделать от лица государства "Нафтогаз", чтобы использовать с полной выгодой для бюджета ситуацию с урегулированием многолетней истории с долгом. "Важно не забывать, что это только первый шаг. Тот факт, что механизм решения проблемы с долгом "Укрнафты" наконец найден – безусловно, позитивный момент. Другое дело, удастся ли "Нафтогазу", правительству и "Укрнафте" в полной мере воспользоваться открывающимися возможностями таким образом, чтобы от этого выиграл бюджет – как получатель налогов и дивидендов и, соответственно, все украинцы", - подчеркнул Кобаль.

По словам эксперта, то, что сейчас решится долговой вопрос "Укрнафты", еще не значит, что завтра нефть польется рекой. "Следует понимать, очистившись от долгов, компания не сможет одномоментно нарастить добычу. При правильном подходе это возможно не ранее чем через 4-5 лет. Добыча по своей природе инертный бизнес – для результатов нужны годы и инвестиции, а это миллиарды гривен. Посмотрите, сколько "Укргаздобыча" бьется над тем, чтобы нарастить объемы добычи, и то ей это не удается", - отметил Кобаль.

Для того чтобы "Укрнафта" стала эффективной компанией, власти должны законодательно урегулировать вопрос с возможностью экспорта ее продукции и системой продаж, сказали 112.ua эксперты. "Большой преградой для эффективной деятельности компании в принципе является нынешняя система продаж через аукционы. По факту компании устанавливают определенную цену и делается это с понятной целью, чтобы не допустить демпинга, с учетом того, что акционерами в "Укрнафте" и на единственном перерабатывающем нефть в Украине заводе является группа Коломойского "Приват". Но, тот порядок проведения аукционов, который существует на сегодняшний день, он не является эффективным. Цены на нефть очень волатильные, быстро меняются, а процедура определения цены для аукциона столь громоздка и запутана, что в день проведения аукциона она может значительно отличаться от рыночной и часто в сторону повышения. В результате, к примеру, всего первого полугодия не удалось провести ни одного аукциона. У "Укрнафты" нефтехранилища забиты нефтью, а компания сидит без копейки денег", - сказал Кобаль.

Новости по теме

Если будет политическая воля найти решение этого вопроса, то было бы логично, усадить за стол "Нафтогаз" как мажоритарного акционера "Укрнафты", АМКУ, саму "Укрнафту", Минэнерго и искать новые формы, которые бы позволили компании быть более гибкой в политике продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке, но при этом не допуская возможности для демпинга и "ценовых договорняков", добавил эксперт.

А что же Коломойский?

После решения проблемы с долгом власти должны все усилия направить на то, чтобы деятельность "Укрнафты" приносила деньги бюджету, а не обогащала карманы олигарха, резюмируют эксперты.

В немалой степени этому будет способствовать честное расследование и заключение о роли миноритарных акционеров в возникновении долга "Укрнафты", который сформировался в 2014-2015 годах и теперь гасится по факту за счет государства.

Этот процесс, стоит отметить, движется очень вяло. Власти скорее делают видимость, что хотят решить эту часть проблемы, нежели ее реально решают. Уже несколько лет обсуждается возможность уладить проблемы с миноритарным акционером, путем разделения активов "Укрнафты". "Мне не удалось найти человека, который бы что-то внятное рассказал по поводу разделения "Укрнафты", о чем говорит Коболев. Это просто идея, не более того. Ближайшие годы компания продолжит работать в существующей конфигурации", - написал в Facebook Сергей Куюн.

По факту урегулирование проблемы долга открывает возможность и для разделения активов между государством и миноритариями, которое обсуждается как один из вариантов урегулирования взаимных долгов, отмечает Кобаль. "Конечно же, для "Нафтогаза" разделить "Укрнафту" и получить в прямое управление газовый бизнес, это очень выгодно и интересно. Но уже давно все понимают, что преградой к такому разделению могут стать технические вопросы – во-первых, бизнес "Укрнафты" разбросан по регионам – компания ведет добычу в Сумской области, Черниговской, Полтавской, Ивано-Франковской, Львовской, и к тому же, как делить этот бизнес, если нефть и газ, и коденсат часто добываются из одних и тех же скважин, а "Нафтогаз", как неоднократно заявлял, заинтересован только в газовом дивизионе "Укрнафты", - сказал 112.ua эксперт.

Впрочем, делить Коломойскому, возможно, ничего и не придется. Пока государство заливает пожар в "Укрнафте" бюджетными вливаниями и занимает невнятную позицию в отношении роли олигарха в формировании долга "Укрнафты", он находится в финале арбитражного процесса в Стокгольме, в которой требует компенсацию 5,5 млрд долл. за отобранный для нужд населения и неоплаченный газ.

В этом процессе решение будет в пользу миноритариев, вопрос только в сумме, сказал 112.ua Сергей Куюн, который участвовал в Стокгольмском процессе в качестве эксперта на стороне государства: "Факт отбора у "Укрнафты" 8 млрд куб. м газа никто не отрицает. Вопрос лишь в сумме, как оценить этот газ, но цифра в любом случае будет значительной".

Окончательное решение в споре должно быть вынесено до конца 2020 года.

Елена Голубева


Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>