Кому "Титан"?: Как украинские чиновники пытаются "подарить" офшору уникальное судно

Государственный "Черноморнефтегаз", который после аннексии Крыма потерял, по сути, все активы, уже несколько лет пытается "избавиться" от уникального краново-монтажного судна "Титан-2". Его рыночная стоимость — более 100 млн долл. Судно находится в Мексике и может быть в любой момент продано на аукционе, а украинская государственная компания даже не пытается вернуть уникальный, а главное – доходный актив. Гендиректор украинской компании "Укратомэнерго" Валерий Токарь пытается помешать незаконной сделке. Он тратит собственные средства на адвокатов, судится с правительством Мексики, а взамен наше государство вставляет ему палки в колеса. Токарь уверен: судно хотят тихо продать за бесценок на офшор, чтобы потом доходы с него шли не в государственную казну, а в чьи-то карманы. Токарь нашел союзника в своей борьбе: к делу подключился народный депутат от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктор Черный. Он убежден, что власти покрывают коррупционную схему, от которой Украина потеряет огромные деньги.

Кому "Титан"?: Как украинские чиновники пытаются "подарить" офшору уникальное судно
112.ua

Игорь Смолов

журналист, экономист

Государственный "Черноморнефтегаз", который после аннексии Крыма потерял, по сути, все активы, уже несколько лет пытается "избавиться" от уникального краново-монтажного судна "Титан-2". Его рыночная стоимость — более 100 млн долл. Судно находится в Мексике и может быть в любой момент продано на аукционе, а украинская государственная компания даже не пытается вернуть уникальный, а главное – доходный актив. Гендиректор украинской компании "Укратомэнерго" Валерий Токарь пытается помешать незаконной сделке. Он тратит собственные средства на адвокатов, судится с правительством Мексики, а взамен наше государство вставляет ему палки в колеса. Токарь уверен: судно хотят тихо продать за бесценок на офшор, чтобы потом доходы с него шли не в государственную казну, а в чьи-то карманы. Токарь нашел союзника в своей борьбе: к делу подключился народный депутат от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктор Черный. Он убежден, что власти покрывают коррупционную схему, от которой Украина потеряет огромные деньги.

В марте 2014 года произошла аннексия Крыма, которая стала поворотным моментом для государственного "Черноморнефтегаза". Украина потеряла свои газовые активы в Черном море, имущество. Впрочем, чтобы судиться с Россией в международных судах, государство возобновило работу "Черноморнефтегаза" в Киеве. Руководителем ГАО "Черноморнефтегаз" назначили Светлану Нежнову, бывшую заместительницу главы СБУ.

"Черноморнефтегаз" оказался в затруднительном положении, но как минимум два серьезных актива у компании остались – это краново-монтажное судно "Титан-2" и вспомогательное "Атрек". Они не достались россиянам по простой причине: на момент аннексии находились далеко за границей – один в Мексике, другой в Бразилии. Позже самопровозглашенная власть Крыма попытается захватить и эти два судна, но ей это не удастся.

Новости по теме

"Титан-2" – это самый большой катамаран в мире – длиной более 140 м, шириной более 55 м, водоизмещением 13 995 т. Имеет кран грузоподъемностью 600 т. "Титан-2" предназначен для монтажа и демонтажа плавучих буровых платформ и их обслуживания. Это очень редкое судно, таких в мире всего четыре. Оно было построено еще в 1985 году в Финляндии по заказу Советского Союза для работы на нефтяных месторождениях континентального шельфа СССР.

"Титан-2" практически не бывал в родных краях. После развала СССР его сразу арендовали зарубежные фрахтовщики. В 1994 году "Титан-2" помогал строить морскую платформу в Мексиканском заливе. В 2007 году судно было модернизировано компанией Global Industries (США) для работы на более крупных проектах на шельфе. На нем установили дополнительное оборудование компании Gulf Investments (ОАЭ) стоимостью 14,7 млн долл., в которое входят уникальная система динамического позиционирования, система пожаротушения, жилые боксы, крановые установки. Это оборудование позволяет удерживать судно на расстоянии полуметра от буровой вышки и тушить пожар фактически на любой нефтяной вышке.

"Он работал еще как чистильщик, то есть когда скважина не дает ту добычу, которую должна давать, ее надо за собой почистить. "Титан-2" тогда приплывал, все это демонтировал, на палубе все резалось, приезжали баржи, и металл этот уже увозили. Это его основная функция", - рассказывает гендиректор ООО "Укратомэнерго" Валерий Токарь. Судьба тесно связала его с этим судном, и эта история тянется до сих пор.

ТИТАНическая халатность

"Эта история началась в 2013 году, когда "Черноморнефтегаз" как судовладелец перезаключил договор с шведской компанией Baltic Offshore Marine Contractors на бербоут-чартер – сдачу корабля в аренду без экипажа. В свою очередь компания Baltic Offshore передала судно в субфрахт, в аренду мексиканской компании Oceanografia SA de CV, выполнявшей работы для государственной компании Pemex (крупнейшая латиноамериканская компания по добыче нефти и газа, - ред.)", - рассказывает Токарь. Он обнаружил, что ежегодно "Черноморнефтегазу" как владельцу перечисляли за аренду 3,65 млн долл.  

В 2013 году Oceanografia обанкротилась, а власти Мексики арестовали 400 судов компании из разных стран, в том числе "Титан-2". Судно было передано на баланс Службе отчуждения имущества (SAE) Мексики. Оно стояло на якоре на рейде порта Сьюдад-дель-Кармен (Ciudad del Carmen). Но 4 или 5 февраля 2016 года во время шторма судно было повреждено и выброшено на мель у побережья острова Кармен в Мексиканском заливе.

18 февраля 2016 года НАК "Нафтогаз" заявил, что освободил из-под ареста "Титан-2". Власти Мексики признали, что судно принадлежит перерегистрированному в Киеве "Черноморнефтегазу", а не его самопровозглашенному клону из оккупированного Крыма.

"Черноморнефтегазу" понадобилось почти два года для того, чтобы в государственных органах Мексики доказать, что этот корабль принадлежит именно украинскому "Черноморнефтегазу". Потому что было сложно объяснить, что тут война, потерянные документы, восстановленные документы, и что этот корабль не имеет отношения к уголовному производству против Oceanografia. Что он не принимал участия в каких-либо криминальных мероприятиях той же Oceanografia. И в январе 2016 года арест этого корабля, единственного из списка арестованного имущества Oceanografia, был снят. И было решение о том, что действительно этот корабль принадлежит украинскому "Черноморнефтегазу", - рассказывает Светлана Нежнова.

Фото из открытых источников

По договоренности сторон SAE якобы должна была снять судно с мели и передать собственнику в мае 2016 года. Стоимость спасательной операции оценивалась в 30 млн долл. Но украинская сторона согласилась его принять только в надлежащем техническом состоянии и требовала от SAE возмещения убытков. SAE со своей стороны сообщила, что не имеет ресурсов для спасательной операции, и дважды пыталась передать судно "Черноморнефтегаза" на мели. Украинская компания подала против него жалобу в суд. Суд первой инстанции Мексики отказал "Черноморнефтегазу" в удовлетворении иска. Поэтому украинской стороне так и не удалось установить контроль над судном.

А тем временем "Титан-2" вновь постигла беда. 22 сентября 2018 года компания Oceanwide International (O.W.I.) Cyprus Limited в рамках судебного разбирательства против обанкротившейся Baltic Offshore инициировала в окружном суде мексиканского штата Кампече продажу "Титана-2" на аукционе. O.W.I. с 2014 года судится с Baltic Offshore Marine Contractors AB, требуя около 3 млн долл. задолженности по зарплате экипажу корабля. Уникальное украинское судно планировали продать на аукционе в октябре 2018 года всего за 1,5 млн долл.

Мексиканский суд предложил "Черноморнефтегазу" внести сертификатный депозит на сумму 87 тыс. долл. на счет суда, чтобы заблокировать аукцион. Руководство "Черноморнефтегаза" уверяет, что деньги были внесены в суд 24 октября, в день, когда должен был проходить этот аукцион. Но почему же тогда суд Мексики отказал юристам государственной компании участвовать в этом деле?

"Черноморнефтегаз", несмотря на финансовые проблемы, денег на юристов не жалеет. Для сопровождения дела "Титана-2" госкомпания заключила контракт с адвокатским объединением "Гесторс". В дальнейшем данный контракт неоднократно продлевался. По открытым данным, с 2015 по 2018 год "Черноморнефтегаз" заплатил "Гесторс" 18,6 млн грн. По новому соглашению эта компания продолжит представлять интересы заказчика до конца 2019 года. Услуги юристов стоят 5760 грн за час.  

К делу также были привлечены английская юридическая фирма Morgan Has Solicitors Ltd, шведская Setterwalls и мексиканская Garza Tello & Asociados SC. Кроме этого, "Черноморнефтегаз" попросил НАК "Нафтогаз Украины" оплатить услуги мексиканского юридического консультанта Garza Tello & Asociados SC (1,9 млн грн). Также в арсенале "Черноморнефтегаза" услуги МИД, Генпрокуратуры и других госструктур.

И ничего. Более того, как нам удалось выяснить, в день аукциона ни одного юриста от "Черноморнефтегаза" или "Нафтогаза" в Мексике не было.

"Они почему-то приехали 25 числа, на один день опоздали. Заплатили десятки миллионов адвокатам компании "Гесторс", и как-то так случилось, что опоздали на один день на аукцион, а поэтому не смогли вступить в судебное разбирательство и тем самым потеряли права требования на этот корабль", - рассказывает Валерий Токарь.

Член парламентского комитета по вопросам антикоррупционной политики Виктор Черный убежден: это не просто стечение обстоятельств: "Юристы "Черноморнефтегаза" специально, наверное, специально опоздали, когда как раз нужно было прибыть в Мексику и заявить свои права на этот корабль. Это очень резонансная история".

"Укратомэнерго" спасает "Титан-2"

Но спасение пришло, откуда его не ждали. Юристы украинской компании "Укратомэнерго" смогли заблокировать проведение аукциона и оставили "Титан-2" Украине.

Но откуда в этой истории появился Валерий Токарь с его компанией? И почему именно он до сих пор борется за это судно, в то время как государство, по сути, на него махнуло рукой?

Фото из открытых источников

"Укратомэнерго" еще до аннексии Крыма выиграло тендер на предоставление услуг "Черноморнефтегаза". Впрочем, несмотря на своевременно выполненные работы, оплату компания так и не получила. В попытках вернуть свои законные 29 млн грн "Укратоменерго" выиграла ряд судов и добилась ареста флота "Черноморнефтегаза". Однако госкомпания деньги так и не выплатила. "Черноморнефтегаз" утверждает, что у него нет денег.

"560 млн грн на сегодняшний день - это наши долги перед различными подрядчиками за товары и услуги, которые были предоставлены до момента оккупации, там, где есть положительные решения в пользу этих кредиторов. Почему "Черноморнефтегаз" не мог рассчитаться? Доходной базы нет у "Черноморнефтегаза", - жалуется Светлана Нежнова.

Действительно, все счета "Черноморнефтегаза" арестованы, поэтому на бумаге он не может вести активную деятельность. Хотя Валерий Токарь убежден: при желании они могли бы рассчитаться с долгами. Весь долг ДАТ перед частными компаниями и одним госбанком составляет 500 млн грн, при этом государство должно "Черноморнефтегазу" 600 млн по возврату НДС. "Но, видимо, такого желания у них нет. Мы поняли, что своих денег не получим. Арестовали их счета и имущество. Однако практически все оно было в оккупированном Крыму. Мы нашли два незахваченных судна – одно в Бразилии, другое в Мексике. В 2016 году я летал в Мексику, нанял там адвокатов, вместе мы оценили дело и само судно. Тогда оно еще не было на мели. И россияне активно пытались забрать его под свою юрисдикцию. Мои адвокаты тогда помогали отстоять судно. Я же занялся легализацией документов, необходимых мексиканском стороне для признания за мной права взыскания с "Черноморнефтегаза" долга. По закону, если должник не погасил долг, в течение шести месяцев мы имеем право претендовать на любое имущество, как на территории Украины, так и на территории других стран", - рассказывает гендиректор "Укратомэнерго" Валерий Токарь.

Именно таким образом Валерий Токарь получил возможность в суде бороться за спасение "Титана-2".

Гендиректор "Укратомэнерго" Валерий Токарь во время поездки в Мексику. 112.ua

22 октября 2018 года Валерий Токарь и юрист Карлос Эдуардо Сото обжаловали ранее принятое мексиканским судом решение о проведении аукциона по "Титану-2". Компания собрала необходимые документы, доказала мексиканскому суду, что "Титан-2" является арестованным в Украине имуществом и продавать его противозаконно.

"Аукцион был довольно странным. Его назначили по иску кипрской компании, которая предоставляла экипаж на "Титан-2", к шведскому фрахтовщику, который на тот момент был официально объявлен банкротом. Судно выставили за 1,5 млн долл., хотя производство нового такого судна обойдется в 150 млн долл. Откуда взялась оценка в полтора миллиона – непонятно. Если бы судно порезали на металлолом, то получили бы больше. Ведь там сколько оборудования, краны и т.п. Что важно – в документах по проведению аукциона нигде не было указано, что "Титан-2" является собственностью "Черноморнефтегаза". Нам пришлось это доказывать. И мы это сделали", - говорит Валерий Токарь.

"Руководитель компании получил возможность предъявлять права на этот корабль. Вот почему так случилось. И это большое счастье, что так случилось. Но есть моменты сроков. Дело в том, что они заканчиваются. Продление этих сроков требует внесения определенных сумм, и я не знаю, есть ли возможность у руководителя этой компании Валерия Токаря их вносить. Я думаю, что нужно вмешиваться украинским властям в этот процесс, подыскивать средства и проводить все мероприятия, необходимые для того, чтобы вернуть корабль в собственность Украины. А это, наверное, означает погашение задолженности перед "Укратомэнерго", чтобы они сняли свои претензии, внесение соответствующей суммы, чтобы не допустить проведения аукциона", - считает Виктор Черный.

Но пока что происходит обратное. Даже мексиканские юристы удивлены халатностью и равнодушием чиновников "Черноморнефтегаза" к судьбе своего уникального актива.

"Они как будто нарочно делали неправильные действия. Согласно мексиканским законам, они были легальными представителями, но показывали какие-то простые документы, которые были неправильно переведены. Вместо того чтобы перевести документы на право собственности с украинского на испанский, как того требует мексиканское законодательство, они перевели это с английского на испанский. Мексиканский суд отказался принимать данные документы, пояснив, что их неправильно перевели, и они потеряли свой шанс, чтобы доказать, что являются действительно владельцами корабля. Это лишь одна маленькая деталь", - рассказывает адвокат Карлос Эдуардо Сото, который по просьбе Валерия Токаря работает над освобождением "Титана-2" в мексиканских судах.

Более того, как уверяет Валерий Токарь, посольство Украины в Мексике отказалось помогать отстаивать государственное имущество. "Мы не были уверены, что сможем успеть за 10 дней собрать все необходимые документы и легализовать их в Мексике. Адвокаты обратились в посольство в Мексике, лично к послу Руслану Спирину. Просили, чтобы посольство опротестовало продажу с аукциона государственного имущества Украины, инициированного какой-то непонятной компанией. Посол их не принял", - говорит Валерий Токарь.

"Я поговорил с консулом Анной Пророк. Она сначала сказала: "Окей, я выдам вам визу, но вы должны показать мне документы по компании Валерия Токаря". Но до этого я не знал, что она замужем за человеком, который работает в "Черноморнефтегазе". Это было неэтичное поведение, и мне это очень не понравилось. Она использует свою официальную должность, чтобы получать ценную информацию относительно компании, против которой судится компания ее мужа", - рассказывает Токарь.

В конце концов, Пророк заявила, чтобы адвокаты не вмешивались в этот процесс, и отказала в подаче протеста.

То, что у консула Анны Пророк был конфликт интересов, подтвердили и в "Черноморнефтегазе".

Власть молчит, а судно может отойти коррупционерам

Сегодня вопрос возвращения корабля завис в воздухе и есть риск, что Мексика вновь выставит "Титан-2" на аукцион: кипрская Oceanwide International подготовила новый пакет документов и потребует его продажи.

"Титан-2" в случае снятия моратория на продажу через аукцион таки будет продан. Я считаю, что 1 миллион 300 тысяч за это судно – это очень маленькая стоимость. Металлолома там гораздо больше. Так судно достанется новому владельцу. Новый владелец на основании этих документов может обратиться в мексиканские органы и зарегистрировать судно на себя. Независимо от того, что в украинском реестре владельцем судна является "Черноморнефтегаз", - рассказывает юрконсультант в деле "Титан-2" Алена Бербега.

Фото из открытых источников

И, похоже, чиновники "Нафтогаза" и "Черноморнефтегаза" вообще не заинтересованы в возвращении судна государству. Они попытались избавиться от долговых обязательств госкомпании перед "Укратомэнерго", а затем "Титан-2" снова может оказаться беззащитным.

"Когда я уже прилетел в Украину, буквально через две недели получил иск от "Черноморнефтегаза", чтобы признать этот договор, по которому мы судимся и по которому приостановили в Мексике аукцион, недействительным. Если они выиграют этот суд, они приезжают в Мексику на аукцион и говорят: вот эта компания уже не имеет права требования, а поэтому кипрская компания снова выставляет его на аукцион и забирает судно себе", - описывает перспективу Валерий Токарь.

Со сменой власти в стране Валерий Токарь пытался достучаться до чиновников в отношении этой ситуации. Ведь государство снова за шаг от потери уникального судна и убытков на десятки миллионов долларов. Он обратился с письмами к президенту Владимиру Зеленскому, председателю его Офиса Андрею Богдану, премьер-министру Алексею Гончаруку, министру энергетики Алексею Оржелю, главе "Нафтогаза" Андрею Коболеву за помощью, чтобы вернуть в собственность страны корабль, который может приносить миллионные прибыли. Но тщетно.

"Если Украине судно не надо (хотя это странно, ведь оно может работать не только в Карибском море, но и в Черном), то можно было бы его продать на легитимном аукционе, где "Черноморнефтегаз" был бы указан владельцем, за нормальную цену, а не за смешные 1,5 млн долл. Кстати, балансовая стоимость "Титана-2" в документах "Черноморнефтегаза" составляет около 80 млн долл.", - говорит Токарь.

Пока что реальную помощь в борьбе за возвращение "Титана-2" в Украине предоставляет народный депутат Виктор Черный. Он пытается вынести этот вопрос на заседание парламентского комитета по вопросам антикоррупционной политики.

"Мы наблюдаем такую ситуацию, когда, возможно, должностными лицами государственных украинских предприятий разработана схема, по которой Украина потеряет корабль стоимостью до 200 млн долл. Это колоссальные деньги и колоссальная коррупционная схема, которая, возможно, спланирована, и она по всем фактам, которые мы исследуем, на самом деле была реализована. Мне кажется, что есть желание выкупить этот корабль на какую-то подставную компанию и потом, скажем, использовать его в том же направлении, то есть сдавать в аренду и получать деньги за аренду этого корабля", - говорит Виктор Черный.

Нардеп убежден: судно должно остаться в собственности украинского государства.

Игорь Смолов

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>