Конец Томоса? Что происходит в церковной жизни Украины

Конец Томоса? Что происходит в церковной жизни Украины
Фото из открытых источников

Наталья Лебедь

Журналист

20 июня 2019 года является не только той датой, когда завершается выдвижение кандидатов в депутаты и начинается их регистрация. За избирательными заботами мы потеряли интерес к страстям, которые бушуют в церковном мире. А между тем именно 20-го патриарх Филарет планирует провести поместный собор, который должен восстановить Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Фактически Филарет собирается обнулить то, над чем так долго трудился экс-президент Петр Порошенко. Ведь УПЦ КП стала тем фундаментом, на котором выстроили новую единую Православную церковь Украины (ПЦУ). Выдернув фундамент, Филарет рискует обрушить всю конструкцию. Но похоже, что патриарха это мало волнует.

Хроника последних событий

Для лучшего понимания того, что происходит с ПЦУ сейчас, напомним, как разворачивались события в недалеком прошлом.

Новости по теме

Итак, 15 декабря в Украине прошел Объединительный собор, где присутствовали делегаты от УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Тогда же было принято решение ликвидировать эти две институции, а точнее, слить их в единое целое – Православную церковь Украины. Что и было сделано. Новая церковь получила статус митрополии (а не патриархии, что, как оказалось впоследствии, категорически не удовлетворяет Филарета) и прямое подчинение Вселенскому патриархату. По случаю этого события ПЦУ получила Томос об автокефалии – своего рода "паспорт", который подтверждал факт существования независимой украинской церкви. На Объединительном соборе также было решено, что ПЦУ возглавит митрополит Епифаний.  

После того как Томос прибыл в Украину (а он был вручен Вселенским патриархом Варфоломеем Епифанию и Петру Порошенко 5 января 2019-го), власть включила его в свой тогдашний инструментарий пиара. Документ возили по городам Украины вместе с президентом Порошенко, за что это действо и получило ироническое название "Томос-тур".

30 января 2019 года Министерство юстиции официально зарегистрировало ПЦУ, при этом, однако, регистрация УПЦ КП и УАПЦ отменена так и не была. Возникла не совсем понятная юридическая коллизия, однако за два месяца до первого тура президентских выборов ею никто не занимался. А зря. Параллельное существование двух якобы ликвидированных и одной новосозданной церкви само по себе несло определенные угрозы. Эти угрозы сказались сразу после второго тура президентских выборов, когда стало понятно, что главный лоббист Томоса и объединения церквей – Петр Порошенко – отошел от власти.  

Сепарация в новой церкви началась с того, что 8 мая епископы ПЦУ получили от Филарета приглашения на "братскую встречу", отпечатанные на фирменных бланках Киевского патриархата. Это уже было воспринято как некий вызов, тем более на фоне того, что митрополит Епифаний подобного приглашения не получил вообще. "Братская встреча" должна была проходить 14 мая во Владимирском соборе. Собственно, там она и состоялась, но с разгромным для Филарета счетом: на "рандеву" к предстоятелю прибыли лишь 4 епископа из 60 приглашенных. Проигнорировал встречу и митрополит Епифаний.

А патриарх Филарет тем временем объяснил своим четырем гостям то, чего он хочет. Он хотел бы, сказал Филарет (если цитировать не дословно), чтобы украинская церковь была равноудаленной от любых центров влияния на нее. В итоге же получилось, что, вырвавшись из-под власти Москвы, которая пыталась руководить украинским православием, отечественная церковь попала в зависимость к Константинополю. "Будем и дальше бороться за единую Поместную православную церковь, независимую ни от Москвы, ни от Константинополя", – резюмировал Филарет. В ПЦУ на это ответили, что возврат к Киевскому патриархату — "это возврат в изоляцию".

Патриарх Филарет не объяснил, как он представляет себе совершенно независимую ни от кого церковь, ведь церкви (и православная, в частности) имеют определенную иерархию и подчиняются ей. В свое время король Генрих VIII, порывая с Римом и католицизмом, основал собственную англиканскую церковь, однако вряд ли Филарет имеет в виду нечто подобное. В любом случае украинская православная церковь является автономной единицей, ведь исторически, то есть с момента крещения Украины-Руси, она была митрополией Константинопольского патриархата.

Новости по теме

И несмотря на все, Филарет упрямо держится за существование УПЦ КП. "Ликвидировать Киевский патриархат может только тот, кто его создал", — говорит он, намекая, что дальнейшая судьба Киевского патриархата – в его руках. Что касается его претензий к Константинополю, то они известны. "Томос дали митрополии, но мы хотим патриархат", – так формулирует их Филарет. А к младшему коллеге Епифанию у него другой набор замечаний. 

То, что Филарет уступил место Епифанию, очевидно, рассматривалось им как определенного рода фикция. Ожидалось, что Филарет де-факто сохранит место у руля ПЦУ, хотя де-юре возглавлять церковь будет Епифаний. Однако последний делиться властью не намерен. В публичных интервью Епифаний заявляет, что уважает 90-летнего предстоятеля, но с некоторыми его высказываниями он не согласен. И раскола в церкви не допустит.

Недаром 30 мая митрополит Епифаний издал указ о том, что все документы УПЦ КП недействительны с января 2019 года. Иными словами, с момента регистрации ПЦУ. "Алаверды" патриарх Филарет объявил о созыве упоминавшегося в начале статьи собора. Его заявление прозвучало 11 июня, когда в Киеве проходил "Форум украинской интеллигенции: За Украинскую православную церковь! За Киевский Патриархат!". Присутствующие на форуме обратились к президенту Зеленскому с призывом поддержать УПЦ КП.

Интересно, что при создании ПЦУ Филарет опирался на Петра Порошенко, а для ее возможного разрушения пытается использовать его преемника-антипода - Владимира Зеленского. Впрочем, резкую смену позиции сам Филарет объясняет неосведомленностью со всеми нюансами. "Если бы мы знали содержание [Томоса], то 15 декабря не голосовали бы за автокефалию. Потому что нам не нужно переходить из одной зависимости на другую", – сказал он на Форуме.

Развитие конфликта

Из двух оппонентов митрополит Епифаний выглядит куда более сдержанным и спокойным. А патриарх Филарет, несмотря на почтенный возраст, является неутомимым в раздаче интервью и общении с медиа. "Нас обхитрили, – в который раз повторяет он в разговоре с "Украинским радио", который состоялся 12 июня. – Нам дали Томос об автокефалии, соблазнили нас, а в Томос записали зависимость Украинской церкви от Константинопольского патриархата. Сейчас я созываю Поместный собор для того, чтобы утвердить и в дальнейшем Украинскую православную церковь Киевского патриархата, которая будет независима и от Москвы, и от Константинополя. Сначала она будет маленькой, но этот Киевский патриархат снова вырастет в большой. Потому что украинский народ требует независимой церкви. ПЦУ как была непризнанной церковью, так и остается".

Далее Филарет добавляет, что не против сбросить балласт в виде ПЦУ. "Если от Киевского патриархата отделится эта ПЦУ, то пусть отделяется. Но Киевский патриархат был, есть и будет. Наша задача – не раскалывать. Наша задача – объединить все православие в одну независимую церковь", – говорит он. И снова подчеркивает: "Епифаний изменился. Он обещал, что будет предстоятелем и будет представлять Украинскую церковь извне. А я буду руководить Украинской православной церковью внутри, но вместе с ним. Он со мной не общается, не звонит, всего несколько раз со мной встречался, да и то говорили не столько о делах, сколько о погоде. А должны обсуждать дела церковные, а он со мной обсуждать не хочет. Сейчас начал против меня войну – забирает даже сторожей... Для того чтобы показать, что он есть предстоятель, а патриарх Филарет – эта уже фигура миновала. Он хочет показать властям, что он есть глава Украинской церкви, а патриарх – нет". 

Филарет не уточняет, какая из двух обид является для него весомее: то, что Константинополь не предоставил Киеву патриархию, или то, что Епифаний предпочитает говорить с ним "о погоде", а не о "делах церковных". Сам же Епифаний комментирует все претензии к нему довольно сдержанно: "Поскольку я увидел, что почетный патриарх не идет на компромисс, а ставит только ультиматумы, и увидев, что властные амбиции разрушают то, что было создано к этому времени, мы сейчас ведем общение только через СМИ". Ультиматумами от Филарета является восстановление УПЦ КП и его собственной руководящей должности, говорит Епифаний в интервью "Новому времени".

Тем временем социологи замерили рейтинги обоих отцов церкви и пришли к выводу, что популярность Епифания выше. По данным КМИС, 36,5% респондентов поддерживают назначение митрополита Епифания главой украинской православной церкви, и лишь 15,5% "голосуют" за патриарха Филарета. Правда, 45,8% опрошенных вообще не смогли определить свое отношение к этой проблеме, а еще 2,2% имеют на примете собственные кандидатуры.

Однако уровень популярности обоих предстоятелей внутри украинского сообщества не является определяющим фактором при моделировании дальнейшей судьбы ПЦУ и УПЦ КП. Важным является то, как на подобные конфликты смотрят в Константинополе, но оттуда (к сожалению или к счастью) пока никаких комментариев не поступало. В свое время мы писали о том, что мировая история знает прецеденты, когда автокефалию забирали у тех или иных церквей.

Впрочем, не исключено также, что Вселенский патриарх предпочитает просто не замечать демаршей Филарета, поскольку его идея с восстановлением УПЦ КП может считаться частной инициативой, и такая инициатива может быть наказана. Но это уже внутреннее дело ПЦУ, архиереем которой является Филарет. С другой же стороны, "не исключено, что в ПЦУ скажут, что ситуация сложная и неоднозначная, и попросят Вселенский патриархат взять на себя рассмотрение. Филарета могут и новой анафеме подвергнуть", – предполагает религиовед Дмитрий Горевой.

Он же добавляет, что когда "из Православной церкви Украины выйдет, например, несколько людей, несколько иерархов, которые имеют, кстати говоря, высокий уровень токсичности, то это, наоборот, даже может поспособствовать хорошему климату в ПЦУ, потому что произойдет определенное очищение".

Последний нюанс в этой истории связан с тем, как будут реагировать (или нет) на околоцерковные события в Администрации президента Зеленского. В инаугурационной речи новоизбранный глава государства ни словом не упомянул о Томосе, да и за время, прошедшее с момента его избрания, не проявлял заинтересованности в этой тематике. Равнодушие президентской команды в Томосе объяснить легко. "Заявления Филарета никоим образом не повлияют на рейтинги политиков или партий. В условиях парламентской кампании люди ждут от них решения социально-экономических, а не мировоззренческих или духовных проблем, в отличие от президентской кампании", – комментирует политолог Виктор Таран.

Собственно говоря, в светском государстве было бы странно ожидать активного вмешательства в конфликты клира со стороны исполнительной власти. Но в Украине – свои традиции, а у ее президентов – свои "любимые" церкви. Возможно, Владимир Зеленский станет первым лидером, который самоустранится от подобной сферы. А, возможно, на момент завершения парламентской кампании ситуация с церквями так или иначе, но будет стабилизирована. Больше об этом мы узнаем после 20 июня – после поместного собора, который созывает патриарх Филарет.

Наталья Лебедь

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>