banner banner banner

Крушение Ил-76 под Луганском: Виновные не наказаны, на следствие совершается давление

Спустя год после крушения военного самолета Ил-76 МД №76777 в Мелитополе на территории части А-3840 состоялось торжественное открытие памятника погибшему экипажу. Стоя с цветами у выгравированных имен сорока погибших десантников, родственники задавали вопрос - почему до сих пор никто из виновных в трагедии не понес ответственности. 112.ua решило разобраться, каковы предварительные итоги расследования катастрофы и каковы шансы, что правосудие будет честным

Крушение Ил-76 под Луганском: Виновные не наказаны, на следствие совершается давление
Фото из открытых источников

Любовь Величко

журналист

Спустя год после крушения военного самолета Ил-76 МД №76777 в Мелитополе на территории части А-3840 состоялось торжественное открытие памятника погибшему экипажу. Стоя с цветами у выгравированных имен сорока погибших десантников, родственники задавали вопрос - почему до сих пор никто из виновных в трагедии не понес ответственности. 112.ua решило разобраться, каковы предварительные итоги расследования катастрофы и каковы шансы, что правосудие будет честным


Ил-76 1988 года выпуска был одним из самых "молодых" во всем авиапарке ВВС Украины. За месяц до аварии самолет был спешно возвращен в строй ВС Украины после ремонта на ГП "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП", который обошелся государству в 3 млн долл.

Во второй половине мая воздушное судно принимало участие в летно-методических сборах в Николаеве, в ходе этих сборов впервые за всю историю украинской авиации отрабатывалась стрельба из установленной на Ил-76МД кормовой 23-мм спаренной пушечной установки ГШ-23.

Но судьба самолета была печальной – 14 июня около 01:10 при заходе на посадку он был сбит выстрелом из зенитного ракетного комплекса "Игла – Супер" - одного из самых эффективных устройств против летательных аппаратов на сегодняшний день. В результате крушения погибли 49 человек – 9 членов экипажа и 40 военных.

Самолет Ил-76МД в ходе летно-методических сборов ведет стрельбу по наземным целям из кормовой 23-мм спаренной пушечной установки ГШ-23. Май 2014 года Фото из открытых источников

Версии трагедии

Одной из главных версий причины трагедии является предательство и халатность военного руководства страны. По словам народного депутата Николая Княжицкого, 13 июня, накануне вылета бойцов президент Украины Петр Порошенко во время встречи с силовиками высказался категорически против перевозки военных самолетами.

"На совещании с силовиками все участники, кроме представителей Минобороны, высказались против транспортировки военнослужащих самолетами. Однако военные заверили, что все будет хорошо. Повезло, что часть военных поехали на БМП. В сбитом самолете должно было быть 200 солдат и офицеров", - написал Княжицкий.

Фото из открытых источников

Экс-министр обороны, народный депутат Александр Кузьмук считает, что террористы знали о прилете самолета Ил-76, сбитом в субботу в Луганске.

"Диверсанты не могли сидеть всю ночь в темноте в ожидании прилета военного самолета. Я глубоко убежден, что они были оповещены об этом. Если проследить всю цепочку событий от аэропорта вылета до аэропорта прилета, то понятно, что они были подготовлены", - сказал Кузьмук.

Наш источник в Генпрокуратуре, приближенный к следствию, говорит, что именно халатность военного руководства послужила главной причиной трагедии.

"Экипажу самолета в канун вылета позвонили сепаратисты и заявили, что они в курсе приказа и полета и что они будут сбивать самолеты. Летчики сообщили об этом руководству АТО, но их нецензурно послали и приказали все равно лететь! В результате благополучно приземлился только первый самолет со спецназовцами, второй самолет сбили, а третий чудом развернулся и скрылся от огня", - рассказал он на условиях анонимности.

Кроме того, по мнению Михаила Коваля, который на момент трагедии выполнял обязанности министра обороны Украины, самолет был уничтожен вследствие утечки информации о его маршруте следования. Экс-министр отметил, что информация могла быть передана террористам одним из авиадиспетчеров. Эту версию поддерживают независимые военные эксперты.

"Террористы знали, что к Луганску летит самолет с десантниками, они заранее готовились к нападению. Все происходило поздно ночью, то есть солдаты хотели осуществить ротацию максимально быстро и незаметно. Но эту информацию кто-то "слил". Это непростительная халатность, что военный самолет с десантниками летел без прикрытия и что район аэропорта не проверила авиация. Ведь нельзя сажать самолет, если вокруг аэродрома не зачищена хотя бы трехкилометровая зона", - говорит военный эксперт, подполковник в отставке Геннадий Шульга.

В поиске виновных

Председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко уверяет, что расследование уголовного дела о сбитом Ил-76 находится под контролем СБУ.

"Это дело - у нас на контроле. Результаты все есть у Генпрокуратуры. Я даже ввел новую серьезную должность в главном следственном управлении - первый заместитель с большим опытом расследования именно такого вида преступлений. Это Григорий Астафийчук - он долгое время работал в военной прокуратуре, а сейчас работает в нашей системе, чтобы качественно выполнить поручение президента", - сообщил он в комментарии 112.ua.

Правда, пока правоохранительным органам нечем похвастаться. Главного террориста Луганской области Валерия Болотова, который дал приказ сбить самолет "за нарушение воздушного пространства республики", правоохранителям задержать так и не удалось - после "ухода в отставку с поста главы "ЛНР" в августе 2014-го года Болотов исчез из поля зрения.

Новости по теме

Спустя 5 месяцев после трагедии, 18 ноября Генпрокуратура выдвинула обвинение в служебной халатности первому заместителю руководителя антитеррористической операции и заместителю начальника Генерального штаба генерал-майору Виктору Назарову.

Генерал Виктор Назаров Униан

В ходе досудебного расследования ГПУ установила, что генерал Назаров, который фактически руководил на тот момент штабом АТО, не учел оперативную обстановку в районе аэропорта, не принял во внимание данные разведки и доклады командиров частей и отдал приказ осуществить переброску подразделения на самолете.

"Я как начальник Генштаба АТО не имею к этому полету никакого отношения. Совсем другие люди руководили полетом этого самолета – они являются летчиками по специальности. Эти люди решали, где, когда и как осуществлялась посадка", - говорит в свою защиту Назаров.

По словам главного военного прокурора Анатолия Матиоса, расследование уголовного дела в отношении экс-начальника штаба АТО Назарова является тестом на профессиональность прокуратуры. Он отметил, что доказательств, добытых в процессе следствия, вполне достаточно для составления обвинительного акта.

Новости по теме

"Уголовное производство мы закончили, подошли в суд с точной и правдивой информацией. Никем не создавались искусственные доказательства, была взята за основу нормативная база, которая регламентирует полномочия этого должностного лица, были проанализированы уставные документы ВСУ, а также положения об АТО, руководстве антитеррористической операции и тех полномочиях, которые им были предоставлены. Мы все это сопоставили с теми последствиями, которые наступили", - заверил он.

Давление на следствие

25 ноября Печерский районный суд Киева, арестовав Назарова, выпустил его под залог в 365 тыс. гривен.

По словам Матиоса, генерал не отстранен от должности по формальным основаниям, и имеет право выполнять свою работу, как и прежде. "Назарова "отмазали" от ареста. Более того, он по-прежнему спокойно работает, командует войсками, он является первым заместителем начальника оперативного управления Генштаба", - говорит журналист Юрий Бутусов.

По словам нардепа Егора Соболева, Назаров пытался надавить на экспертов, которые помогают следствию в расследовании крушения украинского Ил-76.

"Адвокат Назарова Мирошник встретился с полковником Виктором Лукьянчуком и угрожал от имени генерала уволить полковника Лукьянчука из армии, если он не изменит свои показания. Лукьянчук отказался и подал заявление в прокуратуру на Мирошника, и рассказал об этом преступлении на заседании комитета Рады по борьбе с коррупцией", - сообщил он.

По словам первого заместителя генпрокурора Владимира Гузыря, который курирует расследование трагедии, ряду генералов предъявлено подозрение. Имена этих генералов Гузырь пока держит в тайне. Но активный лоббист анктикоррупционных законопроектов Карл Волох сомневается, что расследование будет проведено объективно.

Новости по теме

"Генпрокуратура умышленно блокирует расследование резонансных уголовных дел. Все попытки что-то сделать упираются в двери земгенпрокурора Владимира Гузыря, который курирует это дело. Когда я задаю ему вопросы, даже пытаюсь помочь, предоставив доказательства по тому или иному делу, Гузырь мне говорит: "Вы не имеете права указывать нам, что делать!" УПК писали под Пшонку. Пшонка должен был быть всесильным. А теперь Пшонки нет, зато есть другие всесильные. Один из них – Гузырь", - возмущается Волох.

К слову, Матиос признается, что в ходе следствия подозреваемыми совершались попытки повлиять на правоохранительные органы. "Любое уголовное производство уже влечет за собой интересы и формы защиты. Скажу дипломатично - сказать, что не было ничего - это сказать неправду. Сказать, как было, я думаю, что сейчас неуместно", - сказал он.

О том, что на следствие осуществлялось давление, говорит и тот факт, что к материалам дела не прикреплен целый ряд улик.

"В частности к делу не прикреплено не предусмотренное уставом ВСУ разрешение на вылет Ил-76, которое отправил генерал Назаров в Администрацию президента. А ведь на самом деле это должна была быть исключительная ответственность Генштаба. Президент Порошенко имел неосторожность подписать этот незаконный на самом деле запрос. И тогда начальник радиоэлектронной разведки СБУ в АТО полковник К. принес радиоперехват Назарову – под аэропортом российские диверсанты устроили засаду с ПЗРК, не посылайте самолеты! А Назаров, надежно прикрытый бумажкой с подписью президента Украины, послал полковника подальше, матом. Это сам полковник К. заявил на суде", - говорит Юрий Бутусов.

112.ua

Кроме того, сестра погибшего десантника Татьяна Ильина сообщила, что пока к делу об авиакатастрофе не прикреплены документы, которые подтверждают факт согласия президента на отправку самолета в Луганск.

Новости по теме

"Последнее сообщение от СБУ о том, что Ил-76 будут сбивать террористы, легло на стол Назарову 13 июня в 20:05. Несмотря на это, Назаров отправил борт. Также его предупреждали о предстоящей опасности на протяжении целого месяца ребята, которые находились в аэропорту Луганска. Они говорили, что поскольку их мало, то они не смогут обеспечить для самолета полуторакилометровую полосу безопасности", - подчеркнула она.

Татьяна Ильина, как и другие родственники погибших десантников, недоумевает, почему через год после трагедии требование Петра Порошенко привлечь виновных к ответственности так и не было выполнено. Тот же генерал Назаров закончил знакомиться с материалами дела всего несколько дней назад, 12 июня. А надеяться на самый справедливый суд родственникам не приходится. Поэтому они молча ложатся на бетонные плиты Майдана Независимости. В знак протеста.

Любовь Величко, специально для 112.ua

Facebook Бориса Филатова

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>