"Круты 1918": История украинской боли, рассказанная в духе советской пропаганды

"Круты 1918": История украинской боли, рассказанная в духе советской пропаганды
Из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В Украине впервые экранизировали историю подвига под Крутами. Один из важнейших кинопроектов, средств на который не пожалели. Председатель Госкино Филипп Ильенко лично был на первом показе. Не скрывал, что это кино снималось не как кассовая картина, а как фильм, который "опоздал почти на сто лет". Как снимали, так получилось: в духе формализма и формалина, общих для всего, что делается в таком русле. Преподавателям истории, которых не надо убеждать в ценности украинских националистических идей, кино, наверное, понравится. Однако тех, кто не имеет проукраинских убеждений, оно вряд ли заставит изменить позицию или проймет. Учительница истории киевской гимназии, которая на официальной пресс-конференции благодарила создателей фильма, видно, и сама не поняла, как метко описала ситуацию: "не важны детали, главное – теперь есть фильм, на который я могу повести своих учеников…"

В основу "Крут 1918" легли реальные события боя возле железнодорожной станции Круты морозной зимой 1918 года. Большевики наступали на Киев, и на защиту молодой Украинской республики, которую на тот момент были уже готовы признать в мире, встали студенты-добровольцы. 18-19 летним юношам, для большинства из которых события под Крутами были первым боевым опытом, удалось несколько дней сдерживать наступление вооруженных до зубов большевистских отрядов, которыми командовал бывший офицер императорской армии, перешедший на сторону красных, Михаил Муравьев (в фильме его убедительно сыграл талантливый актер театра драмы и комедии Виталий Салий). 

Из открытых источников

При этом создатели "Крут 1918" отмечают, что это – в первую очередь художественный фильм, а не реконструкция исторических событий. Несмотря на присутствие исторических персонажей (Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Аверкий Гончаренко, сам Михаил Муравьев и его начальник Антонов-Овсиенко), "большинство героев – собирательные образы", сказано в официальном пресс-релизе. На этом основании в фильме существуют персонажи, вокруг которых разворачиваются главные сюжетные линии. Это вымышленные фигуры двойного агента Берга (Томек Собчак), украинского генерала Савицкого (Владимир Филатов), главных героев, его сыновей – Андрея и Алексея. Андрея в фильме сыграл Евгений Ламах – один из самых перспективных украинских актеров, вскоре увидим его в главной роли в еще одной знаковой для Госкино работе, в фильме "Черкассы". По замыслу создателей фильма, Андрей – студент, будущий картограф и пацифист, который не готов проливать кровь, даже вражескую. Он говорит друзьям: хватает того, что отец и родной брат военные. Однако среди героев в фильме есть и прототип исторического персонажа. Это Григорий Пипский, тихий, неприметный гимназист, который пел в церковном хоре, за что получил прозвище Альтист. Создатели фильма утверждают, что именно он пел "Ще не вмерла України…" перед большевистскими штыками.

Итак, в заснеженном Киеве, на Софийской площади встречаются все главные герои – Андрей, Алексей, Пипский, ребята, которые также окажутся в отряде под Крутами (Валерик – Александр Пискунов, Володя – Максим Донец, гимназист Колюнька – Николай Перестюк). Там же зритель впервые знакомится с Софией – девушкой, в которую по сюжету влюблены оба брата Савицких. В разговоре с Андреем она кокетничает: "где же мне еще быть, как не на Софийской площади". София на Софийской площади. Друзья слушают выступление главы Украинской Центральной Рады Михаила Грушевского (Сергей Дзялик). Он призывает встать на защиту УНР. С речью на подиуме появляется и Симон Петлюра. Его в "Крутах 1918" сыграл Дмитрий Ступка, и стоит отметить, что после фильма "Тайный дневник Симона Петлюры", в котором легендарный украинский деятель предстал в образе тонкого и довольно неубедительного интеллигента, Ступке удалось реабилитировать его фигуру. По крайней мере после его речи не возникает вопросов, каким образом Петлюре удалось повести за собой тысячи украинцев. Друзья Андрея после речи Петлюры также записываются в добровольцы. Все это, безусловно, напоминает Майдан, на котором ребята вставали в ряды самообороны и ехали воевать с Россией на восток. Только Андрей остается верен своим пацифистским убеждениям. Он присоединится к ребятам позже. Но причина, которая побуждает его взять в руки оружие, вряд ли могла бы быть движущим мотивом для кого-то в реальной жизни.  

Из открытых источников

Впрочем, хуже очевидной неправдоподобности и чрезмерной театральности отдельных сцен в фильме явная иконизация, который противопоставлена демонизация. Никаких идей о том, что все мы люди и все грешны: только черное vs белое, добро vs зло. В образах Берга и Муравьева нет ни намека на благородство или добрые человеческие черты: они подлые, развратные, одним словом плохие, как буржуины, которые замучили Кибальчиша в известном произведении красной пропаганды. На стороне добра в фильме появятся даже пластуны. В лучших традициях, так сказать.

Генерал Савицкий, отец Пипского (Евгений Нищук), сестра (дочь режиссера фильма – Маша Шапарева) – исключительно положительные и прекрасные персонажи. Сцена посещения Альтиста отцом и Маричкой в казарме настолько слащавая, что во рту слипается. Они передают парню шарф, которому в фильме отводится буквально одна из главных ролей и смысловая нагрузка. Не менее сладок и справедливый сотник (проводил у ребят военную подготовку) – именно он жестко пресекает насмешки товарищей-студентов над Пипским из-за того самого шарфика. Правда, непонятно почему этот же сотник пытается отговорить Андрея после боя искать товарищей. Убеждает: на войне бывают жертвы.

Из открытых источников

С образами большевиков в "Крутах 1918" вышел очевидный казус. Произошло это из-за идейных убеждений режиссера Алексея Шапарева (среди его известных работ – анимационный сериал "Эскимоска", комедия "Киевский торт", драматический сериал "Правило боя"). Чтобы не преувеличивать значение негативных персонажей, режиссер решил не персонифицировать никого, кроме Муравьева, Берга и Антонова-Овсеенко (не стоит путать с Львом Троцким несмотря на внешнюю схожесть). Итак, в какой-то момент даже складывается впечатление, что в бронированном поезде, который олицетворяет грозное наступление красных на Киев, кроме этих трех и нескольких кочегаров, больше никого вообще нет… Выглядит так, что столица УНР собирается защищаться от одного-единственного бронепоезда, в котором бесчинствует развращенный и самоуверенный наркоман. Ощущение неправдоподобности усиливается в сцене, в которой Муравьев лично, без помощников, берет взвод студентов в плен на станции Круты… И конечно, без него не обойдется во время казни.

Кстати, для тех, кто убежден, что герои-крутянцы погибли в неравном бою с оружием в руках, может стать неприятным сюрпризом, что создатели фильма выбрали для финала именно казнь разоруженных ребят большевиками. Несмотря на то, что исторических свидетельств о тех событиях сохранилось очень мало, любители истории утверждают, что версия с казнью действительно ближе к исторической правде. В то же время сцена казни в "Крутах 1918" снята так, что в момент, когда следовало бы плакать, невольно задаешься вопросом: люди добрые, что за театр или уже цирк, господи прости? О пытках (а большевики жестоко пытали ребят, это известный факт) узнаем только из титров. В "Крутах 1918" большевики такие добренькие, что даже не отобрали у ребят ни конфеты, ни тот значимый шарфик.   

Неубедительно выглядит в фильме и лирическая линия. Отношения Софии и Андрея (совершеннолетние девушка и юноша) скорее напоминают нежную дружбу, чем влюбленность. Ни капли страсти. Эротические сцены и поцелуи отсутствуют. Андрей и София остаются наедине в прихожей квартиры, и в этот момент гаснет свет… вот и вся романтика. Алексей собирается сделать предложение Софии, но так и не решается достать кольцо из кармана.

Из открытых источников

Много вопросов к фильму и относительно последовательности событий и их мотивированности. Немного непонятно, кто и как захватил арсенал большевиков, имеют ли отношение к этому главные герои. Не понятно, как Андрей, только что бывший с товарищами, оказывается в поезде (везет уцелевших украинских защитников в тыл), откуда в лесу чистенький конек, на котором он отправляется искать товарищей… не понятно, каким образом он к ним не попадает, а вместо этого оказывается на станции… где встречается с братом. Возможно, это можно объяснить тем, что целый год, пока фильм готовился к выходу в прокат, по киношным кулуарам ходили слухи, что его сняли так, что не могут смонтировать. Шапарев и не отрицал, что определенные проблемы с монтажом были, но уверял, что это – обычное явление, присущее многим проектам.

Хуже всего собственно то, что несмотря на все вкусности и сладости значение подвига героев осталось за кадром. Нет ответа на вопрос, в чем на самом деле смысл их жертвы? Что это дало УНР? Что значимого произошло в результате того, что ребята задержали большевистское наступление? И самое печальное, что также не услышим ответа на один из острейших вопросов украинской нации, который в фильме задает взятый в плен Берг. Он спросит украинского генерала Савицкого, отца Алексея и Андрея, мол – какой смысл стольким жертвовать за "нацию, которой никогда не существовало"? И не получает ответа…  

А в целом картинка прекрасна: образцовые декорации, исторические реконструкции элементов старинного интерьера, безупречные костюмы и реально крутая операторская работа. Истинное наслаждение – отдельные сцены с реально талантливыми актерами. Есть и элементы экшена, как в "Матрице", и зрелищность классных клипов. Собственно, от фильма реально получить истинное наслаждение, если не обращать внимания на откровенно пропагандистские вещи, а воспринимать киноленту как набор реально классных клипов с отличным саундом.

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>