Фото из открытых источников

24-летняя история украинского образования напоминает присказку "пони бегает по кругу". Реформы в образовании крутятся вокруг одних и тех же смыслов: модернизации, европеизации, компьютеризации, адаптации и т. п. Это напоминает сериал, в котором события развиваются очень медленно, и интерес публики подогревается не действиями, а бурными реакциями, многословными обсуждениями и ожиданием того, что вот-вот, наконец, что-то произойдет.

Из перемен, воплотившихся в последние 24 года, можно вспомнить:

- внедрение 12-балльной системы оценивания в школе и 100-балльной – в вузе;

- переход к 12-летнему обучению в школе;

- кредитно-модульную систему в вузе;

- присоединение к Болонскому процессу;

- создание собственных центров аттестации и аккредитации;

- внедрение частного образования и платы за обучение в госвузах;

- смену акцентов и содержания школьных и вузовских программ по гуманитарным дисциплинам.

Новости по теме: Закон о высшем образовании стоит вносить в Раду осенью, - Яценюк

В сухом остатке – не так много, как могло быть. Особенно если учесть, что большинство из них датируются 1990-ми – началом 2000-х, а переменам, воплотившимся в последние 10 лет, предшествовали годы подготовки.

Так было с присоединением Украины к Болонскому процессу (к единому европейскому образовательному пространству, внутри которого студенты могут мигрировать между вузами благодаря унифицированной системе оценивания, вычитки часов и образовательным ступеням: бакалавр, магистр PhD и т. д.).

Или с ВНО. Всеобщее тестирование вместо вступительных экзаменов внедряли еще в 1993-м при министре Петре Таланчуке, но уже в 1995-м тесты отменили. "Слишком уж скопирована идея тестирования", - объяснял тогда причину отказа Михаил Згуровский, преемник Таланчука. В 1990-е такой отказ от прозападной инициативы еще не расценивали как предательство интересов Украины.

Более того, состав ключевых игроков отрасли мало изменился, наглядно демонстрируя справедливость пословицы "Старый конь борозды не портит".

Прежде всего, тут можно вспомнить главу Академии педагогических наук Василия Кремня. В течение 4-х лет он возглавлял министерство и сегодня продолжает разрабатывать образовательные новации.

Или Згуровского. При нём в 1995 была создана Государственная аккредитационная комиссия (ГАК – это орган, который следит за качеством в сфере высшего образования), и он был первым, кто ее возглавил. При этом тот же Згуровский разрабатывал новый закон о высшем образовании, по которому функции ГАК передаются новому органу – Национальному агентству по контролю над качеством образования, - потому что ГАК, по мнению нынешнего руководства отрасли, себя дискредитировал. Роль Згуровского в истории с ГАК напоминает гоголевское "я тебя породил..."

Новости по теме: Минобразования предостерегло педагогов от сотрудничества с "русскомировскими" организациями

Или Павел Полянский. В начале 2000-х при министре Кремне он разрабатывал стандарт для средней школы. И вот в команде Квита он снова на острие школьных реформ.

Такая преемственность, скорее, плюс, чем минус, поскольку дает возможность уравновесить крен из одной стороны в другую. Ведь идти ровным курсом пока не получается. С приходом практически каждого нового министра начинается ревизия инициатив предшественника.

Пожалуй, единственным, кто декларировал умеренность в реформировании, был, как ни парадоксально, Станислав Николаенко, возглавивший министерство на волне Оранжевой революции, будучи убежденным социалистом, и потому в силу идеологии выступал за бесплатное образование и высокую учительскую зарплату. Но это как политик. А как министр никаких кардинальных социалистических изменений он не внес (правда, у него тоже была своя концепция реформирования школы), продолжив курс своего предшественника Кремня и реализовав то, к чему Украину готовили несколько лет: присоединение к Болонскому процессу.

...И все-таки интересно знать, кому из министров удавалось управлять отраслью лучше других? При ком из них садики, школы, вузы и научные учреждения чувствовали себя лучше всего?

Чтобы приблизить наш ответ к объективности, мы проанализировали самые значимые инициативы каждого из министров.

Иван Зязюн
Фото из открытых источников
 Иван Зязюн (24.08.91 – 12.12.91)

Краткое время первого министра:

- Возглавлял министерство менее 4-х месяцев. Запомнился развитием педагогического мастерства и вплетением в обучение элементов актерства и фольклора.

После работы в министерстве стал директором-организатором Института педагогики и психологии профобразования Академии педагогических наук Украины. Умер 29 августа 2014 года.

Петр Таланчук (12.12.91 – 18.11.94)

Петр Таланчук
Фото из открытых источников

Тектонические сдвиги во всей отрасли и время тотальной бедности:

- Период кардинального изменения школьных и университетских программ.

- Внедрение платного обучения (до 1991 при СССР образование было бесплатным).

- В 1993 школьные выпускные экзамены заменены тестами.

- До 1993 количество вузов сокращалось, но уже с 1993 начало расти (со 159 в 1993/94 до 232 в 1994/95).

- Престиж образования резко упал: конкурс даже в ведущие вузы в 1992-93 гг. снизился до минимума. Число абитуриентов стало расти с 1994/95 (с 829,5 тыс. в 1993/94 до 888,5 тыс. в 1994/95)

- Разработан рейтинг вузов.

- Участвовал в создании Академии педагогических наук.

- Проходило масштабное "выселение" детских садов.

- Наращивались долги по зарплате, стремительно падал престиж профессии учителя и преподавателя.

После работы в министерстве создал в 1999 университет "Украина", в котором работает и сейчас.

Михаил Згуровский (18.11.94 – 14.01.99)

Михаил Згуровский
Фото из открытых источников

Начало системных реформ:

- Ликвидировалась задолженность по зарплате.

- В 1995/96 число учителей выросло до максимума за последние 25 лет

- Идею тестирования при поступлении перевели в статус эксперимента. "Слишком уж скопирована. Мы форсировали этот процесс", - пояснял Згуровский.

- Сокращалось число колледжей, ПТУ, техникумов и т. п.: с 790 в 1996/97 до 660 в 97/98.

- В 1998 принят закон о профтехобразовании.

- В 1995 была создана ГАК и во главе назначен Згуровский.

- В 1997-99 гг. был самый низкий охват детей садиками – 37-38%, в другие годы охват был более 50%.

- Масштабная подготовка нормативно-правовой базы, которая была принята позже.

Новости по теме: АП: Относительно перехода на 12-летнее школьное образование будет профессиональная дискуссия

После работы в министерстве вернулся на пост ректора НТУУ "КПИ", который занимает и сейчас.

Валентин Зайчук (14.01.99 – 31.12.99)

Валентин Зайчук
Фото из открытых источников

Переходный период:

- Принят закон об общем среднем образовании, по которому с 2001 вводится 12-летнее обучение в школе, а переход на 12-летку будет длиться 12 лет.

- 12-летка – за счет продления младшей школы, а дети будут идти в школу с 6 лет. Профильная школа – 10-12 классы.

- Узаконены гимназии, коллегиумы и лицеи.

- Длительность урока: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы – 40, далее – 45.

- В феврале 1999 была создана ГАК и во главе назначен Згуровский.

После работы в министерстве занял пост главы Аппарата Верховной Рады, который занимает до сих пор.

Василий Кремень (31.12.99 – 04.02.05)

Василий Кремень
Фото из открытых источников

Время роста:

- Ликвидация долгов по зарплате и рост зарплат. По словам Кремня, нищета была до 2001 – не было денег ни на выплаты зарплат, ни на печать программ и повышение квалификации педкадров. За 2003-04 зарплату учителям и преподавателям повысили на 60%.

- Мощная волна компьютеризации школ.

- С 2004 прекратилось падение числа детсадов, а с 2004 начался постепенный рост.

- В 2001-03 росло число студентов в ПТУ, техникумах, колледжах и т.п., но с 2004 снова пошло на спад.

- В 2003 начата программа "Школьный автобус".

- В 2000-01 внедрена 12-балльная система оценивания в школе, техникумах, ПТУ и т.п.  

- Постепенный возврат к тестированию: в 2003 первые 4 вуза начали засчитывать результаты тестирования при поступлении; в 2004 таких вузов было уже более 30.

- Принят Госстандарт для школы. Тогда Главное управление содержания образования МОН возглавлял Павел Полянский, который сейчас является замминистра и курирует школу.

- В 2002 принята Национальная доктрина развития образования. В 2001 утверждено Положение об аккредитации вузов, ПТУ и специальностей.

- В 2003 утверждено Положение о лицензировании образовательных услуг.

- Подготовка к присоединению к Болонскому процессу.

- Кремень выступал за сокращение числа вузов. Государственных – с 235 до 100-120.

Новости по теме: Квит: Минобразования не имеет спецсредств на военные кафедры в вузах

После работы в министерстве продолжил возглавлять Национальную академию педагогических наук, продолжает активно участвовать в процессе реформирования образования.

Станислав Николаенко (04.02.05 – 18.12.07)

Станислав Николаенко
Фото из открытых источников

Продолжение прежнего курса:

- В мае 2005 Украина присоединилась к Болонскому процессу.

- Образован Украинский центр оценивания качества образования, а результаты ВНО признаны вступительными испытаниями.

- С 2006 в вузах внедрена 100-балльная система.

- В вузах введена кредитно-модульная система, когда студент получает оценки за каждый блок прохождения дисциплины.

- Разработана Концепция реформирования школы на 2006-10.

- В 2007 финансирование ПТУ, техникумов, колледжей и т.п. переложили на областные бюджеты.

- С 2007 медленно сокращалось число студентов: с 508 тыс. в 2006 до 491 тыс. в 2007.

После работы в министерстве продолжил политическую карьеру.

Иван Вакарчук (18.12.07 – 11.03.10)

Иван Вакарчук
Фото из открытых источников

Украинизация, европеизация и тесты:

- С 2008 ВНО является обязательным при поступлении в вуз, а в 2010 завершился переходный период внедрения ВНО.

- Вакарчук сделал украинский язык единственным языком, на котором можно проходить тестирование, что вызвало протесты в русскоязычных регионах, прежде всего в Крыму. Министерство пошло на уступки, и тесты перевели на языки меньшинств.

- Анонс перехода на 12-летнее обучение. В 2009 принята Концепция профильной старшей школы – рассчитана на 12-летку.

- С 2010 Академия педнаук под руководством Кремня разрабатывает новый Госстандарт для школ.

- В 2008 Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR).

- Вакарчук выступал за независимость ГАК от МОН.

- Попытка внести украинский язык в кандминимум, но с приходом Табачника соответствующий приказ отменили.

После работы в министерстве вернулся на пост ректора Львовского национального университета, который занимает и сейчас.

Дмитрий Табачник (11.03.10 – 23.02.14)

Украинское фото

Время противоречий и попытка смены курса:

- Смена курса с 12-летки, внедрена нынешняя модель: младшая школа – 1-4 класс, 5-9 – основная, 10-11 – профильное обучение.

- Утверждены новые программы для школ.

- При поступлении учитывается балл аттестата, тесты доступны на 7 языках. В школу возвращаются выпускные экзамены.

- Внедрение обязательного дошкольного образования для 5-6-леток, которое гарантировало государство. С 2011 число детсадов росло: с 15,6 до 16,1 тыс. В 2013 самый большой охват детей садами – 61%.

- Изучение первого иностранного языка – с 1-го класса, второго иностранного – со 2-го. Информатики – с 5-го. На 2018-й запланировано, что старшеклассники смогут сами выбирать предметы.

- В школе сокращается количество часов на изучение украинского языка и литературы, а курс истории Украины вводится в курс Всемирной истории. При этом увеличено количество часов на естественные науки.

- В 2012 госзаказ (количество "бюджетных" мест в вузах) увеличен втрое – до 250 тыс.

- Улучшение выполнения программы "Школьный автобус".

- Запущена Единая государственная базе по вопросам образования, куда вносятся данные о школьниках, учителях, преподавателях и вузах.

- Многочисленные конфликты с вузами из Западной Украины, с Киево-Могилянской академией и патриотически настроенной общественностью.

- Преобразование Министерства в Министерство образования, науки, молодежи и спорта, а затем обратное преобразование.

Новости по теме: СБУ объявила в розыск экс-министра образования Табачника

После работы в министерстве находился в розыске.

Сергей Квит (27.02.14 – нынешнее время)

Сергей Квит
Андрей Кравченко

Курс на реформы и оптимизацию:

- Возврат к курсу на украинизацию, европеизацию, декларация масштабных реформ.

- Летом 2014 принят закон о высшем образовании.

- Внедряется 12-летка.

- В новом законе "Об образовании" вводится новая модель обучения в школе: 1-5 классы – начальная школа, 6-9 классы – базовая, 10-12 – профильная (закон на июль 2015 еще не принят).

- В новой концепции планируется ввести в школе ВНО при переходе на профильное обучение.

- Снижается количество школ, ПТУ, техникумов, колледжей и т.п.

- Сокращается число учителей, преподавателей и пр. В профсоюзе работников образования заявляли, что под сокращение попадут 100 тыс. учителей. Зарплату планируется повысить к 2020 – до 16 тыс. долл. в год.

- Сужается охват детей садиками: с 61% в 2013 – до 56% в 2014. Плата за садики увеличивается (раньше родители оплачивали 40% трат, а с 2015 – 70%).

- В 2015 госзаказ сократили на 12%, "привязав" его к рейтингу вуза (куда больше идет студентов, туда больше дают "бюджетных" мест).

- Все чаще говорят о внедрении платного обучения в школе. Кремень говорил, что считает нужным сделать необязательным среднее образование. Сам Квит опровергает возможность перехода на платное обучение в школе.

- В начале 2015 планировалось сократить число специальностей со 147 до 60. Но из-за протестов ректоров решение пока не принято.

- В системе вузов проводится "чистка", выявляются "фейковые" вузы.

Новости по теме: Яценюк поручил Квиту очистить систему образования от "так называемых вузов"

Итак, каждой из команд есть что записать в свой актив. Собственно, как и в пассив (не было министра, чья деятельность обходилась без скандалов, обвинений в коррупции и вредительстве). Но если сосредоточиться именно на активе, то выходит, что самыми эффективными были Згуровский и Кремень - они и сейчас активно участвуют в реформировании, а их взгляды на модернизацию образования представляются наиболее системными.

Нынешняя министерская команда еще полтора года назад декларировала курс на кардинальную модернизацию в максимально сжатые сроки. Сейчас можно сказать, что сжатые сроки придется растянуть. На то есть объективные причины: нехватка средств и урезание трат на образование и выплаты учителям и преподавателям, горячие точки на востоке страны и пр.

Тут полезно вспомнить опыт начала 1990-х. Если не считать боевые действия на Донбассе, то тогда ситуация была ничуть не лучше: обвал зарплат, гиперинфляция, дефицит, падение престижа высшего образования, неотапливаемые вузы, веерные отключения электричества (даже Киевский университет им. Шевченко оставался на зиму без света). В экономике, в политике, в психологии людей и в образовании происходили тектонические сдвиги. Но и тогда проводились реформы, которые не ограничились внедрением платного обучения, оптимизацией и сдачей в аренду зданий садиков. Кардинально менялись школьные и вузовские программы, расширялось применение украинского языка, разрабатывались новые стандарты и т.п.

Новости по теме: В школах и вузах столицы планируют ввести программы антикоррупционного правового образования

Сегодняшние апелляции к трудностям вполне правомерны и могли бы служить оправданием тому, почему обещанные быстрые реформы внедряются так медленно. Но сами по себе эти апелляции, во-первых, не сделают работу нынешней министерской команды более эффективной. А во-вторых, поднимут вопрос: если не вы, то кто?

Екатерина Гичан, специально для 112.ua