Фото из открытых источников

Как быть с такими заведениями?

Скандал с массовым отравлением суши в Киеве продолжается. Госпродпотребслужба сообщила уже о 39 пострадавших, которые обратились с жалобами после употребления суши в ресторане "Суши Лэнд" (на улице Дмитриевской, 2-а). У семи пострадавших и у повара была выделена сальмонела S.enteritidis групи D. Эксперты поясняют, что выделение только у семи пациентов возбудителя не означает, что остальные пациенты не были больны. Они могли накануне употребить антибиотики, что повлияло на картину анализов.

Как рассказал 112.ua заместитель начальника Главного управления Госпродпотребслужбы в Киеве Александр Овчаренко, в отношении повара заведения еще продолжаются исследования. У него взяты анализы, которые должны дать ответ (по титру антител в крови), была ли инфекция острой или хронической. "Если острая, значит нужно дальше искать причину, потому что повар мог так же, как и посетители, употребить одну суши и заболеть. А вот если хроническая – все, расследование можно закрывать, мы понимаем, что это повар был скрытым носителем и больным пришел на работу", - сказал Овчаренко.

В результате лабораторных исследований сырья, которые были проведены Региональной государственной лабораторией Госпродпотребслужбы в Киеве и Киевской области, в отобранных в заведении на Дмитриевской образцах, были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Они обнаружены в образцах мяса атлантического лосося, в свинине, мясе замороженной говядины и грудинки "По-Кировоградски".

Заведение было закрыто распоряжением Госпродпотребслужбы. Также было закрыто еще одно (связанное с собственниками ресторана на Дмитриевской) заведение, которое находится по адресу Степана Бандеры, 20-д.

"Второе заведение (на Степана Бандеры, 20-д) мы закрыли, потому что перестраховались. У нас было сообщение, что один человек заразился, и мы приняли меры – вышли на внеплановую проверку, в результате которой выявлены массовые нарушения санитарного и ветеринарного законодательства. На основании этого закрыли", - пояснил Овчаренко.

Согласно законодательству, Госпродпотребслужба может приостанавливать работу заведений общепита своим распоряжением. Это возможно в случае обнаружения нарушения, угрожающего здоровью. При этом решение направляется в суд, который в течение 10 дней должен его либо подтвердить, либо отменить.

Судебного решения по ресторанам на улицах Дмитриевской и Степана Бандеры пока еще нет.

Пока гром не грянет…

После случая массового отравления Госпродпотребслужба отправилась на мониторинг заведений общепита. Чем мониторинг отличается от проверки? Тем, что собственник заведения по собственному усмотрению может допустить проверяющих на производство, а может им отказать. Из 103 заведений, которые посетили сотрудники Госпродпотребслужбы, в 15 им не позволили проводить мероприятия.

Остальные заведения были проверены, но только в четырех не было выявлено никаких нарушений. По результатам мониторинга, 30% (28 заведений) приняли решение временно прекратить работу до устранения недостатков, сообщили тогда в Госпродпотребслужбе. Возобновили ли они ее, или нет, на данный момент в службе уточнить не смогли.

В отдельных заведениях были выявлены случаи махинаций с рыбой. Например, заведение по документам покупало некоторое количество рыбы у известной компании, а затем под эти документы ввозило рыбу неизвестного происхождения, без маркировки. В некоторых случаях такая рыба поставлялась по сети ресторанов (10-15 заведений). В одном из заведений проверяющие встретили парня, который привез кусок лосося просто в полиэтиленовом пакете. Он представился поставщиком.

Выявленные в ходе мониторинга случаи с рыбой были обобщены и направлены в Нацполицию, рассказал 112.ua Александр Овчаренко: "Сегодня был следователь, наши материалы уже присоединены к производству, которое было возбуждено по статье 325 УК "Нарушение санитарных правил и норм относительно предотвращения инфекционных заболеваний и массовых отравлений" (дело возбуждено в связи с массовыми отравлениями, - ред.)".

В рамках расследования по просьбе Нацполиции сотрудники Госпродпотребслужбы проведут новые проверки. Будут проверять поставщиков, посредников, производителей.

Александр Овчаренко сообщил 112.ua, что будут "серьезные мероприятия, и так просто там не закончится".

Также заместитель начальника Главного управления Госпродпотребслужбы рассказал, что на основании проведенного мониторинга поступило уже 24 заявления от представителей бизнеса (заведения общепита, - ред.), в которых они просят провести у нас полноценную проверку. "Личное заявление согласно законодательству – это основание для проведения проверки, в ходе которой могут быть выданы предупреждения и затем выписаны штрафы, если они не соблюдаются. При грубых нарушениях заведение может быть закрыто", - пояснил Овчаренко.

Последние два года в Украине действует мораторий на проведение проверок. В связи с этим, заведения общепита, как и другие субъекты, проверяются по графику плановых проверок. При этом, согласно законодательству, проверку можно запланировать только на конкретный период времени и предупредить о ней предпринимателя минимум за 10 дней. Таким образом, ситуация разворачивается в ключе, пока гром не грянет, то есть, пока не случится конкретная беда.

Специалисты Госпродпотребслужбы рассчитывают, что ситуация улучшится после вступления в силу закона "О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных". Президент Петр Порошенко недавно подписал документ, но он вступит в силу весной 2018 года (через 9 месяцев).

Согласно закону, плановые проверки будут проводиться без предупреждения. Периодичность проверок, согласно ему, определяется в зависимости от категории риска объекта. Если высокая степень риска, он проверяется один раз в два года.

"Закон усилит контроль за безопасностью продуктов, но в то же время он смягчает ответственность. Документ предусматривает, что если нарушение обнаружено впервые, мы должны давать предупреждение, делать предписание. Это в том случае, если нет угрозы здоровью. Но если выявлена рыба без документов, не соблюдается температурный режим, то заведение может быть закрыто или оштрафовано", - сказал Овчаренко.

На что рассчитывать пострадавшим?

Кто будет привлечен к ответственности в истории с массовым отравлением, должно определить следствие. Но от этого, по словам юристов, зависит то, когда пострадавшие смогут получить компенсацию.  

"Предусмотренный в нашем законодательстве принцип возмещения или компенсации предусматривает, что лицо, от которого требуют компенсацию, в установленном порядке должно быть признано виновным в действиях, которые причинили ущерб. Для аналогии могу привести случай ДТП. При всей очевидности - кто кого догнал, даже страховые компании проводят выплаты по КАСКО только при наличии решения суда, в котором определен виновник ДТП", - говорит адвокат Игорь Черезов.

По его словам, в данном случае до получения судебного решения об установлении вины повара или юридического лица перспективы получения компенсации пострадавшими весьма туманны.

Госпродпотребслужба сообщила, что готова помочь пострадавшим взыскать материальный и моральный ущерб с виновных. "Пострадавшим от употребления суши, которые планируют обратиться в суд, наши специалисты будут предоставлять документы, которые они смогут использовать в суде, подтверждающие, что это вина субъекта хозяйствования. О заболевании они возьмут справки в лечебных учреждениях. И мы призываем людей это сделать, чтобы бизнес чувствовал ответственность за то, что не обеспечил безопасность продукции", - сказал Александр Овчаренко.

По словам Черезова, моральный ущерб украинским законодательством предусмотрен, но практика его возмещения не идет по пути компенсации больших сумм. "Значительного возмещения можно добиться только в случаях полной утраты здоровья или смертельного случая (потеря родственника). В данном случае, если говорить о моральном ущербе, пострадавшие могут рассчитывать на удовлетворение судом иска о компенсации морального ущерба в минимальном объеме, разве что в размере стоимости рулона туалетной бумаги", - сказал адвокат.

По его словам, также возможно добиться 100% возмещения затрат на лечение, на приобретение медикаментов, медицинское обследование. Для этого все пострадавшие должны с самых первых минут собирать все документы, подтверждающие понесенные ими затраты (чеки вызова коммерческой скорой, чеки аптек и прочие затраты).

Еще один вариант добиться получения компенсации в значительных размерах: сделать все возможное, чтобы заведение добровольно выплатило пострадавшим компенсацию для спасения собственной репутации, предположил Черезов.

Елена Голубева