Фото из открытых источников

Владельцы машин с иностранной регистрацией сегодня частично перекрыли въезды в Киев, привлекая внимание к законопроекту №5567, принятие которого позволит смягчить условия пребывания автомобилей с иностранными номерами в Украине. Сначала активисты заблокировали Одесскую, Бориспольскую и Житомирскую трассы в столице, а затем переместились к Кабмину.

Это уже не первая акция протеста владельцев авто иностранной регистрации. Предыдущие проходили на пограничных переходах, когда автовладельцы блокировали проезд через границу. В Киеве также проводились акции протеста, но они носили локальный характер. Нынешняя – самая громкая. Не исключено, что парламент вскоре займется этим вопросом, ведь у движения по легализации автомобилей иностранной регистрации в Украине есть много лоббистов среди депутатов Верховной Рады. В частности, одним из идеологов легализации таких авто является народный депутат Владимир Парасюк, а также его коллеги, избранные в приграничных областях. Среди них – братья Балоги, братья Дубневичи, фракция Олега Ляшко и другие.

112.ua разбирался, что из себя представляет законопроект №5567, из-за которого столько шума и шин на трассах.

Новости по теме: В Киеве требуют урегулировать транзит авто с иностранными номерами: Частично перекрыты въезды в столицу

Почему возникла проблема?

С ценами на автомобили в салонах знакомы все, а кто не знаком, может зайти на сайт любого дилера. 6 июля 2012 года был принят закон, которым граждане были ограничены в праве выбора автомобиля – вводилось поэтапное повышение экологических норм. С 2016 года первый раз зарегистрировать на территории Украины можно импортное транспортное средство стандарта Евро-5, то есть максимум 2010 года выпуска. Эти автомобили, даже подержанные, стоят довольно дорого. В прошлом году развернулась настоящая борьба за снижение акцизов и сборов при импорте б/у автомобилей в Украину. Рада на 2 года понизила акциз, но ввела ряд ограничений, с которыми можно ознакомиться ЗДЕСЬ. СМИ писали, что противники смягчений условий импорта легковушек – местные дилеры, а также компании "Автоваз" и "Богдан". Они якобы опасаются, что наплыв б/у автомобилей из Европы ударит по продажам новых машин.

Однако после принятия закона оказалось, что купить подержанное авто в Европе, даже с учетом сниженного акциза, все равно дорого, и к тому же, неудобно обычному гражданину (опять же, смотрим на условия). Многие нашли выход в покупке авто с иностранной регистрацией. Такие автомобили не растаможены на границе, а потому в их цене не заложены таможенные платежи. Дилеров, которые гоняют нерастаможенные машины, в Украине полно, достаточно зайти на OLX и посмотреть на предложение. Люди покупают машины с иностранной регистрацией, потому что они относительно дешевы. За 2-5 тыс. евро можно купить приличное авто – от Golf до Audi А6. В Украине за такие деньги можно взять только "Жигули" или "Таврию".

Проблема в том, что Таможенный кодекс позволяет ввозить на территорию Украины такие автомобили в режиме транзита на 5-10 дней. При этом иностранцам разрешено ездить на иностранных номерах в Украине 1 год.

Многие, особенно жители приграничных регионов Западной Украины, покупают авто на иностранной регистрации и вопреки законодательству пользуются ими. Появились даже дельцы, которые оформляют машины на иностранные фирмы, что позволяет ездить на них 1 год. В приграничных селах украинцы пересекают границу каждые 5-10 дней. Однако все это неудобно, незаконно и рискованно.

Поэтому зародилось целое движение за легализацию таких авто. И оно нашло в Украине многих сторонников среди депутатов. После нескольких митингов и блокирования дорог в Раде в конце декабря 2016 года появился законопроект, авторами которого стали более 70 народных избранников. Среди инициаторов легализации – депутаты Парасюк, Ляшко со своей фракцией, Деревянко, Балоги, Дубневичи, Тарасюк, Чумак, Юринец, Горват, Мусий, Юрий Береза, Игорь Луценко, Березюк и многие другие. То есть, представители всех фракций, кроме "Оппоблока". Это так называемый компромиссный законопроект.

Новости по теме: Перекрытие въездов в Киев протестующими: Реакция соцсетей

Депутаты отмечают, что факты нарушения требований таможенного законодательства в части обязательств о транзите и обратном вывозе транспортных средств личного пользования становятся все более частыми. "Такие действия граждан являются следствием жесткой налоговой и таможенной политики Украины… Было существенно ограничено право граждан на выбор транспортного средства. Особенно, учитывая тот факт, что большинство граждан Украины живет за чертой бедности и не имеет возможности приобрести качественный автомобиль по доступной цене, заплатив все налоги", - говорится в пояснительной записке.

Фото из открытых источников

В настоящее время, по разным данным, в Украину ввезено 1,48 млн автомобилей на иностранной регистрации в разных таможенных режимах. Депутаты признают, что ввоз авто нерезидентами или через услуги иностранных юридических лиц, или же резидентами в режиме транзита приводит к нарушениям (потому что речь идет не только о коммерческом пользовании, а о частном), а движение большинства таких авто не отслеживается и не контролируется правоохранительными и таможенными органами Украины. Сплошное беззаконие в этой сфере, которое сопряжено и с коррупцией на границе. Запретить нерезидентам ввозить такие авто государство не может, потому что это будет нарушением международных норм.

Что предлагают депутаты?

Поэтому депутаты предлагают разрешить временный ввоз в Украину легковых и грузовых автомобилей массой до 3,5 тонны и возрастом свыше 7 лет, а также прицепов к ним, на срок не более чем на один год и под письменное обязательство о его обратном вывозе. В таком случае за каждый полный или неполный календарный месяц пребывания на таможенной территории нужно будет заплатить часть суммы таможенных платежей, которые применялись бы при выпуске автомобиля в свободное обращение. Речь идет о пошлине (до 10% оценочной стоимости автомобиля), акцизе (рассчитывается в евро и зависит от объема двигателя), а также НДС (20% стоимости ТС). В 2017 году часть суммы таможенных платежей составит 0,2%, в 2018 году – 0,3%, в 2019-м году – 0,5%.  

Указанный сбор нужно будет заплатить во время пропуска автомобиля через зону таможенного контроля на границе. В дальнейшем срок временного ввоза можно будет продлить (с внесением соответствующей суммы) на срок до 60 суток без пересечений госграницы. В случае продажи таких автомобилей на территории Украины нужно будет оплатить полноценную "растаможку". Один человек сможет "временно ввезти" один автомобиль (допускается возможность продлевать временный ввоз раз в год), однако если его вывезти с соблюдением всех правил, появится возможность привезти другое транспортное средство.

Предлагается ввозить автомобили по новой схеме только для частного использования, а за эксплуатацию с целью проведения предпринимательской деятельности ГФС будет вправе выписать штраф в размере 34 тысяч гривен. При превышении оговоренных сроков временного ввоза будут применяться штрафные санкции в размере стоимости автомобиля либо его конфискации.

Немаловажное уточнение, что общая сумма платежей для машин с иностранной регистрацией не должна превышать аналогичных выплат для авто, изготовленных на территории Украины. Наконец, в Таможенном кодексе "ввоз с целью транзита" автомобилей (сейчас – сроком до 5 дней) гражданами будет заменен на "перемещение" с условием внесения залога в размере стоимости полной растаможки. Ездить на нерастаможенных автомобилях без условно частичного освобождения от таможенных платежей можно будет только нерезидентам. 

Новости по теме: В Кабмине предполагают, что акция протеста автомобилистов может быть репетицией будущих диверсий

Что в итоге?

Итак, что дает этот законопроект. Он частично легализует ввозимые б/у автомобили, но при этом усиливает административную ответственность за правонарушения в этой сфере путем введения больших штрафов, вплоть до конфискации авто.

С одной стороны, как отмечают авторы отозванного проекта, автомобили с иностранной регистрацией все равно ввозятся, только подпольно. Руки на этом греют коррупционеры, в том числе, и на таможне. Полностью перекрыть ввоз автомобилей с иностранной регистрацией невозможно, поэтому вывод на свет "черного" ввоза прибавит доходов госбюджету, упростит жизнь людям, сократит очереди и позволит небогатым украинским гражданам обзавестись иномарками. Что, в принципе, для безопасности на дорогах лучше, чем постоянно эксплуатировать автомобиль пятидесятилетней давности.

Но вот противники отмены существующего режима, среди которых и члены правительства, апеллируют к "сырости" отозванного законопроекта. Кроме того, возникают и опасения, что, если упростить правила ввоза ТС, на внутренний рынок хлынут дешевые подержанные авто из-за границы, которые задавят украинский автопром и повысят аварийность на дорогах страны, не говоря уже об ухудшении экологической ситуации.

Казалось бы, такой вот временный и довольно сдержанный формат устроит как правительство, так и автолюбителей. Однако 20 января законопроект был отозван из парламента. Он так и не попал на рассмотрение комитетов. А сегодня инициаторы протеста встречались с премьером Гройсманом, чтобы тот поспособствовал принятию документа. Глава ГО "АвтоЕвроСила", которая организовала протесты, Олег Ярошевич отметил, что о такой встрече было договорено ранее. Не исключено, что в связи с этим законопроект и отозвали на доработку, и его таки намерены принять, но в несколько измененном виде. Как рассказали нам в пресс-службе одного из соавторов законопроекта, он был отозван по техническим причинам: "Чтобы быть принятым в 1-м чтении и в целом, лучше, если замечаний не будет". Для утверждения в зале парламента нужны голоса БПП, а эта фракция противится автомобильным смягчением.

Примечательно, что продажи новых легковушек в 2016 году, согласно данным Укравтопрома, выросли на 40%, до 65,5 тысяч штук. В то же время, в 2013 году за год продали 213 тысяч единиц, что в 3,5 раза больше.

Статистика продаж автомобилей в 2016 году
Укравтопром

Интересно, что в той же Польше, где часто закупают подержанные автомобили, нет ограничения на ввоз машин ниже категории Евро-5. А в Украине с 2018 года вступает в силу стандарт Евро-6. То есть скоро ввозить можно будет авто не старше 2014 года выпуска.

Сергей Звиглянич

Лилия Брудницкая